Научный стиль речи как важнейшая языковая сфера профессионального общения. Лекция 3 презентация

Содержание


Презентации» Образование» Научный стиль речи как важнейшая языковая сфера профессионального общения. Лекция 3
ПИСЬМЕННАЯ          СОДЕРЖАНИЕ: 1. Основные черты научного стиля речи   1.1. Общая1.Основные черты научного стиля
       1.2. Научная проза как тип текста
 
 Научная проза в основном1.3. Основные функции и черты НСР 
 Функции научного стиля: 
1.4. Подстили научного стиля речи:
 академический (собственно научный)
 жанры – диссертация,Академический подстиль - строгое научное изложение, адресованное специалистам. Отсюда: точность информации,Научно-информативный подстиль – передача научной информации с максимально точным описанием фактовNB! Присутствие иностилевых элементов в научных  	подстилях не разрушает общих2. Лингвистические особенности 
       Термин – отдельное слово или словосочетание, обозначающее какое-либо специальное понятие вИные способы рождения терминологической лексики 	и  разнообразия языка науки: 
Иные способы рождения терминологической лексики: 
 Термин-антоним – специальная научная лексемаНаучная фразеология:
  1) Обозначает определенные понятия посредством устойчивых терминологических сочетанийДругие лексические пласты НСР
 Слова с обобщенно-абстрактным значением
  Например: аспект,Слова-организаторы научной мысли
 1) слова, вводящиеся в логический контекст :
 2.2. Морфология научного стиля
     	  2.2. Морфология научного стиля
    	   2.2. Морфология научного стиля
       2.2. Морфология научного стиля
       2.2. Морфология научного стиля
       2.2. Морфология научного стиля
       ,
 		 2.2. Морфология научного стиля
  Местоимение
 преобладание личных и2.2. Морфология научного стиля
       2.2. Морфология научного стиля
       2.3. Синтаксис научного стиля
  1)  активное употребление предложно-именных 2.3. Синтаксис научного стиля
  3)  активное употребление причастных и деепричастных2.3. Синтаксис научного стиля
   5)   частотность употребления2.3. Синтаксис научного стиля
  7) частотность перечислений, определений, выраженных существительными,Спасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ПИСЬМЕННАЯ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Научный стиль речи как важнейшая языковая сфера профессионального общения Лекция 3


Слайд 2
Описание слайда:
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Основные черты научного стиля речи 1.1. Общая характеристика 1.2. Научная проза как тип текста 1.3. Основные функции и черты НСР 1.4. Подстили научного стиля речи: 2. Лингвистические особенности научной речи 2.1. Лексика и фразеология научного стиля 2.2. Морфология научного стиля 2.3. Синтаксис научного стиля

Слайд 3
Описание слайда:
1.Основные черты научного стиля 1.1. Общая характеристика Научный стиль – один из важнейших функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства и относящийся к письменно-книжному типу речи (хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, сообщений, лекций и т.п.). Задача научного произведения – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация; точное и системное изложение научных проблем. Содержание научного текста – фиксирование и научное описание фактов, предметов, явлений действительности, их изучение и объяснение, формулирование выводов и закономерностей/законов.

Слайд 4
Описание слайда:
1.2. Научная проза как тип текста Научная проза в основном состоит из цепи рассуждений: мысли излагаются в строгой последовательности; одно положение вытекает из другого, предыдущего, и подготавливает к пониманию последующего. В результате таких рассуждений научные факты обобщаются в виде понятий и системы понятий. При этом рассуждения (как тип текста) как правило сочетаются с повествованием (пересказом/информацией) и описанием (характеристикой свойств/качеств). Тем самым научное произведение – смешанный тип текста – рассуждение с элементами повествования и описания.

Слайд 5
Описание слайда:
1.3. Основные функции и черты НСР Функции научного стиля: коммуникативно-информационная культурная Специфические черты научного стиля: точность и логичность речи строгая нормированность языка и монологический характер высказывания сжатость и информационная насыщенность объективность, отвлеченность и обобщенность суждений безличность и абстрактность высказывания понятийная и речевая однозначность стандартизация средств выражения

Слайд 6
Описание слайда:
1.4. Подстили научного стиля речи: академический (собственно научный) жанры – диссертация, научная монография, статья, доклад, дипломный и курсовой проекты, тезисы (первичные), научные сообщения и др учебно-научный жанры – учебники (учебные монографии), учебные и учебно-методические пособия, учебные словари, лекции, конспекты и др. научно-информативный жанры – рефераты, аннотации, каталоги, специальные научные словари, различные библиографические, патентные и технологические описания и др. научно-популярный жанры – очерк, эссе на научную тему, книга или лекция научно-популярного характера, статья в научно-периодическом издании и др. При безусловной общности специфических черт научной прозы жанр и форма (устная/письменная) научного произведения определяют его языковые и структурно-содержательные особенности.

Слайд 7
Описание слайда:
Академический подстиль - строгое научное изложение, адресованное специалистам. Отсюда: точность информации, убедительность аргументации, лаконичность формы, логическая последовательность, полнота и завершенность рассуждения. Требования подстиля: определение актуальности избранной (поднятой) проблемы и выражение к ней своего отношения, самостоятельность суждений и системность изложения, подчиненного четкому логическому плану. В учебно-научном подстиле излагаются основы наук в учебной литературе. Задача подстиля – обучение будущего специалиста. Требования подстиля: тематическое ограничение в освещении основ научных дисциплин; изобилие определений, примеров, иллюстраций, пояснений, толкований; доступность в передаче информации с подробным изложением устоявшейся в науке точки зрения.

Слайд 8
Описание слайда:
Научно-информативный подстиль – передача научной информации с максимально точным описанием фактов и правовая, юридическая защита этой информации. Его особенность (ВЛИЯНИЕ ОДСР) – стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, унификация синтаксических конструкций. Научно-популярный подстиль адресован широкому кругу читателей, поэтому научные данные излагаются в доступной и занимательной форме. Научно-популярное сообщение по характеру близко к художественной прозе, в нем допускается эмоциональная окрашенность, образность языковых средств, замена узкоспециальной лексики общедоступной, обилие конкретных примеров и сравнений, употребление элементов устной (разговорной) речи.

Слайд 9
Описание слайда:
NB! Присутствие иностилевых элементов в научных подстилях не разрушает общих закономерностей и конструктивных черт НСР, к которым относятся: 1) формально-логический способ изложения, абстрагизация, аналитизм; 2) строгая последовательность, системность подачи материала; 3) лаконизм формы при информационной насыщенности содержания; 4) однозначность толкования, точность понятий и определений; 5) объективность, эмоциональная нейтральность.

Слайд 10
Описание слайда:
2. Лингвистические особенности научной речи 2.1. Лексика и фразеология научного стиля Лексика научного стиля представлена 4 пластами: терминологией; словами с обобщенно-абстрактным значением; иностилевой (общеупотребительной) лексикой; словами-организаторами научной мысли.

Слайд 11
Описание слайда:
Термин – отдельное слово или словосочетание, обозначающее какое-либо специальное понятие в строго конкретных, точных значениях. Термины всегда однозначны и тем самым чрезвычайно важны в научной речи. Специальные термины выражают предметы и объекты науки и техники (атом, валентность, коэффициент и др.). В языке науки они составляют около 90 % лексики (но в каждой узкой специальности их не более 150-200 единиц). Общенаучные термины ( пришедшие из общелитературного языка) выражают общие понятия науки и техники и в НСР однозначны (те же слова в общелитературном языке являются многозначными). Таких терминов немного. NB! Однозначность терминов выводит на первый план точность, богатство же речи в НСР становится вторичным.

Слайд 12
Описание слайда:
Иные способы рождения терминологической лексики и разнообразия языка науки: Термин-синоним - дублетное обозначение одного и того же понятия, дающее возможность избежать лексических повторов и лаконично, строго научным языком выразить свое намерение (например, личность = субъект). Термин-омоним – один и тот же термин, входящий в разные терминологические системы, в каждой из которых за ним закрепляются разные определения при наличии смысловой общности. Например, термин морфология: в лингвистике — раздел грамматики, изучающий структуру, форму, строение слова; \ в геологии используется для описания строения, формы Земли, формы минералов. Общий компонент в значении — «морфология» — «учение о форме, строении».

Слайд 13
Описание слайда:
Иные способы рождения терминологической лексики: Термин-антоним – специальная научная лексема с противоположным значением ( например: прогресс – регресс, макроструктура – микроструктура). Иноязычные и межнаучные заимствования терминов как результат интеграционных процессов в науке и мире. Например, термин «экология» в узком (специальном) значении – «наука, изучающая взаимодействие окружающей среды и человека» – в современной научной речи соотносится с понятиями экология производства, экология жизни, экология души, экология языка, экология культуры и т.д. NB! Активность интернациональной лексики – явление целесообразное : она служит в сфере науки интегративным задачам, обеспечивая однозначность, точность передачи информации и адекватность понимания – важнейшего условия существования научной мысли.

Слайд 14
Описание слайда:
Научная фразеология: 1) Обозначает определенные понятия посредством устойчивых терминологических сочетаний (сложных терминов). Например: аналитические языки, государственное право, ток высокого напряжения и т.п. 2) Выражает логические связи между частями высказывания. Например, устойчивые словосочетания (клише): привести результаты, как показали наблюдения, на основании полученных данных, резюмируя сказанное, несмотря на то что, отсюда следует, что и т.п.

Слайд 15
Описание слайда:
Другие лексические пласты НСР Слова с обобщенно-абстрактным значением Например: аспект, концепция, совокупность, тенденция, цели, закономерность, изучение, применение и т.д. Общеупотребительные слова с обобщенным значением (иностилевая лексика) Например: предмет, польза, необходимость, описание, причина, условие, объяснение, преимущества и др.). NB! Данные слова: 1) могут быть взаимозаменяемы без ущерба для смысла (исследование = изучение = анализ, применение = использование = употребление и т.п.); 2) исключают тавтологию и обеспечивают разнообразие языковых средств; 3) повышают качество научного текста; 4) способствуют при восприятии созданию благоприятного впечатления о его авторе.

Слайд 16
Описание слайда:
Слова-организаторы научной мысли 1) слова, вводящиеся в логический контекст : связывают отдельные части текста в единое целое, указывают на их взаимосвязь; мысль становится последовательной, логичной. Например: поэтому, следственно, таким образом, во-первых, тем самым, в результате этого, в свою очередь, в данном случае. и т.д. 2) слова, характеризующие степень объективности информации, степень ее истинности : указывают на источник информации; демонстрируют отношение автора научной работы к анализируемым им научным сведениям. Например: представляется, считается, утверждают, по-видимому, очевидно, возможно и др.

Слайд 17
Описание слайда:
2.2. Морфология научного стиля Имя существительное 1) преобладание отглагольных имен существительных с суффиксами -ени-, -ани- (изучение, рассмотрение, исследование, направление, определение ); 2) преобладание родительного падежа – цепочек последовательно нанизываемых родительных падежей существительных, например, выяснение закономерностей формирования структуры общественного производства (до 36-40% против 12-15% в разг. речи); 3) использование в формах родительного падежа единственного числа окончания –а, –я при обозначении части от целого, например, килограмм песка (а не песку);

Слайд 18
Описание слайда:
2.2. Морфология научного стиля Имя существительное 4) тенденция к замене форм множественного числа обобщенно-абстрактных существительных формами единственного числа, например: научная сфера, область гуманитарных наук; 5) тенденция к преобладанию форм существительных мужского рода, например, манжет – технический термин (но: манжета – в широком смысле); 6) активное использование аббревиатур и сложносокращенных слов (например, ДОС – дисковая операционная система; ЭВМ – электронная вычислительная машина и др.).

Слайд 19
Описание слайда:
2.2. Морфология научного стиля Глагол 1) преобладание глаголов настоящего времени в форме: 3-го лица глагола единственного и множественного числа, например: выражает (соотношение…); механизм состоит, определяют (взаимосвязь…); отражают (процессы), изучает ( явление…) и др.); 1-го лица множественного числа при отсутствии местоимения мы, например: сопоставим (особенности…); используем (средства…); покажем (на примере…) и др.).

Слайд 20
Описание слайда:
2.2. Морфология научного стиля Глагол 2) широкое использование безличных глагольных форм: возвратных глаголов в страдательном значении, например: отмечается, исследуется, представляется возможным; формулируется мысль; делятся на (несколько разрядов); в статье анализируется; рассматриваются (следующие вопросы); пассивных конструкций в краткой форме страдательных причастий, например: использован, распространен, употреблен, решен, было рассмотрено, установлено).

Слайд 21
Описание слайда:
2.2. Морфология научного стиля Глагол 3) активное использование безлично-предикатных слов можно, нужно, необходимо, следует в сочетании с инфинитивом, например: можно доказать, что…; необходимо подчеркнуть… ; следует сделать вывод…; возможно пересмотреть (систему) и др. 4) широкое употребление глагольных форм – причастий, деепричастий, например: решен, использован, распространен, употреблен; изученный, описанный, рассмотренный, исследованный; сопоставив, рассмотрев, изучив; доказывая, наблюдая и т.д.

Слайд 22
Описание слайда:
2.2. Морфология научного стиля Имя прилагательное 1) широко представлены относительные прилагательные, например: основные, теоретический, практический; 2) активны качественные прилагательные в краткой форме, например: правомерен, характерен и др.; 3) преобладание сложной формы степеней сравнения: сложная форма сравнительной степени (более устойчив, менее гибок) сложная форма превосходной степени (наиболее сложный, наименее важный). 4) значительно представлены простые формы степеней сравнения: сравнительная степень с суффиксом -ее- (устойчивее, сложнее, важнее); превосходная степень с приставкой наи- (наибольший, наименьший).

Слайд 23
Описание слайда:
, 2.2. Морфология научного стиля Местоимение преобладание личных и притяжательных местоимений: 1 лица множественного числа (мы, нами, нам, с нашей (точки зрения) и т.д.) 3-го лица единственного и множественного числа (он, они, их, свой, свои, своих и др.); широкое использование указательных местоимений это, этот, такой, данный, тот для выражения логической связи между частями высказывания (такой процесс показывает…; эти (данные) результаты свидетельствуют о том, что… и др.). NB! Употребление 1-го лица единственного числа (например, я, мною, моей и др.) позволительно только в устной форме научной речи, например в дискуссии.

Слайд 24
Описание слайда:
2.2. Морфология научного стиля Имя числительное В научной прозе преобладает цифровое, а не словесное обозначение числительных. Количественные числительные оформляются цифрами, порядковые – цифрами и падежным окончанием числительного, например: 70-я (вм. семидесятая) годовщина. Широко используются сложные слова, состоящие из числительного и прилагательного, часто в сокращении, например: 12-метровый (вм. двенадцатиметровый), 3%-ная (вм. трехпроцентная) концентрация и т.п.

Слайд 25
Описание слайда:
2.2. Морфология научного стиля Наречия, предлоги, союзы, частицы Наречия, предлоги и союзы как слова-скрепы, средства логической связи между предложениями и частями высказывания, например: ранее, далее, выше; ввиду; кроме, помимо, в силу, во время; и, а, но, однако. Сложные (производные) предлоги, например: в течение, в результате, в соответствии с…, в отличие от…, наряду с…, в связи с… и т.п. Сложные союзы, например: ввиду того что, между тем как, вследствие того что, несмотря на то что и т.п. Частицы как лаконичное выразительное средство усиления убедительности выражаемой мысли. Например: Классы существовали не вечно, а возникли лишь на определенном этапе развития производства.

Слайд 26
Описание слайда:
2.3. Синтаксис научного стиля 1) активное употребление предложно-именных словосочетаний, выражающих целевые, причинно-следственные, условно-временные и др. отношения, например: в целях/с целью, в этой связи, во избежание, в результате, в силу, в зависимости, при наличии, по мере, при помощи, на основе и т.д.; 2) преобладание составных именных сказуемых, в которых глаголы играют вспомогательную роль, например: оказать влияние, находить применение, представляет собой, необходимо уделить внимание, дает возможность рассмотреть и т.д.;

Слайд 27
Описание слайда:
2.3. Синтаксис научного стиля  3) активное употребление причастных и деепричастных оборотов, например: изученный нами вопрос, получив данный результат и т.д.; (Ср.: Процесс, который описывается авторами… лучше: Процесс, описанный авторами…) 4) широкое использование страдательных конструкций в безличных и неопределенно-личных предложениях при описании фактов, явлений, процессов; (Например: Представляется интересным проследить за развитием этого процесса. Необходимо дать определение закономерностей рассматриваемого явления.)  

Слайд 28
Описание слайда:
2.3. Синтаксис научного стиля 5) частотность употребления вводных конструкций: для выражения последовательности изложения (итак, следовательно, во-первых, наконец и т.п.); для предположения (очевидно, вероятно, по-видимому, возможно и т.п.); для оценки степени достоверности излагаемого (действительно, конечно, разумеется, положим, безусловно, надо полагать, и т.п.) для указания на источник информации (по данным…, с нашей точки зрения ); 6) преобладание сложных предложений над простыми, развернутых синтаксических построений с тесной связью отдельных частей (почти в два раза длиннее, чем в художественных литературе);

Слайд 29
Описание слайда:
2.3. Синтаксис научного стиля 7) частотность перечислений, определений, выраженных существительными, прилагательными, причастиями; 8) широкое использование обособленных членов предложения (обособленных определений, дополнений, обстоятельств, в том числе деепричастных оборотов), которые придают изложению краткость, динамизм; 9) активность номинативных предложений – в названиях книг, разделов, глав, параграфов, в рубрикациях, подписях к рисункам, иллюстрациям, схемам, таблицам. Все описанные языковые особенности научного стиля обеспечивают его своеобразие: строгость, четкость, официальность, речевую точность и логичность и др.  

Слайд 30
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Научный стиль речи как важнейшая языковая сфера профессионального общения. Лекция 3 можно ниже:

Похожие презентации