Символика православной иконы

Содержание


Презентации» МХК» Презентация Символика православной иконы
Символика православной иконыИко́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назватьВ профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и неПерспектива
 Перспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicio — ясно вижу) —
Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб­разном построенииОбратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего«Изображение» времени 
 Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации"В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разныхИзображение архитектурыОдной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконеДвери и окна часто пробиты не на месте, размер их неИзображение светаВнешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, изИзображение ликаЛик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личностиК «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большоеСимволика цвета
 Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но вКрасный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цветБелый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и.
 .
   Черный цвет - цвет зла и смерти.Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав вЗолото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потомуВизантийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконыСимволика геометрических фигур
    По античным и средневековым воззрениям,Символика предметов и животных
 Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертияВиноградная лоза
 Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизниСимволика агнца
   С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусствеСимволика рыбы
   В Новом Завете символика рыбы связывается сАнгел – символ евангелиста Матфея
   Евангелист Матфей, имевший такжеЛев – символ евангелиста Марка
 Евангелист Марк — автор второго Евангелия,Телец – символ евангелиста Луки
   Лука — автор третьегоОрёл – символ евангелиста Иоанна
    Иоанн Богослов —Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явленияИсточники:
 http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html
 http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4
 http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm
 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
 http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm
 http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htmРабота выполнена учителем русского языка и литературы МОУ



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Символика православной иконы


Слайд 2
Описание слайда:
Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

Слайд 3
Описание слайда:
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.

Слайд 4
Описание слайда:
В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»). В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).

Слайд 5
Описание слайда:
Перспектива Перспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicio — ясно вижу) — Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя) Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Слайд 6
Описание слайда:
Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб­разном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина. Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб­разном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

Слайд 7
Описание слайда:
Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Икона есть видимое невидимого. Икона - это окно в горний мир Духа

Слайд 8
Описание слайда:
«Изображение» времени Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время. До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется. В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.

Слайд 9
Описание слайда:
В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в од­ном пространстве, которое похоже на свиток, развора­чивающийся на наших глазах.

Слайд 10
Описание слайда:
Изображение архитектуры

Слайд 11
Описание слайда:
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним. Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

Слайд 12
Описание слайда:
Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.

Слайд 13
Описание слайда:
Изображение света

Слайд 14
Описание слайда:
Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.

Слайд 15
Описание слайда:
Изображение лика

Слайд 16
Описание слайда:
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

Слайд 17
Описание слайда:
К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

Слайд 18
Описание слайда:
Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

Слайд 19
Описание слайда:
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Слайд 20
Описание слайда:
Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

Слайд 21
Описание слайда:
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Слайд 22
Описание слайда:
. . Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Слайд 23
Описание слайда:
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Слайд 24
Описание слайда:
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет. Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.

Слайд 25
Описание слайда:
Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами. Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами. Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.

Слайд 26
Описание слайда:
Символика геометрических фигур По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре типа различной организации пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою. Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, а огонь может выражаться шаром. На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг.

Слайд 27
Описание слайда:
Символика предметов и животных Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы; Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.

Слайд 28
Описание слайда:
Виноградная лоза Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая. К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Слайд 29
Описание слайда:
Символика агнца С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).

Слайд 30
Описание слайда:
Символика рыбы В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).

Слайд 31
Описание слайда:
Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.

Слайд 32
Описание слайда:
Лев – символ евангелиста Марка Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.

Слайд 33
Описание слайда:
Телец – символ евангелиста Луки Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью

Слайд 34
Описание слайда:
Орёл – символ евангелиста Иоанна Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения

Слайд 35
Описание слайда:
Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.

Слайд 36
Описание слайда:
Источники: http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4 http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm

Слайд 37
Описание слайда:
Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г.Лобня Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г.Лобня Бычковой Наталией Михайловной. 2009 г.


Презентация на тему Символика православной иконы доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации