Психология стихийных групп презентация

Содержание


Презентации» Образование» Психология стихийных групп
психология стихийных группСтихийная группа – совокупность большого числа людей, характеризующаяся:  а) кратковременностьюТолпа – скопление людей, не имеющих ясно осознаваемой общей цели, ноМасса – более организованная и устойчивая, чем толпа, совокупность людей, имеющихСоциальные движения различаются по своим уровням:  1) массовые, с глобальнымиПричины участия в социальных движениях:  1) неудовлетворенность экономическим и социально-политическимОтличия социального движения от политической партии: неоднородность состава, меньшая организованность, нестабильностьОсновные подходы к изучению толпы:
 Основные подходы к изучению толпы:
 Теория «героев и толпы».  Н.К. Михайловского (1842-1904).   Для Н.К. Михайловского подражание  1) всегда бессознательно, «мимовольно»;  2)«Кто хочет властвовать над людьми, заставить их подражать или повиноваться, тотН.Н. Головин: концепция «массового бойца»   в «психологический момент» илиНаблюдается предельно увеличенная эмоциональность и до крайности уменьшенная рассудочность. Как следствие:Теория Сципиона Сигеле (1868–1913)
 «Преступная толпа»(1891 г.)  Разделял тезис Г.По Сигеле, толпа обычно преступна. 
 По Сигеле, толпа обычно преступна.В толпе происходит падение интеллекта и морали: «сотоварищество уменьшает … какВслед за Э. Ферри выступал за создание особой науки «коллективной психологии»ГУСТАВ ЛЕБОН (1841-1931) теория толпы (1895 г)
 1. Толпа – этов трактовке бессознательного ле Бон был ближе к Юнгу, чем к5. Для человека в толпе характерно «исчезновение сознательной личности, преобладание личности6. Тот, кто хочет влиять на толпу, не нуждается в особой8. По Лебону, толпа обладает женским началом. Она капризна, эмоциональна, своенравна,Виды толпы:
 Виды толпы:
 А. Толпа разнородная: 
 1. Анонимная (уличнаяТеория толпы Л.Н. Войтоловского  (1875 – 1941)
 Опирался на теорию«В те большие дни, когда толпа, обычная, 
 серая, продающая иЛ.Н. Войтоловский (1925 г.):
 Л.Н. Войтоловский (1925 г.):
 «Когда две слободскиеПо закону «конденсирующего действия масс», человек испытывает возбужденность от общности сТолпа склонна к любому экстремальному поведению. Пребывание в ней способствует непрерывномуТеории стадного инстинкта
 Теории стадного инстинкта
 «… общественное животное»
 Под инстинктамиУ. МакДауголл (1908 г.) выделял 11 инстинктов:
 У. МакДауголл (1908 г.)У. Троттер «Инстинкты стада в мире и войне» (1916):
 У. ТроттерСтадо консервативно и догматично, 
 Стадо консервативно и догматично, 
 однородноВ.А. Вагнер (1905) выделял
 В.А. Вагнер (1905) выделял
 - массовый инстинкт,Зигмунд Фрейд  (1856-1939)
 
 1900 – 
 дата основания психоанализаКритика психоанализа:
 Критика психоанализа:
 1. Затруднена возможность предсказания поведения. Теория «ex-post-facto».
При этом считаются общепринятыми идеи
 При этом считаются общепринятыми идеи
 
«Психология масс и анализ человеческого Я» (1921 г.)
 «Психология масс иЛибидо (от лат. «желание») 
 Либидо (от лат. «желание») 
 вначале2. В массе людей объединяет идентификация – процесс отождествления себя сК процессу идентификации в массе:
 К процессу идентификации в массе:
 
5. Состоявшийся разрыв либидозных связей способствует панике, но вряд ли наоборот.
7. Вождь массы абсолютно нарциссичен, властен, самоуверен, эгоистичен, независим. Он единственныйФрейд упоминает, что иногда масса не имеет вождя. Что его можетТеория конвергенции (от лат. «приближаться,
 Теория конвергенции (от лат. «приближаться,
 сходиться)Теория прирастающей ценности (60-е гг)
 Теория прирастающей ценности (60-е гг)Теория прирастающей ценности Н. СмелзераОписание беспорядков в Уоттсе (1965)коллективное ______________________ институциональное 
 По Дж. Лофланду (1981), выделяются два субъектаТеория прирастающей ценности названа по аналогии с концепцией прибавочной стоимости: каждыйТеория деиндивидуализации (1970-е гг)
 Проявляется в виде повышения восприимчивости к внешнимТрагедия на «Хиллсборо» (1989). 
 Давка на стадионе во время 
М. Абрамович:
 «Я хотела показать одну вещь: это 
 просто удивительно,Факторы деиндивидуализации:
 Факторы деиндивидуализации:
 1) высокий уровень эмоциональной возбужденности людей;
 2)Э. Динер: люди, утратившие индивидуальность, не уделяют обычного внимания своему поведению,Последствия деиндивидуализации:
 Последствия деиндивидуализации:
 1) потеря чувства собственной ответственности за происходящее;
ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОРМ 
 (1957)
 Ralph Turner    1. Коллективное поведение начинается в ситуации когнитивной неопределенности.
 1. Коллективное поведениеКоллективное поведение – это «те формы социального поведения, при которых обычныеШесть условий коллективного поведения:
 Шесть условий коллективного поведения:
 1. Неуверенность вКлассификация участников коллективного поведения:
 Классификация участников коллективного поведения:
 а) эго-вовлеченные, приверженныеТОЛПА: ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  Основоположники: 
 Г. Тэджфел (теория социальнойТрадиционно было принято считать, что в толпе индивидуальное «Я» ослаблено вследствие
Согласно «одномерной» модели идентичности, существует континуум:
 Согласно «одномерной» модели идентичности, существуетТеория социальной идентичности Г.Теджфела основана на двух понятиях:
 Социальная идентичность –Теория самокатегоризации Дж. Тёрнера
 
 
 Последствия самокатегоризации:
   повышениеСледствия теорий для психологии толпы:
 Следствия теорий для психологии толпы:
 1.Способы организации эффективной пропаганды:
 Способы организации эффективной пропаганды:
 1) определить границы



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
психология стихийных групп


Слайд 2
Описание слайда:
Стихийная группа – совокупность большого числа людей, характеризующаяся: а) кратковременностью существования; б) совместностью действий; в) нечетким осознанием их цели; г) слабой организованностью; д) сходством настроений собравшихся; е) отсутствием чувства личного контроля над ситуацией. Виды: толпа, масса, публика.

Слайд 3
Описание слайда:
Толпа – скопление людей, не имеющих ясно осознаваемой общей цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния, общим объектом внимания, единством действий. Виды толпы: Пассивная – любопытствующая, ожидающая, экспрессивная; Активная – агрессивная, повстан- ческая, паническая, стяжательская. Отсутствие организации и ясных целей легко превращает толпу из одного вида в другой.

Слайд 4
Описание слайда:
Масса – более организованная и устойчивая, чем толпа, совокупность людей, имеющих во многом осознаваемые общие цели. Ее лидеры выдвигаются не в момент начала действий, как в толпе, а заранее. Поэтому действия более продуманные. Обычно состоит из разнородных групп. Публика (аудитория) – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким- то зрелищем. Соблюдает нормы, принятые в обществе, для данного типа зрелищ.

Слайд 5
Описание слайда:
Социальные движения различаются по своим уровням: 1) массовые, с глобальными целями, охватывающие большую аудиторию (движение зеленых); 2) региональные, с более прагматичными целями, меньшие по зоне распространения; 3) локальные, ограниченные определенной территорией или социальной группой.

Слайд 6
Описание слайда:
Причины участия в социальных движениях: 1) неудовлетворенность экономическим и социально-политическим положением; 2) потребность идентифицироваться с группой, имеющей те же проблемы; 3) потребность в самореализации личности в условиях разнообразного, эмоционально насыщенного, индивидуально планируемого общения; 4) непосредственная эмоциональная реакция на проблемную ситуацию; 5) желание приобрести материальные выгоды, жажда власти, богатства, прикрываемые декларацией общих целей; 6) особый склад личности, отличающейся социальной активностью.

Слайд 7
Описание слайда:
Отличия социального движения от политической партии: неоднородность состава, меньшая организованность, нестабильность структуры, обычно большая численность. Отличие клиентелы от политической партии: членство определяется стремлением получить персональные выгоды путем демонстрации особой преданности руководству.

Слайд 8
Описание слайда:
Основные подходы к изучению толпы: Основные подходы к изучению толпы: 1) парадигма «контагия» (Н.К. Михайловский, Н.Н. Головин, С. Сигеле, Г. Лебон и др.); 2) теории стадного инстинкта (В.А. Вагнер, У. МакДауголл, У. Троттер); 3) психоаналитический подход (З. Фрейд); 4) теория конвергенции (Ф. Олпорт); 5) социологический подход (Н. Смелзер); 6) современные социально-психологические теории (деиндивидуализации, возникновения норм, социальной идентичности).

Слайд 9
Описание слайда:
Теория «героев и толпы». Н.К. Михайловского (1842-1904). «Герой» – тот, кто возглавил толпу хотя бы на миг, осознанно или невольно продемонстрировав образец для общего подражания. Мотивы его действий, этический компонент и личные качества несущественны. Толпа копирует поведение «героя», реагирует на характерное «обаяние», подражает любому «энергическому» примеру. В ней действует гипнотическая модель коммуникации.

Слайд 10
Описание слайда:
Для Н.К. Михайловского подражание 1) всегда бессознательно, «мимовольно»; 2) имеет сходную с гипнотической физиологическую основу, предполагающую временное подавление коры мозга; 3) возникает в результате односторонней концентрации сознания на слабых и равномерно повторяющихся впечатлениях (как при гипнотизировании) или при крайнем однообразии повседневной жизни (в случае «омеряченья»). На склонность человека к подражанию влияют социально-экономические факторы и различные соображения самой личности.

Слайд 11
Описание слайда:
«Кто хочет властвовать над людьми, заставить их подражать или повиноваться, тот должен поступать, как поступает магнетизер, делающий гипнотический опыт. Он должен произвести моментально столь сильное впечатление на людей, чтобы оно ими овладело всецело и, следовательно, на время задавило все остальные ощущения и впечатления, чем и достигается односторонняя концентрация сознания; или же он должен поставить этих людей в условия постоянных однообразных впечатлений. И в том и в другом случае он может делать чуть не чудеса, заставляя плясать под свою дудку массу народа и вовсе не прибегая для этого к помощи грубой физической силы». «Кто хочет властвовать над людьми, заставить их подражать или повиноваться, тот должен поступать, как поступает магнетизер, делающий гипнотический опыт. Он должен произвести моментально столь сильное впечатление на людей, чтобы оно ими овладело всецело и, следовательно, на время задавило все остальные ощущения и впечатления, чем и достигается односторонняя концентрация сознания; или же он должен поставить этих людей в условия постоянных однообразных впечатлений. И в том и в другом случае он может делать чуть не чудеса, заставляя плясать под свою дудку массу народа и вовсе не прибегая для этого к помощи грубой физической силы». (Н.К. Михайловский «Герои и толпа» (1882)).

Слайд 12
Описание слайда:
Н.Н. Головин: концепция «массового бойца» в «психологический момент» или «кризис боя» некий императив, распространяющийся от одного очага сражения к другому, полностью подчиняет себе людей, лишая их свободы выбора поведения. При этом происходит усиление до абсолюта переживания страха или же, напротив, стремления к победе и готовности к самопожертвованию. В этом секрет «фактора случайности» на поле боя.

Слайд 13
Описание слайда:
Наблюдается предельно увеличенная эмоциональность и до крайности уменьшенная рассудочность. Как следствие: импульсивность действий, неустойчивость любых реакций, односторонность ориентации сознания, некритичность мышления, инстинктивность побуждений, повышенная восприимчивость к внешним впечатлениям и воздействиям. Внушение как «прививание» мыслей, эмоций, психофизических состояний существует в двух отдельных видах – подражательности и «нравственной заразы»

Слайд 14
Описание слайда:
Теория Сципиона Сигеле (1868–1913) «Преступная толпа»(1891 г.) Разделял тезис Г. Тарда о роли подражания в социальной жизни. Гипнотическая модель коммуникации в толпе: за подражанием скрывается внушение. Оно передается при помощи мимики, криков, жестов, речей. «Толпа – это субстрат, в котором микроб зла развивается очень легко, тогда как микроб добра умирает почти всегда, не найдя подходящих условий жизни…».

Слайд 15
Описание слайда:
По Сигеле, толпа обычно преступна. По Сигеле, толпа обычно преступна. Причины этого: - злоба – качество более активное по своей природе, чем добро; - восприятие внешних выражений эмоций усиливает аналогичные реакции у других; - в толпе вследствие численности проявляются чувства могущества и безнаказанности; - влияние преступников, сумасшедших и др.; - ожесточенность из-за плохого социально-экономического положения; - опьянение кровью, вином, криками, выстрелами, «кровавый инстинкт».

Слайд 16
Описание слайда:
В толпе происходит падение интеллекта и морали: «сотоварищество уменьшает … как талант, так и добрые чувства». Интеллект, в отличие от чувств, не имеет внешнего выражения и потому не может передаваться в толпе: «в короткий промежуток времени силой заражения можно сделать человека героем или убийцей, но нельзя гением мысли». (L’Intelligenza Della Folla, 1903) «Толпа как женщина»: она экстремальна, способна на эксцессы, поразительна в самоотречении, страшна в жестокости, нерассудительна…

Слайд 17
Описание слайда:
Вслед за Э. Ферри выступал за создание особой науки «коллективной психологии» для изучения кратковременных, «неоднородных» собраний. Проблема наказаний за преступления в толпе. «Прирожденные» преступники должны быть осуждены со всей строгостью, а «случайные», попавшие под их влияние – нести половинную ответственность. Человек совершает то, к чему он уже предрасположен характером, привычками, образом жизни.

Слайд 18
Описание слайда:
ГУСТАВ ЛЕБОН (1841-1931) теория толпы (1895 г) 1. Толпа – это не просто скопление людей, но особая психическая общность. Над индивидуальными свойствами каждого в ней доминирует «душа расы», расовое бессознательное. 2. В толпе происходит коллективное торможение активности интеллекта. 3. Нравственность толпы зависит от лидеров. Она может быть выше или ниже, чем у отдельных людей. 4. Механизм влияния лидера на толпу – заражение посредством внушения.

Слайд 19
Описание слайда:
в трактовке бессознательного ле Бон был ближе к Юнгу, чем к Фрейду. Юнг выделял два уровня бессознательного. Личное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Его содержание сгруппировано в тематические комплексы, группы чувств и идей, как магнит притягивающих близкие переживания. Коллективное бессознательное содержит в себе сгустки опыта прошлых поколений, включая животных предков. Архетипы - врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного. Они направ- ляют действия человека в определенное русло, схожее с тем, как вели себя в таких ситуациях его далекие предки.

Слайд 20
Описание слайда:
5. Для человека в толпе характерно «исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи — вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом…». 5. Для человека в толпе характерно «исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи — вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом…». «Толпа часто бывает преступна – это правда, но часто также она бывает героична» Свойства толпы: иррациональность побуждений, импульсивность, изменчивость, раздражитель-ность, легковерие, податливость процессам внушения и заражения, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость и консерватизм.

Слайд 21
Описание слайда:
6. Тот, кто хочет влиять на толпу, не нуждается в особой логике и аргументах. Он должен рисовать яркие образы, преувеличивать, повторять одно и то же. Толпа реагирует на конкретные аспекты абстрактных идей. Любит получать простые, часто повторяющиеся ответы на сложные вопросы. 6. Тот, кто хочет влиять на толпу, не нуждается в особой логике и аргументах. Он должен рисовать яркие образы, преувеличивать, повторять одно и то же. Толпа реагирует на конкретные аспекты абстрактных идей. Любит получать простые, часто повторяющиеся ответы на сложные вопросы. Лидеры говорят с толпой энергично, образно, просто, повелительно. Пытаются поразить ее воображение, будят сильные чувства, апеллируют к славному прошлому. Идеи в форме лозунгов. 7. Вождь толпы загипнотизирован идеей до фанатизма, «…полусумасшедшие потрясли мир».

Слайд 22
Описание слайда:
8. По Лебону, толпа обладает женским началом. Она капризна, эмоциональна, своенравна, пассивна, внушаема, склонная к подчинению, верит в иллюзии, нуждается в вожде, который «будет сперва обольщать ее, а позже жестко управлять, внушая страх и любовь». 8. По Лебону, толпа обладает женским началом. Она капризна, эмоциональна, своенравна, пассивна, внушаема, склонная к подчинению, верит в иллюзии, нуждается в вожде, который «будет сперва обольщать ее, а позже жестко управлять, внушая страх и любовь». «Как женщина, толпа всегда впадает в крайности. Высказанное подозрение тотчас превращается в неоспоримую очевидность. Чувство антипатии и неодобрения, едва зарождающееся в отдельном индивиде, в толпе тотчас же превращается у него в самую свирепую ненависть».

Слайд 23
Описание слайда:
Виды толпы: Виды толпы: А. Толпа разнородная: 1. Анонимная (уличная толпа, например). 2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.). В. Толпа однородная: 1. Секты (политические, религиозные и проч.). 2. Касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.). 3. Классы (буржуазия, крестьянство и т.д.). Понятие толпы предельно генерализировано. Толпа парламентская, присяжных, избирателей… «Спорить с убеждениями масс всё равно, что спорить с извержением вулкана…»

Слайд 24
Описание слайда:
Теория толпы Л.Н. Войтоловского (1875 – 1941) Опирался на теорию Джемса – Ланге, по которой сознание воспринимает как определенную эмоцию те изменения, которые происходят в мышцах, сосудах и внутренних органах в связи с совершением поведенческого акта. Иначе говоря, сами эмоции являются вторичными, выполняют функцию «ярлыков» по отношению к явлениям собственно физиологической природы. Пребывание в толпе напрямую влияет на физиологию людей, способствует повышению жизненного тонуса, приливу энергии. Это приводит к усилению эмоциональной экспансивности и импульсивности действий на фоне временного ослабления интеллекта и волевого начала.

Слайд 25
Описание слайда:
«В те большие дни, когда толпа, обычная, серая, продающая и покупающая, забитая и угнетенная толпа покидала молоток и прилавок, ради ружья и баррикады, - уличный воздух становился чище и яснее, грубые и дрянные инстинкты уходили куда-то прочь вместе с мелкими и дрянными заботами, - возвышающий и облагораживающий трепет охватывал все общество до самых его трущобных низов. И - замечательный факт! - чем выше поднимались волны революции, тем меньше было число обычных "преступлений" против "нравственности" и "собственности"...» Л.Д. Троцкий «Две толпы» («Искра», 1904 г.)

Слайд 26
Описание слайда:
Л.Н. Войтоловский (1925 г.): Л.Н. Войтоловский (1925 г.): «Когда две слободские улицы устраивают кулачные бои и стеной идут друг на друга, то не жажда расквасить нос противнику гонит в круг стариков и малолетних, а тот пьянящий и волнующий хмель, который растет во взбудораженной толпе. Так точно и полумиллионные «ходынки» возникают не потому, что… обывателю посулили задаром пятикопеечную булку. Главная притягательная тайна таких скопищ – не пятак и не кружка, а жажда братской общности и коллективных восторгов…». «Толпа, приобщая отдельную личность, концентрирует силы последней…, наделяет ее особой прибавочной энергией масс».

Слайд 27
Описание слайда:
По закону «конденсирующего действия масс», человек испытывает возбужденность от общности с другими. По закону «конденсирующего действия масс», человек испытывает возбужденность от общности с другими. Толпу создают не рабская покорность, патологическая внушаемость или подражание, а взаимное воодушевление, иногда поднимающееся до степеней экстаза при ощущении общей цели, общности действий, физического могущества и внутреннего единения. Толпа выделяет временных вожаков, чтобы те исполняли ее актуальные желания, формулировали чувства и направляли силы. Толпа их легко создает и быстро низвергает.

Слайд 28
Описание слайда:
Толпа склонна к любому экстремальному поведению. Пребывание в ней способствует непрерывному возбуждению физиологических реакций людей и усилению выраженности эмоций до самых крайних форм. Четыре этапа: «эмоционального брожения», «эмоциональной податливости», «концентрации чувства» и «коллективного действия». По Л.Н. Войтоловскому, толпа там, где людей объединяет переживание общего чувства – на митинге или парламентском собрании, театраль-ном представлении, сектантском радении, в рабочей артели и т.п. Так, «чуткой и отзывчивой толпой» могут быть члены партии или даже представители класса, «разбросанные на многие версты по самым различным углам». Толпа склонна к любому экстремальному поведению. Пребывание в ней способствует непрерывному возбуждению физиологических реакций людей и усилению выраженности эмоций до самых крайних форм. Четыре этапа: «эмоционального брожения», «эмоциональной податливости», «концентрации чувства» и «коллективного действия». По Л.Н. Войтоловскому, толпа там, где людей объединяет переживание общего чувства – на митинге или парламентском собрании, театраль-ном представлении, сектантском радении, в рабочей артели и т.п. Так, «чуткой и отзывчивой толпой» могут быть члены партии или даже представители класса, «разбросанные на многие версты по самым различным углам».

Слайд 29
Описание слайда:
Теории стадного инстинкта Теории стадного инстинкта «… общественное животное» Под инстинктами стали понимать не фиксированные действия, протекающие целесообразно без осознания своей цели, а первичные импульсы, внерассудочные побуждения, наследственные предрасположен-ности к совершению любых действий. Как отличить инстинкты от действий, выработанных в раннем детстве? Чем отличаются инстинкты человека и животных, находящихся на разных ступенях эволюции? Как инстинкты соотносятся с понятиями интеллекта, эмоций, навыков, рефлексов, привычек? Сколько инстинктов у человека?

Слайд 30
Описание слайда:
У. МакДауголл (1908 г.) выделял 11 инстинктов: У. МакДауголл (1908 г.) выделял 11 инстинктов: бегства, отталкивания, любопытства, размножения, родительский, воинственности (драчливости), самоуничижения (покорности), самоуверенности (самовыставления), стадный, стяжания, строительства. Это движущее начало, первопричина, без которой “организм утратит всякую способность действовать. Он станет инертным, неподвижным, как часовой механизм без пружины или паровая машина без огня”… В структуре инстинкта выделял три компонента: аффективный как центральный, единственно стабильный, независимый от жизненного опыта и иных особенностей личности; когнитивный и конативный (моторный). Позже (1932) был вынужден заменить их на “предрасположенности”, “склонности” (propensity)

Слайд 31
Описание слайда:
У. Троттер «Инстинкты стада в мире и войне» (1916): У. Троттер «Инстинкты стада в мире и войне» (1916): поведение человека определяют четыре инстинкта – самосохранения, питания, половой и стадный. Последствия стадного инстинкта: непереносимость одиночества и интеллектуальной изоляции; 2) особая восприимчивость к голосу своего стада в вопросах мировоззрения и морали, вкусов и желаний; 3) легкая заразительность общими страстями; 4) подчиненность лидерам, умеющим апеллировать к эмоциям, громче других выражать общее мнение, лукавить и льстить, подчас не отличаясь при этом компетентностью, восприимчивостью к новым идеям и видением перспектив; 5) зависимость отношений с людьми от признания их лояльными членами стада, “такими, как все”.

Слайд 32
Описание слайда:
Стадо консервативно и догматично, Стадо консервативно и догматично, однородно и деспотично. Большинство избегает ему противоречить, слепо доверяет санкционированному стадом, действуя на манер английской леди, которая, пытаясь “избежать клейма наличия у себя нормальных ног, подвергает их сильному сдавливанию с боков, …делая пожертвования миссионерам на просвещение китайской леди относительно того, насколько нелепо сдавливать свои ноги в длину” или той европейской леди, что “носит кольца в ушах, потешаясь над варварством цветной леди, которая носит свои кольца в носу”. Идеал общественного развития - в «гармоничной стадности». Британия пошла по пути «пчелиного улья», тогда как другие страны напоминают стаю волков или отару овец.

Слайд 33
Описание слайда:
В.А. Вагнер (1905) выделял В.А. Вагнер (1905) выделял - массовый инстинкт, при котором из-за касаний и столкновений, движений перед глазами, совокупном шуме возникает общее нервное возбуждение. Его эволюционный смысл в усилении любой активности; - стадный инстинкт, когда в интересах самосохранения подражают особям, первым отреагировавшим на изменение ситуации (стае-стадные сообщества), или вожакам, наиболее опытным, осторожным, зорким и сильным (стае-вожаческие сообщества); - социальные инстинкты - привязанности к избранным особям, отношения симпатии, проявления альтруизма. Все они служат больше интересам индивида, чем популяции. Вожак толпы всегда ниже среднего уровня собравшихся, он – раб своих инстинктов. Толпа проявляет агрессию не потому, что на нее начинают влиять вожаки. Напротив, они влияют потому, что она успела попасть под власть инстинкта и действует как зверь.

Слайд 34
Описание слайда:
Зигмунд Фрейд (1856-1939) 1900 – дата основания психоанализа год выхода книги «Толкование сновидений»

Слайд 35
Описание слайда:
Критика психоанализа: Критика психоанализа: 1. Затруднена возможность предсказания поведения. Теория «ex-post-facto». 2. Неоперациональность и неисчисляемость базовых гипотез делают невозможной их эмпирическую проверку. 3. Пансексуализм – объяснительный потенциал подхода предельно сужен. 4. Теория личности и общества основана на интерпретации невротической симптоматики. 5. Ряд основных положений противоречит исследованиям, выполненным в рамках других научных школ (например, критикуется сосредо-точение на первых годах при недооценке последующих; на прошлом, без учета планов и надежд; трактовка женской психики; многие аспекты Эдипова комплекса и проч.).

Слайд 36
Описание слайда:
При этом считаются общепринятыми идеи При этом считаются общепринятыми идеи о роли бессознательного в душевной жизни; концепция защитных механизмов; влияние детского опыта на особенности жизненного пути; сновидения имеют скрытое содержание, которое может быть осознано; сновидения уменьшают психическое напряжение.

Слайд 37
Описание слайда:
«Психология масс и анализ человеческого Я» (1921 г.) «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921 г.) По Фрейду, теоретики толпы XIX века смогли описать, но не объяснить ее. Он признавал возможность расового бессознательного, «духа расы» по Г. ле Бону, но считал, что в процессах внушения и заражения, регрессии интеллекта и морали в большей мере проявляется роль вождей и индивидуальное бессознательное каждого. «То, что соответствует любовным отношениям скрыто, очевидно, за ширмой внушения…» 1. Все общественные отношения, от армии, церкви и до кратковременной массы, имеют в основе скрытый либидозный характер. В частности, сущность массы заключена в ее взаимоотношениях с вождем – объектом общей концентрации либидо.

Слайд 38
Описание слайда:
Либидо (от лат. «желание») Либидо (от лат. «желание») вначале обозначало энергию сексуального влечения как доминирующего мотива. Позже – влечение к жизни, к наслаждению. Часть либидо (нарциссическое) направлена на себя. Другая часть (эротическое либидо) – на иные объекты. Морбидо (от лат. «смерть») – энергия агрессии и саморазрушения. По Фрейду, организм как энергетическая система подчиняется закону сохранения энергии и закону энтропии, выражающему стремление к сохранению динамического равновесия: «жизнь есть окольный путь к смерти».

Слайд 39
Описание слайда:
2. В массе людей объединяет идентификация – процесс отождествления себя с другими, создающий аффективную общность. Этот феномен происходит из Эдипова комплекса. 2. В массе людей объединяет идентификация – процесс отождествления себя с другими, создающий аффективную общность. Этот феномен происходит из Эдипова комплекса. 3. Часть либидо (нарциссическое) мешает объединению в массу. Преодолевается путем постановки вождя на место Я-идеала. Фрейд: в массе точно так же, как в гипнозе или при любви, объект занимает место Я-идеала. «Гипноз может быть по праву назван массой, состоящей из двух человек…». 4. Масса отличается от обычного сборища сплоченностью, которая возникает из-за того, что а) либидо каждого направлено на вождя, б) люди идентифицировались между собой, поставив вождя на место Я-идеала, в) прежде нарциссическое либидо ушло на идеализированного вождя.

Слайд 40
Описание слайда:
К процессу идентификации в массе: К процессу идентификации в массе: «Стоит вспомнить о толпе мечтательно влюбленных дам и жриц, теснящихся вокруг певца или пианиста после его концерта. Вероятно, каждой из них хотелось бы отнестись ревниво ко всем другим, однако, ввиду их множества и связанной с этим невозможности достичь цели своей влюбленности, они отказываются от этого и вместо того, чтобы вцепиться друг другу в волосы, они действуют, как единая масса, благоговеющая перед тем, кого они чествуют, проявляя это сообща; они были бы рады поделиться его локоном. Они, первоначальные соперницы, могут идентифицироваться друг с другом, благодаря одинаковой любви к одному и тому же объекту».

Слайд 41
Описание слайда:
5. Состоявшийся разрыв либидозных связей способствует панике, но вряд ли наоборот. 5. Состоявшийся разрыв либидозных связей способствует панике, но вряд ли наоборот. «Утрата вождя в каком-либо смысле, разочарование в нем вызывают панику, хотя бы опасность не увеличилась…» 6. Масса имеет своим прообразом не стадо, а первобытную орду во главе с вождем, заменяющим отца. Отсюда регрессия душевной деятельности до уровня дикаря или ребенка, падение интеллекта и морали. Фрейд: «Гипноз и масса являются наследственными остатками из филогенеза человеческого либидо; гипноз – как предрасположение, масса – сверх того как прямой пережиток».

Слайд 42
Описание слайда:
7. Вождь массы абсолютно нарциссичен, властен, самоуверен, эгоистичен, независим. Он единственный сохранил в себе те качества, от которых другие отказались ради него. 7. Вождь массы абсолютно нарциссичен, властен, самоуверен, эгоистичен, независим. Он единственный сохранил в себе те качества, от которых другие отказались ради него. 8. Кроме идеализации власть вождя над массой поддерживается благодаря двум ее иллюзиям: а) либидозные связи взаимны (вождь тоже любит их всех); б) он любит всех в равной степени, не делая различий.

Слайд 43
Описание слайда:
Фрейд упоминает, что иногда масса не имеет вождя. Что его может заменить при образовании либидозных связей? Фрейд упоминает, что иногда масса не имеет вождя. Что его может заменить при образовании либидозных связей? Какое-то время, вероятно, вождя может заменить идея, анти-вождь (объект общей ненависти), анти-идея. Ненависть создает связи, как и любовь.

Слайд 44
Описание слайда:
Теория конвергенции (от лат. «приближаться, Теория конвергенции (от лат. «приближаться, сходиться) Ф. Олпорта (1924): поведение индивидов определяется их собственными характерологическими предрасположенностями, а влияние толпы не более чем фасилитирующий фактор. Если толпа объединяет лиц с преступными наклонностями, почему преступления происходят не каждый раз? Ошибка доказательства: Каким образом мы узнаем о преступных наклонностях индивидов в толпе? По совершенным им преступлениям…

Слайд 45
Описание слайда:
Теория прирастающей ценности (60-е гг) Теория прирастающей ценности (60-е гг)

Слайд 46
Описание слайда:
Теория прирастающей ценности Н. Смелзера

Слайд 47
Описание слайда:
Описание беспорядков в Уоттсе (1965)

Слайд 48
Описание слайда:
коллективное ______________________ институциональное По Дж. Лофланду (1981), выделяются два субъекта коллективного поведения: толпа – большое число людей, находящихся в непосредственной близости друг к другу (лицом к лицу); масса - совокупность людей, которых волнует одна и та же тема, но они не находятся в непосредственной физической близости.

Слайд 49
Описание слайда:
Теория прирастающей ценности названа по аналогии с концепцией прибавочной стоимости: каждый этап обработки товара увеличивает его стоимость, каждый новый элемент увеличивает вероятность массовых беспорядков. Теория прирастающей ценности названа по аналогии с концепцией прибавочной стоимости: каждый этап обработки товара увеличивает его стоимость, каждый новый элемент увеличивает вероятность массовых беспорядков. Шесть элементов: Структурные факторы (основные условия), способствующие коллективному поведению; Структурная напряженность (противоречия); Усиление и распространение обобщённого верования; Активизирующие факторы (инциденты); Мобилизация к действиям (организация); Социальный контроль (действия властей).

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:
Теория деиндивидуализации (1970-е гг) Проявляется в виде повышения восприимчивости к внешним воздействиям, импульсивности поведения, неспособности самостоятельно оценивать и планировать свои действия. Термин введен в статье Л. Фестингера, А. Пепитоуна и Т. Ньюкомба (1952). Ф. Зимбардо: анонимность – фактор деиндивидуализации.

Слайд 52
Описание слайда:
Трагедия на «Хиллсборо» (1989). Давка на стадионе во время футбольного матча 96 погибших и 766 раненых.

Слайд 53
Описание слайда:
М. Абрамович: «Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить». Джонсон и Даунинг (1979): В условиях анонимности человек в меньшей степени отдает отчет в своих действиях и становится более восприимчивым к ситуативным переменным, как негативным (костюм ку-клукс-клана), так и позитивным (халат медсестры).

Слайд 54
Описание слайда:
Факторы деиндивидуализации: Факторы деиндивидуализации: 1) высокий уровень эмоциональной возбужденности людей; 2) сосредоточение их внимания не на собственном поведении, а на происходящих вокруг событиях; 3) выполнение совместных действий нарастающей интенсивности; 4) новизна и неопределенность ситуации; 5) эмоционально-ценностная идентификация с окружающими (обычно на фоне противостояния «мы» и «они»); 6) увеличение размеров группы; 7) наличие готовых образцов деиндивидуализиро-ванного поведения в группе; 8) качества личности (внушаемость, конформность, склонность к экзальтации, некритичность мышления, низкий уровень самоконтроля и т.д.) 9) алкогольное опьянение; 10) анонимность.

Слайд 55
Описание слайда:
Э. Динер: люди, утратившие индивидуальность, не уделяют обычного внимания своему поведению, не сознают себя в качестве существ, отдельных от группы. В результате у них проявляется неспособность осуществлять текущий контроль или извлекать нормы поведения из долговременной памяти, поведение отличается дефицитом планирования. Деиндивидуализация как континуум.

Слайд 56
Описание слайда:
Последствия деиндивидуализации: Последствия деиндивидуализации: 1) потеря чувства собственной ответственности за происходящее; 2) утрата личных и общественных ограничений (размывание общепринятых норм); 3) утрата самосознания, самоконтроля, возможности критической оценки поступков; 4) чрезмерная восприимчивость к нормам группы; 5) сосредоточенность внимания на внешнем мире, на происходящих в нем событиях, а не на своих чувствах, переживаниях, мотивах. Противоположность деиндивидуализации – самосознание людей и самоконтроль действий.

Слайд 57
Описание слайда:
ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОРМ (1957) Ralph Turner Lewis Killian

Слайд 58
Описание слайда:
1. Коллективное поведение начинается в ситуации когнитивной неопределенности. 1. Коллективное поведение начинается в ситуации когнитивной неопределенности. 2. При растерянности и дизориентации люди склонны ориентироваться на поведение других. 3. Если наблюдаемое поведение не встречает негативной реакции, то оно принимает вид уместного. Круговая реакция ведет к возникновению новых групповых норм. 4. Люди склонны соблюдать нормы своей среды. Они начинают следовать новым нормам уже на стадии их становления. Участие в общих действиях происходит не из-за помрачения ума, всплеска эмоций и потери самоконтроля, а потому что эти действия кажутся адекватными в данных обстоятельствах.

Слайд 59
Описание слайда:

Слайд 60
Описание слайда:
Коллективное поведение – это «те формы социального поведения, при которых обычные установления перестают направлять обществен-ные действия, и люди совместно выходят за границы, обходят или ниспровергают установленные институциональные паттерны и структуры». Схема процесса возникновения норм: Запутанная, неоднозначная ситуация – испытывается неуверенность ››› толчея (слухи) – попытки определиться с уместным поведением ››› возникновение новых групповых норм – складывается групповое понимание ситуации и желаемых действий в ней ››› поведение толпы – они действуют. Тернер, Киллиэн: люди действуют не «как один», а «как все».

Слайд 61
Описание слайда:
Шесть условий коллективного поведения: Шесть условий коллективного поведения: 1. Неуверенность в том, какое поведение соответствует ситуации. 2. Безотлагательность; чувство, что нечто надо сделать прямо сейчас. Люди беспокоятся и «толкутся». 3. Коммуникация, обмен настроениями и образами в пределах толпы. Расцвет слухов. 4. Ограничение (подспудное давление), обусловливающее стремление соответствовать нормам толпы. 5. Избирательная внушаемость; индивидуальный отбор настроений и образов в соответствии с реакциями толпы. 6. Разрешение; аттитюды и поведение, которые обычно запрещены в обществе, могут быть выражены в пределах толпы.

Слайд 62
Описание слайда:
Классификация участников коллективного поведения: Классификация участников коллективного поведения: а) эго-вовлеченные, приверженные (чувство безотлагательности, сильные эмоции, готовы вести за собой); б) заинтересованные, причастные (в меньшей мере испытывают безотлагательность, эмоции и готовность действовать); в) ведомые, увлекаемые (их заботят не общие проблемы, а чувство общности, групповой идентичности, единодушия, физической силы, социальной значимости); д) наблюдатели, зрители, испытывающие любопытство( их присутствие подстрекает других, они могут перейти в иные категории); е) эго-обособленные, извлекатели выгоды (преследуют сугубо личные цели).

Слайд 63
Описание слайда:
ТОЛПА: ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Основоположники: Г. Тэджфел (теория социальной идентичности) 1970-е гг Дж. Тернер (теория самокатегоризации) 1980-е гг

Слайд 64
Описание слайда:
Традиционно было принято считать, что в толпе индивидуальное «Я» ослаблено вследствие Традиционно было принято считать, что в толпе индивидуальное «Я» ослаблено вследствие стадного инстинкта; или… заражения, внушения, подражания; или… феномена деиндивидуализации; или… подчинения возникающим нормам; или… влияния бессознательного… Поэтому поведение толпы иррационально. По теории социальной идентичности люди в толпе заменяют свою личную идентичность общей социальной. Они не теряют рациональности, но лишь вступают в межгрупповые отношения, а не в межличностные. (вместо «Я» – «МЫ»)

Слайд 65
Описание слайда:
Согласно «одномерной» модели идентичности, существует континуум: Согласно «одномерной» модели идентичности, существует континуум: индивидуальное - «Я» - социальное ---------------------------------------------------------- межличностное - взаимодействие - межгрупповое При этом крайняя левая точка – «выколотая». Согласно «двумерной» модели идентичности, существует два независимых измерения: Индивидуальное «Я» --------------------------- (межличностное взаимодействие) Социальное «Я» --------------------------- (межгрупповое взаимодействие)

Слайд 66
Описание слайда:
Теория социальной идентичности Г.Теджфела основана на двух понятиях: Социальная идентичность – часть Я-концепции, возникающая при осознании своего членства в группе на основе ценностного и эмоционального отношения к ней. Компоненты социальной идентичности: когнитивный - категоризация себя как типичного члена ингруппы; эмоциональный - переживания мы-чувства и оценка позитивности членства. Элементы социальной идентичности: центральные (общее знание, совместная история) периферические (внешние атрибуты, сходство предпочтений и т.д.). Социальная категоризация – разновидность классификации, группировка социальных объектов в уме по их субъективному значению.

Слайд 67
Описание слайда:
Теория самокатегоризации Дж. Тёрнера Последствия самокатегоризации: повышение самооценки; конкретизация образа Я; стереотипизация окружающих и самостереотипизация; усвоение информации об ингруппе и аутгруппе; усиление ингрупповой идентификации; более интенсивная коммуникация в ингруппе; более последовательное соблюдение групповых норм; межгрупповая дифференциация, ингрупповой фаворитизм и проч.

Слайд 68
Описание слайда:
Следствия теорий для психологии толпы: Следствия теорий для психологии толпы: 1. Контроль над процессами категоризации означает власть над толпой. При этом определяются границы категории («мы» и «они») – масштаб мобилизации, уточняется, что значит быть членом категории (содержание категории) – направление мобилизации, выделяются лучшие представители (прототипы категории) – лидеры мобилизации; 2. Социальная идентичность делает возможным коллективное поведение (проявляются общие ценности и приоритеты, выделяются лидеры как прототипы ингруппы); 3. Процесс самостереотипизации вызывает конверсию – резкий сдвиг от одного набора убеждений к другому, конверсия запускает ту или иную модель коллективного поведения;

Слайд 69
Описание слайда:
Способы организации эффективной пропаганды: Способы организации эффективной пропаганды: 1) определить границы ингруппы и аутгруппы так, чтобы их идентичности исключали друг друга, были во всем противоположны; 2) представить аутгруппу как угрозу для ингруппы, приписав ее членам одновременно как недочеловеческие , так и сверхчеловеческие черты; 3) Непременно изобразить ингруппу как добродетельную, тогда насилие над аутгруппой будет восприниматься как необходимость; 4) Исключить из ингруппы отступников, противопоставив их безнравственность общей добродетели (эффект сверхисключения усилит общую сплоченность). Пример: пропагандистская компания в Британии (1982)


Скачать презентацию на тему Психология стихийных групп можно ниже:

Похожие презентации