Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» презентация

Содержание


Презентации» Образование» Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»«Краткое содержание трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гете «Эгмонт»
 ДействиеВ этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка КлараПриходит принц Оранский , он сообщает, что из Испании во 
Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена 
 Незадолго до началаГраф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает 
 ГрафЛюдвиг Ван Бетховен ( 1770-1827) - великий немецкий композитор, автор новогоУвертюра «Эгмонт» Л. Бетховена для симфонического оркестра- программная музыка и былаПрослушайте, пожалуйста, вступление увертюры и 
 Прослушайте, пожалуйста, вступление увертюры иРазработка небольшая. В ней продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. МногократноеРазработка небольшая. В ней продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. МногократноеЗадание
 Записать в тетрадь все прослушанные фрагменты, их охарактеризовать и запомнить!
Записать в тетрадь!
 Тема - музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основеВыбрать правильный вариант и записать в тетрадь
 1. Что такое программнаяСпасибо за урок!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»


Слайд 2
Описание слайда:
«Краткое содержание трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гете «Эгмонт» Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель. На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнета и поборов католических священников, от постоянных войн.

Слайд 3
Описание слайда:
В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблен в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждет, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни. Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарем разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Слайд 4
Описание слайда:
Приходит принц Оранский , он сообщает, что из Испании во Приходит принц Оранский , он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей «кровожадностью». Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришел к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отвечает ей тем же. Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство. Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники - это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры.

Слайд 5
Описание слайда:
Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идет по неверному пути, стремясь «втоптать в землю» людей, которые преданы ему, они же рассчитывают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на нее и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Слайд 6
Описание слайда:
Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придет ему на выручку или народ сделает попытку освободить его. Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор - смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба - это позаботиться о стареющей матери. О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Узник в ужасе , но засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.

Слайд 7
Описание слайда:
Людвиг Ван Бетховен ( 1770-1827) - великий немецкий композитор, автор нового симфонического жанра - программной увертюры. Созданные им музыкальные вступления- увертюры к театральным спектаклям обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.

Слайд 8
Описание слайда:
Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена для симфонического оркестра- программная музыка и была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. События «Эгмонта» относятся к XVI веку и привлекли Бетховена своим героизмом, когда народ Нидерландов восстал против своих захватчиков и угнетателей – испанцев, а борьбу возглавил граф Эгмонт- смелый и уважаемый народом человек. Эгмонт гибнет, но народное восстание закончилось победой. Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена для симфонического оркестра- программная музыка и была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. События «Эгмонта» относятся к XVI веку и привлекли Бетховена своим героизмом, когда народ Нидерландов восстал против своих захватчиков и угнетателей – испанцев, а борьбу возглавил граф Эгмонт- смелый и уважаемый народом человек. Эгмонт гибнет, но народное восстание закончилось победой. Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. Если в симфониях Бетховена события развертывались на протяжении четырех частей, то в увертюре Бетховен сумел показать сюжет трагедии в сжатой одночастной форме. Здесь представлены две враждебно настроенные силы, борьба которых составляет основу трагедии Гёте: главная тема -образ испанских угнетателей и захватчиков и побочная тема- образ страдающего под их властью нидерландского народа, а  развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры Бетховена. Увертюра начинается медленным вступлением, где слышны две темы.

Слайд 9
Описание слайда:
Прослушайте, пожалуйста, вступление увертюры и Прослушайте, пожалуйста, вступление увертюры и Запишите в тетради о характере двух тем звучащих в этой части. Тема №1: Темы №2:

Слайд 10
Описание слайда:
Разработка небольшая. В ней продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами. Разработка небольшая. В ней продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами. Но «борьба» на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема «испанских угнетателей» звучит здесь особенно яростно, а «тема страданий» звучит еще более жалобно и умоляюще. В репризе неравный поединок обрывается внезапно…Бетховен хотел передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель народного любимца Эгмонта. Увертюра заканчивается большой кодой, под которую вы вошли в кабинет музыки В коде показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер… 

Слайд 11
Описание слайда:
Разработка небольшая. В ней продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами. Разработка небольшая. В ней продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами. Но «борьба» на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема «испанских угнетателей» звучит здесь особенно яростно, а «тема страданий» звучит еще более жалобно и умоляюще. В репризе неравный поединок обрывается внезапно…Бетховен хотел передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель народного любимца Эгмонта. Увертюра заканчивается большой кодой, под которую вы вошли в кабинет музыки В коде показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер… 

Слайд 12
Описание слайда:
Задание Записать в тетрадь все прослушанные фрагменты, их охарактеризовать и запомнить! Тема №1 Тема №2 Разработка Реприза Кода

Слайд 13
Описание слайда:
Записать в тетрадь! Тема - музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. Разработка - развитие материала, предполагающее вычленение отдельных элементов, подвергающихся преобразованиям. Реприза - раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде. Кода - дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.

Слайд 14
Описание слайда:
Выбрать правильный вариант и записать в тетрадь 1. Что такое программная музыка? А) музыка, сопровождаемая словесным указанием на своё содержание; Б) музыка современная; В) музыка народная; Г) вокальная музыка. 2. Назовите жанры программной музыки! А) увертюра, симфония, опера, вокализ; Б) увертюра, симфония, песня, олпера; В) увертюра, симфония, концерт, соната; Г) увертюра, симфония, балет, опера. !Большая часть музыкальных произведений  классического периода написана в сонатной форме (форма сонатного аллегро).       3. Выберите «правильную» форму с названиями частей сонатного аллегро! А) экспозиция, вступление, главная тема, побочная тема, Б) экспозиция, разработка, реприза, финал; В) экспозиция, развитие, реприза, кода;  Г) экспозиция, разработка, кода.       4. Что такое увертюра? А) музыкальное вступление,  Б) музыкальное вступление к опере, балету,  В) музыкальное вступление к оперному, балетному и театральному  представлению;  Г) музыкальное вступление в исполнении симфонического оркестра. 5. Какие образы вам запомнилось из увертюры «Эгмонт»? А) Образ графа Эгмонта, Б) образ народа, В) образ испанских завоевателей, Г) «образ противостояния»

Слайд 15
Описание слайда:
Спасибо за урок!


Скачать презентацию на тему Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» можно ниже:

Похожие презентации