Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: презентация

Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему:
 Марксистская философия в контексте
Цель лекции:
 По завершении лекции студенты должны иметь представление об основныхПлан лекции:
 Маркс и младогегельянство.
 Диалектический и исторический материализм.1-й проблемный вопрос:
 Можно ли утверждать, что философия марксизма призвана преодолетьМаркс сосредоточил свои усилия на открытии и уяснении источников силы и2-й проблемный вопрос:
 Действительно ли марксизм утверждает, что философия как самостоятельная,Энгельс солидарен с Марксом в том, что философия как самостоятельная, автономнаяЛитература
 Основная: 
 Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993.
 Булгаков С.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Марксистская философия в контексте советской культуры XX века


Слайд 2
Описание слайда:
Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных идеях марксизма в контексте советской культуры XX века.

Слайд 3
Описание слайда:
План лекции: Маркс и младогегельянство. Диалектический и исторический материализм.

Слайд 4
Описание слайда:
1-й проблемный вопрос: Можно ли утверждать, что философия марксизма призвана преодолеть неподлинность мира человеческой жизни?

Слайд 5
Описание слайда:
Маркс сосредоточил свои усилия на открытии и уяснении источников силы и реальности порождаемых человеком иллюзий, той безусловности и могущества, с которыми свершается отчуждение человеком продуктов собственной духовной деятельности и происходит их конституирование в независимый, довлеющий над человеком и самостоятельно бытийствующий мир. С легкой руки Фейербаха во всем стали видеть искажающее реальность отчуждение. В этой впечатляющей картине человеческого бытия безраздельно господствовала превратность, подмены и подстановки, узаконивающие неподотчетную зависимость человека от собственных творений. Решение, к которому склонился Маркс, в сущности было простым. Превратность духовных представлений есть следствие и выражение превратности самой реально-практической жизни человека. Превратный мир, существующий в человеческой голове, - отражение превратности его жизни. Раскрыть смысл этой превратности и неподлинности мира человеческой жизни, способствовать преодолению этого ее характера - главная задача, поставленная самому себе К. Марксом и его другом и единомышленником Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895). Но прежде чем приступить к ее решению, они отмежевались от недавних своих союзников - младогегельянцев. Критика младогегельянцами религии, политики, права, морали была лишь критикой сознания, покоилась на убеждении, что ложное сознание можно ниспровергнуть силой критического оружия самой мысли, овладевшей истиной. В саркастической и иронической манере основное разногласие с Фейербахом и младогегельянцами было представлено Марксом и Энгельсом в их книге "Немецкая идеология" (1846 г., первая полная публикация в 1932 г.) следующим образом: "Люди до сих пор всегда создавали себе ложные представления о себе самих, о том, что они есть или чем они должны быть. ...Порождения их головы стали господствовать над ними. Они, творцы, склонились перед своими творениями. Освободим же их от иллюзий, идей, догматов, от воображаемых существ, под игом которых они изнывают. Поднимем восстание против этого господства мыслей. Научим их, как заменить эти иллюзии мыслями, отвечающими сущности человека, говорит один, как отнестись к ним критически, говорит другой, как выкинуть их из своей головы, говорит третий, - и... существующая действительность рухнет."

Слайд 6
Описание слайда:
2-й проблемный вопрос: Действительно ли марксизм утверждает, что философия как самостоятельная, автономная область знания завершает свое существование?

Слайд 7
Описание слайда:
Энгельс солидарен с Марксом в том, что философия как самостоятельная, автономная область знания завершает свое существование. От старой философии остаются две области знания: учение о мышлении (логика) и диалектика. Он отмечает также, что стремительно развивающееся естествознание демонстрирует справедливость открытых Гегелем универсальных диалектических законов и принципов относительно материального мира. В связи с этим им выдвигается представление, согласно которому современное ему естествознание еще не является собственно теоретической областью знания. Таковою оно станет после того, как впитает в себя универсальный диалектический метод познания и сознательно овладеет адекватной культурой диалектического мышления. Своеобразный синтез эмпирической науки, способной в настоящее время лишь под натиском фактов достигать правильного отражения природы, с диалектикой, воплощающей в себе вершину теоретической культуры познания, даст в итоге собственно теоретическую науку о природе, не нуждающуюся более в рядом с ней стоящей философии. Это отвечало и его общей схеме развития науки о природе, первая фаза которого отмечена печатью господства умозрительного (натурфилософского) подхода к познанию природных явлений, вторая - господством столь же одностороннего эмпирического исследования, наконец, третья - органическим соединением достоинств того и другого. В преддверии будущего синтеза Энгельс ставит своей задачей осуществление своего рода подготовительной работы - всестороннее доказательство справедливости и плодотворности диалектического взгляда на природу с позиций материализма. Важную роль в формировании диалектического материализма в том виде, как он сложился в Советском Союзе, сыграли взятые у Гегеля представления о существовании двух логик, низшей (формальной) и высшей (диалектической).

Слайд 8
Описание слайда:
Литература Основная: Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993. Булгаков С. Карл Маркс как религиозный тип // Булгаков С. Героизм и подвижничество. М., 1992, Джохадзе Д.В. Марксизм, общественная мысль современности и социалистические тенденции развития человечества в XXJ веке. М., 2001. Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. 5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. Поппер К.Р. Нищета историцизма. М., 1993. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. 9. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 13. С. 6-8.' 10. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Там же, т. 23. С. 188-195. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Там же, т. 20. 11. Ильенков Э.В. Маркс и западный мир // Ильенков Э.В. Философия и куль тура. М., 1991. 12. История марксистской диалектики. М., 1971. Карл Маркс и современная философия. М., 1999. Дополнительная:   1. История философии: Запад - Россия - Восток. (Кн. 2. Философия XVIII - XIX вв.) М., 1996. - Раздел 4, гл. 9. 2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней СПб., 1997. - Т. 4. Часть 3. 3. Карл Маркс. Биография. М., 1989. 4. Лапин Н.И. Молодой Маркс. М., 1986. 5. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах К. Маркса // Как я понимаю философию. М., 1992. 6. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М., 1992. Т. 2. 7. Андерсен и др. Западный марксизм. М., 1991. Контрольные вопросы (обратная связь). В чём вы видите основные достоинства философии марксизма? В какой степени состоятелен марксизм сегодня?


Скачать презентацию на тему Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: можно ниже:

Похожие презентации