Приемы и методы диагностики дисграфии у младших школьников презентация

Содержание


Презентации» Образование» Приемы и методы диагностики дисграфии у младших школьников
Приемы и методы диагностики дисграфии у младших школьниковНа нарушение письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности обратил вниманиеДисграфия – это частичное нарушение овладением письмом, которое характеризуется многочисленными специфическимиПричины дисграфии:
 наследственная предрасположенность; 
 наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный,Виды дисграфии:
 смешанная – включает совокупность ошибок, относящихся к разным видамДиагностика дисграфии у младших школьников включает:
 обследование звукопроизношения;
 обследование слоговой структуры1. Обследование звукопроизношения.
    1. Обследование звукопроизношения.
  4. Обследование звукового анализа слова:
 4. Обследование звукового анализа слова:
 определить5. Обследование понимания речи:
  5. Обследование понимания речи:
 показ называемых6. Понимание активного словаря:
 6. Понимание активного словаря:
 самостоятельное дополнение данного7.Обследование грамматического строя речи:
 7.Обследование грамматического строя речи:
 составление предложений поДля исследования особенностей письменной речи учащихся используется раздел методики Л.С.Цветковой, Т.В.Первая серия: исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковойИнструкция для ребенка: необходимо ответить на вопросы:
   Инструкция дляВторая серия: Направлена на оценку письма.
    Вторая серия:Инструкция для учащегося по второй серии теста:
   Инструкция дляТретья серия: Проверяет навыки чтения.
   Третья серия: Проверяет навыкиИнструкция для учащихся: прочитай текст.
   Инструкция для учащихся: прочитайДля каждой серии заданий разработана своя система балльных оценок. Общим дляПрофилактика дисграфии у дошкольников:
   Профилактика дисграфии у дошкольников:
 Признаки, характерные для детей «группы риска» 
 «цепочка» пери-и постнатальных вредностей;
отсутствие и неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
 отсутствие и неустойчивостьНеобходимо:
   Необходимо:
 социальная среда должна быть «развивающей», 
 теплоеС целью предупреждения нарушений слуховой дифференциации звуков необходимо:
   В период становления у ребенка речи очень важно развивать у негоСпасибо за внимание.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Приемы и методы диагностики дисграфии у младших школьников


Слайд 2
Описание слайда:
На нарушение письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности обратил внимание А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями письма. Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мнухина. В 30-х гг. ХХ века нарушения письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи. На нарушение письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности обратил внимание А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями письма. Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мнухина. В 30-х гг. ХХ века нарушения письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи.

Слайд 3
Описание слайда:
Дисграфия – это частичное нарушение овладением письмом, которое характеризуется многочисленными специфическими ошибками. (Р. Е. Левина моногорафия «Нарушения чтения и письма») Дисграфия – это частичное нарушение овладением письмом, которое характеризуется многочисленными специфическими ошибками. (Р. Е. Левина моногорафия «Нарушения чтения и письма»)

Слайд 4
Описание слайда:
Причины дисграфии: наследственная предрасположенность; наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период; функциональные причины: внутренние(например, длительные соматические заболевания); внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье,недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых); повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия).

Слайд 5
Описание слайда:
Виды дисграфии: смешанная – включает совокупность ошибок, относящихся к разным видам дисграффии; акустическая – дисграфия на основе нарушений дифференциации фонем; артикуляторно- акустическая дисграфия; оптико- моторная; дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая дисграфия.

Слайд 6
Описание слайда:
Диагностика дисграфии у младших школьников включает: обследование звукопроизношения; обследование слоговой структуры слова; обследование состояния функций фонематического слуха; обследование звукового анализа слова; обследование понимания речи; обследование активного словаря; обследование грамматического строя речи.

Слайд 7
Описание слайда:
1. Обследование звукопроизношения. 1. Обследование звукопроизношения. 2. Обследование слоговой структуры (используется методика Марковой – 13 типов слогов). 3. Обследование состояния функций фонематического слуха: узнавание, различение фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Слайд 8
Описание слайда:
4. Обследование звукового анализа слова: 4. Обследование звукового анализа слова: определить количество звуков в слове, их последовательность; назвать первый ударный гл. звук (аист); определить последний согл. зв. в словах; выделить согл. зв. из начала слова (сок); назвать ударный гл. зв. в конце слова (дно); определить 3-ий зв. в слове и придумать слова, в которых этот зв. находился бы в нач, сер., конце слова (медведь- дом- ведра-мед); чем отличаются слова Оля – Коля и т. д.

Слайд 9
Описание слайда:
5. Обследование понимания речи: 5. Обследование понимания речи: показ называемых предметов; узнавание предметов по описанию; понимание действий, изображенных на картинке; обследование понимания грамматических форм (покажи где поют, где поет).

Слайд 10
Описание слайда:
6. Понимание активного словаря: 6. Понимание активного словаря: самостоятельное дополнение данного тематического ряда (тетрадь, ручка и.т.д.); называние детенышей животных; нахождение общих названий (яблоко, груша, лимон – это…); называние действий людей и животных.

Слайд 11
Описание слайда:
7.Обследование грамматического строя речи: 7.Обследование грамматического строя речи: составление предложений по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, по опорным словам; пересказ текста после прослушивания; рассказ из собственного опыта; обследование словоизменения, т. е. употребление существ. Ед. и множ. Числа в различных падежах; преобразование един. Числа существит. Во множественное число; употребление предлогов; словообразование (стол- столик). Все результаты обследования фиксируются логопедом в речевой карте.

Слайд 12
Описание слайда:
Для исследования особенностей письменной речи учащихся используется раздел методики Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой, направленный на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2-3-х классов. Для исследования особенностей письменной речи учащихся используется раздел методики Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой, направленный на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2-3-х классов.

Слайд 13
Описание слайда:
Первая серия: исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов и звуков в слове. Первая серия: исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов и звуков в слове.

Слайд 14
Описание слайда:
Инструкция для ребенка: необходимо ответить на вопросы: Инструкция для ребенка: необходимо ответить на вопросы: сколько слов в предложении «около дома росла береза»? какое второе слово в этом предложении? сколько слогов в слове «рак»? сколько слогов в слове «машина»? какой третий слог в слове «машина»? сколько звуков в слове «рак»? сколько звуков в слове «шапка»? какой третий звук в слове «школа»? какой звук после «ш» в слове «школа»?

Слайд 15
Описание слайда:
Вторая серия: Направлена на оценку письма. Вторая серия: Направлена на оценку письма. Учащимся 2-3-х предлагается небольшой диктант. Тексты диктовок взяты из пособия И.Н. Садовниковой. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество недисграфических ошибок.

Слайд 16
Описание слайда:
Инструкция для учащегося по второй серии теста: Инструкция для учащегося по второй серии теста: Я буду диктовать, а ты пиши. Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идет дождь. В лесу стоит тишина. Перелетные птицы вьют свои гнезда на высоких деревьях. Осенью часто идут проливные дожди.

Слайд 17
Описание слайда:
Третья серия: Проверяет навыки чтения. Третья серия: Проверяет навыки чтения. Для чтения учащимся 3-х классов был предложен текст «Как я ловил раков». Выполнение оценивается по трем критериям: скорость, правильность чтения и понимание смысла прочитанного.

Слайд 18
Описание слайда:
Инструкция для учащихся: прочитай текст. Инструкция для учащихся: прочитай текст. В нашей деревне текут два ручейка. В них живут много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный Для выяснения понимания смысла прочитанного ребенку следует задать 2-3 вопроса или попросить пересказать то, что он успел прочитать.

Слайд 19
Описание слайда:
Для каждой серии заданий разработана своя система балльных оценок. Общим для всех проб является четырехуровневый характер оценки - 0,5,10, 15 баллов. Для каждой серии заданий разработана своя система балльных оценок. Общим для всех проб является четырехуровневый характер оценки - 0,5,10, 15 баллов.

Слайд 20
Описание слайда:
Профилактика дисграфии у дошкольников: Профилактика дисграфии у дошкольников: работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетическая деятельность по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи .

Слайд 21
Описание слайда:
Признаки, характерные для детей «группы риска» «цепочка» пери-и постнатальных вредностей; позднее и аномальное развитие устной речи; задержка психического развития; выраженная незрелость изобразительных способностей; билингвизм;

Слайд 22
Описание слайда:
отсутствие и неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков; отсутствие и неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков; замены в устной речи одних речевых звуков другими; несформированность к старшему дошкольному возрасту наиболее простых форм фонематического анализа слов; несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.

Слайд 23
Описание слайда:
Необходимо: Необходимо: социальная среда должна быть «развивающей», теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, полноценное развитие устной речи; владение четкой дифференциацией всех звуков.

Слайд 24
Описание слайда:
С целью предупреждения нарушений слуховой дифференциации звуков необходимо: С целью предупреждения нарушений слуховой дифференциации звуков необходимо: постепенно «приучать» слуховой анализатор ребенка ко все более тонкой работе, для чего целесообразно использовать такие, например, приемы: приучение реагировать на человеческий голос и его различные интонации; приучение различать различные неречевые звуки (шуршание, звон будильника или звонок телефона, тиканье часов, шум дождя, стук в дверь); воспитание умения узнавать по голосу близких людей и узнавать разные игрушечные музыкальные инструменты по их звучанию; воспитание умения определять место источника звука (можно окликать ребенка то с одной, то с другой стороны или издавать какой-либо звук в разных от него направлениях.

Слайд 25
Описание слайда:
В период становления у ребенка речи очень важно развивать у него тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка. В период становления у ребенка речи очень важно развивать у него тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка.

Слайд 26
Описание слайда:
Спасибо за внимание.


Скачать презентацию на тему Приемы и методы диагностики дисграфии у младших школьников можно ниже:

Похожие презентации