Природа психики человека презентация

Содержание


Презентации» Образование» Природа психики человека
Природа психики человека 
 
 ТЕМА 2.1Вопрос 1. Понятие психики. Структура психики человека. 
 	Психика – этопродолжение
 	Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием (разумом), используетсяпродолжение
 	В «Психологическом словаре»
  	Психика – системное свойство высокоорганизованной материи,продолжение
 Что значит - активное отражение ?
 	
 	Активное психическое отражениеДля чего строится образ  окружающего мира?
 Построение ОБРАЗА окружающего мираХарактеристика психического отражения
 Психическое отражение не является зеркальным, механическим копированием мирапродолжение
 Психическое отражение зависит от особенностей субъекта, от его 
 интересовпродолжение
 Функции психики: 
 отражение окружающей действительности 
 сохранение целостности организма
Что такое «целостность организма»?
 Целостность организма - ярко выражает степень подчиненностиСТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
 	Структуру психики составляют группы психических явлений: 
 психическиепродолжение
 
 1). Психические процессы – это отражение окружающего мира впродолжение
 Основные познавательные психические процессы
 
 Ощущения - отражение отдельных свойствпродолжение
 
 2). Психические состояния - имеющийся в данный момент уровеньпродолжение
 
 Некоторые психические состояния
 Эмоции – реакции человека и животныхпродолжение 
 
 3). Психические свойства - устойчивые образования, характеризующие человека,продолжение
 Темперамент – врожденные особенности человека, проявляющиеся в силе и скоростипродолжение
 
 Способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельностиВопрос 2. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
 А). Филогенезпродолжение
 	Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись ихпродолжение
 3). Условные рефлексы (приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом.
 4).Этапы развития психики
 1). Развитие сенсорных процессов животных (начиная с кишечно-полостныхпродолжение
 2). Развитие перцептивных процессов животных (насекомые, позвоночные животные)
  •продолжение
 3). Развитие интеллектуальных действий животных (рассудочная деятельность у млекопитающих ипродолжение
 4). Развитие сознания человека (начиная с древнейших людей — homohabilisпродолжение
 	
 5). Развитие самосознания человека (начиная с современного человека —нomosapiensпродолжение
 
 У человека развитие психики осуществлялось в основном за счетБ). Онтогенез (от греч. on, род п. «оntos» — сущее, ипродолжение
 
 
 Младенчество
 (1 месяц – 1 год)
 Ведущая деятельностьпродолжение
 Раннее детство 
 (1 - 3 года)
 Ведущая деятельность раннегопродолжение
 
 Дошкольный возраст 
 (3—6 лет) 
 Ведущая деятельность —продолжение
 Младший школьный возраст
 (6—11 лет)
 Ведущая деятельность—учеба. 
 Развитие рефлексии.
продолжение
 
 Подростковый возраст
 (11—14 лет)
 Ведущая деятельность — общение сопродолжение
 Юность (14 — 18 лет)
 Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.
 продолжение
 Молодость (18—28 лет)
 Ведущая деятельность — социально-личностное общение.
 Зрелость впродолжение
 
 
 Взрослость (28—45 лет)
 Ведущая деятельность — профессиональная.
 продолжение
 Зрелость (45—65 лет)
 Ведущая деятельность – преодоление кризиса середины жизни.
продолжение
 Старость (от 65 лет)
 Ведущая деятельность – приспособление к старению.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Природа психики человека ТЕМА 2.1


Слайд 2
Описание слайда:
Вопрос 1. Понятие психики. Структура психики человека. Психика – это особая форма отражения окружающего мира (психическое отражение), свойственная высокоорганизованной материи, т.е. человеку и животным

Слайд 3
Описание слайда:
продолжение Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием (разумом), используется следующее определение психики: Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми

Слайд 4
Описание слайда:
продолжение В «Психологическом словаре» Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающейся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности

Слайд 5
Описание слайда:
продолжение Что значит - активное отражение ? Активное психическое отражение окружающей действительности означает построении человеком в своем сознании ОБРАЗА окружающего мира

Слайд 6
Описание слайда:
Для чего строится образ окружающего мира? Построение ОБРАЗА окружающего мира необходимо для того, чтобы, имея его в наличии, строить ПОВЕДЕНИЕ всего организма в окружающей его среде с целью удовлетворения постоянно возникающих в нем ПОТРЕБНОСТЕЙ (самых различных), обеспечивая тем самым его сохранность (целостность)

Слайд 7
Описание слайда:
Характеристика психического отражения Психическое отражение не является зеркальным, механическим копированием мира (как зеркало или фотоаппарат) Психическое отражение всегда сопряжено с поиском, выбором и связано с какой-то необходимостью, с потребностями Психическое отражение - это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту и вне субъекта не существует

Слайд 8
Описание слайда:
продолжение Психическое отражение зависит от особенностей субъекта, от его интересов эмоций особенностей органов чувств уровня мышления и прочих особенностей Результат: одну и ту же объективную информацию разные люди могут воспринимать по-своему, причем как правило каждый из них обычно думает, что именно его восприятие, самое верное

Слайд 9
Описание слайда:
продолжение Функции психики: отражение окружающей действительности сохранение целостности организма регуляция поведения Функции психики взаимосвязаны между собой и обеспечивают адаптацию живого организма к условиям окружающей среды.

Слайд 10
Описание слайда:
Что такое «целостность организма»? Целостность организма - ярко выражает степень подчиненности каждой отдельной части организма и каждого его уровня неким условиям целостности, существующему в сознании. Целостность организма проявляется через состояния души и сознания как степень приближения данного человека к состоянию счастья.

Слайд 11
Описание слайда:
СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА Структуру психики составляют группы психических явлений: психические процессы психические состояния психические свойства

Слайд 12
Описание слайда:
продолжение 1). Психические процессы – это отражение окружающего мира в разных формах психики. Например, предметы и явления в целом наш мозг отражает в форме восприятий; свойства предметов - в форме ощущений; прошедшие события - в форме воспоминаний; связи между предметами отражаются мышлением С помощью психических процессов человек познает мир, приобретает знания - поэтому они называются познавательными процессами

Слайд 13
Описание слайда:
продолжение Основные познавательные психические процессы Ощущения - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств этих предметов. Память – отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. Мышление – отражение сущности предметов и явлений, их взаимосвязи, закономерностей. Речь – процесс использования системы знаков (звуков) для общения или мышления. Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта, отражение будущего. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на объекте.

Слайд 14
Описание слайда:
продолжение 2). Психические состояния - имеющийся в данный момент уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека. Например: бодрость, подавленность, усталость, работоспособность, хорошее настроение или плохое и пр. Психические состояния имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием ситуации и могут влиять на течение психических процессов Например, при страхе, может искажаться восприятие информации

Слайд 15
Описание слайда:
продолжение Некоторые психические состояния Эмоции – реакции человека и животных на воздействия раздражителей, имеющих позитивное или негативное значение в данной ситуации. Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Слайд 16
Описание слайда:
продолжение 3). Психические свойства - устойчивые образования, характеризующие человека, регулирующие его поведение. Например: агрессивность, вспыльчивость, смелость, честность.

Слайд 17
Описание слайда:
продолжение Темперамент – врожденные особенности человека, проявляющиеся в силе и скорости реагирования, эмоциональной возбудимости и уравновешенности. Характер – индивидуальное сочетание приобретенных в течение жизни устойчивых особенностей личности, проявляющихся в поведении, отношении к себе, людям, делу, трудностям.

Слайд 18
Описание слайда:
продолжение Способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Направленность личности – важнейшее свойство личности, выражающее главные тенденции его поведения и отношения к себе, к людям, к делу. Самосознание – представления человека о себе, осознание своего Я. Интеллект - способность действовать разумно, рационально мыслить, адаптироваться к окружающей среде.

Слайд 19
Описание слайда:
Вопрос 2. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза А). Филогенез (от греч. «phylon» — род, племя и «genesis» - происхождение, возникновение, рождение, зарождение) – т.е. это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.

Слайд 20
Описание слайда:
продолжение Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия. Формы реакции: 1). Безусловные рефлексы (врожденные) – простейшие механизмы реагирования. (рефлекс от лат. reflexus — отражённый ) 2). Инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения.

Слайд 21
Описание слайда:
продолжение 3). Условные рефлексы (приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом. 4). Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия) – высшая форма деятельности животных, включающая нестереотипные решения сложных задач и перенос операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте. 5). Разум, сознание, мышление – высшая форма психики.

Слайд 22
Описание слайда:
Этапы развития психики 1). Развитие сенсорных процессов животных (начиная с кишечно-полостных животных и червей) • развитие органов перцепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения; • формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать на них; • возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса

Слайд 23
Описание слайда:
продолжение 2). Развитие перцептивных процессов животных (насекомые, позвоночные животные) • формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов; • наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; • большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения; • возникают условные рефлексы, появляется предметно-образное отражение действительности

Слайд 24
Описание слайда:
продолжение 3). Развитие интеллектуальных действий животных (рассудочная деятельность у млекопитающих и ряда птиц) появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития

Слайд 25
Описание слайда:
продолжение 4). Развитие сознания человека (начиная с древнейших людей — homohabilis — «человека умелого») руки становятся органом труда — преобразования предметов подсознательно намеченному плану; появляется способность к мышлению; появляется потребность к общению с другими людьми; появление речи содействует развитию абстрактного мышления; появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности

Слайд 26
Описание слайда:
продолжение 5). Развитие самосознания человека (начиная с современного человека —нomosapiens — «человека разумного» развивается познание себя путем познания других; возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения; появляется возможность самоконтроля и самовоспитания

Слайд 27
Описание слайда:
продолжение У человека развитие психики осуществлялось в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда. Фактора развитию психики человека : 1. Изобретение орудий труда; 2. Производство предметов материальной и духовной культуры; 3. Возникновение языка и речи

Слайд 28
Описание слайда:
Б). Онтогенез (от греч. on, род п. «оntos» — сущее, и «genesis» — возникновение, происхождение)– индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики). Новорожденность (0 – 1 месяц) Ведущая деятельность – рефлекторные реакции. Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Слайд 29
Описание слайда:
продолжение Младенчество (1 месяц – 1 год) Ведущая деятельность — эмоциональное общение ребенка и матери. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста. Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова.

Слайд 30
Описание слайда:
продолжение Раннее детство (1 - 3 года) Ведущая деятельность раннего детства — предметная деятельность появляется способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых). Возникает элементарное самосознание («Я — сам»).

Слайд 31
Описание слайда:
продолжение Дошкольный возраст (3—6 лет) Ведущая деятельность — игра. Развитие познавательных процессов. Развитие воли. Развитие моральных суждений, чувства вины. Формирование самостоятельности.

Слайд 32
Описание слайда:
продолжение Младший школьный возраст (6—11 лет) Ведущая деятельность—учеба. Развитие рефлексии. Формирование внутреннего плана действий. Формирование уверенности в себе, компетентности либо неверие в свои сипы, чувство неполноценности.

Слайд 33
Описание слайда:
продолжение Подростковый возраст (11—14 лет) Ведущая деятельность — общение со сверстниками. Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма. Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений. Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности. Формирование самосознания своего "Я", эгоцентричности

Слайд 34
Описание слайда:
продолжение Юность (14 — 18 лет) Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Формируется самосознание — представление о себе самом. Формируется собственное мировоззрение. Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности. Возникает первое чувство любви, дружбы.

Слайд 35
Описание слайда:
продолжение Молодость (18—28 лет) Ведущая деятельность — социально-личностное общение. Зрелость в умственном, нравственном отношении. Пик интеллектуальных и познавательных возможностей. Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни. Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.

Слайд 36
Описание слайда:
продолжение Взрослость (28—45 лет) Ведущая деятельность — профессиональная. Убежденность, сложившееся мировоззрение. Критичность и самокритичность. Пик профессиональных достижений.

Слайд 37
Описание слайда:
продолжение Зрелость (45—65 лет) Ведущая деятельность – преодоление кризиса середины жизни. Достижение вершин в управленческой деятельности. Подтверждение своей значимости для других. Выработка нового образа Я. Переосмысление жизненных целей.

Слайд 38
Описание слайда:
продолжение Старость (от 65 лет) Ведущая деятельность – приспособление к старению. Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности. Сужение пространства межличностных отношений. Изменения в психике. Мудрость как приобретение старости. Кризис индивидуальной жизни человека.


Скачать презентацию на тему Природа психики человека можно ниже:

Похожие презентации