Речевой практикум № 2. Лексические нормы. Теория презентация

Содержание


Презентации» Образование» Речевой практикум № 2. Лексические нормы. Теория
Речевой практикум № 2
 ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
 ТЕОРИЯЛексические нормы
 		Лексические нормы - это 
 правильное сочетание и употреблениеСловари
 		Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологическихНормы словоупотребления
 		Лексические нормы, или как еще их можно назвать, нормыВажно!
 		Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическуюКлассификация лексических ошибок
 Непонимание значения слова 
 Лексическая сочетаемость 
 Употребление1.Непонимание значения слова 
 1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении.1.Непонимание значения слова 
 1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без1.Непонимание значения слова 
 1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления1.Непонимание значения слова 
 1.4. Неправильное употребление паронимов. 
 Пример: Человек2. Лексическая сочетаемость 
 При выборе слова следует учитывать не только2. Лексическая сочетаемость 
 Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение,Оксюморон
 Оксюморон (греч. буквально — остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание слов с3.1. Употребление синонимов
 Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У3.2. Употребление омонимов 
 Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно.3.3. Употребление многозначных слов
 Включая в свою речь многозначные слова, мы4. Многословие
 Встречаются следующие виды многословия: 
 1. Плеоназм (от греч.4. Многословие
 2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное4. Многословие
 3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos4. Многословие
 4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным4. Многословие
 5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это5. Лексическая неполнота высказывания
 Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота6.1. Новые слова 
 Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками. 
6.2. Устаревшие слова
 Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные6.3. Устаревшие слова
 Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи6.4. Слова иноязычного происхождения 
 Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным6.5. Диалектизмы 
 Диалектизмы - слова или устойчивые сочетания, которые не6.6. Разговорные и просторечные слова 
 Разговорные слова входят в лексическую6.7. Профессиональные жаргонизмы 
 Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной6.8. Профессиональные жаргонизмы 
 По ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая,7.1. Фразеологизмы
 Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая7.1. Фразеологизмы
 1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов
 1) Существует опасность7.1. Фразеологизмы
 2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма 
 1) Грамматическое7.1. Фразеологизмы
 2) Лексическое видоизменение фразеологизма. 
 Пример: Пора уже тебе7.1. Фразеологизмы 
 3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. 
 Пример: Эти7.2. Клише и штампы 
 Канцеляризмы - слова и выражения, употребление7.2. Клише и штампы 
 Штампы - это избитые выражения с7.2. Клише и штампы 
 Разновидностью штампов являются универсальные слова. Это7.2. Клише и штампы 
 Клише - речевые стереотипы, готовые обороты,Литература



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Речевой практикум № 2 ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ТЕОРИЯ


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:
Лексические нормы Лексические нормы - это правильное сочетание и употребление слов. Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Слайд 4
Описание слайда:
Словари Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.      

Слайд 5
Описание слайда:
Нормы словоупотребления Лексические нормы, или как еще их можно назвать, нормы словоупотребления, в литературном русском языке заключаются в следующем: слово должно употребляться с учетом его лексического значения; слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности); слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости.

Слайд 6
Описание слайда:
Важно! Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к лексическим ошибкам разного типа

Слайд 7
Описание слайда:
Классификация лексических ошибок Непонимание значения слова Лексическая сочетаемость Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов Многословие Лексическая неполнота высказывания Употребление слов с ограниченной сферой распространения Фразеологизмы, устойчивые сочетания, клише и штампы

Слайд 8
Описание слайда:
1.Непонимание значения слова 1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова: Распаляться - 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством. Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

Слайд 9
Описание слайда:
1.Непонимание значения слова 1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики (значения). Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке.

Слайд 10
Описание слайда:
1.Непонимание значения слова 1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика). Пример: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик- тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм - болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.

Слайд 11
Описание слайда:
1.Непонимание значения слова 1.4. Неправильное употребление паронимов. Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение. Праздный и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный - прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный - не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.

Слайд 12
Описание слайда:
2. Лексическая сочетаемость При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д. Пример: Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.

Слайд 13
Описание слайда:
2. Лексическая сочетаемость Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо... В этом случае перед нами один из видов тропов - оксюморон. В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости

Слайд 14
Описание слайда:
Оксюморон Оксюморон (греч. буквально — остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание слов с противоположным значением, образующее новое смысловое целое, например "грустная радость" (С. А. Есенин). Оксюморон обогащает смысл и усиливает эмоциональность художественной речи, позволяя раскрывать единство противоположностей, целостную противоречивость явлений жизни: Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. (А. Ахматова). Мы любим всё — и жар холодных числ, И дар божественных видений. (А. Блок).

Слайд 15
Описание слайда:
3.1. Употребление синонимов Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке. Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.

Слайд 16
Описание слайда:
3.2. Употребление омонимов Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно. Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж - это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.

Слайд 17
Описание слайда:
3.3. Употребление многозначных слов Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. Но бывает и иначе. Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.

Слайд 18
Описание слайда:
4. Многословие Встречаются следующие виды многословия: 1. Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

Слайд 19
Описание слайда:
4. Многословие 2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте. Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин "Дружба".

Слайд 20
Описание слайда:
4. Многословие 3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы. Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

Слайд 21
Описание слайда:
4. Многословие 4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться - вести борьбу, убирать - производить уборку. Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.

Слайд 22
Описание слайда:
4. Многословие 5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий. Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.

Слайд 23
Описание слайда:
5. Лексическая неполнота высказывания Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова. Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: "... не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду". Так получается - "страница телевидения".

Слайд 24
Описание слайда:
6.1. Новые слова Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками. Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей. И только контекст помогает разобраться: "ямочный ремонт" - это ремонт ям.

Слайд 25
Описание слайда:
6.2. Устаревшие слова Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, - должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны. Пример: Ныне в университете был день открытых дверей. Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.

Слайд 26
Описание слайда:
6.3. Устаревшие слова Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения. Пример: Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города. Губернатор - начальник какой-нибудь области (например, губернии в царской России, штата в США). Следовательно, главный губернатор - нелепость, к тому же в губернии мог быть только один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.

Слайд 27
Описание слайда:
6.4. Слова иноязычного происхождения Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово. Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Лимитировать - установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т. п.

Слайд 28
Описание слайда:
6.5. Диалектизмы Диалектизмы - слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка. Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка. Пример: Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер. Шаберка - соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.

Слайд 29
Описание слайда:
6.6. Разговорные и просторечные слова Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения. Просторечие - слово, грамматическая форма или оборот, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты. Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа. Пример: У меня совсем худая куртка. Худой(разг.) - дырявый, испорченный (худой сапог). Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.

Слайд 30
Описание слайда:
6.7. Профессиональные жаргонизмы Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов: опечатка - в речи журналистов - ляп; руль - в речи шоферов - баранка. Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать и другие, портят литературную речь.

Слайд 31
Описание слайда:
6.8. Профессиональные жаргонизмы По ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т. п.) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью жаргонов - своеобразных социальных диалектов, свойственных профессиональным или возрастным группам людей (жаргоны спортсменов, моряков, охотников, студентов, школьников). Жаргонизмы - это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением. Пример: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет. Хибара - дом.

Слайд 32
Описание слайда:
7.1. Фразеологизмы Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы доставляют нам и немало хлопот - при неверном их употреблении появляются речевые ошибки.

Слайд 33
Описание слайда:
7.1. Фразеологизмы 1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов 1) Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов. 2) Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма. Пример: Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение "напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого", употреблен неверно - в значении "выдумывать, плести небылицы".

Слайд 34
Описание слайда:
7.1. Фразеологизмы 2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма 1) Грамматическое видоизменение фразеологизма. Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты. Здесь изменена форма числа. Существует фразеологизм отдавать отчет. Пример: Он постоянно сидит сложив руки. Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а (-я). В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.

Слайд 35
Описание слайда:
7.1. Фразеологизмы 2) Лексическое видоизменение фразеологизма. Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу. Пример: Ну хоть бейся об стенку! Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой. Пример: Все возвращается на спирали своя!.. Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.

Слайд 36
Описание слайда:
7.1. Фразеологизмы 3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. Пример: Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки. Произошло смешение двух устойчивых оборотов: играет роль и имеет значение. Можно сказать так: вопросы имеют большое значение... или вопросы играют большую роль.

Слайд 37
Описание слайда:
7.2. Клише и штампы Канцеляризмы - слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами. Пример: Имеет место отсутствие запасных частей.

Слайд 38
Описание слайда:
7.2. Клише и штампы Штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность. Пример: При голосовании поднялся лес рук.

Слайд 39
Описание слайда:
7.2. Клише и штампы Разновидностью штампов являются универсальные слова. Это слова, которые употребляются в самых общих и неопределенных значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются трафаретными привесками: работа - повседневная, уровень - высокий, поддержка - горячая. Многочисленны публицистические штампы (труженики полей, город на Волге), литературоведческие (волнующий образ, гневный протест).

Слайд 40
Описание слайда:
7.2. Клише и штампы Клише - речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, - являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют своё значение. Клише используют в официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный корреспондент сообщает из); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (Здравствуйте! До свидания! Kто последний?).

Слайд 41
Описание слайда:
Литература


Скачать презентацию на тему Речевой практикум № 2. Лексические нормы. Теория можно ниже:

Похожие презентации