Синдром Ретта презентация

Содержание


Презентации» Образование» Синдром Ретта
Синдром Ретта
 Презентацию подготовили студентки группы 17КСП-СДО-СП1: Гуськова Варвара, Ермолаева Ксения.Синдром Ретта
 Психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек сИстория
 В 1954 году Андреас Ретт, после обследования двух девочек, пришелТип наследственной патологии
 Механизм наследования синдрома Ретта 
  Доминантный, сцепленный с Х-хромосомой, уПроявления синдрома РеттаПроявления
 Диагноз синдрома Ретта основывается на распознавании характерной клинической картины. ДляНеобходимые критерии
  нормальное пренатальное и перинатальное развитие;
  нормальное психомоторное развитие вДополнительные критерии
  дыхательные расстройства
 ЭЭГ-аномалии
 судороги
 сколиоз
 Спастичность (состояние повышенного мышечногоИсключающие критерии
 очевидность внутриутробной задержки роста
 признаки болезней накопления
 оптическая атрофия
Стадийность синдрома Ретта
 1 стадия
 Чаще проявляется в возрасте от 6-тиДиагностика и лечение синдрома РеттаДиагностика синдрома Ретта
 Производится на основании изучения анамнеза больного, его настоящегоЛечение
 Специфического лечения синдрома Ретта на сегодняшний день не существует. ВПрогноз и профилактика синдрома РеттаПрогноз
 Прогноз синдрома Ретта неблагоприятный, так как это заболевание неуклонно ведетПрофилактика синдрома Ретта
 Профилактика синдрома Ретта возможна только в виде пренатальнойПсихолого-педагогическая коррекция
 Предлагаются психологические программы максимального развития оставшихся сохранными двигательных навыковКроме того, для развития навыков самообслуживания и адаптации к внешнему мируЗаключение
 В заключение хочется сказать, что, не стоит забывать о регулярныхИсточники
 http://www.rettsyndrome.ru/ - Ассоциация синдрома Ретта



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Синдром Ретта Презентацию подготовили студентки группы 17КСП-СДО-СП1: Гуськова Варвара, Ермолаева Ксения.


Слайд 2
Описание слайда:
Синдром Ретта Психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:10000 — 1:15000, является причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек, названное по имени впервые его описавшего австрийского педиатра Андреаса Ретта (А. Rett).

Слайд 3
Описание слайда:
История В 1954 году Андреас Ретт, после обследования двух девочек, пришел к мысли об уникальности и схожести их заболевания.  В 1966 году Андреас Ретт сообщил о 31 девочке, у которых наблюдались регресс психического развития, аутичное поведение, утрата целенаправленных и появление особых стереотипных движений в виде «сжимания рук». Шведский исследователь Б. Хагберг (В. Hagberg) выделил синдром в самостоятельную нозологическую единицу и сформулировал его основные диагностические признаки. В настоящее время накоплено достаточно доказательств генетической природы синдрома Ретта.  В 1999г. Х. Зогби (Huda Zoghbi, США) и коллеги, сделали решающий прорыв, идентифицировав причастность гена Xq28 «метил CpG переплетающегося белка 2 (MECP2)» у страдающих синдромом Ретта. Так же были установлены случаи синдрома Ретта с мутациями в гене на Xp22 «CDKL5». 

Слайд 4
Описание слайда:
Тип наследственной патологии Механизм наследования синдрома Ретта   Доминантный, сцепленный с Х-хромосомой, у мальчиков из-за отсутствия парной Х-хромосомы генетические повреждения, приводящие к такому заболеванию, почти всегда являются летальными. Однако существует несколько атипичных форм синдрома Ретта, характеризующихся более сглаженной клинической картиной и поэтому поражающих лиц мужского пола. Кроме того, у мальчиков такая патология может развиться при наличии дополнительной Х-хромосомы – синдроме Клайнфельтера.  Этиология и патогенез синдрома Ретта достаточно сложны и обусловлены взаимодействием различных генов и их влиянием на развитие головного мозга человека. Первопричиной заболевания является нонсенс-мутация (по некоторым данным, к аналогичным нарушениям приводят и миссенс-мутации) гена MECP2, локализованного на Х-хромосоме, в результате чего его экспрессия полностью прекращается.  Он кодирует специфический протеин под названием метил-CpG-связывающий белок 2, участвующий в регуляции транскрипции определенных участков ДНК. Данный белок содержит два домена, один из которых способствует его присоединению к метилированным участкам хромосом (которые расположены вблизи генов, регулирующих развитие головного мозга), а второй выступает как репрессор транскрипции. Причина синдрома Ретта как раз и заключается в отсутствии ингибирования некоторых генов, что приводит к нарушению формирования нервной ткани.

Слайд 5
Описание слайда:
Проявления синдрома Ретта

Слайд 6
Описание слайда:
Проявления Диагноз синдрома Ретта основывается на распознавании характерной клинической картины. Для этого Международной ассоциацией по изучению синдрома Ретта предложена группа диагностических критериев:  Необходимые Дополнительные Исключающие

Слайд 7
Описание слайда:
Необходимые критерии  нормальное пренатальное и перинатальное развитие;  нормальное психомоторное развитие в течении первых 6-18 месяцев жизни; нормальная окружность головы при рождении; замедление роста головы между 5 месяцами и 4 годами;  потеря приобретенных навыков, движений рук в возрасте от 6 до 30 месяцев, связанные по времени с нарушением общения; глубокое повреждение речи; задержка психомоторного развития; стереотипия рук, напоминающая «мытье рук», стискивание, потирание;  появление нарушения походки в возрасте 1-4 лет.

Слайд 8
Описание слайда:
Дополнительные критерии  дыхательные расстройства ЭЭГ-аномалии судороги сколиоз Спастичность (состояние повышенного мышечного тонуса) задержка роста гипертрофичные маленькие ступени.

Слайд 9
Описание слайда:
Исключающие критерии очевидность внутриутробной задержки роста признаки болезней накопления оптическая атрофия микроцефалия при рождении доказательства перинатального приобретенного повреждения мозга; существования другого прогрессирующего неврологического заболевания приобретенные неврологические нарушения в результате тяжелой инфекции или черепно-мозговой травмы.

Слайд 10
Описание слайда:
Стадийность синдрома Ретта 1 стадия Чаще проявляется в возрасте от 6-ти месяцев до 2,5 лет; появление у ребенка мышечной гипотонии, замедление психомоторного развития с последующим отставанием от сверстников, потеря интереса к играм и окружающим людям; отмечается более медленный, рост стоп и кистей в длину и замедление роста окружности головы. Иногда помимо неврологических проявлений может отмечаться нарушение работы печени, сердца, желудочно-кишечного тракта. 2 стадия развивается на протяжении 1-2 лет после появления первых симптомов;сначала наблюдается беспокойство, нарушения сна, затем, всего за несколько недель, больные теряют практически все приобретенные до этого времени навыки; Также для этой стадии характерны расстройства дыхания – периоды апноэ по 1-2 минуты могут перемежаться с приступами учащенных и глубоких дыхательных движений (гипервентиляция). Дыхательные нарушения при синдроме Ретта отличаются наличием только при бодрствовании больного; многочисленные неврологические нарушения: атаксия, эпилептические припадки, часто повторяющиеся стереотипные движения. 3 стадия (псевдостационарная) мало заметны признаки прогрессирования заболевания; длится от 4 до 15 лет, состояние больных стабильно (наблюдаются судорожные приступы, глубокая умственная отсталость, гиперкинезы) 4 стадия уменьшение частоты эпилептических припадков вплоть до их исчезновения (при прогрессировании двигательных расстройств); Большинство больных полностью теряют подвижность (атрофия мышц, сосудистые нарушения в нижних конечностях,  как следствие --  развитие трофических язв). Из-за слабости мышечного корсета спины при синдроме Ретта возникает сколиоз или другие формы искривления позвоночника.

Слайд 11
Описание слайда:
Диагностика и лечение синдрома Ретта

Слайд 12
Описание слайда:
Диагностика синдрома Ретта Производится на основании изучения анамнеза больного, его настоящего статуса, магнитно-резонансной томографии и энцефалографии, молекулярно-генетических анализов. При осмотре больных синдромом Ретта выявляется отставание в росте и его остановка, резкое уменьшение окружности головы, отсутствие речи (на начальных этапах патологии характерна эхолалия).  На магнитно-резонансной томографии головного мозга обнаруживается уменьшение размера органа, нечеткая дифференциация серого и белого вещества, базальных ганглиев, снижение складчатости коры больших полушарий.  Электроэнцефалограмма подтверждает снижение фоновой активности головного мозга и резко ослабленную реакцию на внешние раздражители.  Наиболее точную диагностическую информацию дают методы современной генетики – поиск делеций в локусе гена MECP2 или прямое секвенирование его последовательности для определения мутаций. Такое подтверждение синдрома Ретта возможно и в рамках пренатальной диагностики генетических заболеваний.  Вспомогательную роль в установлении этого состояния может играть обследование внутренних органов (например, методами УЗИ) – у 20-30% больных выявляется недоразвитие печени или селезенки.

Слайд 13
Описание слайда:
Лечение Специфического лечения синдрома Ретта на сегодняшний день не существует. В сфере практической медицины пока доступна только симптоматическая терапия, однако и она сопряжена с рядом трудностей: Например, эпилептические припадки при этом заболевании плохо поддаются устранению; также для лечения синдрома Ретта применяют ноотропные препараты; нарушения сна корректируют снотворными препаратами из группы барбитуратов или мелатонином; предлагаемая некоторыми педиатрами диета с повышенным содержанием жиров, успешна в плане увеличения веса больных (было замечено, что частые кормления детей небольшими порциями через 3-4 часа приводят к некоторой стабилизации их состояния). Лечебная физкультура — один из оптимальных способов коррекции двигательных расстройств. Она включает упражнения, направленные на поддержание гибкости и амплитуды движений конечностей, а также как можно более длительное сохранение навыка ходьбы. Имеются обнадеживающие данные некоторых исследовательских лабораторий, сотрудникам которых удалось «включить» ген MECP2 у мышей и тем самым добиться исчезновения симптомов заболевания. 

Слайд 14
Описание слайда:
Прогноз и профилактика синдрома Ретта

Слайд 15
Описание слайда:
Прогноз Прогноз синдрома Ретта неблагоприятный, так как это заболевание неуклонно ведет к тяжелой умственной отсталости, а также к ряду двигательных и неврологических нарушений. Пациенты с этой патологией при соответствующем уходе и симптоматическом лечении способны доживать до 40-50 лет, однако риск внезапной смерти у них довольно высокий. Значительно ухудшает прогноз синдрома Ретта и снижает продолжительность жизни больных наличие пороков развития внутренних органов, что имеет место примерно в трети случаев. Основная причина летального исхода – дыхательная или полиорганная недостаточность и внезапная смерть, у взрослых больных также велик риск инсульта

Слайд 16
Описание слайда:
Профилактика синдрома Ретта Профилактика синдрома Ретта возможна только в виде пренатальной диагностики этого заболевания генетическими методами. При наличии дефектной формы гена MECP2 у мальчика нарушение формирования головного мозга и внутренних органов можно заметить при профилактических ультразвуковых исследованиях во время беременности.

Слайд 17
Описание слайда:
Психолого-педагогическая коррекция Предлагаются психологические программы максимального развития оставшихся сохранными двигательных навыков и формирования на их основе “языка общения”. Используется также музыкальная терапия, так как она оказывает благоприятный успокаивающий эффект на детей и частично компенсирует нарушение контакта с окружающим миром.

Слайд 18
Описание слайда:
Кроме того, для развития навыков самообслуживания и адаптации к внешнему миру можно применить следующие методики: · АВА-терапия — интенсивный метод развития навыков и коррекции поведения; · иппотерапия — лечебная верховая езда; · гидрореабилитация — занятия в условиях водной среды; · дельфинотерапия — общение и плавание с дельфинами психологической реабилитации; · канисттерапия — занятия со специально обученной собакой; · арт-терапия — творческие занятия.

Слайд 19
Описание слайда:
Заключение В заключение хочется сказать, что, не стоит забывать о регулярных занятиях с дефектологами, психологами и логопедами, которые часто дают хороший эффект в сочетании с приёмом ноотропов. Малышей с этим заболеванием нужно как можно чаще вовлекать в игры и развлекательные мероприятия: такое времяпрепровождение способствует общему развитию и учит ребёнка эффективно взаимодействовать с внешним миром.

Слайд 20
Описание слайда:
Источники http://www.rettsyndrome.ru/ - Ассоциация синдрома Ретта


Скачать презентацию на тему Синдром Ретта можно ниже:

Похожие презентации