Портретный очерк презентация

Содержание


Презентации» Образование» Портретный очерк
Портретный очеркСодержание
 Урок 1. Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция,Урок 1
  
 Портретный очерк: 
 общее представление о жанре,Цели урока:
 дать понятие об очерке как литературном жанре;
 познакомить учащихсяОчерк – один из распространённых публицистических жанров.
 Темой очерка является общественноОчерк бывает двух видов:
 Документальный очеркЗадача очерка –
 не просто рассказать о каком-то явлении, человеке илиОдним из видов очерка является портретный очерк.
 Его герой – человекВ центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами иУпражнение №1Выразительно прочитайте отрывок из очерка М.М.Пришвина «Колдуны».
 Сказочник Мануйло - человекДля изображения внешности героя используется тип речи – описание.
 В этойПочти в каждом портретном очерке имеются следующие составные части:
 описание внешностиУпражнение №2 (Р. Упр.371)Каким вы видите героя очерка В.Морозова «Мой Серёжа»?
 МОЙ СЕРЕЖА. 
В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание(3) Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередьУпражнение №3 (Р. Упр.372)Он очень ценил в людях порядочность. 
 Он очень ценил вИтоги урока:
 познакомились с понятием очерка как литературного жанре;
 узнали особенностиДомашнее заданиеУрок 2
   
 Творческая работа. 
 Изложение с элементамиЦели урока:
 закрепление умения сжато передавать содержание текста;
 формирование умения создаватьБОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ (1878–1927), русский художник. 
 Родился в Астрахани 23Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного СоветаЖил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русскойЯрмарка 1906ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН (1873–1938), русский певец (бас-баритон).
 Родился 1 (13) февраляЗнакомство с фрагментом из очерка В.Липатова.
 Что вы узнали о художнике,Приёмы сжатия текста.
 Исключение подробностей, деталей. 
 Обобщение. 
 Сочетание исключенияЗнакомство с фрагментом из очерка В.Липатова.
 Шаляпин на заснеженном пригорке, аЗадание
 Внимательно всмотритесь в картину, вдумайтесь в её необычную композицию, вглядитесьВ презентации использованы материалы и репродукции, размещённые на сайтах:
 http://www.krugosvet.ru/articles/16/1001663/0008862g.htm
 http://www.krugosvet.ru/articles/78/1007885/1007885a1.htm
Литература
 Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Портретный очерк


Слайд 2
Описание слайда:
Содержание Урок 1. Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства. Урок 2. Проба пера.

Слайд 3
Описание слайда:
Урок 1 Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства.

Слайд 4
Описание слайда:
Цели урока: дать понятие об очерке как литературном жанре; познакомить учащихся с особенностями портретного очерка.

Слайд 5
Описание слайда:
Очерк – один из распространённых публицистических жанров. Темой очерка является общественно значимый факт. В нём рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях.

Слайд 6
Описание слайда:
Очерк бывает двух видов: Документальный очерк

Слайд 7
Описание слайда:
Задача очерка – не просто рассказать о каком-то явлении, человеке или событии, но и показать это явление, событие или человека в действии, в развитии, раскрыть сущность этого явления с помощью художественных средств, доказать его общественную значимость.

Слайд 8
Описание слайда:
Одним из видов очерка является портретный очерк. Его герой – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь. В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми.

Слайд 9
Описание слайда:
В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый. Его сущность раскрывается в конкретных делах и поступках, в напряжённых ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми, в том, какие цели он ставит перед собой и какими путями их достигает. Важную роль в обрисовке героя очерка играет описание внешности героя (портрет) и воспроизведение его речи (речевая характеристика).

Слайд 10
Описание слайда:
Упражнение №1

Слайд 11
Описание слайда:
Выразительно прочитайте отрывок из очерка М.М.Пришвина «Колдуны». Сказочник Мануйло - человек высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И только когда он начинает рассказывать свои сказки, «манить», в лице его мелькает что-то такое легко­мысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес не просто как полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удов­летворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может осуществить, это сходить в Иерусалим.

Слайд 12
Описание слайда:
Для изображения внешности героя используется тип речи – описание. В этой части очерка возможны разнообразные синтаксические конструкции: сказуемые – простые глагольные и составные именные; согласованные и несогласованные определения; сравнения – простые и развёрнутые. Часто встречаются портретные зарисовки, в которых употребляются обособленные определения, приложения, а также сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Слайд 13
Описание слайда:
Почти в каждом портретном очерке имеются следующие составные части: описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи; эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в герое главное.

Слайд 14
Описание слайда:
Упражнение №2 (Р. Упр.371)

Слайд 15
Описание слайда:
Каким вы видите героя очерка В.Морозова «Мой Серёжа»? МОЙ СЕРЕЖА. В тот день, о котором мне надо вам рассказать, в районный центр съехались на семинар журналисты всей страны. Начали знакомить представителей прессы с выпускниками школ. И знаете, одного хлопца я сразу узнал, хотя не виделись мы пять лет. Не забыл и фамилию его — Зизика. Я же писал о нем! Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения. Музыка. Времени на нее уходит порядком. И на дорогу тоже: музыкальная-то школа в райцентре! Книги. Бывало, находили Сережу за чтением где-нибудь за селом, в укромном месте, а оторвать от книги не могли. Как прикованный! Техника. К Сереже привозили ремонтировать мотороллеры, мопеды взрослые парни, когда мастер ходил еще в четвертый класс.

Слайд 16
Описание слайда:
В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может бать и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Всё зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своём очерке. В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может бать и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Всё зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своём очерке.

Слайд 17
Описание слайда:
(3) Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения. (3) Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения. (4) Музыка. Времени на нее уходит порядком. И на дорогу тоже: музыкальная-то школа в райцентре! (5) Книги. Бывало, находили Сережу за чтением где-нибудь за селом, в укромном месте, а оторвать от книги не могли. Как прикованный! (6)Техника. К Сереже привозили ремонтировать мотороллеры, мопеды взрослые парни, когда мастер ходил еще в четвертый класс. (7) С седьмого класса Сережа уже в поле — с комбайнерами. Тогда-то я и увидел его впервые. Обожженного солнцем, пропыленного. С озорным блеском в глазах. В кепочке с блестящим козырьком. Крупные капли пота висели на бровях и ресницах. Сережа смешно сдувал их, выпятив нижнюю губу. Руки-то у него были при деле.

Слайд 18
Описание слайда:
Упражнение №3 (Р. Упр.372)

Слайд 19
Описание слайда:
Он очень ценил в людях порядочность. Он очень ценил в людях порядочность. Он полюбил тишину с детства. К технике его потянуло рано. Многие годы книги заменяли ему друзей.

Слайд 20
Описание слайда:
Итоги урока: познакомились с понятием очерка как литературного жанре; узнали особенности портретного очерка.

Слайд 21
Описание слайда:
Домашнее задание

Слайд 22
Описание слайда:
Урок 2 Творческая работа. Изложение с элементами сочинения (на основе картины Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина» и фрагмента из очерка В.Липатова).

Слайд 23
Описание слайда:
Цели урока: закрепление умения сжато передавать содержание текста; формирование умения создавать свой текст как ответ на задание к тексту – портретному очерку.

Слайд 24
Описание слайда:
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Учился в петербургской Академии художеств (1896–1903), где его наставником был И.Е.Репин. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Слайд 25
Описание слайда:
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта».

Слайд 26
Описание слайда:
Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка. Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка. Хотя в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации. Умер Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927.

Слайд 27
Описание слайда:
Ярмарка 1906

Слайд 28
Описание слайда:
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН (1873–1938), русский певец (бас-баритон). Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского «Борис Годунов»; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх «Фауст» Гуно, «Садко» Римского-Корсакова, «Мефистофель» Бойто, «Дон Кихот» Массне и «Жизнь за царя» Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня «Эй, ухнем» и «Песня о блохе» Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.

Слайд 29
Описание слайда:
Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова. Что вы узнали о художнике, его жизни из очерка? Каким вы представляете себе этого человека? Какие черты характера особенно поразили вас? Какие отношения связывали Кустодиева с Шаляпиным? Как, в каких условиях создавался портрет великого певца? Почему полотно названо портрет-картина?

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:
Приёмы сжатия текста. Исключение подробностей, деталей. Обобщение. Сочетание исключения и обобщения.

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:
Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова. Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идет-гудит. По-прежнему ярмарочный силач штангу поднимает на балаганном помосте, и мчатся сани, и карусель вертится, и вьется над ней яркая гроздь разноцветных шаров... Ярмарка цветастая, хохочущая — обычная кустодиевская «веселая драма красок», как метко заметил художник Бенуа. На обычном знаменитом кустодиевском снегу, где ни соринки. Бело-голубовато-розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, искрящееся, переливающееся... Что ни миг — у снега иное настроение. Чем не фон для столь чувствующего «свою интонацию» Шаляпина?

Слайд 35
Описание слайда:
Задание Внимательно всмотритесь в картину, вдумайтесь в её необычную композицию, вглядитесь в лицо Шаляпина, оцените его позу, поворот головы… Напишите сочинение по картине. Дайте описание портрета Шаляпина, используя, если потребуется, прочитанный текст. Передайте своё видение картины, свои впечатления от живописи Б.М.Кустодиева.

Слайд 36
Описание слайда:
В презентации использованы материалы и репродукции, размещённые на сайтах: http://www.krugosvet.ru/articles/16/1001663/0008862g.htm http://www.krugosvet.ru/articles/78/1007885/1007885a1.htm http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/322.htm http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1954 http://smallbay.ru/kustodiev.html

Слайд 37
Описание слайда:
Литература Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под.ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007 Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс/ Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.:Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 кл.)»: Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, Г.А.Богданова, С.А.Никольская; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990 Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: (8 – 9 кл.): Пособие для учителя/ Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков и др.; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990


Скачать презентацию на тему Портретный очерк можно ниже:

Похожие презентации