Символика архитектуры православного храма

Содержание


Презентации» МХК» Презентация Символика архитектуры православного храма
Символика архитектуры православного храмаЗримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболееСимволика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формироваласьВ Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление, подобное тому,Главный храм Византии назывался Софийским. Вместе с православием Русь унаследовала и   Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, чтоМногоглавие храмов
   Количество глав храма раскрывает в числовой символикеОдна глава знаменует единство Бога.
 Одна глава знаменует единство Бога.Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
   ДвеТри главы знаменуют Святую Троицу.
 Три главы знаменуют Святую Троицу.Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семьДевять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чиновТринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
 Количество глав связано , кроме того, с посвящением главного престола храма,Православный накупольный крестПо своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных намПолумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманскойПолумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только послеКрест “трилистниковый”  
   В России эта форма крестаКрест “терновый венец” 
   Изображение креста с терновым венцомКрест осмиконечный 
   Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достовернойЧетырёхконечный крест
 “А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест,Крест “виноградная лоза” 
    «Я есмь истинная винограднаяИсточники:
 Источники:
 http://pokrov.gatchina.ru/prihod/formak.htm
 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Символика архитектуры православного храма


Слайд 2
Описание слайда:
Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ

Слайд 3
Описание слайда:
Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения. Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения.

Слайд 4
Описание слайда:
В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление, подобное тому, которое описано в одном сирийском гимне: В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление, подобное тому, которое описано в одном сирийском гимне: «Его свод простирается подобно небесам, без колонн, изогнут, и замкнут, и украшен золотой мозаикой, как небесный свод сияющими звездами. Его высокий купол сравним с небом небес».

Слайд 5
Описание слайда:
Главный храм Византии назывался Софийским. Вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную форму храма. Главный храм Византии назывался Софийским. Вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную форму храма.

Слайд 6
Описание слайда:
  Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества   Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества

Слайд 7
Описание слайда:
Многоглавие храмов Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Слайд 8
Описание слайда:
Одна глава знаменует единство Бога. Одна глава знаменует единство Бога.

Слайд 9
Описание слайда:
Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Слайд 10
Описание слайда:
Три главы знаменуют Святую Троицу. Три главы знаменуют Святую Троицу.

Слайд 11
Описание слайда:
Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Слайд 12
Описание слайда:
Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Слайд 13
Описание слайда:
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

Слайд 14
Описание слайда:
Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Слайд 15
Описание слайда:
Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Слайд 16
Описание слайда:
Количество глав связано , кроме того, с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме Количество глав связано , кроме того, с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме

Слайд 17
Описание слайда:
Православный накупольный крест

Слайд 18
Описание слайда:
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику

Слайд 19
Описание слайда:
Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Слайд 20
Описание слайда:
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Слайд 21
Описание слайда:
Крест “трилистниковый” В России эта форма креста употребляется чаще других 

Слайд 22
Описание слайда:
Крест “терновый венец” Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.

Слайд 23
Описание слайда:
Крест осмиконечный Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос

Слайд 24
Описание слайда:
Четырёхконечный крест “А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”, — обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала “распяли Его” (Ин. 19; 18), а потом только “Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте” (Ин. 19; 19).

Слайд 25
Описание слайда:
Крест “виноградная лоза” «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь” (Ин. 15; 1). Так назвал себя Иисус Христос,). “Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, — писал граф А. С. Уваров в своем труде “Христианская символика”, — главное значение виноградной лозы (рис. 32) для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения” (стр. 172-173).

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
Источники: Источники: http://pokrov.gatchina.ru/prihod/formak.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC


Презентация на тему Символика архитектуры православного храма доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации