Праздники на Дону презентация

Содержание


Презентации» Образование» Праздники на Дону
Праздники на ДонуРождество
 Особо любимыми на Дону были рождественские праздники, праздновали их красочноСтарый Новый год
 Накануне "Старого Нового года", тринадцатого января - щедрыйКрещение
    В Крещенский сочельник бывает два великих водосвятия.
Масленица
  Масленица, отличавшаяся от других праздников, это прежде всего печениеНа Дону празднование масленицы носило ярко выраженный военизированный характер ( вЗаключительным массовым действием в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костёр.Пасха
 Пасха  - один  из  самых  любимых,Это было время для проведения его в добрых делах. Это времяВ пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую входилиПраздник Святой Троицы
 Праздник Святой Троицы относится к "двунадесятым" (две­надцати) праздникамУкрашали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома.Непременным атрибутом праздника являлось плетение венков, которые украшались цветами. Девушки одевалиПресвятая Богородица
 более всех святых почитали казаки Пресвятую Богородицу. День 14



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Праздники на Дону


Слайд 2
Описание слайда:
Рождество Особо любимыми на Дону были рождественские праздники, праздновали их красочно и ярко. К достойному празднованию Рождества верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника назывался сочельником, в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво ( пшеницу с мёдом ). Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья и все спешили в церковь на службу. Но ещё раньше уходили из дома дети славить Христа. Ходили по три-четыре человека. Не принять "христославщиков" считалось большим грехом. Если "христославили" дети , то они говорили:

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:
Старый Новый год Накануне "Старого Нового года", тринадцатого января - щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать, а с полуночи до петухов гадали. Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук с мукой, солью, монетой или оставляли пустыми. Достанется вареник, начинённый мукой - жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью -горькая, пустой вареник - пустая жизнь, с монетой - счастливая и долгая. обычай щедровать до сих пор сохранился в донских станицах.

Слайд 5
Описание слайда:
Крещение В Крещенский сочельник бывает два великих водосвятия. Первое накануне праздника в храме. Второе совершали в самый праздник под открытым небом на прудах и реках. На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, вода под давлением собравшихся людей била фонтаном. Ею умывались и наполняли ёмкости. К рождественским праздникам готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением дома была ёлка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. В эти дни ходили друг к другу в гости, и каждая хозяйка старалась удивить гостей разнообразием блюд. Так на Дону проходили рождественские праздники.

Слайд 6
Описание слайда:
Масленица Масленица, отличавшаяся от других праздников, это прежде всего печение блинов, в которых исследователи видели отголосок солярного культа - знак оживающего солнца. Блины были золотым гвоздём масленицы. Они были с маслом, со сметаной, с маком, мёдом, вареньем, брусникой и сёмгой - не исчерпать всех возможностей праздничного стола. Каждый день масленичной недели имел особое своё назначение: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, пятница - тёщины вечерки, суббота -золовкины посиделки, воскресенье - проводы, прощание, прощёное воскресенье.

Слайд 7
Описание слайда:
На Дону празднование масленицы носило ярко выраженный военизированный характер ( в XVIII - начале XIX веков). Главным событием масленицы являлась скачка и джигитовка, к которым готовились задолго до их проведения. С наступлением первого дня масленицы со всей станицы собирались к назначенному месту наездники на лошадях, украшенных дорогой сбруей. Устраивались стрельбы по мишени, скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади. Победитель получал коня со всей сбруей, пришедший вторым - несколько аршин сукна и парчи, третий - сафьян и стремена. Во время масленицы во многих станицах сооружали снежные городки - царство зимы - с высокими башнями и стенами, для прочности облитыми водой. В середине городка ставился высокий, гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались "штурмом" в последний день масленицы. Деятельное участие в праздновании масленицы принимали дети, устраивали свои скачки по улицам, стреляли из маленьких пушечек. На Дону празднование масленицы носило ярко выраженный военизированный характер ( в XVIII - начале XIX веков). Главным событием масленицы являлась скачка и джигитовка, к которым готовились задолго до их проведения. С наступлением первого дня масленицы со всей станицы собирались к назначенному месту наездники на лошадях, украшенных дорогой сбруей. Устраивались стрельбы по мишени, скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади. Победитель получал коня со всей сбруей, пришедший вторым - несколько аршин сукна и парчи, третий - сафьян и стремена. Во время масленицы во многих станицах сооружали снежные городки - царство зимы - с высокими башнями и стенами, для прочности облитыми водой. В середине городка ставился высокий, гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались "штурмом" в последний день масленицы. Деятельное участие в праздновании масленицы принимали дети, устраивали свои скачки по улицам, стреляли из маленьких пушечек.

Слайд 8
Описание слайда:
Заключительным массовым действием в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костёр. Торжественно привозили или приносили к костру чучело - "масленицу". Под пение песен, громкие крики, чучело зимы - символ голода, тьмы сжигали. Сожжению чучела приписывалось также значение сожжения на весь пост всяких удовольствий и развлечений. Большое значение придавалось заключительному акту масленичных торжеств, имеющему нравственно-очистительный смысл: в последний день масленицы, в Прощёное воскресенье, просили друг у друга прощение за вольные и невольные обиды. Заключительным массовым действием в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костёр. Торжественно привозили или приносили к костру чучело - "масленицу". Под пение песен, громкие крики, чучело зимы - символ голода, тьмы сжигали. Сожжению чучела приписывалось также значение сожжения на весь пост всяких удовольствий и развлечений. Большое значение придавалось заключительному акту масленичных торжеств, имеющему нравственно-очистительный смысл: в последний день масленицы, в Прощёное воскресенье, просили друг у друга прощение за вольные и невольные обиды.

Слайд 9
Описание слайда:
Пасха Пасха - один из самых любимых, красочных и светлых праздников! Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения -центральное событие в духовной жизни христианина, отличаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. "Праздником праздников и торжеством из торжеств" называют православные богословы Пасху. Пасхе предшествовал семинедельный пост, называемый "Великим". В такие дни запрещалось употреблять скоромную пищу. Но это были дни не столько воздержания от пищи, сколько дни духовного поста.

Слайд 10
Описание слайда:
Это было время для проведения его в добрых делах. Это время когда люди должны очиститься от грехов. К празднику пасхи готовились заранее: убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом, на окна вешались накрахмаленные белые занавески, комоды покрывались вязаными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Накануне Пасхи дом преображался, блистая чистотой и белизной, наполнялся запахом испечённых куличей и пасок, сиянием и разноцветьем пасхальных яиц. На Страстной неделе "чистый четверг" являлся одним из важных дней предпасхального времени. В этот день совершалось множество разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. В чистый четверг купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца. Это было время для проведения его в добрых делах. Это время когда люди должны очиститься от грехов. К празднику пасхи готовились заранее: убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом, на окна вешались накрахмаленные белые занавески, комоды покрывались вязаными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Накануне Пасхи дом преображался, блистая чистотой и белизной, наполнялся запахом испечённых куличей и пасок, сиянием и разноцветьем пасхальных яиц. На Страстной неделе "чистый четверг" являлся одним из важных дней предпасхального времени. В этот день совершалось множество разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. В чистый четверг купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца.

Слайд 11
Описание слайда:
В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую входили пасха, кулич и крашеные яйца. Яйцо - символ зарождающейся жизни, занимает центральное место в пасхальном обряде. Как из яйца возникла новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника. Кроме крашенных яиц к праздничному пасхальному столу готовили сырную пасху и пекли куличи. Обязательным кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освящённый в церкви кулич и яйцо. Освящённому в церкви красному яйцу приписывались магические свойства: оно защищало домашних животных от болезней, оберегало от града, спасало дом от пожара. На Пасху катали яйца по земле, считалось, что это способствовало плодородию. С раннего утра начинали звонить колокола, поддерживая радостное праздничное настроение. На Пасху станичники шли поздравлять друг друга с праздником, обменивались крашеными яйцами и пасхами. В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую входили пасха, кулич и крашеные яйца. Яйцо - символ зарождающейся жизни, занимает центральное место в пасхальном обряде. Как из яйца возникла новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника. Кроме крашенных яиц к праздничному пасхальному столу готовили сырную пасху и пекли куличи. Обязательным кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освящённый в церкви кулич и яйцо. Освящённому в церкви красному яйцу приписывались магические свойства: оно защищало домашних животных от болезней, оберегало от града, спасало дом от пожара. На Пасху катали яйца по земле, считалось, что это способствовало плодородию. С раннего утра начинали звонить колокола, поддерживая радостное праздничное настроение. На Пасху станичники шли поздравлять друг друга с праздником, обменивались крашеными яйцами и пасхами.

Слайд 12
Описание слайда:
Праздник Святой Троицы Праздник Святой Троицы относится к "двунадесятым" (две­надцати) праздникам православия, он являлся одним из любимых и почитаемых у донских казаков. Назывался он еще и Пятидесятницей, потому что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом в Иерусалиме. В народе этот день называется Троицыным днем. Второй день, т.е. понедельник, церковь посвящает во славу Духа Святого, поэтому этот день и называется Духовым днём. Его празднование начинается, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день. Празднику Троицы предшествует Троицкая родительская суббота. Кроме частных дней, установленных для поминовения усопших, православная церковь установила общие дни, в которые должны поминаться все православные христиане. Такие дни называются вселенскими или родительскими: одним из них является суббота в канун Троицына дня, когда в храмах совершаются поминальные молитвы. Праздник Святой Троицы праздновался на Дону красочно и светло. Храмы в этот день украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви принимали нарядный вид, наполнялись запахами цветов и трав. В этот день в храме прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов.

Слайд 13
Описание слайда:
Украшали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома. Курень преображался, наполняясь запахом зеленого луга, размятой сырой травы. Обычай приносить в Троицын день в дома и храмы зелень символизирует "всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа". Девушки в Троицын день шли в леваду, балку или сад, прихватив с собой пироги, конфеты, яйца, которые в этот день красили в зеленый цвет. Пели песни, играли. Существовал обычай "кумления" девушек, когда решившие "кумиться" подруги, целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста, обменивались крестами, после чего называли друг друга кумами и вступали в тесную дружбу, предполагавшую взаимопомощь по типу "посестрения". Эти отношения могли длиться неделями, годами, а то и всю жизнь. Украшали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома. Курень преображался, наполняясь запахом зеленого луга, размятой сырой травы. Обычай приносить в Троицын день в дома и храмы зелень символизирует "всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа". Девушки в Троицын день шли в леваду, балку или сад, прихватив с собой пироги, конфеты, яйца, которые в этот день красили в зеленый цвет. Пели песни, играли. Существовал обычай "кумления" девушек, когда решившие "кумиться" подруги, целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста, обменивались крестами, после чего называли друг друга кумами и вступали в тесную дружбу, предполагавшую взаимопомощь по типу "посестрения". Эти отношения могли длиться неделями, годами, а то и всю жизнь.

Слайд 14
Описание слайда:
Непременным атрибутом праздника являлось плетение венков, которые украшались цветами. Девушки одевали их на голову, а затем шли к водоему и бросали в воду. В какую поплывет венок -вту сторону девушка выйдет замуж. Венок утонет - девушке изменит милый, или она умрет. Не тонувшие венки предвещали долгую жизнь, кидая венки в воду, пели: Непременным атрибутом праздника являлось плетение венков, которые украшались цветами. Девушки одевали их на голову, а затем шли к водоему и бросали в воду. В какую поплывет венок -вту сторону девушка выйдет замуж. Венок утонет - девушке изменит милый, или она умрет. Не тонувшие венки предвещали долгую жизнь, кидая венки в воду, пели: Вы, девочки, голубушки, подружки вы мои, Кумитеся, любитеся, любите и меня. Вы пойдете во зеленый сад цветочки рвать, Сорвите и мне. Вы будете веночки плесть, Сплетите и мне. Вы будете венки пускать, Пустите и мой. Все венки уплынь пошли, А мой потонул. Все друзья домой пришли, А моего-то нет.

Слайд 15
Описание слайда:
Пресвятая Богородица более всех святых почитали казаки Пресвятую Богородицу. День 14 октября (новый стиль), когда православные отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы, стал с годами и общевойсковым праздником донских казаков. Например, 14 октября 1990 года в Ростове-на-Дону состоялся большой казачий праздник. В 1991 году отмечались памятные даты казачьей истории: 350-летие подвига донцов во время обороны Азова (Азовского осадного сидения), 350-летие станицы Вёшенской.


Скачать презентацию на тему Праздники на Дону можно ниже:

Похожие презентации