Классификация методов сбора социологических данных презентация

Содержание


Презентации» Образование» Классификация методов сбора социологических данных
Классификация методов сбора социологических данных
 Ковалева Галина АлександровнаКритерии для классификации методов
 Метод - основной способ сбора, обработки иКритерии для классификации методов
 Методы сбора количественных данных (количественные методы),
 МетодыАнализ документальной информации 
 Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированнуюВизуальная социология изучает фотографии, фильмы, видео, компьютерные визуальные изображения, рекламные изображения,Опросные методы 
 Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращенияКлассификация опросов 
 По способу распространения анкет:
 раздаточные (анкетный опрос, приКлассификация опросов 
 По уровню компетентности респондентов различают:
 массовый опрос (мнениеМетод интервью
 Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямойВиды интервью
 По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событий прошлого,Качественные методы исследования 
 Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему».
 ПолученныеМетод фокус-групп 
 Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в формеГлубинное интервью 
 Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентомБиографический метод  
 «Исторической биографией в полном смысле слова принятоКлассификация источников биографического материала 
 Основными источниками биографических данных являются опросыСоциометрия 
 • Метод исследования межличностных отношений в малой социальной группеЭксперимент
 Метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотезНаблюдение
 В широком смысле: любая полевая процедура, связанная с получением информации;
Виды наблюдения
 По способу организации:
 Полевое (в естественных условиях);
 Лабораторное (вВиды наблюдения 
 По степени включенности наблюдателя в изучаемый процесс (ролиКонтексты включенного наблюдения
 Включенное наблюдение как правило применяется для изучения субкультур,Уникальные и быстротечные явления общественной жизни и монографические исследования отдельных локальныхОтдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значения действий, участников,Некоторые ситуации: катастрофы , сильное нагнетание страстей в обществе (межнациональные конфликты).Порядок исследовательских действий  
 1. Определение цели и задач наблюденияЭлементы исследования
 Объект наблюдения - индивид, малая группа, социальная общность, общественноеНаблюдаемая ситуация
 Пространство: физическое местоположение;
 Людей-участников ситуации: их социально-демографические характеристики, содержаниеДневник наблюдения
 Регистрация событий из разных источников информации:
 Наблюдая за происходящимКарточка наблюдения (пример)Карточка наблюдения (пример 2)Модель карточки наблюденияНаблюдение как метод исследования массовой коммуникации  
 Наблюдение является историческиКоординатная сетка для наблюдения  за реакциями зрителейОбъект наблюдения
 Объектом наблюдения массовой коммуникации может быть различная по характеристикамНепосредственное наблюдение
 При непосредственном наблюдении за аудиторией наблюдаются следующие проявления: 
Что подлежит фиксации
 Фиксируются 
 частота контакта аудитории с коммуникатором, илиНаблюдение может вестись и за отдельными участниками коммуникации, например, за ведущимТаким образом, в самом общем виде процедура социологического наблюдения предусматривает такойЭтапы подготовки наблюдателей
 Ознакомление с содержанием программы наблюдения, с инструкцией, инструментарием, техническимиКачества, знания, умения наблюдателя
    Общая теоретическая подготовка - знаниеКачества, знания, умения наблюдателя
    Умение распределить внимание на одновременноКачества, знания, умения наблюдателя
 Общительность (для включенного наблюдения). Умение войти в контактИзмерительные коэффициенты
 1) коэффициента согласия – показатель, характеризующий совпадение данных наблюдений, полученныхАнализ и обобщение результатов наблюдения проводятся известными математическими и логическими методами.Типичные ошибки при применении метода наблюдения в социологическом исследовании 
  Итак…3. Подготовить инструментарий наблюдения, т. е.: 
 дневник наблюдения, где будутНаблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами 
Спасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Классификация методов сбора социологических данных Ковалева Галина Александровна


Слайд 2
Описание слайда:
Критерии для классификации методов Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных. 1 Критерии для классификации методы сбора первичных данных; методы сбора вторичных данных. Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей. Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.

Слайд 3
Описание слайда:
Критерии для классификации методов Методы сбора количественных данных (количественные методы), Методы сбора качественных данных (качественные методы) Смешанные (mix)-методики, сочетающие в себе приемы и тех, и других методов.

Слайд 4
Описание слайда:
Анализ документальной информации Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. 1 По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы; записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. В зависимости от статуса документального источника - документы официальные и неофициальные. Особую группу документов образуют многочисленные материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино, видеоматериалы. По источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные.

Слайд 5
Описание слайда:
Визуальная социология изучает фотографии, фильмы, видео, компьютерные визуальные изображения, рекламные изображения, визуальные информационные средства коммуникации, семейные фото и видео альбомы. Визуальная социология изучает фотографии, фильмы, видео, компьютерные визуальные изображения, рекламные изображения, визуальные информационные средства коммуникации, семейные фото и видео альбомы. Направления визуальной социологии: исследования кино; исследования рекламы; изучение различных направлений и течений в искусстве; изучение сексуальности, образов мужественности и женственности; анализ визуальных материалов в СМИ; анализ любительской фотографии, изучение культуры повседневности.

Слайд 6
Описание слайда:
Опросные методы Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. 1 Существует две основные разновидности опроса: анкетирование; интервьюирование. Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. 2 Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.

Слайд 7
Описание слайда:
Классификация опросов По способу распространения анкет: раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету) почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту) прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган) телетайпные (сбор документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети). По типу исследовательских задач: глубинный (нацелен на получение поисковой информации) фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации) стандартизированный (нацелен на получение статистической информации) социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах)

Слайд 8
Описание слайда:
Классификация опросов По уровню компетентности респондентов различают: массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме) массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации) симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования) экспертный опрос (опрос специалистов по проблеме).

Слайд 9
Описание слайда:
Метод интервью Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). 1

Слайд 10
Описание слайда:
Виды интервью По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений. По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (т.е. глубоким, длящимися иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. По способу организации интервью делятся на групповые и индивидуальные.

Слайд 11
Описание слайда:
Качественные методы исследования Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему». Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей респондентов, о глубинных причинах их поведения или отношения к чему-либо. Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью и др.

Слайд 12
Описание слайда:
Метод фокус-групп Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию (topic guide). 1 Для участия в фокус-группе отбираются 6-12 человек — наиболее «типичных» представителей интересующей исследователя группы людей, однородных по своим демографическим и социально-экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и заинтересованности в изучаемом вопросе.

Слайд 13
Описание слайда:
Глубинное интервью Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. 1 Основные недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров: Во-первых, для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, сложность обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов. Достоинства: можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах.

Слайд 14
Описание слайда:
Биографический метод «Исторической биографией в полном смысле слова принято считать лишь такое жизнеописание, где в центре внимания находится развитие неповторимой человеческой личности, раскрытие ее внутреннего мира, разумеется, в тесной связи с эпохой и делом, которому эта личность себя посвятила» (Репина Л.П)

Слайд 15
Описание слайда:
Классификация источников биографического материала Основными источниками биографических данных являются опросы и интервью, публичные и частные архивные материалы. Важным дополнительным источником биографических данных являются также официальные архивные документы. Источники данных также принято делить на первичные и вторичные.

Слайд 16
Описание слайда:
Социометрия • Метод исследования межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим показателям • Фиксирует определенные свойства группы как целостного образования и позволяет количественно измерить характер отношений между членами группы • Объектом изучения социометрии являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой деятельности (не менее 1-1,5 лет)

Слайд 17
Описание слайда:
Эксперимент Метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. (Добреньков В.И., Кравченко А.И. )

Слайд 18
Описание слайда:
Наблюдение В широком смысле: любая полевая процедура, связанная с получением информации; В узком: специфический метод сбора первичной информации, представляет собой целенаправленное непосредственное восприятие определенной ситуации (события), а также регистрацию результатов этого восприятия в соответствующих документах

Слайд 19
Описание слайда:
Виды наблюдения По способу организации: Полевое (в естественных условиях); Лабораторное (в экспериментальной ситуации) По степени формализованности: Структурированное (количественная фиксация выделенных элементов – индикаторов более общих свойств/признаков (предмета исследования); Бесструктурное (элементы не выделяются, регистрируются часто встречающиеся или необычные) По степени контроля результатов: Контролируемое (контроль за результатами –повышение их достоверности: кол-во наблюдений, кол-во наблюдателей); Неконтролируемое (не предусматривающее доп.контроля ? )

Слайд 20
Описание слайда:
Виды наблюдения По степени включенности наблюдателя в изучаемый процесс (роли наблюдателя – тип участия) : Невключенное (исследователь не является участником изучаемой ситуации, наблюдает со стороны: «чужой», «другой»); наблюдатель Включенное/участвующее (исследователь – равноправный участник изучаемой ситуации: «чужой»-«свой»); участник Преимущественно включенное; участник-наблюдатель Преимущественно невключенное; наблюдатель-участник По форме взаимоотношений наблюдателя с испытуемым: Скрытое/инкогнито; Открытое; У Н-У У-Н У

Слайд 21
Описание слайда:
Контексты включенного наблюдения Включенное наблюдение как правило применяется для изучения субкультур, замкнутых сообществ, уникальных событий, исторических процессов.

Слайд 22
Описание слайда:
Уникальные и быстротечные явления общественной жизни и монографические исследования отдельных локальных объектов; Уникальные и быстротечные явления общественной жизни и монографические исследования отдельных локальных объектов;

Слайд 23
Описание слайда:
Отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значения действий, участников, зависимости между индивидами и группами, окружением (обстановка) Отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значения действий, участников, зависимости между индивидами и группами, окружением (обстановка)

Слайд 24
Описание слайда:
Некоторые ситуации: катастрофы , сильное нагнетание страстей в обществе (межнациональные конфликты). Некоторые ситуации: катастрофы , сильное нагнетание страстей в обществе (межнациональные конфликты).

Слайд 25
Описание слайда:
Порядок исследовательских действий 1. Определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать и с какой целью?). 2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать?). 3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать?). 4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?). 5. Выбор способа регистрации наблюдаемого события (как вести записи?). 6.Обработка и интерпретация полученной при помощи наблюдения информации (каков результат?).

Слайд 26
Описание слайда:
Элементы исследования Объект наблюдения - индивид, малая группа, социальная общность, общественное мероприятие, событие и т.д., которые интересуют исследователя. Предмет наблюдения – совокупность интересующих наблюдателя свойств, признаков объекта. Категории наблюдения - конкретные признаки из числа признаков, зафиксированных в качестве предмета наблюдения; Наблюдаемые ситуации – те реальные обстоятельства, при которых могут проявиться категории наблюдения. Условия наблюдения – обязательные требования к ситуации, только при наличии которых может происходить наблюдение. Единицы наблюдения – элементарные эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознается категория наблюдения.

Слайд 27
Описание слайда:
Наблюдаемая ситуация Пространство: физическое местоположение; Людей-участников ситуации: их социально-демографические характеристики, содержание деятельности; официальный статус в группе; неофициальное положение в группе (дружеские связи, авторитет, неформальное лидерство); Действия людей в изучаемой ситуации: их интенсивность, практические результаты; Цель действий: то, что люди стремятся достичь; одобряемые и неодобряемые цели, согласованность целей участников или их конфликт; Время: временное упорядочивание происходящего; Чувства: ощущаемые и выражаемые эмоции

Слайд 28
Описание слайда:
Дневник наблюдения Регистрация событий из разных источников информации: Наблюдая за происходящим (невербальное поведение, пространственное расположение; Прислушиваясь к сказанному; Задавая вопросы… Свои размышления, впечатления, аналитические заметки…

Слайд 29
Описание слайда:
Карточка наблюдения (пример)

Слайд 30
Описание слайда:
Карточка наблюдения (пример 2)

Слайд 31
Описание слайда:
Модель карточки наблюдения

Слайд 32
Описание слайда:
Наблюдение как метод исследования массовой коммуникации Наблюдение является исторически первым методом изучения поведения людей. Результаты наблюдения за коммуникатором и реакцией аудитории позволяли делать и проверять предположения о закономерностях воздействия информации. Наблюдение за публикой в театре и кинозале предпринималось советскими социологами с 1920-х гг. Для этих целей была разработана координатная сетка, в которой отражались виды реакций зрителей и соответствующие сцены спектакля или фильма. Наблюдатели находились во время показа в зале и фиксировали в бланке реакцию публики.

Слайд 33
Описание слайда:
Координатная сетка для наблюдения за реакциями зрителей

Слайд 34
Описание слайда:
Объект наблюдения Объектом наблюдения массовой коммуникации может быть различная по характеристикам аудитория: масса (уличная толпа, посетители тетра или кинозала и т. п.), малая группа (семья, дружеская компания, учебная группа, участники фокус-группы и т. п.), индивид – реципиент или коммуникатор. Наблюдаться может и получатель (например, зритель или слушатель), и источник информации (например, диктор). В поведении людей наблюдаются значимые действия, характеризующие ситуацию массовой коммуникации.

Слайд 35
Описание слайда:
Непосредственное наблюдение При непосредственном наблюдении за аудиторией наблюдаются следующие проявления: 1) пространственно-временные особенности ситуации, в которой осуществляется контакт аудитории с источником информации, 2) деятельность людей, которая протекает параллельно или уступает место контакту со СМИ, 3) особенности взаимоотношений людей, вызванные влиянием массовой коммуникации, 4) внешние признаки проявления внимания, интереса к коммуникации, 5) физиологические реакции организма на воздействие массовой коммуникации (например, показатели давления, частоты пульса, потоотделения).

Слайд 36
Описание слайда:
Что подлежит фиксации Фиксируются частота контакта аудитории с коммуникатором, или передачей, объем уделяемого времени, ценность этого времени в распорядке дня человека, количество времени, затрачиваемого для установления контакта со СМИ, место контакта со СМИ, реплики о содержании материалов, возгласы одобрения, тишина, смех, движения тела, частота пульса, потоотделение и т. д. При наблюдении после массовой коммуникации возможна фиксация высказываний о теле- и радиопрограммах, их ведущих, о газетах, телевизионных каналах в барах, общественном транспорте, после просмотра фильма в кинотеатре и т. п.

Слайд 37
Описание слайда:
Наблюдение может вестись и за отдельными участниками коммуникации, например, за ведущим телевизионной программы. Решению данной задачи будет способствовать применение методики наблюдения за вербальными и невербальными реакциями в ходе взаимодействия, предложенной Р. Бейлсом Подробное изложение методики на русском языке содержится в пособии Ф. Тильмана и М.-А. Робера «Психология индивида и группы». Среди недостатков называются отдельные методологические несоотнесенности и, прежде всего, высокие требования к профессионализму наблюдателей-регистраторов реакций Освоение методики требует длительного времени.

Слайд 38
Описание слайда:
Таким образом, в самом общем виде процедура социологического наблюдения предусматривает такой порядок исследовательских действий социолога. Таким образом, в самом общем виде процедура социологического наблюдения предусматривает такой порядок исследовательских действий социолога. 1. Определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать и с какой целью?). 2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать?). 3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать?). 4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?). 5. Выбор способа регистрации наблюдаемого события (как вести записи?). 6.Обработка и интерпретация полученной при помощи наблюдения информации (каков результат?).

Слайд 39
Описание слайда:
Этапы подготовки наблюдателей Ознакомление с содержанием программы наблюдения, с инструкцией, инструментарием, техническими средствами.  Разбор, комментирование единиц, категорий наблюдения, их критериев в соответствии с программой наблюдения, объяснение условных, кодовых обозначений.  Пробное наблюдение, репетиция наблюдения в условиях лаборатории или в полевых условиях, коррекция действий наблюдателей.  Наряд-задание. Выдача инструкций, инструментария, задания на проведение наблюдения.  Контроль выборочный за работой наблюдателей.  Характеристика выполнения задания, оценка надежности данных наблюдателя. 

Слайд 40
Описание слайда:
Качества, знания, умения наблюдателя Общая теоретическая подготовка - знание социологии, социальной психологии.  Специальные знания объекта. Осведомленность о целях, содержании, характере деятельности наблюдаемого объекта. Знание его структуры, основных проблем. (Достигается знакомством по литературе, в беседе со специалистами отрасли, в ходе специального инструктажа.)  Конкретное точное знание задач наблюдения (отрабатывается в ходе инструктажа, упражнениями по самопроверке, тестами).  Сосредоточенность внимания на выделенных параметрах объекта, оперативная память.  Аналитичность мышления, способность выделять в процессе восприятия объекта отдельные признаки. 

Слайд 41
Описание слайда:
Качества, знания, умения наблюдателя Умение распределить внимание на одновременно возникающие изменения ситуации. Способность реагировать на несколько сигналов. (Возможно реагирование на пять - семь параметров наблюдаемой ситуации.)  Помехоустойчивость. Физическая выносливость. Эмоциональная устойчивость. Способность сохранять самообладание в условиях резкого изменения ситуации, не вмешиваться в наблюдаемую ситуацию. Ролевая ориентация на темперамент, приближенный к типу флегматика. Терпеливость и настойчивость в сохранении позиции наблюдателя.  Пунктуальность. Точное следование поставленным задачам, своевременная регистрация данных, аккуратность заполнения методических документов.  Самоконтроль. Критичность оценок своих действий, способность к коррекции, перестройке действий. . 

Слайд 42
Описание слайда:
Качества, знания, умения наблюдателя Общительность (для включенного наблюдения). Умение войти в контакт с посторонними лицами, поддерживать общение (но при этом не вызывать интереса к себе со стороны наблюдаемых).  Тактичность и моральная ответственность. Наблюдатель не должен наносить вреда тем, кого наблюдает. В соответствии с профессиональной этикой он должен пользоваться получаемыми сведениями лишь в научных целях и не разглашать их.  Техническая грамотность при использовании технических средств наблюдения. . 

Слайд 43
Описание слайда:
Измерительные коэффициенты 1) коэффициента согласия – показатель, характеризующий совпадение данных наблюдений, полученных разными наблюдателями; 2) коэффициента устойчивости – показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одним и тем же наблюдателем в разное время; 3) коэффициента надежности – показатель, указывающий на степень совпадения информации, полученной разными наблюдателями в разные промежутки времени.

Слайд 44
Описание слайда:
Анализ и обобщение результатов наблюдения проводятся известными математическими и логическими методами. Анализ и обобщение результатов наблюдения проводятся известными математическими и логическими методами. В сферу анализа включаются: – данные о времени, объекте, предмете и ситуации наблюдения; – сведения об использованных методах наблюдения; – собранная информация в виде аналитических таблиц или в форме графиков, диаграмм, фотографий, а также текстов, содержащих описание изучаемых событий; – обоснованные расчеты выборки исследования.

Слайд 45
Описание слайда:
Типичные ошибки при применении метода наблюдения в социологическом исследовании  1. Наблюдение начинается без специально подготовленной программы, ведется случайно.  2. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.  3. В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.  4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись в ходе исследования с принципиально разными ситуациями.  5. Введены только оценочные или только описательные категории наблюдения.  6. В терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попадают различные классы признаков.  7. Не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков.  8. В качестве наблюдателей выбраны лица, не прошедшие специальной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдателей, не отрепетирована с ними процедура наблюдения.  9. Кодирование признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных.   

Слайд 46
Описание слайда:
Итак…

Слайд 47
Описание слайда:
3. Подготовить инструментарий наблюдения, т. е.: дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых; карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения); протокол наблюдения - методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя; коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время; коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время; классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей; аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения; программу обработки данных наблюдения. 4. Пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров. 5. Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит). 6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж. 7. Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

Слайд 48
Описание слайда:
Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами Главные из них - непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации.

Слайд 49
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Классификация методов сбора социологических данных можно ниже:

Похожие презентации