Презентация, доклад Раздел: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» Тема : «Ситуационный и


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Раздел: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» Тема : «Ситуационный и. Презентация на заданную тему содержит 46 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Образование» Раздел: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» Тема : «Ситуационный и
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Раздел: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» Тема: «Ситуационный и когнитивистский подходы к исследованию конфликтов» Лекция №5 «Основы конфликтологии» Доцент кафедры психологии МГУ имени М.В. Ломоносова В.Н. Ковалев

Слайд 2
Описание слайда:
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Изучение ситуационного и когнитивистского подходов к исследованию конфликтов


Слайд 3
Описание слайда:
П Л А Н 1. Ситуационные подходы: конфликт как реакция на внешнюю ситуацию. 2. Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен.

Слайд 4
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА: 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология. - М., 2001 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. 3. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. –К., 1997. 4. Левин К. Разрешение социальных кон-фликтов. - М., 2003. 5. Мерлин В.С. Психологические конфликты / В кн: Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь, 1970, С. 53 – 91.

Слайд 5
Описание слайда:
Бихевиористская традиция исследования конфликтов /конфликт превращается в явление ситуационной природы/ Бихевиористы, сместили акцент с внутренних детерминант возникновения конфликтов, на внешние (средовые). Главным содержанием психологических исследо-ваний бихевиористы считали поведение человека в разных его формах. Основная методологическая схема бихевиоризма в исследовании конфликтов: «ситуация - конфликтное поведение». Источники происхождения конфликтного поведения и взаимодействия можно обнаружить при помощи анализа фактов ситуации.

Слайд 6
Описание слайда:
Бихевиористы о конфликтах Социально-психологические конфликты в рамках концепции фрустрационной детерминации агрессии понимаются как особая форма агрес-сивного ответа (прямо или косвенно проявляемого, сдерживаемого или подавляемого, направленного на причину агрессии или смещенного на другой объект) на фрустриру-ющую ситуацию. Представление о фрустрации как о препятствии в достижении желаемого расширяется вплоть до того, что фрустрирующей начинает считаться ситуация, когда индивид становится свидетелем агрессии, направленной на кого-то другого.

Слайд 7
Описание слайда:
Бихевиористы о конфликтах Конфликтность поведения - следствие научения неадекватному или отклоняющемуся поведению, которое получив подкрепление становится частью поведенческого репертуара личности. Чтобы понять поведение человека, надо обратиться к факторам, провоцирующим проявление той или иной модели конфликтного реагирования на внешнюю ситуацию и к факторам, повлиявшим на усвоение и закрепление этой модели поведения. Стратегии поведения людей в конфликтах надо рассматривать как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.

Слайд 8
Описание слайда:
Первые ученые, сформировавшие ситуационную традицию изучения конфликтов: Джон Доллард, Леонард Дуб, Нил Миллер, Альберт Бандура и др. специалисты Йельского университета (30-50-е гг) - создатели концепции фрустрационной детерминации агрессии.

Слайд 9
Описание слайда:
Альберт Бандура Косвенное подкрепление - когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу

Слайд 10
Описание слайда:
Конфликтный или конструктивный стиль поведения ребенок обретает в результате социального научения. В игровой деятельности у ребенка можно сформировать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Джордж Херберт Мид (1863-1931)

Слайд 11
Описание слайда:
Джон Доллард (John Dollard, 1900—1980) и Нил Элгар Миллер (Neal Miller, 1909 - )

Слайд 12
Описание слайда:
Джулиан Бернард Роттер (1916) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ Подчеркивает роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Полагает, что люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь.

Слайд 13
Описание слайда:
Леонард Берковиц (1926) Попытался систематизировать многочис-ленные исследования по человеческой агрессивности. Установил насильственное воздействие масс-медиа на сознание человека. Исследование агрессивности базировал на принципах «неоассоцианизма», объясняющих отношения между факто-рами окружающей среды, негативными аффектами и проявлениями агрессив-ности. Утверждал, что агрессивные действия могут быть спровоцированы факторами окружающей среды, например, простым физическим присутствием оружия (не только социальной, но и предметной среды, социально опосредованной).

Слайд 14
Описание слайда:
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ «В пользу социального научения говорит и то, что действительное различие между неагрессивными и агрессивными детьми заключается не в том, что последние в ситуации межличностного конфликта отдают предпочтение агрессивным методам его разрешения, а в том, что агрессивные дети, в отличие от неагрессивных, лишены альтернативы, т.к. в их поведенческом репертуаре отсутствуют «сценарии» конструктивного решения конфликтной ситуации» А.А. Реан, 1997).

Слайд 15
Описание слайда:
В СССР бихевиоризм считался буржуазным извращением психологии. Активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев: «бихевиоризм отрицает роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека». К бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920—1930-е гг. «объективная психология» П. П. Блонского и «рефлексология» В. М. Бехтерева. Плюсы бихевиоризма: объективность, использование научных методов, в предмет исследования вошло поведение, эффективные методики терапии нарушенного поведения. Минусы бихевиоризма: *устарелая методология, *механический детерминизм, *нет разницы между человеком и животным.

Слайд 16
Описание слайда:
Мертон Дойч (1920), Музафер Шериф (Сериф) Басоглу (1906 -1988)

Слайд 17
Описание слайда:
Конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию (теория кооперации и конкуренции Мертона Дойча ) Варьированием внешних условий можно менять поведение социальной группы. Конкуренция или кооперация, конфликт или сотрудничество во внутригрупповых и межгрупповых отношениях связаны: 1.С типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в данную ситуацию: А) способствующая взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью или степенью ее достижения другими; Б) противоположная взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним негативно коррелируют с вероятностью или степенью достижения цели другими. 2. С типом действий этих людей: а) эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение цели; б) ухудшающие действия, имеющие противоположные результаты.

Слайд 18
Описание слайда:
Закон социальных отношений Мертона Дойча кооперация вызывает и вызывается: готовностью оказывать помощь, открытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами, чувствительностью к общим интересам; конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе; ограниченной коммуникацией; минимизацией осознания сходства в ценностях; акцентах на противоположности интересов; враждебными установками.

Слайд 19
Описание слайда:
КРИТИКА: Исследования Шерифа безусловно ценно. Но оно имеет некоторые недостатки: Оценивалось лишь поведение субъектов в конфликте, не рассмотривалось содержание человеческих переживаний, мотивов, представление о происходящем, т.е. то, что составляет существо человеческих конфликтов. Неверно сводить все разнообразие и богатства психической и социальной жизни человека к определенному набору поведенческих реакций. Исследования проводились в лабораторных условиях, а перенос осуществлялся на реальную социальную жизнь. (Н.В.Гришина, 2000).

Слайд 20
Описание слайда:
ЗНАЧЕНИЕ вклада в конфликтологию сторонников ситуативного подхода Стараниями М. Дойча и других исследователей конфликт перестал восприниматься как исключи-тельно интрапсихически генерируемый феномен. Ситуационный подход в исследовании кон-фликтов был реализован в бихевиористской традиции, сделавшей акцент на внешних детер-минантах их возникновения. Предметом ситуационных подходов в исследова-нии конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. Конфликт - форма реакции на внешнюю ситуацию. Наиболее частая реакция - агрессия.

Слайд 21
Описание слайда:
Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен Когнитивисты показали: Взаимодействия субъектов в социальной ситуации объясняются с точки зрения субъек-тивного отражения (восприятия, осознания, рефлексии, оценки и т.д.) взаимодействующим субъектом. Конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения параметров ситуации. Она является ключевым фактором объяснения феноменологии конфликта. Конфликт - это не свойство ситуации, а выводы, делаемые на ее основе.

Слайд 22
Описание слайда:
Курт Цадек Левин (1890 -1947 ) - первооснователь когнитивизма «Поведение субъекта определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно» наблюдателями, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него»

Слайд 23
Описание слайда:
Гештальт не является простой суммой частей, а представляет собой целостную структуру. Опираясь на положения гештальт-психологии, Курт Левин предпринял попытку использования целостного подхода в исследовании детерми-нации конфликтного поведения личности.

Слайд 24
Описание слайда:
Определение конфликта Конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно взаимодейст-вующие силы примерно равной величины» Левин Курт Теория поля, 1935.

Слайд 25
Описание слайда:
Курт Левин о законах конфликта Случаи, когда индивид находится между двумя позитивными или негативными валентностями (или же один и тот же объект одновременно наделен как позитивной, так и негативной валентностью), описывают основные виды внутриличностного конфликта. Межличностные конфликты - это «конфликты между собственными и вынуждающими силами», т.е как противоречия между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силой. Законы конфликта едины для всех его разновидностей. Однако случай конфликта между собственными и внешними вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти. Идеи Курта Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником теорий когнитивного соответствия, в т.ч. Теории структурного баланса Ф.Хайдера.

Слайд 26
Описание слайда:
ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ Курт Левин Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют и такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности (как энергетические заряды), вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности. «Поле» — это структура, в которой совершается поведение. Она охватывает в нераздельности мотиваци-онные устремления (намерения) индивида и, существую-щие вне индивида, объекты его устремлений».

Слайд 27
Описание слайда:
Курт Левин различал два рода потребностей: биологические и социальные (квазипотребности) Потребности в структуре личности находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему раз-решать конфликты и находить выход из сложных ситуа-ций. Эта гибкость достигается благодаря системе заме-щающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

Слайд 28
Описание слайда:
Из «Теории поля» Курта Левина Не только сложившаяся ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непо-средственное влияние поля окружающих его предметов, "встать над полем". Такое поведение является волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения.

Слайд 29
Описание слайда:
Теория структурного баланса Ф. Хайдера

Слайд 30
Описание слайда:
Сущность социально-психологи-ческого конфликта по Ф. Хайдеру Социально-психологический конфликт-это определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей.

Слайд 31
Описание слайда:
Балансные и небалансные состояния: схема Р-О-Х (Ф. Хайдер)

Слайд 32
Описание слайда:
В схеме Теодора Ньюкома (1903 -1984), дается уже не просто (как у Ф.Хайдера) диагностика состояния когнитивной структуры воспринимающего субъекта, но и описывается некоторая «работа», которую нужно проделать для восстановления когнитивного равновесия.

Слайд 33
Описание слайда:
Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума Теория Ч. Осгуда и П. Танненбаума делает два предположения, которые позволяют прогнозировать исходы дисбалансных состояний: 1. Дисбаланс в когнитивной структуре Р (или А — у Ньюкома) зависит не только от общего знака отношения Р к О (А к Б) и О к Х (Б к X), но и от интенсивности этих отношений. Так, отношение может быть положительным, но различной степени (можно что-то или кого-то «сильно любить», просто «любить» и т.п.). Различная интенсивность отношения может также привести к несоответствию (неконгруэнтности). 2. Восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но путем изменения и знака, и интенсивности, причем одновременно к обоим членам триады.

Слайд 34
Описание слайда:
Осгуд (Osgood) Чарльз Эджмертон (1916-1991) - американский психолог. Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики. Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое вос-произведение реального поведения в отношении определенных предметов. На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала.

Слайд 35
Описание слайда:
Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера Теория Фестингера имеет дело с когнитивной структурой одного индивида.«Конфликт» происходит в когнитивной структуре одного человека, когда у него возникает несоответствие (диссонанс) между двумя элементами (когнициями или знаниями). Это могут быть знания о себе: (что делает, чувствует, хочет или желает, чем он является и т.п.) Другие элементы — это знания о мире, в котором он живет: что и где происходит, что к чему ведет, что доставляет удовлетворение, а что причиняет боль, на что можно не обращать внимания, а что важно и т.д. Есть три пути «избавления» от диссонанса (или уменьшения его): а) изменить поведение; б) изменить знание - когницию), т.е. убедить себя в чем-то позитивном; в) осторожно относиться ко всякой новой информации, произвести ее «селекцию» — воспринимать лишь конструктив.

Слайд 36
Описание слайда:
ЛЕОН ФЕСТИНГЕР (1919 -1989)

Слайд 37
Описание слайда:
Пять областей, в которых уменьшение диссонанса играет важную роль: 1. Конфликт после принятия решения, когда человек, приняв решение, стремится всячески привести доводы в пользу принятой альтернативы, т.е. в значительной мере снижает объективность, свойственную при оценке альтернатив до принятия решения. 2. Вынужденное согласие, когда у человека возникает диссонанс не потому, что его принудили принять какое-то решение, а он сам добровольно позволил вовлечь себя в решение, вызывающее диссонанс. Для уменьшения диссонанса он начинает повышать ценность совершенного действия и «оправдывать» себя. 3. Специфический отбор информации — стремление не столько избежать негативной информации (которая увеличивает диссонанс), сколько подбирать позитивную информацию, диссонанс уменьшающую. 4. Несогласие с убеждениями социальной группы, когда ее неправота очевидна, признание чего могло бы привести к уменьшению диссонанса. Но зачастую, благодаря взаимодействию между членами группы, такое несогласие не возникает, а, напротив, вместе с группой человек находит новые и новые «подтверждения» ее правоты. 5. Неожиданные результаты действий и их последствия, когда мера усилий человека уменьшить диссонанс зависит от того, как соотносятся затраченные им усилия и неуспешность результата: диссонанс сильнее в том случае, когда результат какого-то решения противоречит представлению человека о себе. Чтобы уменьшить диссонанс в этом случае, человек склонен изменять даже самооценку.

Слайд 38
Описание слайда:
Возможные источники возникновения диссонанса: из логической непоследовательности, т.е. когда человек просто допускает одновременное существование двух противоречивых суждений; из несоответствия когнитивных элементов нормам (культурным образцам); из несоответствия когнитивного элемента более широкой системе представлений; из несоответствия прошлому опыту.

Слайд 39
Описание слайда:
Конфликт как когнитивная система : У. Клар, Д.Бар-Тал, А.Круглянский (1988) Рассматривают межгрупповой конфликт непосредственно как когнитивную схему, т.е. как специфическое содержа-ние знания. Под когнитивной схемой ими понимается семантическая сеть взаимосвязанных значений (того, что подразумева-ется), проистекающих от особого центрального убеждения. В случае конфликтной схемы этим специфическим центральным убеждением является несовместимость целей различных сторон. Конфликт - это не свойство ситуации, а выводы, делаемые на ее основе. Однажды сформированная схема начинает в значительной степени управлять кодированием, организацией и поиском информации. Если ситуация определяется как конфлик-тная, для ее характеристики будут выбираться признаки, поддерживающие эту схему.

Слайд 40
Описание слайда:

Слайд 41
Описание слайда:
Когнитивный и мотивационный факторы в конфликте (Arie В. Kruglanski) Так как конфликт связан с определенной интерпретацей ситуации, содержание представлений у субъектов о том, что считать конфликтом, может различаться. Структуры знания формируются под влиянием двух факторов: когнитивного и мотивационного. Когнитивный фактор имеет два аспекта: 1) наличие идей в личностном концептуальном репертуаре; 2) их доступность в данный момент. Мотивационный фактор определяется как: 1) потребность в когнитивной структуре (стремление иметь ясное и четкое представление о данной проблеме или «не хочу ничего знать»); 2) опасение невалидности; 3) потребность в окончательных выводах, принятие которых зависит от того, в какой степени они соответствуют индиви-дуальным желаниям и устремлениям.

Слайд 42
Описание слайда:
В.Н. Мясищев разрабатывал концепцию отношений личности. Считал, что ядро личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе.

Слайд 43
Описание слайда:
В.С. Мерлин обязательным условием возникновения конфликта рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая является результатом соответствующей оценки, интерпретации её человеком.

Слайд 44
Описание слайда:
КОММЕНТАРИЙ Теории когнитивного соответствия, дали много для проработки проблем социального познания, его структуры, содержания, но не смогли вплотную приблизиться к ответу на вопрос о связи когнитивной активности и поведения, деятельности человека. Эти теории могут быть второй составляющей социально-психологических знаний, давшей импульс дальнейшим исследованиям социального познания. Когнитивистская ориентация в целом задала ипроблема-тику дальнейших исследований в социальной психологии, связанную с акцентом на проблемы социальной перцепции, коммуникации аттитюдов, принятия решений и т.п. Она стимулировала развитие третьей составляющей, получив-шей название - исследования атрибутивных процессов. Вклад этой области в общую теорию социального познания так велик, что должен быть рассмотрен особо.

Слайд 45
Описание слайда:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Какова основная методологическая схема бихевиористов в исследовании конфликтов? Результатом чего являются стратегии поведения личности в конфликте с позиций бихевиоризма? В чем сущность принципа викарного научения? Кто из ученых является основоположниками ситуационной традиции изучения конфликтов? Каковы минусы бихевиоризма в изложении концепции конфликта? В чем основные достоинства когнитивистской концепции конфликта? Какие потребности К. Левин называл квазипотребностями? Какие пути избавления от когнитивного диссонанса называет Л.Фестингер ?

Слайд 46
Описание слайда:
Спасибо за внимание !!!


Скачать презентацию на тему Раздел: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» Тема : «Ситуационный и можно ниже:

Похожие презентации