Тема: « Психология общения» презентация

Содержание


Презентации» Образование» Тема: « Психология общения»
Тема: «Психология общения»
       Лекция №Доцент кафедры психологии МГУ       Рекомендуемая литература
 Андреева Г.М. Социальная психо-логия. – М., 2007
 2. БодалевОсновные понятия
   Общение – процесс взаимодей-ствия субъектов (общностей илиСущность общения
   Общение - это процесс межличностного взаимодействия, Общение понимается как:
 
 как  вид деятельности; 
 как Виды общения
 Социально-ориентированное;
 Групповое;
 Предметно-ориентированное;
 Личностно-ориентированное;Формы общения
 Анонимная;
 Функционально-ролевая;
 Неформальная.Формы общения
      
   СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯСтруктура общения
 А. Бодалев в структуре общения выделяет
  гностический (познавательный),
Структура общения по А. Реан 
  Структура общения по А.Структура ситуации общенияСПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ
     Специфика межличностной коммуникации раскрывается вФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:Функции общения:
 Связующая функция;
 Формирующая функция;
 Подтверждающая функция; 
 Организация иФункции общения
      Социальные функции:
 Организация совместнойФункции общения
 коммуникативная — осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, групповогоБ.Ломов выделяет в общении три функции: 
  Б.Ломов выделяет вОснову общения составляет вербальная коммуникация (речь)
     ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯСРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
 речь; 
 оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима);
 паралингвистическаяСредства общения:
 Кинетические - зрительно воспринимае-мые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд);
Фильтры (барьеры) общенияБарьеры общенияСтили общения: 
 Стили общения: 
 «менторский» — поучительно-назидательный; 
 «одухотворяющий»Дистанции общения:
 Интимная - от 0 до 0,5 метра. 
 МежличностнаяКОНСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕНИЯСхема  «Я-высказывания»Преимущества «Я- высказываний» над «Ты - сообщениями»
    «Я-сообщения»Этапы «Я-сообщений»
      НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ потребуетсяЭтапы «Я-сообщений»
     НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (Ваша реакция,Этапы «Я-сообщений»
     ТРЕТИЙ ЭТАП «Я- высказывания» –Формула этичного обоснованияСАБОТАЖНИКИ ОБЩЕНИЯМОДАЛЬНОСТЬ        И СЛОВА-ПРЕДИКАТЫВаш оппонент визуал
   Ему в первую очередь бы хотелось,Ваш оппонент дигитал
   Дискретная (дигитальная) РС
  – логическоеВаш оппонент кинестетик
   Ему в первую очередь хотелось, чтобыВаш оппонент аудиал
      Для него вУспешность общения во многом зависит от умения слушать собеседникаУМЕНИЕ СЛУШАТЬ
    Успешность общения во многом зависит неУмение слушать это:
 восприятие информации от говорящих собеседников или самого себя,Неумение слушатьЗадачи, решаемые во время слушанияДостоинства конструктивного слушания
  Умение слушать, как способ принятия собеседника повышаетАКТИВНОЕ СЛУШАНИЕЕсли мы научимся слушать, то……..Правила эффективного слушания
 1.	Перестаньте сами говорить.     УСЛОВИЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЛУШАНИЯ  (ПО Т.Г. ГРИГОРЬЕВОЙ)
    ПолноценноеУРОВНИ СЛУШАНИЯ
 1-й (высший)  слушание-сопереживание 
    СлушающийЧтобы ответить (для себя) на вопрос:  « В чем состоитКонфликтные трансакции     по М.Е. Литваку
  АМОРТИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА 
        СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема: «Психология общения» Лекция № 4 Социальная психология


Слайд 2
Описание слайда:
Доцент кафедры психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, к.п.н. В.Н. Ковалёв

Слайд 3
Описание слайда:
Рекомендуемая литература Андреева Г.М. Социальная психо-логия. – М., 2007 2. Бодалев А.А. Личность и общение.- М., 1983.- 3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П., Линская Л.В. Основы конструктив-ного общения, - М.,1997. 4. Дэна Д. Забытое искусство слушать. – М., 1997. 5. Парыгин Б.Д. Социальная психоло-гия. – СПб., 2005. 6. Семиченко В.А. Психология общения. – К., 1997.

Слайд 4
Описание слайда:
Основные понятия Общение – процесс взаимодей-ствия субъектов (общностей или личностей), в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Шевандрин Н.И.

Слайд 5
Описание слайда:
Сущность общения Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партне-ров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определен-ными межличностными отношениями. Общение включает в себя: обмен инфор-мацией, выработку единой стратегии взаи-модействия, восприятие и понимание партнера. Парыгин Б.Д.

Слайд 6
Описание слайда:
Общение понимается как: как вид деятельности; как форма информационной связи; как форма взаимодействия субъектов; как обмен мыслями, чувствами и переживаниями; как реальность человеческих отноше-ний и реальность бытия человека.

Слайд 7
Описание слайда:
Виды общения Социально-ориентированное; Групповое; Предметно-ориентированное; Личностно-ориентированное;

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:
Формы общения Анонимная; Функционально-ролевая; Неформальная.

Слайд 12
Описание слайда:
Формы общения Непосредственное общение Опосредованное общение

Слайд 13
Описание слайда:
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Слайд 14
Описание слайда:
Структура общения А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный), практичный (деятельный) компоненты.

Слайд 15
Описание слайда:
Структура общения по А. Реан Структура общения по А. Реан компоненты общения когнитивно-информационный (прием и передача информации), - регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), -аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне); - социально-перцептивний (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Слайд 16
Описание слайда:
Структура ситуации общения

Слайд 17
Описание слайда:
СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: 1)психологической обратной связи, 2)коммуникативных барьерах, 3)коммуникативном влиянии, 4)существовании различных уровней передачи информации. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

Слайд 18
Описание слайда:
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:

Слайд 19
Описание слайда:
Функции общения: Связующая функция; Формирующая функция; Подтверждающая функция; Организация и поддержание межличностных отношений; Внутриличностное общение. Семиченко В.А.

Слайд 20
Описание слайда:
Функции общения Социальные функции: Организация совместной деятельности; Управление поведением и деятельностью; Контроль. Психологические функции: Обеспечение психологического комфорта личности; Удовлетворение потребности в общении; Функция самоутверждения. Григорьева Т.Г.

Слайд 21
Описание слайда:
Функции общения коммуникативная — осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимо-действия; информационная - состоит в обмене информацией между ком-муникантами; когнитивная - состоит в осмыслении значений на основе пред-ставлений, воображения и фантазии; эмотивная - проявляется в эмоциональной связи индивида с действительностью; конативная - состоит в управлении и коррекции взаимных пози-ций коммуникантов — уточняются цели, мотивы и программы поведения, взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения; креативная - состоит в развитии людей и формировании новых отношений между ними через механизмы взаимовлияния — подражание, эмоциональное заражение, внушение и убеждение. Парфенов В.К.

Слайд 22
Описание слайда:
Б.Ломов выделяет в общении три функции: Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией); регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия); аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека).

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
Основу общения составляет вербальная коммуникация (речь) ФУНКЦИИ РЕЧИ ( по Р.Якобсон): 1.Эмотивная – отношение говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту); 2. Конативная – побуждение адресата к действию, приказ; 3. Реферационная – выражение мыслей; 4. Поэтическая – демаркация реального и воображаемого; 5. Фактическая – поддержание контакта; 6. Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания.

Слайд 25
Описание слайда:
ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: речь; оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима); паралингвистическая система; экстролингвистическая система (интонации, паузы); система организации пространства и времени коммуникации; система контакта глазами(Андреева Г.М.)

Слайд 28
Описание слайда:
Средства общения: Кинетические - зрительно воспринимае-мые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд); Просодические - ритмико-интонационные стороны речи (высота тона, громкость, тембр, сила ударения); Экстралингвистические – включение в речь пауз, вздохов, смеха, плача и т.д.; Такесенические - динамические прикосно-вения (рукопожатия, похлопывания, поцелуи); Проксемические - ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование). (Семиченко В.А.)

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:
Фильтры (барьеры) общения

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:
Барьеры общения

Слайд 33
Описание слайда:
Стили общения: Стили общения: «менторский» — поучительно-назидательный; «одухотворяющий» — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; «конфронтационный» — вызывающий у лю-дей желание возражать, не соглашаться; «информационный» — ориентированный на передачу слушателям определенных сведе-ний, восстановление в их памяти каких-либо фактов.

Слайд 34
Описание слайда:
Дистанции общения: Интимная - от 0 до 0,5 метра. Межличностная - от 0,5 до 1,2 метра. Официально-деловая или социальная - от 1,2 до 3,7 метра. Публичная - более 3,7 метров.

Слайд 35
Описание слайда:
КОНСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Слайд 36
Описание слайда:
Схема «Я-высказывания»

Слайд 37
Описание слайда:
Преимущества «Я- высказываний» над «Ты - сообщениями» «Я-сообщения» снижают эмоциональный накал информации, позволяют лучше выражать смыл того, что мы желаем сказать. «Ты сообщения» – это жесткое выражение претензии, в котором за эмоциональным всплеском теряется смысл сказанного. Не этичные «Ты- сообщения» по своей сути все одинаковы. В них выражается одна потребность – нанесение психологического удара оппоненту, наказание, оскорбление.

Слайд 38
Описание слайда:
Этапы «Я-сообщений» НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ потребуется способность к объективному описанию события или ситуации, приведшей к возникновению проблемы, или к объективной формулировке самой проблемы. Объективность ее описания предполагает отсутствие субъективных или эмоционально окрашенных выражений. Сформулируйте Вашу проблему как результат действия других.

Слайд 39
Описание слайда:
Этапы «Я-сообщений» НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (Ваша реакция, отклик) Вам потребуется описать свои чувства, вызванные данным событием. Ваша реакция может состоять в описании конкретных эмоций. Например: «Когда вы…, я чувствую себя рассерженным.» или: « Когда на меня…», «Когда мне…». 2. Иногда легче описать эмоции в виде того, что вы делаете в этом состоянии. Например: «Когда вы…, я начинаю… 3.Вашей реакцией может быть позыв, желание, которым вы сопротивляетесь. Пример: «Когда ко мне так…, мне хочется просто…

Слайд 40
Описание слайда:
Этапы «Я-сообщений» ТРЕТИЙ ЭТАП «Я- высказывания» – предпочитаемый исход – требует ясной и четкой формулировки того, что Вы хотите, наличия вариантов достижения этого результата. Они необходимы, т.к. люди часто, не имея выбора, чувствуют угрозу своей свободе и автономии.

Слайд 41
Описание слайда:
Формула этичного обоснования

Слайд 42
Описание слайда:
САБОТАЖНИКИ ОБЩЕНИЯ

Слайд 43
Описание слайда:
МОДАЛЬНОСТЬ И СЛОВА-ПРЕДИКАТЫ

Слайд 44
Описание слайда:
Ваш оппонент визуал Ему в первую очередь бы хотелось, чтобы вы общаясь ним: - увидели его жесты, одежду, макияж, мимику, ресницы, бросаемые вами на него взгляды…; - вообразили картинки, которые он вам рисует словами; - оценили бы его эффектные жесты; - полюбили бы его картинки в компьютере; - запомнили бы его одежду и украшения.

Слайд 45
Описание слайда:
Ваш оппонент дигитал Дискретная (дигитальная) РС – логическое осмысление сигналов осталь-ных систем. Дигитальный канал отвечает за контроль речи, формулировку фраз. Поэтому говорят такие люди достаточно монотонно, они с трудом воспринимают интонацию и избега-ют жестикуляции, так как все это не несет никакой информации. В разговоре дигита-лов все должно быть логично, без лишних разъяснений и толкований, каждое слово должно стоять на своем месте, он внимательно следит за точностью выражений.

Слайд 46
Описание слайда:
Ваш оппонент кинестетик Ему в первую очередь хотелось, чтобы вы в общении с ним: - ощущали своим телом, то, что он вамтранслирует (как тяжело быть в его положении и т.п.); - вздрагивали в особо напряженных местах его общения; - видимо расслаблялись телом, когда беседа идет гладко, и напрягались, когда что-то происходит не так; - с удовольствием воспринимали его прикосновения, в том числе поглаживания, поцелуи и объятия.

Слайд 47
Описание слайда:
Ваш оппонент аудиал Для него в высшей степени значимо, чтобы вы: - слушали его голос и оценивали его инто-нации, тембр, выразительность; - были внимательны к эмоциям, проявлен-ным его голосе; - с удовольствием слушали музыку, которая ему нравится; - иногда даже закрывали глаза от удовольствия слушать его.

Слайд 48
Описание слайда:
Успешность общения во многом зависит от умения слушать собеседника

Слайд 49
Описание слайда:
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ Успешность общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Умение слушать не тождественно умению слышать. Первое уже выражает определенное отношение к собеседнику. Умение слушать – мощная сила, снимающая эмоциональное напряжение и облегчающая взаимопонимание. Внимательное, спокойное, располагающее слушание снижает уровень эмоционального возбуждения.

Слайд 50
Описание слайда:
Умение слушать это: восприятие информации от говорящих собеседников или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций; такое поощряющее отношение к говорящему, которое побуждает, «подталкивает» продолжать акт общения; тонкое тактичное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего на один шаг вперед.

Слайд 51
Описание слайда:
Неумение слушать

Слайд 52
Описание слайда:
Задачи, решаемые во время слушания

Слайд 53
Описание слайда:
Достоинства конструктивного слушания Умение слушать, как способ принятия собеседника повышает самооценку человека; Повышает степень взаимного доверия и ощущение надежности; Дает эмоциональную подпитку; Ведет к познанию и самопознанию; Экономит время.

Слайд 54
Описание слайда:
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Слайд 55
Описание слайда:
Если мы научимся слушать, то……..

Слайд 56
Описание слайда:
Правила эффективного слушания 1. Перестаньте сами говорить. 2. Помогите говорящему раскрепоститься. 3. Покажите собеседнику, что Вы готовы слушать. 4. Устраните раздражающие моменты. 5. Сопереживайте партнеру по общению. 6. Наберитесь терпения. 7. Сдерживайте свои эмоции. 8. Не допускайте споров и критики. 9. Задавайте собеседнику вопросы.

Слайд 57
Описание слайда:
УСЛОВИЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЛУШАНИЯ (ПО Т.Г. ГРИГОРЬЕВОЙ) Полноценное слушание предполагает соблюдение следующих условий: Слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем. Слушающий отказывается от любых предубеждений в отношении говорящего. Слушающий никогда не пользуется чужими и предвзятыми оценками. Слушающий абсолютно свободен от какого бы то ни было смущения и может задавать любые вопросы. Слушающий показывает говорящему, что тот услышан и смысл сказанного понят.

Слайд 58
Описание слайда:
УРОВНИ СЛУШАНИЯ 1-й (высший) слушание-сопереживание Слушающий воздерживается от суждений. Испытывает ощущение присутствия здесь и теперь. Проявляет уважение к говорящему. Ощущает контакт с ним, сосредоточен; сконцентрирован на манере общения говорящего, мимике и жестах. Сдерживает собственные мысли и чувства, сопереживает мыслям и чувствам говорящего. 2-й (средний) поверхностное слушание Слушание словесно-смысловое, с опорой на логику, но без учета эмоционального состояния собеседника. Эмоционально отчужденное слушание. Часто приводит к недопониманию. Теряется колорит сказанного, не улавливаются эмоциональные акценты. 3-й (низкий) пассивное отчужденно-оскорбительное Слушатель сосредоточен на себе, на своем отношении к информации или отдельных фразах, вырванных из общего контекста. Слышит лишь то, что хочет слышать. Слушает поверхностно, невнимательно. Информация воспринимается неполно, искаженно. В ход пускаются домыслы, предубеждения, опасения и др.

Слайд 59
Описание слайда:
Чтобы ответить (для себя) на вопрос: « В чем состоит умение слушать? - Ответьте на вопросы:

Слайд 60
Описание слайда:

Слайд 61
Описание слайда:
Конфликтные трансакции по М.Е. Литваку Р Д Д Х Д Д; В В; Р Х Р; Х Х Х В Р В Дитя Взрослый Родитель

Слайд 62
Описание слайда:
АМОРТИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА В Х Р Х Р (В) Шаг 1. Амортизация удара Д (Д) В Шаг 2. Рационализация отношений Р(я) Од Шаг 3. Оправдание действий «родителя», снятие вины Шаг 4. Компенсация

Слайд 63
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать презентацию на тему Тема: « Психология общения» можно ниже:

Похожие презентации