Тема №3,4:Методы и задачи психотерапии. Классификация методов психотерапии презентация

Содержание


Презентации» Образование» Тема №3,4:Методы и задачи психотерапии. Классификация методов психотерапии
Тема №3,4:Методы и задачи психотерапии. Классификация методов психотерапии.
 Подготовила: Кажыкенова Г.ТЗначение психотерапии 
 В настоящее время психотерапия является признанным методом лечения, который неЗадачами психотерапии будут являться:
  Задачами психотерапии будут являться:
 1- помочьПри решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам:
 ПриЭтапы психотерапии.Этапы психотерапевтической беседы:
 Этапы психотерапевтической беседы:
 
 1 этап - «заключениеВыбор методов психотерапии определяется конкретными клиническими характеристиками больного и болезни:
 -Наиболее известные виды психотерапии:
 Наиболее известные виды психотерапии:
 1. Психодинамические методы:Классификация методов психотерапии (по Е. Александровичу):
 Классификация методов психотерапии (по Е.Разнообразие приемов психотерапии
 Для работы психотерапевт располагает разнообразными техническими приемами. ЭтоПсихоанализ:
   Психоанализ:
   Метод психотерапии, основанный на изученииБихевиоральная (поведенческая) психотерапия.
 Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия.
   Теоретические источники данногоГештальт-терапия:
 Гештальт-терапия:
 Одно из самых модных направлений психотерапии. Основатель гештальт-терапии ФрицНейролингвистическое программирование (НЛП):
 Нейролингвистическое программирование (НЛП):
 1. Коммуникативные технологии. Это, прежде2. Суггестивные технологии. Используются педагогами и психологами для облегчения и ускорения3. Терапевтические технологии. Представляют собой последовательности психологических манипуляций, которые клиент выполняетТелесно-ориентированная психотерапия
 Телесно-ориентированная психотерапия
 Основоположник этого метода - соратник и ассистентКогнитивная психотерапия:
 Когнитивная психотерапия:
 Метод, предложенный Аароном Беком. Представители когнитивной психотерапииАрт-терапия:
 Арт-терапия:
 Термин "арт-терапия" введён Адрианом Хиллом в 1938 году. СРисунокПет-терапия



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема №3,4:Методы и задачи психотерапии. Классификация методов психотерапии. Подготовила: Кажыкенова Г.Т врач-резидент психиатр, 201 группа.


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:
Значение психотерапии В настоящее время психотерапия является признанным методом лечения, который не только эффективен, но и широко распространен. Хотя бы один раз в жизни в помощи психотерапевта нуждается 10-15% всех жителей Восточной Европы, а около 2-3% страдают тяжелыми психическими заболеваниями. К ним необходимо прибавить людей с болезненным влечением.

Слайд 4
Описание слайда:
Задачами психотерапии будут являться: Задачами психотерапии будут являться: 1- помочь пациенту лучше понять свои проблемы; 2- устранить эмоциональный дискомфорт; 3- поощрить свободное выражение чувств; 4- обеспечить пациента новыми идеями или информацией о том, как решать свои проблемы ; 5- помочь пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

Слайд 5
Описание слайда:
При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам: При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам: - обеспечивает психологическую поддержку; - устраняет дезадаптивное поведение и формирует новые адаптивные стереотипы; - содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Слайд 6
Описание слайда:
Этапы психотерапии.

Слайд 7
Описание слайда:
Этапы психотерапевтической беседы: Этапы психотерапевтической беседы: 1 этап - «заключение договора» (структурализация работы, определение ее рамок, фиксация результатов). 2 этап - «этап установления эмоционального контакта» (сбор объективной информации, выяснение отношения пациента к определенным фактам и событиям, снятие напряжения, создание доверительных отношений). 3 этап - «актуализация базовой структуры внутреннего диалога»(организация проекций, фиксация понимания и поддержки, работа с переносными операциями пациента, фиксация экстериоризации, фиксация использования контрпереносных чувств).

Слайд 8
Описание слайда:
Выбор методов психотерапии определяется конкретными клиническими характеристиками больного и болезни: - личностными особенностями пациента и реакциями его на болезнь; - психологическими факторами этиологии заболевания; - структурно-организационными рамками, в которых проводится психотерапия.

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
Наиболее известные виды психотерапии: Наиболее известные виды психотерапии: 1. Психодинамические методы: психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления К.Юнга, А.Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др. 2. Гуманистические методы: экзистенциальные, холистические, гештальт-терапия и др. 3. Когнитивная психотерапия. 4. Бихевиоральная психотерапия. 5. Рациональная психотерапия. 6. Суггестивные методы: гипноз классический, Эриксоновский гипноз, самовнушение, аутогенная тренировка и др. 7. Телесно-ориентированная. 8. Эмоциоанально-рациональная терапия (Элиса). 9. Когнитивно-бихевиоральная терапия. 10. Другие методы: имаготерапия, музыкатерапия, игровая терапия, библиотерапия и др.

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:
Классификация методов психотерапии (по Е. Александровичу): Классификация методов психотерапии (по Е. Александровичу): 1) методы, имеющие характер «техник» (гипноз, релаксация, психогимнастика и др.); 2) методы, определяющие условия, которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей (амбулаторная, стационарная и др.); 3) методы в значении "инструмента", которым пользуются в психотерапевтическом процессе (группа - в групповой, психотерапевт – в индивидуальной); 4) методы в значении "интервенции" (вмешательств, рассматриваемых либо в параметрах стиля (диррективные, недиррективный), либо в параметрах формы (убеждение, разъяснение и т.п.).

Слайд 14
Описание слайда:
Разнообразие приемов психотерапии Для работы психотерапевт располагает разнообразными техническими приемами. Это своего рода «ящик для инструментов». Опытность и мастерство практикующего психотерапевта — так же как и столяра или сантехника — состоят в умении выбрать наилучший «инструмент» в наиболее подходящий момент, что позволит с легкостью достичь наибольшего эффекта в соответствии с его личными предпочтениями и собственным стилем.

Слайд 15
Описание слайда:
Психоанализ: Психоанализ: Метод психотерапии, основанный на изучении бессознательного. С точки зрения психоанализа, причинами нервно-психических расстройств являются травмирующие психику пациента какие-либо события в его сексуальной сфере, произошедшие в детстве, память о которых вытеснена за пределы сознания, и, соответственно, цель психоаналитической терапии - найти эти причины и сделать эти события фактом сознания. При этом подавляемая энергия этого события, проявляющаяся в симптомах заболевания, высвобождается и, таким образом, пациент выздоравливает. Писатель Стефан Цвейг образно сравнил психоаналитика с охотником, который по еле-еле заметным следам может определить породу и размер зверя и выследить его, только для психоаналитика следами являются не отпечатки ног, а ассоциации, ошибочные действия, оговорки, сновидения. Анализируя их вместе с пациентом, психоаналитик постепенно идёт к тому, что пациент восстанавливает травмирующее событие в своей памяти и переживает его заново, это приводит его к катарсису - очищению, и как следствию, исчезновению болезненных симптомов

Слайд 16
Описание слайда:
Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия. Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия. Теоретические источники данного направления - работы Ч.Дарвина, Д.Уотсона, И.П.Павлова, автор - Б.Ф.Скиннер (1904 - 1996). Личность Скиннер рассматривал как сумму поведенческих реакций, при этом каждая индивидуальная реакция основывается на предшествующем опыте и генетических особенностях. Центральное понятие метода бихевиоральной психотерапии - оперантное обусловливание, т.е. процесс формирования и поддерживания определённого поведения посредством его последствий. Поэтому в данном направлении для психолога имеют значение не причины и мотивы поступков человека, а само поведение. К примеру, если к психологу обращается молодой человек, проблемой которого является то, что когда он хочет познакомиться с девушкой, у него начинаются сердцебиение, проблемы с желудком, дрожь в руках и прочая психопатологическая симптоматика, в результате чего ему приходится отказываться от данного намерения, психолог психодинамического направления (психоанализ) направит свои усилия на то, чтобы найти причины невротической реакции и на их осознание пациентом. Психолог-бихевиорист же в таком случае решит, что всё дело в том, что молодой человек просто не умеет себя вести в данной ситуации, и, соответственно, направит свою терапию на обретение молодым человеком соответствующих навыков поведения.

Слайд 17
Описание слайда:
Гештальт-терапия: Гештальт-терапия: Одно из самых модных направлений психотерапии. Основатель гештальт-терапии Фриц (Фредерик) Пёрлз (1893 - 1970) С точки зрения гештальтерапии, процессы саморегуляции организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур (гештальтов). В центре восприятия оказывается то, что имеет наибольшее значение для человека в данный момент, т.е. неудовлетворённая потребность, например, чувство голода или сексуальное влечение. Это и есть "фигура", всё остальное уходит на задний план, т.е. в "фон". Но, как только потребность удовлетворена, гештальт теряет своё значение, также отходит в фон и его место занимает новая фигура. Из попеременного формирования и завершения гештальтов складывается естественный ритм жизнедеятельности организма.

Слайд 18
Описание слайда:
Нейролингвистическое программирование (НЛП): Нейролингвистическое программирование (НЛП): 1. Коммуникативные технологии. Это, прежде всего подстройки под репрезентативную систему восприятия человека (с точки зрения НЛП, у человека есть какая-либо ведущая в данный момент из систем восприятия информации - зрительной, слуховой, тактильной и др., под неё и нужно адаптировать передаваемую информацию), позу собеседника, его ритм физиологических процессов. Многие делают всё это бессознательно, даже и не подозревая, что используют НЛП.

Слайд 19
Описание слайда:
2. Суггестивные технологии. Используются педагогами и психологами для облегчения и ускорения процесса перехода знаний из их голов в головы обучаемых или консультируемых, а также рекламщиками и талантливыми жуликами для облегчения и ускорения процесса перехода к ним денежных и иных материальных средств от добропорядочных, но видимо, слегка глуповатых граждан (действенность этих методик сильно преувеличивают те, кто завлекает народ на дорогостоящие обучающие семинары по НЛП). 2. Суггестивные технологии. Используются педагогами и психологами для облегчения и ускорения процесса перехода знаний из их голов в головы обучаемых или консультируемых, а также рекламщиками и талантливыми жуликами для облегчения и ускорения процесса перехода к ним денежных и иных материальных средств от добропорядочных, но видимо, слегка глуповатых граждан (действенность этих методик сильно преувеличивают те, кто завлекает народ на дорогостоящие обучающие семинары по НЛП).

Слайд 20
Описание слайда:
3. Терапевтические технологии. Представляют собой последовательности психологических манипуляций, которые клиент выполняет на себе под руководством НЛП-терапевта, при этом последнего не очень-то интересует, какую именно проблему клиент решает. Преимуществами НЛП-терапии считаются полная безопасность в плане невозможности даже случайной утечки информации от психотерапевта о его клиенте, т.к. клиент не посвящает его в конкретное содержание своих проблем, и мгновенный результат 3. Терапевтические технологии. Представляют собой последовательности психологических манипуляций, которые клиент выполняет на себе под руководством НЛП-терапевта, при этом последнего не очень-то интересует, какую именно проблему клиент решает. Преимуществами НЛП-терапии считаются полная безопасность в плане невозможности даже случайной утечки информации от психотерапевта о его клиенте, т.к. клиент не посвящает его в конкретное содержание своих проблем, и мгновенный результат

Слайд 21
Описание слайда:
Телесно-ориентированная психотерапия Телесно-ориентированная психотерапия Основоположник этого метода - соратник и ассистент Фрейда Вильгельм Райх (1897 - 1957). Проводя психоаналитические сеансы, он обратил внимание на напряжённые позы своих пациентов, и что они производят впечатление "закованных в панцирь". Он посчитал, что мышечные зажимы напрямую связаны с психическим состоянием пациента и стал искать способы воздействия, приводящие к ослаблению и снятию излишнего мышечного напряжения. Оказалось, что если распустить "мышечный панцирь" у пациента, используя массаж и специальные упражнения, то можно добиться значительного улучшения состояния или выздоровления пациента значительно быстрее и эффективнее, нежели используя традиционную психоаналитическую процедуру.

Слайд 22
Описание слайда:
Когнитивная психотерапия: Когнитивная психотерапия: Метод, предложенный Аароном Беком. Представители когнитивной психотерапии считают, что всё, что необходимо человеку для решения его психологических проблем и устранения нервно-психических расстройств находится в рамках сознания человека и поэтому не нужно искать за проблемами клиента психотравмирующих событий, особенно произошедших в отдалённом детстве и вытесненных в подсознание. Сами события, по мысли когнитивистов, никакого значения для личности не имеют, важно то значение, которое личность придаёт данному событию. Мысли и выводы, не соответствующие действительности, т.е. те мысли, которые продуцируют преувеличенные эмоциональные реакции по сравнению с реальным содержанием события, в когнитивной терапии называют малоадаптивными. Сам процесс когнитивной психотерапии направлен на когнитивную переоценку, т.е. изменения отношения к событиям из невротической в более реалистическую сторону и обучение клиента определять у себя и блокировать малоадаптивные мысли.

Слайд 23
Описание слайда:
Арт-терапия: Арт-терапия: Термин "арт-терапия" введён Адрианом Хиллом в 1938 году. С точки зрения арт-терапевтов, внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах человека всякий раз, когда он рисует, пишет картину, или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своём произведении, то есть - спонтанно. Арт-терапия в основном используется в работе с душевнобольными, и в качестве вспомогательного метода в психокоррекционных группах. Также арт-терапия применяется при работе с детьми. Основные цели, достижению которых может способствовать арт-терапия, следующие: привести к социально приемлемому выходу агрессивности и другим негативным чувствам; облегчить процесс лечения; получить материал для интерпретации и диагностических заключений; проработать подавляемые мысли и чувства; наладить отношения между терапевтом и пациентом, а также развить художественные способности и повысить самооценку. При этом само по себе наличие художественных способностей у пациентов никакого значения не имеет.

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Рисунок

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
Пет-терапия

Слайд 28
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Тема №3,4:Методы и задачи психотерапии. Классификация методов психотерапии можно ниже:

Похожие презентации