Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) презентация

Содержание


Презентации» Образование» Вентцель Константин Николаевич (1857-1947)
ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич [24.ХI(6.ХII).1857 - 10.III.1947]
 Докладчик: Киреенкова Н.А
 Руководитель: ДюдяеваВентцель Константин Николаевич 
   (24 ноября 1857 — 
 Биография.
    Константин Николаевич Вентцель родился 24 ноября (поОсновные педагогические идеи 
    Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал   К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.
 К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.
 Особое внимание К.Н. Вентцель уделял производительному  творческому труду как средству развития воли, как условию,  при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силыЦели воситания.
 Всякая внешняя цель, которую ставят в воспита нии, делает его несвободным. Воспитание и образование недолжно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образо вываем. Цель нравственного воспитания – выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.В годы Первой русской революции К.Н. Вентцелю и его единомышленникам изХотя Дом свободного ребенка просуществовал недолго (до середины 1909 г.) иКвинтэссенцией этих взглядов К.Н.Вентцеля стала знаменитая «Декларация прав ребенка», опубликованная в5. Ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе иК.Н. Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет собой часть космоса,После резкой критики своей педагогической концепции, которую назвали вредной и реакционнойСудьба как будто специально задалась целью предоставить К.Н. Вентцелю возможность испытатьСписок литературы:
 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996
Спасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич [24.ХI(6.ХII).1857 - 10.III.1947] Докладчик: Киреенкова Н.А Руководитель: Дюдяева Л.Г


Слайд 2
Описание слайда:
Вентцель Константин Николаевич  (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. 

Слайд 3
Описание слайда:
Биография. Константин Николаевич Вентцель родился 24 ноября (по новому стилю 7 декабря) 1857 г. в Петербурге в дворянской семье. Он учился в Технологическом институте на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, и рано увлекся революционной деятельностью, примкнув к организации «Народная воля». За революционную деятельность был арестован и отсидел в тюрьме тринадцать месяцев. В 1891 г. К.Н.Вентцель перебирается в Москву, и четверть века работает в статистическом отделении городской управы. Это была ненавистная Вентцелю рутинная служба ради куска хлеба, нужная для того, чтобы прокормить семью. Все же остальное время он уделял захватившей его гуманистической проблеме — как сделать человека свободным, счастливым, освободить его от невидимых цепей духовного рабства.

Слайд 4
Описание слайда:
Основные педагогические идеи Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал  «Декларацию прав ребёнка» (1917) – одна из первых в мире. Отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как пси-хическая активность вообще. Обосновал необходимость разработки космической педагоги-ки: основой космического воспитания выступает естественное единство воспитываемой личности с  жизнью всего беспредельного космоса. Высшая цель — воспитание личности, осознающей себя Граждани- ном Вселенной.

Слайд 5
Описание слайда:
К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать. К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать. Особое внимание К.Н. Вентцель уделял производительному  творческому труду как средству развития воли, как условию,  при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребёнка. К.Н. Вентцель понимал, что в условиях  современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребёнка». Объединённые общими целями и делом, учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви.

Слайд 6
Описание слайда:
Цели воситания. Всякая внешняя цель, которую ставят в воспита нии, делает его несвободным. Воспитание и образование недолжно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образо вываем. Цель нравственного воспитания – выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:
В годы Первой русской революции К.Н. Вентцелю и его единомышленникам из «Общества друзей естественного воспитания», наконец, предоставляется реальная возможность приступить к осуществлению своих идей на практике. В годы Первой русской революции К.Н. Вентцелю и его единомышленникам из «Общества друзей естественного воспитания», наконец, предоставляется реальная возможность приступить к осуществлению своих идей на практике. 1 сентября 1906 г. в Москве они открывают Дом свободного ребенка, который  явился качественно новым воспитательно-образовательным учреждением. В основу учебного процесса были положены потребности и запросы самого ребенка, которые всемерно стимулировались и развивались педагогами. Дом свободного ребенка представлял собой своеобразную общину, объединяющую детей, их родителей и педагогов; содружество, основанное на идеях братства, свободы и справедливости, в котором ребенок становился подлинным центром «педагогической вселенной». Большое внимание Вентцель и его единомышленники уделяли привлечению родителей в круг идей свободного воспитания, а главное — претворению этих положений в жизни семьи. В 1908 г. открылся Родительский клуб, главной целью которого являлось содействие сближению и единению родителей в деле свободного воспитания их детей. В клубе были созданы музей образцовых детских игрушек, предметные кабинеты, библиотека с литературой воспитательного характера  и мастерские, были также организованы курсы по педагогике.

Слайд 9
Описание слайда:
Хотя Дом свободного ребенка просуществовал недолго (до середины 1909 г.) и пал жертвой, прежде всего, материальных трудностей, он явился наглядным доказательством возможности воплощения в жизнь принципа отделения школы от государства, полной автономии школы. На основе накопленного опыта К.Н.Вентцель смог в своих программных книгах – «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» и «Новые пути воспитания и образования детей» существенно обогатить теорию свободного воспитания. Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. К.Н. Вентцель считал, что «систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей». Хотя Дом свободного ребенка просуществовал недолго (до середины 1909 г.) и пал жертвой, прежде всего, материальных трудностей, он явился наглядным доказательством возможности воплощения в жизнь принципа отделения школы от государства, полной автономии школы. На основе накопленного опыта К.Н.Вентцель смог в своих программных книгах – «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» и «Новые пути воспитания и образования детей» существенно обогатить теорию свободного воспитания. Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. К.Н. Вентцель считал, что «систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей».

Слайд 10
Описание слайда:
Квинтэссенцией этих взглядов К.Н.Вентцеля стала знаменитая «Декларация прав ребенка», опубликованная в сентябре 1917 г. (на несколько десятилетий опередившая аналогичную Декларацию, принятую ООН) и являющаяся своеобразным гуманистическим манифестом. Приведем наиболее принципиальные положения: Квинтэссенцией этих взглядов К.Н.Вентцеля стала знаменитая «Декларация прав ребенка», опубликованная в сентябре 1917 г. (на несколько десятилетий опередившая аналогичную Декларацию, принятую ООН) и являющаяся своеобразным гуманистическим манифестом. Приведем наиболее принципиальные положения: 1. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность, и ни в каком случае не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства. 2. Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями. Это право ухода от родителей принадлежит ребенку во всяком возрасте его жизни, причем государство и общество должны заботиться о том, чтобы никакие перемены в этом отношении не повлекли за собою ухудшения в материальных условиях жизни ребенка. 3. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. Осуществление этого права должно быть гарантировано бесплатным предоставлением ему во всех возрастах его жизни соответствующих воспитательных и образовательных учреждений, где бы все стороны его природы и характера получили наиболее благоприятные условия для своего гармонического развития. 4. Ни один ребенок не может быть, насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование на всех его ступенях являются свободным делом ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью.

Слайд 11
Описание слайда:
5. Ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Если те или другие права не осуществляются им, то это должно быть обусловлено только отсутствием у него необходимых для осуществления этих прав физических и духовных сил. При наличности же последних возраст не должен служить ограничением к пользованию его этими правами. 5. Ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Если те или другие права не осуществляются им, то это должно быть обусловлено только отсутствием у него необходимых для осуществления этих прав физических и духовных сил. При наличности же последних возраст не должен служить ограничением к пользованию его этими правами. 6. Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда физическому и духовному развитию ребенка и не вредит другим людям. Таким образом, пользование каждого ребенка своими естественными правами не должно встречать иных границ, кроме тех, которые диктуются законами нормального физического и духовного развития самого ребенка, и кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами. 7. Никто – ни родители, ни общество, ни государство не могут принуждать ребенка обучаться той или другой определенной религии или принудительно исполнять ее обряды. 8. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества, взрослых и детей. 9. Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаев, точно сформулированных в законе, когда этого требует благо ребенка и окружающего его общества. Также ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию. С проступками и недостатками ребенка должно бороться при помощи соответствующих воспитательных учреждений, путем просвещения или лечения его, а не наказанием и всякими мерами репрессивного характера.

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:
К.Н. Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет собой часть космоса, постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной. В данной связи К.Н.Вентцель приходит к выводу, что должно осуществляться космическое воспитание и что существует специальная отрасль антропологии — космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои специфичные цели и требует приемов и методов для их достижения. По его мнению, новую культуру можно строить только на космическом базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической — над социальной. К.Н. Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет собой часть космоса, постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной. В данной связи К.Н.Вентцель приходит к выводу, что должно осуществляться космическое воспитание и что существует специальная отрасль антропологии — космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои специфичные цели и требует приемов и методов для их достижения. По его мнению, новую культуру можно строить только на космическом базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической — над социальной.

Слайд 14
Описание слайда:
После резкой критики своей педагогической концепции, которую назвали вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922 г.), Константин Николаевич отошёл от активной педагогической деятельности.  Умер 10 марта 1947 г.  в Москве.

Слайд 15
Описание слайда:
Судьба как будто специально задалась целью предоставить К.Н. Вентцелю возможность испытать всю меру трагического непонимания и неприятия отстаиваемых им идей и взглядов. Сам Константин Николаевич с горечью писал: Судьба как будто специально задалась целью предоставить К.Н. Вентцелю возможность испытать всю меру трагического непонимания и неприятия отстаиваемых им идей и взглядов. Сам Константин Николаевич с горечью писал: ...И опять окружен я рабами в цепях, И они, торжествуя, цепями звенят, И толкуют о том, как в ребячьих сердцах Они будут выращивать рабство и страх. И «Свободный ребенок» объявлен мечтой И волшебным, несбыточным сном. И о клетке они говорят золотой Под тяжелым железным замком. Оттого в моем сердце такая печаль,  И тоскою душа так полна. Что же манит друзей моих светлая даль, Где свободного детства страна Так пленительно ясно видна?

Слайд 16
Описание слайда:
Список литературы: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996 Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915 Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993 Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 - 1947). [Некролог], Начальная школа, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания (1857-1947), Советская педагогика, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные русские педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; Михайлова М. В., Дом свободного ребенка, Советская педагогика, 1983, № 4. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия', 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Слайд 17
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) можно ниже:

Похожие презентации