Экспертиза в образовании. Сущность и содержание экспертизы презентация

Содержание


Презентации» Образование» Экспертиза в образовании. Сущность и содержание экспертизы
Экспертиза в образовании
 Журавлева Н.Н.
 к.п.н., доцент НГПУПЛАН ЛЕКЦИИ
 1. Актуальность проблемы. Сущность и содержание экспертизы.
 2. ТребованияЛИТЕРАТУРА.
 Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. М.: Акаднмия,2008.
 МкртычянГ.А. Психология экспертнойАктуальность проблемы.
 Создание государственно-общественной системы экспертизы и оценки качества является однойВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБРАЗОВАНИИ
 Неопределенность внешних условий развития образования (в традиционномЭкспертиза – от лат.expertus- опытный- исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решениеПОНЯТИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ.
 Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующее специальных знаний сЦели экспертизы в образовании:
 1.Понимание авторского замысла инициативы. 
 2.Оценка инициативыСравнительная таблица между инспектированием и экспертизой.Содержание экспертизы.
 В содержание экспертизы входят следующие виды экспертиз:
  ЭкспертизаДостоинства и недостатки экспертизы.
 ДОСТОИНСТВА:
 - экономичность,
 - хорошая репрезентативность данных.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ
 ЭКСПЕРТ – это профессионал, умеющий быстро извлекать своиТребования к эксперту.
 Формирование и становление эксперта
  процесс длительный (неТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ,
 	1.Компетентность:
 должен обладать необходимыми компетенциями в сфере образования;
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ.
 2. Объективность .
 3. Деловитость.
 4. Добросовестность.
 5.УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА.
 1.Эксперт должен получать информацию об изучаемом объектеФормирование экспертной группы  
    Определение числа экспертов.
Методы оценки компетентности экспертов.
 Априорные (предшествующие опыту): анкетные данные, самооценка, взаимооценка.
Критерии экспертирования.
 Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определениеКритерии экспертирования
 Выделяют три группы критериев:
 общие критерии,
 специальные критерии,
 частныеКритерии экспертирования
 Общие критерии- позволяют оценить значимость предлагаемого проекта с точкиКритерии экспертирования
 Специальные критерии – позволяют оценить компетентность автора и содержательностьКритерии экспертирования
  Частные критерии – позволяют оценить степень обоснованности проектаКритерии экспертирования показатели 
 Общие критерии
 Специальные критерии
 Частные критерииЭтапы проведения экспертизы
 Первый этап. Целеполагающий.
 Формулировка задачи экспертизы;
 Определение ееЭтапы проведения экспертизы
 Второй этап. Проектирующий.
 Как?
 Кто?
 Когда?
 Где?
 Зачем?Этапы проведения экспертизы
 Третий этап. Статистический.
 Собираются сведения об объекте экспертизыЭтапы проведения экспертизы
 Четвертый этап. Оценочный.
  Обсуждаются решения по рассматриваемомуФормы экспертизы.
 Процедура экспертизы в зависимости от объекта может проводиться вФормы экспертизы
 Индивидуальная экспертиза – проводится по конкретному предметному содержанию отдельнымФормы экспертизы
 Коллективная экспертиза- проводится группой профессионалов в том случае, когдаФормы экспертизы
 Комплексная экспертиза – многопредметная или многопрофессиональная, когда продукт экспертизыМетоды организации экспертизы.
  Методы индивидуальной оценки:
 Анкетирование
 Аналитическая записка
 МетодМетоды организации экспертизы.
 Достоинства индивидуальных методов:
 Оперативность
 Отсутствие давление авторитетом
 НизкиеМетоды организации экспертизы.
 Достоинства методов коллективной оценки:
 Возможность разностороннего анализа проблемы,
Методы организации экспертизы.
 Методы индивидуальной оценки.
 Анкетирование – набор вопросов, ответыМетоды организации экспертизы.
 Методы коллективной оценки.
 Метод «мозговой» атаки – выявитьМетоды организации экспертизы.
 Метод «комиссий- открытая дискуссия с целью получения единогоМетоды организации экспертизы.
 Метод Дельфи.(Разработан Хемером и Делке).
 Аналитическая группа формируетМетоды организации экспертизы.
 Метод «ранговых» оценок.
 Суть: любую изучаемую информацию располагаютТипология экспертизы.
 Существуют различные классификации экспертиз в образовании.
 Этой проблемой занималисьТипология экспертизы
 Классификация 1.
  Критерий-целевая направленность (функциональная типология) В основе-Типология экспертизы
 Классификация 2. основной
 Критерий- позиция эксперта.
 Нормоконтролирующая,
 Квалифицирующая,
 Дегустационная,
Типология экспертизы
 Нормоконтролирующая экспертиза.
 Суть: у эксперта есть эталон, и вТипология экспертизы
 Квалифицирующая экспертиза. Суть ее- интерпретация практики в социокультурном иТипология экспертизы
 «Дегустационная» экспертиза.
 Суть ее: экспертиза осуществляется исходя из вкусаТипология экспертизы
 «Понимающая» экспертиза.
 Суть ee : помощь автору в самовыражении,Форма и порядок представления результатов экспертизы.
 Основной документ представления экспертизы –Основные положения экспертного заключения.
 Реальный или фиктивный характер имеет идея.
 ЗначимостьЖелаем успехов !



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Экспертиза в образовании Журавлева Н.Н. к.п.н., доцент НГПУ


Слайд 2
Описание слайда:
ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Актуальность проблемы. Сущность и содержание экспертизы. 2. Требования к экспертизе. 3. Критерии экспертирования. 4. Этапы проведения экспертизы. 5. Формы экспертизы. 6. Методы организации. 7. Типолология педагогической экспертизы.

Слайд 3
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. М.: Акаднмия,2008. МкртычянГ.А. Психология экспертной деятельности в образовании. Теория. Методология. Практика. Н.Новгород, 2002. 3. НовиковаТ.Г.Экспертиза инновационной деятельности. М: 2009. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.: Смысл, 1999.

Слайд 4
Описание слайда:
Актуальность проблемы. Создание государственно-общественной системы экспертизы и оценки качества является одной из ведущих задач модернизации российского образования. Поэтому сегодня необходимы знания о сущности, содержании и процедурах экспертизы.

Слайд 5
Описание слайда:
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБРАЗОВАНИИ Неопределенность внешних условий развития образования (в традиционном образовании – основной источник норм). Постоянные изменения в обществе – переформатирование норм, нормотворчество. Развитие рынка труда - динамика норм образования Расширение круга заказчиков на образование – рост и разнообразие норм образования. Экспертиза – эффективный инструмент оформления и институциализации изменений (инициатив).

Слайд 6
Описание слайда:
Экспертиза – от лат.expertus- опытный- исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. Экспертиза - совокупность действий, представляющих оценку содержания и качества какого-либо объекта.

Слайд 7
Описание слайда:
ПОНЯТИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ. Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующее специальных знаний с последующим представлением мотивированного заключения.

Слайд 8
Описание слайда:
Цели экспертизы в образовании: 1.Понимание авторского замысла инициативы. 2.Оценка инициативы (соотнесение с существующими нормативными моделями). 3.Превращение инициативы в ресурс образования. 4.Организация поддержки для институциализации инициативы.

Слайд 9
Описание слайда:
Сравнительная таблица между инспектированием и экспертизой.

Слайд 10
Описание слайда:
Содержание экспертизы. В содержание экспертизы входят следующие виды экспертиз: Экспертиза учебных планов, образовательных программ, расписания учебных занятий, инноваций, методических разработок, пособий. Построение профессиограммы. Экспертиза научных исследований. Экспертный прогноз (оценка ожидаемого развития ситуации; оценка альтернативных вариантов управленческих решений и т.д.) Оценивание и диагностика состояния различных систем.

Слайд 11
Описание слайда:
Достоинства и недостатки экспертизы. ДОСТОИНСТВА: - экономичность, - хорошая репрезентативность данных. НЕДОСТАТКИ: - субъективные ошибки, - сложность обработки результатов, - трудность подбора экспертов.

Слайд 12
Описание слайда:
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ ЭКСПЕРТ – это профессионал, умеющий быстро извлекать свои знания из памяти и по одному лишь ему известному признаку проводить экспертизу: оценивание, диагностирование, решение предложенной задачи на практике.

Слайд 13
Описание слайда:
Требования к эксперту. Формирование и становление эксперта процесс длительный (не менее десяти лет); результат этого процесса – высококвалифицированный профессионал и имеющий опыт применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

Слайд 14
Описание слайда:
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ, 1.Компетентность: должен обладать необходимыми компетенциями в сфере образования; должен обладать аналитической компетенцией, Должен владеть экспертными технологиями.

Слайд 15
Описание слайда:
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ. 2. Объективность . 3. Деловитость. 4. Добросовестность. 5. Тактичность.

Слайд 16
Описание слайда:
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА. 1.Эксперт должен получать информацию об изучаемом объекте : а) достоверную; б) в достаточном объеме. 2. Эксперту должны быть созданы условия для обработки информации. 3. Во время проведения экспертизы должен быть создан благоприятный психологический климат.

Слайд 17
Описание слайда:
Формирование экспертной группы Определение числа экспертов. Формирование списка потенциальных экспертов. Оценка компетентности экспертов. Формирование окончательного списка экспертов.

Слайд 18
Описание слайда:
Методы оценки компетентности экспертов. Априорные (предшествующие опыту): анкетные данные, самооценка, взаимооценка. Тестовые. Апостериорные ( знания, полученные опытным путем): контрольные экспертизы,комплексные.

Слайд 19
Описание слайда:
Критерии экспертирования. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение ил классификация чего-либо, мерило оценки. Критерии экспертизы определяются в соответствии с принципами и целями конкретной экспертизы.

Слайд 20
Описание слайда:
Критерии экспертирования Выделяют три группы критериев: общие критерии, специальные критерии, частные критерии.

Слайд 21
Описание слайда:
Критерии экспертирования Общие критерии- позволяют оценить значимость предлагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей, направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации.

Слайд 22
Описание слайда:
Критерии экспертирования Специальные критерии – позволяют оценить компетентность автора и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям.

Слайд 23
Описание слайда:
Критерии экспертирования Частные критерии – позволяют оценить степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности.

Слайд 24
Описание слайда:
Критерии экспертирования показатели Общие критерии Специальные критерии Частные критерии

Слайд 25
Описание слайда:
Этапы проведения экспертизы Первый этап. Целеполагающий. Формулировка задачи экспертизы; Определение ее специфических особенностей; Выделение критериев и показателей экспертизы; Выбор типа экспертизы.

Слайд 26
Описание слайда:
Этапы проведения экспертизы Второй этап. Проектирующий. Как? Кто? Когда? Где? Зачем?

Слайд 27
Описание слайда:
Этапы проведения экспертизы Третий этап. Статистический. Собираются сведения об объекте экспертизы и его окружении. Проводится систематизация полученных данных и их дальнейшая оценка.

Слайд 28
Описание слайда:
Этапы проведения экспертизы Четвертый этап. Оценочный. Обсуждаются решения по рассматриваемому объекту; Выносится экспертное заключение.

Слайд 29
Описание слайда:
Формы экспертизы. Процедура экспертизы в зависимости от объекта может проводиться в нескольких формах: в индивидуальной, в коллективной, В комплексной.

Слайд 30
Описание слайда:
Формы экспертизы Индивидуальная экспертиза – проводится по конкретному предметному содержанию отдельным специалистом-профессионалом в соответствии с нормативами или по специально разработанным критериям. Например,экспертиза учебного плана, образовательной программы, концепции,учебного заведения.

Слайд 31
Описание слайда:
Формы экспертизы Коллективная экспертиза- проводится группой профессионалов в том случае, когда требуется совместное обсуждение и оценка спорных или вызывающих сомнение инновационных составляющиъ экспертируемого объекта.

Слайд 32
Описание слайда:
Формы экспертизы Комплексная экспертиза – многопредметная или многопрофессиональная, когда продукт экспертизы разработан на стыке различных наук и требует компетентной оценки специалистов различных направлений.

Слайд 33
Описание слайда:
Методы организации экспертизы. Методы индивидуальной оценки: Анкетирование Аналитическая записка Метод сценария Наблюдение Свободная беседа Тестирование

Слайд 34
Описание слайда:
Методы организации экспертизы. Достоинства индивидуальных методов: Оперативность Отсутствие давление авторитетом Низкие затраты на экспертизу Недостатки: Высокая степень субъектиности

Слайд 35
Описание слайда:
Методы организации экспертизы. Достоинства методов коллективной оценки: Возможность разностороннего анализа проблемы, Более высокая достоверность оценки, Недостатки: Сложность формирования группового мнения, Возможность давления авторитетом.

Слайд 36
Описание слайда:
Методы организации экспертизы. Методы индивидуальной оценки. Анкетирование – набор вопросов, ответы на которые позволяют получить информацию об объекте экспертизы. Метод сценария – анализ развития событий в будущем.

Слайд 37
Описание слайда:
Методы организации экспертизы. Методы коллективной оценки. Метод «мозговой» атаки – выявить новые мнения, точки зрения, взгляды по определенной проблеме. Основное требование: проблема должна быть четко сформулирована и однозначно понята экспертами. Центральная фигура-приглашенный специалист или руководитель экспертизы.

Слайд 38
Описание слайда:
Методы организации экспертизы. Метод «комиссий- открытая дискуссия с целью получения единого мнения. Достоинство этого метода – информированность экспертов в процессе обсуждения; связь с организаторами. Недостатки - отсутствие анонимности, давление авторитета.

Слайд 39
Описание слайда:
Методы организации экспертизы. Метод Дельфи.(Разработан Хемером и Делке). Аналитическая группа формирует обобщенное мнение. 4 тура: сообщается цель , заполняется анкета с оценочными ответами, отсекаются крайние, остаются два мнения, которые анализирутся и обосновываются с целью выбора одного – обобщенного мнения.

Слайд 40
Описание слайда:
Методы организации экспертизы. Метод «ранговых» оценок. Суть: любую изучаемую информацию располагают в порядке воррастания или убывания величины признака. Каждому признаку присваивается число, обозначающее его ранг. Полученные результаты легко поддаются математической обработке.

Слайд 41
Описание слайда:
Типология экспертизы. Существуют различные классификации экспертиз в образовании. Этой проблемой занимались ученые Лисичкин В.А.,Горелов В.Л., Глазовский Н.Ф.,Федоров Ю.М. Тем не менее, до сих пор нет ни одной общепризнанной классификационной системы.

Слайд 42
Описание слайда:
Типология экспертизы Классификация 1. Критерий-целевая направленность (функциональная типология) В основе- законодательные акты, нормативные документы, стандарты. Контрольные Оценочные Диагностические Прогнозные Конфликтные

Слайд 43
Описание слайда:
Типология экспертизы Классификация 2. основной Критерий- позиция эксперта. Нормоконтролирующая, Квалифицирующая, Дегустационная, Понимающая.

Слайд 44
Описание слайда:
Типология экспертизы Нормоконтролирующая экспертиза. Суть: у эксперта есть эталон, и в ходе экспертизы необходимо установить соответствие-несоответствие этому эталону. Целесообразно использовать при экспертизе пакета документов на «статус» или при открытии экспериментальной площадки.

Слайд 45
Описание слайда:
Типология экспертизы Квалифицирующая экспертиза. Суть ее- интерпретация практики в социокультурном и образовательном контексте. Субъект экспертизы предъявляет не только эталон. Но и свои личные цели и ценности. Целесообразно применять, когда опыт переносится в новые условия (комбинаторика). Эксперт выявляет авторское видение проблемы в диалоге (спор автора и эксперта)

Слайд 46
Описание слайда:
Типология экспертизы «Дегустационная» экспертиза. Суть ее: экспертиза осуществляется исходя из вкуса эксперта. Строится на авторитете и опыте эксперта, на его ощущении: интересно ли это, значимо ли. Отсутствие эталона. Необходим подбор квалифицированного эксперта!!!

Слайд 47
Описание слайда:
Типология экспертизы «Понимающая» экспертиза. Суть ee : помощь автору в самовыражении, становлении его уникального опыта. Главное – позволить себе и научить себя понимать другого. Задача эксперта-выращивание опыта до уровня транслируемости, дооформление, а не квалификация и оценка. Эксперт занимает позицию «непонимающего», которому автор принужден объяснять те или иные тонкости замысла. Особенностью данного типа экспертизы является : большая психологическая нагрузка на эксперта!! .

Слайд 48
Описание слайда:
Форма и порядок представления результатов экспертизы. Основной документ представления экспертизы – экспертное заключение. В экспертном заключении должна быть максимально полно раскрыта характеристика объектов. Должна быть преставлена критериальная база и техника экпентирования.

Слайд 49
Описание слайда:
Основные положения экспертного заключения. Реальный или фиктивный характер имеет идея. Значимость объекта с точки зрения важности решаемых в ней задач для образования. Общекультурная значимость. Предполагаемые последствия, прогнозы. Предложения, поддержка…

Слайд 50
Описание слайда:
Желаем успехов !


Скачать презентацию на тему Экспертиза в образовании. Сущность и содержание экспертизы можно ниже:

Похожие презентации