Описание слайда:
Симметрия в живописи и архитектуре
Повторяемость лежит не только в природе строительной конструкции, но и в самой конструкции природы. Повторяющийся, регулярный порядок взаимного расположения объектов и
явлений в пространстве и во времени лежит в основе закономерностей строения материи, всего
течения нашей жизни. Упорядоченность расположения в пространстве самым тесным образом
связана с повторяемостью событий во времени.
Биение сердца, мерный ритм ударов, отбиваемых метрономом, наконец, музыка - сложное чередования звуков во времени. Все это примеры динамического временного ритма.
Симметрия широко распространена в природе, она отражает ту самую упорядоченную
повторяемость физического мира, о которой говорилось выше. Симметрия господствует в за-
стывшем мире кристаллов и в непрерывно меняющемся мире живого. Симметрична не только
снежинка, но и лист, и цветок яблони. Симметричен, в конце концов, и сам человек. Неудивительно, что человек издавна переносит представления о симметрии на многие творения своих
рук и своего духа, прежде всего на произведения искусства и ремесел. Пространственная сим-
метрия подчиняет себе большую часть предметного мира, создаваемого человеком. Мебель,
одежда, домашняя утварь, орудия труда и украшения — все несет на себе неизгладимую печать
симметрии.
Принцип "симметрии" широко используется в искусстве. Бордюры, используемые в архитектурных и скульптурных произведениях, орнаменты, используемы в прикладном искусстве, - все это примеры использования симметрии. Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Композиции,
построенные по законам симметрии, позволяют достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
Зеркальная симметрия или отражение — это тип симметрии при котором любая точка
переходит в симметричную ей точку, относительно плоскости симметрии фигуры. Название 6
"зеркальная симметрия" оправдано тем, что обе части фигуры, находящиеся по разные стороны
от оси симметрии или плоскости симметрии, похожи на некоторый объект и его отражение в
зеркале. Например, цилиндр и конус симметричны относительно любой плоскости, проходящей
через их ось, а куб симметричен относительно плоскости, проходящей через его диагональ.
Данный вид симметрии ярко проявляется архитектуре и искусстве. Ей подчинены по-
стройки Древнего Египта и храмы античной Греции, амфитеатры, термы, базилики и триумфальные арки римлян, дворцы и церкви Ренессанса, равно как и многочисленные сооружения
современной архитектуры. Симметрия сооружения связывается с организацией его функций.
Симметрия объединяет композицию. Зеркальная симметрия широко встречается в произведениях искусства примитивных цивилизаций и в древней живописи. Средневековые религиозные
картины также характеризуются этим видом симметрии.
Лучевая (центрально - осевая, радиальная, поворотная) симметрия — форма симметрии, при которой тело (или фигура) совпадает само с собой при вращении объекта вокруг определённой точки или прямой. Радиальной симметрией обладают такие геометрические объекты,
как круг, шар, цилиндр или конус. Лучевая симметрия господствует в декоративном искусстве:
прикладном (вышивке, росписи, резьбе, чеканке) и монументальной, связанной с архитектурой
(в витражах, мозаике, рельефах и пр.). Здесь она проявляется как ни в каком другом виде искусства. Свидетельства тому – художественные изделия и памятники зодчества, созданные разны-
ми народами в разные эпохи. Поворотная симметрия чётко прослеживается в круглом и круговом орнаментах, которыми украшают одежду и предметы быта, фасады и интерьеры домов и
других зданий.
Наиболее наглядное проявление пространственной симметрии в искусстве — орнамент.
Орнамент - узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения каких-
либо предметов или архитектурных построек. Орнамент очень часто встречается в вышивке, в
резьбе по дереву, в архитектуре, даже в природе можно встретить орнамент.
Особый вид симметрии — трансляция, или параллельный перенос. Это повторяемость
одного и того же изображения в пространстве через определенное расстояние. Такова сим-
метрия паркетного пола, кирпичного мощения, узора на обоях. Параллельный перенос нашел
отражение в архитектурных сооружениях, живописи.