Структура экосистемы. Пищевые цепи и сети презентация

Содержание


Презентации» Экология» Структура экосистемы. Пищевые цепи и сети
Структура экосистемы. Пищевые цепи и сетиВопросы лекции
 I. Экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их рольКлассификация экосистемКлассификация экосистемКомпоненты экосистемыПродуценты – это автотрофные организмы, вырабатывающие органические вещества из неорганическихКонсументы - гетеротрофные организмы, главным образом животные, питающиеся другими организмами илиРедуценты — гетеротрофные организмы, в основном бактерии и грибы, получающие энергиюПространственная структура экосистемыТрофические уровни пищевой цепиТрофические уровни пищевой цепиПример простой пищевой цепиКлассификация пищевых  цепейПастбищные (автотрофные) пищевые цепиДетритная (гетеротрофная) пищевая цепьПищевые сети - это разветвленные пищевые цепи, поскольку особи одного видаЭкологические пирамиды. Пирамида численностиЭкологические пирамиды. Пирамида биомассыЭкологические пирамиды. Пирамида энергийРасход энергии в звеньях пищевых цепейПрактическая частьЗадания на выбор одного правильного ответа из предложенных четырехЗадание 1.
 К продуцентам можно отнести:
 1) водоросли 
 2) грибыЗадание 2.
 Какую роль играют консументы в трофической структуре экосистемы?
 1)Задание 3.
 Какую роль выполняют продуценты в экосистеме дубравы?
 1) поглощаютЗадание 4.
 Число трофических уровней пищевой цепи ограничено вследствие:
 1) большойЗадание 5.
 Устойчивость лесной экосистемы обеспечивается:
 1) высокой численностью грызунов; 
Задание 6.
 Из перечня организмов к детритофагам не относятся:
 1) дождевыеЗадание 7.
 К макроэкосистемам относится
 
 1) березовый лес
 2) ТихийЗадание 8.
 В цепи выедания размеры организмов при переходе от одногоЗадание 9.
 Детритная пищевая цепь может начинаться 
 1) с опавшихЗадание 10.
 В трофической цепи паразитов размеры организмов при переходе сЗадание 11.
 Какая трофическая сеть составлена правильно:
 1) семена ели –Задание 12.
 В прудовых хозяйствах выгодно выращивать толстолобиков, а не щук,Задание 13.
 Трофический уровень определяется как совокупность:
 1) продуцентов, консументов иЗадание 14.
 В пищевой цепи хвоя сосны – сосновый шелкопряд –Задание 15.
 Волк и лисица находятся на одном трофическом уровне, потомуЗадание 16.
 Согласно правилу биологического усиления концентрация токсических веществ в пищевойЗадание 17.
 Согласно правилу экологической пирамиды биомассы
 1) общее число особей,Задание 18.
 Согласно правилу пирамиды чисел
 1) общее количество особей, участвующихЗадание 19.
 Для океана правило пирамиды биомассы имеет «перевернутый вид», такЗадание 20.
 Хищники в биоценозе выполняют функцию
 1) продуцентов
 2) редуцентов
Задание 21.
 Продуцентами в биоценозе пресного проточного водоема являются:
 
 1)Задание 22.
 Редуцентами в биоценозе пресного проточного водоема являются:
 
 1)Задание 23.
 Определите редуцента в цепи питания листья растений – гусеницыЗадание 24.
 Из представленных ниже вариантов выберите экосистему, которая относится кЗадание 25.
 Определите консумента второго порядка в цепи питания листья растенияЗадание 26.
 Показателем разнообразия экосистемы служит:
 1) Небольшое количество видов, имеющихЗадание 27.
 Наземная ярусность растений служит приспособлением к
 
 1) ПоглощениюЗадания на выбор трех верных ответов из представленных шестиЗадание 28.Задание 29.Задание 30.Задание 31.Задание 32.Задание 33.Задание 34.Задание 35.Задание 36.Задание 37.Задание 38.
 К детритным пищевым цепям относятся:
 
 1) Диатомовые водорослиЗадание 39. 
 Из представленных ниже вариантов выберите лентические экосистемы:
 1)Задания на установление правильной последовательности биологических процессов, явлений, событий.Задание 40.Задание 41.Задание 42.Задание 43.Задание 44.
 Установите последовательность групп организмов в порядке уменьшения их численностиЗадание 45.
 Установите, в какой последовательности будут распределяться организмы по трофическимЗадание 46.
 Укажите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагатьсяЗадания на установления соответствияЗадание 47.Задание 48.Задание 49.Задание 50.Задание 51.Задание 52.Задания с развернутым ответомЗадание 53.
 Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?Задание 54.
 К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращениеЗадание 55.
 Почему природная экосистема смешанного леса является стабильной?Задание 56.
 Перечислите основные виды пищевых отношений, в которые вступают бактерииЗадание 57.
 Укажите роль сапротрофных бактерий в биоценозахЗадание 58. 
 Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществЗадание 59. 
 Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чемЗадание 60. 
 Почему цепи питания не бывают длинными и обычноЗадание 61. 
 Объясните, как осуществляется саморегуляция в водоеме на примереСпасибо за внимание!!!ОтветыОтветы 
 53. Элементы ответа:
 1. Разнообразие видов, наличие среди нихОтветы 
 57. Элементы ответа:
 1. Гниение – превращение погибших растенийОтветы 
 60. Элементы ответа:
 При передаче вещества и энергии значительная



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Структура экосистемы. Пищевые цепи и сети


Слайд 2
Описание слайда:
Вопросы лекции I. Экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль II. Видовая и пространственная структуры экосистемы III. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья IV. Экологические пирамиды

Слайд 3
Описание слайда:
Классификация экосистем

Слайд 4
Описание слайда:
Классификация экосистем

Слайд 5
Описание слайда:
Компоненты экосистемы

Слайд 6
Описание слайда:
Продуценты – это автотрофные организмы, вырабатывающие органические вещества из неорганических

Слайд 7
Описание слайда:
Консументы - гетеротрофные организмы, главным образом животные, питающиеся другими организмами или частицами органического вещества

Слайд 8
Описание слайда:
Редуценты — гетеротрофные организмы, в основном бактерии и грибы, получающие энергию путем разложения мертвых тканей или поглощения растворенного органического вещества

Слайд 9
Описание слайда:
Пространственная структура экосистемы

Слайд 10
Описание слайда:
Трофические уровни пищевой цепи

Слайд 11
Описание слайда:
Трофические уровни пищевой цепи

Слайд 12
Описание слайда:
Пример простой пищевой цепи

Слайд 13
Описание слайда:
Классификация пищевых цепей

Слайд 14
Описание слайда:
Пастбищные (автотрофные) пищевые цепи

Слайд 15
Описание слайда:
Детритная (гетеротрофная) пищевая цепь

Слайд 16
Описание слайда:
Пищевые сети - это разветвленные пищевые цепи, поскольку особи одного вида могут питаться разнообразной пищей, а особи разных видов одинаковой

Слайд 17
Описание слайда:
Экологические пирамиды. Пирамида численности

Слайд 18
Описание слайда:
Экологические пирамиды. Пирамида биомассы

Слайд 19
Описание слайда:
Экологические пирамиды. Пирамида энергий

Слайд 20
Описание слайда:
Расход энергии в звеньях пищевых цепей

Слайд 21
Описание слайда:
Практическая часть

Слайд 22
Описание слайда:
Задания на выбор одного правильного ответа из предложенных четырех

Слайд 23
Описание слайда:
Задание 1. К продуцентам можно отнести: 1) водоросли 2) грибы 3) сапротрофные бактерии 4) плотоядных животных

Слайд 24
Описание слайда:
Задание 2. Какую роль играют консументы в трофической структуре экосистемы? 1) потребляют готовые органические вещества 2) разлагают остатки органических веществ 3) создают биологическую продукцию, используя потоки солнечной энергии 4) не используют органические вещества

Слайд 25
Описание слайда:
Задание 3. Какую роль выполняют продуценты в экосистеме дубравы? 1) поглощают готовые органические вещества 2) образуют органические вещества 3) разлагают органические вещества 4) выполняют все перечисленные функции

Слайд 26
Описание слайда:
Задание 4. Число трофических уровней пищевой цепи ограничено вследствие: 1) большой биомассы редуцентов; 2) небольшой биомассы консументов; 3) передачи небольшого количества энергии (10%) с одного трофического уровня на другой; 4) большой эффективности передачи энергии с одного трофического уровня на другой (90%)

Слайд 27
Описание слайда:
Задание 5. Устойчивость лесной экосистемы обеспечивается: 1) высокой численностью грызунов; 2) большой биомассой продуцентов; 3) наличием разветвленных сетей питания; 4) отсутствием редуцентов

Слайд 28
Описание слайда:
Задание 6. Из перечня организмов к детритофагам не относятся: 1) дождевые черви 2) двупарноногие многоножки 3) пескожил 4) личинки капустной белянки

Слайд 29
Описание слайда:
Задание 7. К макроэкосистемам относится 1) березовый лес 2) Тихий океан 3) биосфера 4) небольшой водоем

Слайд 30
Описание слайда:
Задание 8. В цепи выедания размеры организмов при переходе от одного трофического уровня к другому 1) остаются приблизительно одинаковыми 2) постепенно уменьшаются 3) постепенно увеличиваются 4) могут как уменьшаться, так и увеличиваться

Слайд 31
Описание слайда:
Задание 9. Детритная пищевая цепь может начинаться 1) с опавших листьев 2) с зеленых растений 3) с дождевого червя 4) с придонных организмов-фильтраторов

Слайд 32
Описание слайда:
Задание 10. В трофической цепи паразитов размеры организмов при переходе с одного пищевого звена к другому 1) остаются приблизительно одинаковыми 2) постепенно уменьшаются 3) постепенно увеличиваются 4) могут как увеличиваться, так и уменьшаться

Слайд 33
Описание слайда:
Задание 11. Какая трофическая сеть составлена правильно: 1) семена ели – мышь – ёж – лисица 2) мышь – семена ели – ёж – лисица 3) лисица – ёж – семена ели – мышь 4) семена ели – ёж – лисица – мышь

Слайд 34
Описание слайда:
Задание 12. В прудовых хозяйствах выгодно выращивать толстолобиков, а не щук, так как: 1) толстолобики быстрее растут 2) щуки чаще гибнут от болезней и неблагоприятных условий 3) толстолобики питаются энергетически дешевой растительной пищей, а щуки дорогой животной 4) мясо толстолобика вкуснее мяса щуки

Слайд 35
Описание слайда:
Задание 13. Трофический уровень определяется как совокупность: 1) продуцентов, консументов и редуцентов 2) организмов, объединенных одним типом питания 3) автотрофов и гетеротрофов 4) организмов, питающихся друг другом

Слайд 36
Описание слайда:
Задание 14. В пищевой цепи хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед трофических уровней насчитывается 1) 3 2) 4 3) 5 4) 6

Слайд 37
Описание слайда:
Задание 15. Волк и лисица находятся на одном трофическом уровне, потому что 1) поедают растительноядных животных 2) используют свою пищу приблизительно на 10% 3) имеют сходные размеры 4) их кормовой рацион разнообразен

Слайд 38
Описание слайда:
Задание 16. Согласно правилу биологического усиления концентрация токсических веществ в пищевой цепи: 1) уменьшается при переходе от одного трофического уровня к другому в 5 раз 2) уменьшается при переходе от одного трофического уровня к другому в 10 раз 3) увеличивается при переходе от одного трофического уровня к другому в 5 раз 4) увеличивается при переходе от одного трофического уровня к другому в 10 раз

Слайд 39
Описание слайда:
Задание 17. Согласно правилу экологической пирамиды биомассы 1) общее число особей, участвующих в цепях питания с каждым звеном уменьшается 2) на каждом предыдущим трофическом уровне количество биомассы, создаваемой за единицу времени, меньше чем на последующих 3) суммарная масса растений сообщества оказывается больше, чем биомасса всех фитофагов 4) на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы, создаваемой за единицу времени больше, чем на последующих

Слайд 40
Описание слайда:
Задание 18. Согласно правилу пирамиды чисел 1) общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном уменьшается 2) на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы, создаваемой за единицу времени меньше, чем на последующем 3) суммарная масса растений сообщества оказывается больше, чем биомасса всех фитофагов 4) общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеномувеличивается

Слайд 41
Описание слайда:
Задание 19. Для океана правило пирамиды биомассы имеет «перевернутый вид», так как: 1) на низших трофических преобладает тенденция к накоплению биомассы 2) на низших трофических преобладает тенденция к накоплению биомассы 3) на высших трофических преобладает тенденция к накоплению биомассы 4) на высших трофических преобладает тенденция к уменьшению биомассы

Слайд 42
Описание слайда:
Задание 20. Хищники в биоценозе выполняют функцию 1) продуцентов 2) редуцентов 3) консументов 2-го порядка 4) консументов 1-го порядка

Слайд 43
Описание слайда:
Задание 21. Продуцентами в биоценозе пресного проточного водоема являются: 1) Бактерии гниения 2) Водные насекомые 3) Растительноядные рыбы 4) Водоросли

Слайд 44
Описание слайда:
Задание 22. Редуцентами в биоценозе пресного проточного водоема являются: 1) Водные насекомые 2) Бактерии гниения 3) Растительноядные рыбы 4) водоросли

Слайд 45
Описание слайда:
Задание 23. Определите редуцента в цепи питания листья растений – гусеницы бабочки – славка – ястреб – бактерии гниения 1) Бактерии гниения 2) Листья растения 3) Гусеницы бабочки 4) Славка

Слайд 46
Описание слайда:
Задание 24. Из представленных ниже вариантов выберите экосистему, которая относится к морским: 1) Эстуарии 2) Болотистые леса 3) Ручьи 4) Пруды

Слайд 47
Описание слайда:
Задание 25. Определите консумента второго порядка в цепи питания листья растения – гусеницы бабочки – насекомоядная птица – ястреб – бактерии гниения 1) Бактерии гниения 2) Листья растения 3) Гусеницы бабочки 4) Насекомоядная птица

Слайд 48
Описание слайда:
Задание 26. Показателем разнообразия экосистемы служит: 1) Небольшое количество видов, имеющих высокую численность 2) Большое разнообразие видов растений и животных 3) Небольшое количество доминирующих видов 4) Большое число популяций доминирующего вида

Слайд 49
Описание слайда:
Задание 27. Наземная ярусность растений служит приспособлением к 1) Поглощению воды из почвы 2) Поглощению минеральных веществ 3) Оптимальному использованию лучистой энергии 4) Использованию углекислого газа из атмосферы

Слайд 50
Описание слайда:
Задания на выбор трех верных ответов из представленных шести

Слайд 51
Описание слайда:
Задание 28.

Слайд 52
Описание слайда:
Задание 29.

Слайд 53
Описание слайда:
Задание 30.

Слайд 54
Описание слайда:
Задание 31.

Слайд 55
Описание слайда:
Задание 32.

Слайд 56
Описание слайда:
Задание 33.

Слайд 57
Описание слайда:
Задание 34.

Слайд 58
Описание слайда:
Задание 35.

Слайд 59
Описание слайда:
Задание 36.

Слайд 60
Описание слайда:
Задание 37.

Слайд 61
Описание слайда:
Задание 38. К детритным пищевым цепям относятся: 1) Диатомовые водоросли – личинки поденки – личинки ручейника 2) Коровий помет – личинка мухи – скворец – ястреб-перепелятник 3) Листовая подстилка – дождевой червь – землеройка – горностай 4) Нектар – муха – паук – землеройка – сова 5) Мертвое животное – личика падальной мухи – травяная лягушка – обыкновенный уж 6) листья растений – гусеницы бабочки – славка – ястреб – бактерии гниения

Слайд 62
Описание слайда:
Задание 39. Из представленных ниже вариантов выберите лентические экосистемы: 1) саванны 2) озера 3) Эстуарии 4) пруды 5) Заболоченные угодья 6) водохранилища

Слайд 63
Описание слайда:
Задания на установление правильной последовательности биологических процессов, явлений, событий.

Слайд 64
Описание слайда:
Задание 40.

Слайд 65
Описание слайда:
Задание 41.

Слайд 66
Описание слайда:
Задание 42.

Слайд 67
Описание слайда:
Задание 43.

Слайд 68
Описание слайда:
Задание 44. Установите последовательность групп организмов в порядке уменьшения их численности в экосистеме в соответствии с правилом экологической пирамиды. 1) растительноядные насекомые 2) хищные насекомые 3) хищные млекопитающие 4) травянистые растения 5) насекомоядные млекопитающие

Слайд 69
Описание слайда:
Задание 45. Установите, в какой последовательности будут распределяться организмы по трофическим уровням в пастбищной цепи питания. 1) кузнечик 2) растение 3) ящерица 4) ястреб

Слайд 70
Описание слайда:
Задание 46. Укажите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться указанные объекты: 1) горностай 2) растительный опад 3) землеройка 4) дождевой червь

Слайд 71
Описание слайда:
Задания на установления соответствия

Слайд 72
Описание слайда:
Задание 47.

Слайд 73
Описание слайда:
Задание 48.

Слайд 74
Описание слайда:
Задание 49.

Слайд 75
Описание слайда:
Задание 50.

Слайд 76
Описание слайда:
Задание 51.

Слайд 77
Описание слайда:
Задание 52.

Слайд 78
Описание слайда:
Задания с развернутым ответом

Слайд 79
Описание слайда:
Задание 53. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

Слайд 80
Описание слайда:
Задание 54. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб?

Слайд 81
Описание слайда:
Задание 55. Почему природная экосистема смешанного леса является стабильной?

Слайд 82
Описание слайда:
Задание 56. Перечислите основные виды пищевых отношений, в которые вступают бактерии в биоценозах

Слайд 83
Описание слайда:
Задание 57. Укажите роль сапротрофных бактерий в биоценозах

Слайд 84
Описание слайда:
Задание 58. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

Слайд 85
Описание слайда:
Задание 59. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг?

Слайд 86
Описание слайда:
Задание 60. Почему цепи питания не бывают длинными и обычно состоят из 4—5 звеньев?

Слайд 87
Описание слайда:
Задание 61. Объясните, как осуществляется саморегуляция в водоеме на примере соотношения численности щук и плотвы.

Слайд 88
Описание слайда:
Спасибо за внимание!!!

Слайд 89
Описание слайда:
Ответы

Слайд 90
Описание слайда:
Ответы 53. Элементы ответа: 1. Разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов. 2. Питание видов разнообразной пищей (широкая пищевая специализация). 54. Элементы ответа: 1. К увеличению численности растительноядных организмов 2. К уменьшению численности растений 55. Элементы ответа: 1. Разнообразие видов растений, животных и других организмов 2. Разветвленные цепи (сети) питания, наличие нескольких трофических уровней 3. Сбалансированный круговорот веществ 56. Элементы ответа: 1. Хемотрофы используют для производства органических соединений энергию окислительно-восстановительных реакций 2. Фототрофы синтезируют органические вещества, используя энергию солнечного света 3. Сапротрофы поглощают органические вещества отмерших тел живых организмов или их выделения. 4. Паразиты питаются органическими веществами живых тел

Слайд 91
Описание слайда:
Ответы 57. Элементы ответа: 1. Гниение – превращение погибших растений и животных в перегной 2. Минерализация – превращение перегноя в минеральные вещества, всасываемыми корнями растений 3. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений помагают усваивать азот из воздуха. 58. Элементы ответа: 1. создают органические вещества из неорганических; 2. аккумулируют солнечную энергию; 3. обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы. 59. Элементы ответа: 1. в широколиственном лесу большее разнообразие видов, чем на лугу; 2. многоярусность и большое разнообразие экологических ниш; 3. разветвленные сети питания обеспечивают более полный круговорот веществ.

Слайд 92
Описание слайда:
Ответы 60. Элементы ответа: При передаче вещества и энергии значительная часть энергии теряется (см. справочный материал). Поэтому каждому новому звену пищевой цепи достается все меньше и меньше энергии. Полная потеря энергии прекращает пищевую цепь. Причина в нехватке энергии, которая теряется в каждом звене пищевой цепи. 61. Элементы ответа: Саморегуляция в экосистемах основана на пищевых связях. В данном примере щука - хищник, потребляющий плотву в пищу. Поэтому 1) при увеличении численности плотвы увеличивается чис­ленность щук; 2) увеличение численности щук приводит к сокращению численности плотвы; 3) таким образом осуществляется саморегуляция рыб в водоеме


Скачать презентацию на тему Структура экосистемы. Пищевые цепи и сети можно ниже:

Похожие презентации