Тема: «Конфликты человеческой души: интрапсихическая интерпретация» Раздел: презентация

Содержание


Презентации» Образование» Тема: «Конфликты человеческой души: интрапсихическая интерпретация» Раздел:
Тема: «Конфликты человеческой души:       ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ
         П Л А Н
 1. Фрейдовский подход к конфликту.
 2. ТеорияЛИТЕРАТУРА:
 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2001.
 2.Фрейдистский подход       к конфликту 
«В модели конфликта предполагается, что личность постоянно и неизбежно находится междуДве основные версии модели конфликта      Традиция понимания конфликта Сигизмунда Шломо Фройда (1856-1939) 
 Зигмунд Фройд заложилДинамическая модель психики      по З. ФройдуКонфликт в психоанализе - это начальная и постоянная форма столкновения противоположныхПатогенные         конфликты
 КВытеснение и подавление     потребностей (желаний) не решаетВ большинстве психоаналитических работ       Теория невротического конфликта        Ка́ренОсновные различия взглядов К.Хорнай и З. Фройда на конфликт
 Конфликт междуНормальный конфликт предполагает выбор между различными возможностями, позициями, убеждениями и т.д.Решающий фактор развития       личности Базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у него жеТипы невротической личности (по К. Хорнай) 
 
 - уступчивый (ориентированныйВыводы хорнайского психоанализа
   1. Каждый невроз, безотносительно к своейВнутренние противоречия невротической личности
 между соперничеством и стремлением к успеху, Положения К. Хорнай о закономерностях развития конфликта в теории социального конфликта:
Типичные иллюзии, заставляющие людей раздувать конфликтные ситуации:
 Иллюзия «самооправдания»; 
 ИллюзияАдлер Альфред Леопольд (1870 -1937)   об интерперсональных проблемах 
Невротик и социум
   Проблемность во взаимодействии индивида с обществомА. Адлер о врожденной детерминанте конфликтности в теории стремления к превосходству
Интерперсональная теория Гарри Стэк Салливана (1892 -1949)
 
   Принципы «интерперсональной теории психиатрии» Г. Салливана
 принцип коммунального существования;
 принцип функциональнойГлавными, ведущими для всех людей потребностями Г. Салливан считал  потребностьТрехмерная теория интерперсонального поведения (Концепция фундаментальной ориентации межличностных отношений)  Карл Густаф Юнг (1875 - 1961)     Юнгианские архетипы и конфликт
  Существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаясяСвязь комплексов         Конфликты   детской души
    Детские конфликты иК.Г. Юнг о некоторых      детерминантах детскихНовый взгляд на конфликты     Эрик Теодор ЭриксонВЫВОДЫ:     1. Для сторонников психодинамических подходов конфликт6.  Представление о конфликте как интропсихическом явлении развивалось психодинамическими подходами.ПОСТФАКТУМ
    
   Непринятие интрапсихического понимания конфликтаКОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ
 В чем суть психодинамического подхода?
 В чем отличиеВСЕМ  УСПЕХОВ !!!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема: «Конфликты человеческой души: интрапсихическая интерпретация» Раздел: «Психологическая традиция изучения конфликтов» Лекция № 4 по основам конфликтологии Доцент кафедры психологии МГУ В.Н. Ковалев


Слайд 2
Описание слайда:
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ Изучить основные интрапсихические концепции конфликта

Слайд 3
Описание слайда:
П Л А Н 1. Фрейдовский подход к конфликту. 2. Теория невротического конфликта Карен Хорнай 3. Интерпретация интерперсональных проблем А.Адлером. 4. Интерперсональные теории Г. Салливана, В.Шутца. Динамическая теория В. Байрона. 5. Карл Густаф Юнг о конфликтах. 6. Эрик Эриксон: новый взгляд на конфликты.

Слайд 4
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА: 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2001. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.:Питер, - 2000. 3. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб. - 2003. 4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993. 5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999.

Слайд 5
Описание слайда:
Фрейдистский подход к конфликту Представление о конфликте как интрапсихическом феномене находит наиболее явное выражение в психодинамических подходах, которые основывают свое понимание личности и её развития на представлении о противоречиях и конфликтах между различными сферами личности. Примечание: интрапсихический означает внутриличностно обусловленный.

Слайд 6
Описание слайда:
«В модели конфликта предполагается, что личность постоянно и неизбежно находится между двумя сильными, но противоположными друг другу влияниями» (Н.В.Гришина) Кэлвин С. Холл (1909–1985) и Гарднер Линдсей (1920): «все теории личности полагают, что в личности действуют противоположные тенденции, которые могут вступать в конфликт». Ларри А. Хьелл и Дэниел Дж. Зиглер: «личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте».

Слайд 7
Описание слайда:
Две основные версии модели конфликта /по С. Мадди/ В психосоциальной версии источник одной из этих сил кроется в самом человеке, тогда как источник второй – в группах или обществе.

Слайд 8
Описание слайда:
Традиция понимания конфликта Сигизмунда Шломо Фройда (1856-1939) Зигмунд Фройд заложил традицию понимания конфликта как постоянного элемента душевной жизни человека. Он первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Он утверждал, что человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом.

Слайд 9
Описание слайда:
Динамическая модель психики по З. Фройду

Слайд 10
Описание слайда:
Конфликт в психоанализе - это начальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, желаний, стремлений, психических систем и сфер личности, в которых выражается противоречивость природы человека. Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограничений - нравственных и со-циальных норм - вынужден часто отказываться от удовлетворения своих желаний (от немедленного). Это и приводит к возникновению психического конфликта, который может находить нормальное (приемлемое) разрешение. Существуют способы достичь удовольствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами такой сублимации является художественное или научное творчество.

Слайд 11
Описание слайда:
Патогенные конфликты К разным формам психических расстройств у человека ведут так называемые патогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяют-ся внутренние ограничения. Таковыми, по Фрейду, являются конфликты между влечениями «Я» и сексуальным влечением: «не сексуальные влечения как таковые являются причиной возникновения неврозов, а тот патогенный конфликт, который разыгрывается между «Я» (сознанием) и Сверх-Я (совестью) и сексуальностью (заложенной в ОНО).

Слайд 12
Описание слайда:
Вытеснение и подавление потребностей (желаний) не решает внутреннего конфликта личности Вытеснение сексуальных желаний не дает человеку осознать истинные причины, возникающих у него внутренних конфликтов, с которыми он в результате не справляется. Первое вызывает психическое напряжение, раздражимость, неадекватность ситуативного поведения, что провоцирует неадекватное ситуации поведение личности (поступки, действия, нарушение эффективности деятельности и т.д.).

Слайд 13
Описание слайда:
В большинстве психоаналитических работ противоречие между бессознательными влечениями человека и его совестью рассматривается как основной источник психических расстройств. В соответствии с психодинамической ориентацией, конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте.

Слайд 14
Описание слайда:
Теория невротического конфликта Ка́рен Берндт Хо́рнай [Хо́рни - Даниэльсон] (1885 - 1952) Биологическая ориентирован-ность, характерная для классичес-кого фрейдовского психоанализа, заменяется социокультурной. Структура неврозов не противоре-чит теории Фройда, согласно которой неврозы в своей сущности являются результатом конфликта между инстинктивными влечени-ями и социальными требованиями.

Слайд 15
Описание слайда:
Основные различия взглядов К.Хорнай и З. Фройда на конфликт Конфликт между побуждением человека и социальным давлением (нормами, перенесенными и интерриоризи-рованными в надсознательном) составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза (согласие с Фройдом), но оно не является достаточным. Столкновение между желаниями человека и социаль-ными требованиями необязательно приводит к неврозам, но может вести к фактическим ограничениям в жизни, т.е. к простому подавлению или вытеснению желаний. /Карен Хорнай /

Слайд 16
Описание слайда:
Нормальный конфликт предполагает выбор между различными возможностями, позициями, убеждениями и т.д. Осуществляя его, человек разрешает конфликт. /Карен Хорнай/ Невротический конфликт всегда бессознателен: внутренние противо-речия поглощают человека, не остав-ляют ему выбора, делают его беспо-мощным. /Карен Хорнай/

Слайд 17
Описание слайда:
Решающий фактор развития личности (по К. Хорнай) - это социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важней-ших тенденций детства: * стремления к удовлетворению своих желаний; * стремления к безопасности.

Слайд 18
Описание слайда:
Базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у него же в будущем. Чтобы справиться с ней, он прибегает к защитным стратегиям (невротическим тенденциям, т.е. невротическим потребностям). Избыточные невротические потребности: в любви и одобрении; /по К. Хорнай/ в руководстве партнера; в четких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.

Слайд 19
Описание слайда:
Типы невротической личности (по К. Хорнай) - уступчивый (ориентированный на людей, зависимый от людей), выражающий стратегию приспособления, подчиненности; - обособленный (ориентированный от людей, испытывающий трудности в коммуникации), проявляющийся в стратегии избегания; - агрессивный (ориентированный против людей), предусматривающий противоборство, конфликтное поведение, авторитаризм.

Слайд 20
Описание слайда:
Выводы хорнайского психоанализа 1. Каждый невроз, безотносительно к своей симптоматике, является неврозом характера личности - каждый человек испытывает невротические переживания, но одни люди справляются, а другие входят в стадию дистресса, со временем превращаясь в невротиков; - каждый невроз является неврозом характера личности. 2. Внутренние конфликты и неврозы порождаются культурными факторами, или более точно неврозы возникают из-за расстройств человеческих отношений. 3.Типичные деструктивные стратегии поведения невротической личности, направленные на подавление внутреннего конфликта: цинизм, садизм, жесткий самоконтроль.

Слайд 21
Описание слайда:
Внутренние противоречия невротической личности между соперничеством и стремлением к успеху, с одной стороны - и человечностью, любовью – с другой. Проявляется в постоянной внутренней борьбе между базовыми потребностями человека и социальными нормами. между стимуляцией наших потребностей со стороны других людей и препятствиями на пути их удовлетворения. между утверждаемой свободой человека и всеми фактическими ограничениями.

Слайд 22
Описание слайда:
Положения К. Хорнай о закономерностях развития конфликта в теории социального конфликта: Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами системы. Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы, тем более вероятное, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей формы распределения дефицитных ресурсов. Чем больше подчиненные группы системы сознают свои интересы и сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятное, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы. Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт. Чем более насильственным является конфликта, тем значительнее структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов. /Совпадают полностью с Зиммелем и Марксом/

Слайд 23
Описание слайда:
Типичные иллюзии, заставляющие людей раздувать конфликтные ситуации: Иллюзия «самооправдания»; Иллюзия «плохого человека»; Иллюзия «зеркального восприятия»; Иллюзия «выигрыша-проигрыша».

Слайд 24
Описание слайда:
Адлер Альфред Леопольд (1870 -1937) об интерперсональных проблемах Его теория рассматривает поведение человека в социальном контексте. «Индивидуальная психология считает необходимыми гармонию и сотрудничество между человеком и обществом. Конфликт между ними считает неестественным».

Слайд 25
Описание слайда:
Невротик и социум Проблемность во взаимодействии индивида с обществом Адлер связывает с «невротическим стилем жизни» - следствием «труд-ного» детства - и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность. Невротический стиль жизни сопровождается постоянным ощущением угрозы самооценке, неуверенности в себе, обострен-ной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими. Невротики ведут себя так, как если бы они жили в стране врагов. Если жизненные цели индивидуума не достигаются или если он их не может определить, осознать, то вполне логично возникает внутренний конфликт достаточно мощной разрушительной силы, приводящий к неврозу (ВК). Степень выраженности социального интереса является показате-лем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов и других социальных и психопатологиеских отклонений.

Слайд 26
Описание слайда:
А. Адлер о врожденной детерминанте конфликтности в теории стремления к превосходству Стремление к превосходству является единым фундамен-тальным мотивом, а не комбинацией отдельных побуждений; Это стремление универсально, общее для всех и в норме и в патологии. Превосходство, как цель может принимать как позитивное, так и негативное направление. Стремление к превосходству сопряжено с большими энерге-тическими усилиями и усиливает психическое напряжение; Оно проявляется и на уровне индивидуума, и на уровне общества. Действия субъектов, обусловленные этим стремлением приводят их к столкновениям и конфликтам.

Слайд 27
Описание слайда:
Интерперсональная теория Гарри Стэк Салливана (1892 -1949) «Динамизмы» и «персонификации», возникающие под влиянием раннего опыта отношений, начинают играть роль регуляторов межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерпесональных ситуаций. Конфликтность, недоброжелательность становится важной характеристикой интерперсональных отношений в детстве, возникая как реакции на частые неблагоприятные интерпер-сональные ситуации, вызывающие тревожность, ранящие ребенка, ставящие его в положение высмеиваемого. Постепенно происходит искажение в фундаментальном интерперсональном аттитюде и вырабатывается пессимис-тическая недоброжелательная (конфликтная) философия жизни.

Слайд 28
Описание слайда:
Принципы «интерперсональной теории психиатрии» Г. Салливана принцип коммунального существования; принцип функциональной активности; принцип организации.

Слайд 29
Описание слайда:
Главными, ведущими для всех людей потребностями Г. Салливан считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные, ибо для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать ее от близких. Источники тревоги так многообразны и непредска-зуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных событий из жизни человека. Потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы»: «хорошее Я», «плохое Я» и «не Я», лежащей в ее основе.

Слайд 30
Описание слайда:
Трехмерная теория интерперсонального поведения (Концепция фундаментальной ориентации межличностных отношений) Вильяма К. Шутца (1925 -2002) Социальная жизнь человека предопределена опытом детства, формирующим фундаментальные межличностные потребности и соответствующий личностный тип, который либо задает адекватную интеграцию в отношениях с другими, либо создает проблемы (конфликты) в сфере межличностных контактов. Факторы межличностных отношений достаточные для объяснения большинства ситуаций человеческого взаимодействия: включённость, контроль и аффектация. Существуют три важные межличностные потребности, свойственные каждому: потребность включения, потребность в контроле, потребность в любви. Люди, успешно решившие эти проблемы в детстве, способны устанавливать эффективные эмоциональные отношения, а люди, потерпевшие неудачу, испытывают затруднения и ведут себя неадекватно.

Слайд 31
Описание слайда:
Карл Густаф Юнг (1875 - 1961) о конфликтах Отрицал, что личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенциале с самого рождения». «Окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, а лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». Отказавшись от ряда положений психоанализа, выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, националь-ное, рассовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Слайд 32
Описание слайда:
Юнгианские архетипы и конфликт Существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. Эта определённость выражена архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки. Архетипы могут содержать конфликтогены. Но конфликтность в абсолюте не запрограммирована, т.к. пусковой механизм конфликта заложен в жизненном опыте (В.К.). Некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Слайд 33
Описание слайда:
Связь комплексов и конфликтов Часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Образно, травмирующие ситуации откалывают от Эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознанию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений и др., превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном конфликте (расколе личности).

Слайд 34
Описание слайда:
Конфликты детской души Детские конфликты и неврозы К.Г.Юнг связывал с проблемой детской сексуальности. При этом оспаривал справедливость фрейдовского понятия полиморфно-перверсивной предрасполо-женности ребенка. Отсутствие понимания действует как тормоз, который вытесняет и вновь выталкивает либидо в состояние зачатков сексуальности, отчего затем эти начала преждевременно побуж-даются к аномальному развитию. Из-за этого возникает детский невроз. Современная детская сексуальность – грозит катастрофой. Одаренные дети, чьи мыслительные притязания (вследствие воспитания в интеллигентной среде) начинают расти очень рано, подвержены серьезной опасности оказаться в ситуации преждевременного задействования сексуальности вследствие воспитательного подавления их, так называемого неуместного любопытства. Разрешение детских конфликтов К.Г. Юнг видел в научении пониманию через правильное сексуальное воспитание.

Слайд 35
Описание слайда:
К.Г. Юнг о некоторых детерминантах детских неврозов и конфликтности Юнг подчеркивал значение образа жизни, поведения и отношений родителей среди детерминант детских неврозов и конфликтов. «Для родителей было бы полезно рассматривать симптомы ребенка в свете их собственных проблем и конфликтов». Нельзя переоценивать и недооценивать значение факта бессознательных воздействий на психику ребенка. Решающую роль в развитии или преодолении внутренних конфликтов играют специфические задатки индивидуума. Нельзя недооценивать факт органической наследственности. В качестве объясняющего фактора Юнг склонен учитывать скорее совокупный генофонд родословной индивида, нежели сиюминутную психическую причинность.

Слайд 36
Описание слайда:
Новый взгляд на конфликты Эрик Теодор Эриксон (Хомбургер или Эрик Исидор Соломонсен) (1902 -1994): У Эриксона понятие конфликта постоянно сопрягается с понятием кризиса. Развитие продолжается всю жизнь. Каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом. Его благоприятное разрешение - залог развития здоровой личности и необходимый фактор эффективного проживания после-дующих стадий. Конфликты означают «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:
ВЫВОДЫ: 1. Для сторонников психодинамических подходов конфликт - это реальность человеческого существования. Он свойственен человеческой природе и явление не случайное, составляющее суть внутренней жизни индивида. 2. Конфликт - это важнейший теоретический конструкт в психоана-литических концепциях. Понимание внутренних противоречий и конфликтов личности - это ключ к объяснению происходящего с человеком. Социальное поведение детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека, и те или иные проблемы его интерперсонального существования имеют внутриличностное происхождение. 3. Конфликт в психоанализе выступает как интрапсихический (между двумя составляющими психики одного и того же человека) феномен, возникающий в глубинах психики как следствие внутренних законов ее существования, как явление, которое может быть адекватно описано только в рамках этих законов. 4. В психоаналитической традиции основным предметом внимания являются личностные конфликты, особенно те, которые имеют неосознаваемый характер, когда не только реальная сущность конфликта, но и сам факт его существования не осознается человеком. 5. Психоаналитическая традиция допускает достаточно широкое и нестрогое использование понятия конфликта.

Слайд 39
Описание слайда:
6. Представление о конфликте как интропсихическом явлении развивалось психодинамическими подходами. Основная традиция в его интерпретации заложена Фройдом. Конфликт - часть внутренней силы индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию. 7. Руководствуясь принципами удовольствия, в силу внешних ограничений человек вынужден отказываться от их удовлет-ворения. Это порождает психический конфликт, который может быть нормально разрешен, а может привести к психическим расстройствам. 8. Самыми сложными являются конфликты между влечени-ями "Я" и сексуальным влечением. Вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины, возникающих у него истинных влечений. 9. По Фройду конфликт, вызываемый несознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами составляют внутреннюю структуру жизни индивида. 10. Конфликтность закладывается с детства (человек - раб своего детства). Он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни. Цель воздействия - вытеснение из сознания причин, породивших внутренние конфликты и их решение на новом уровне сознательного отношения к своим влечениям.

Слайд 40
Описание слайда:
ПОСТФАКТУМ Непринятие интрапсихического понимания конфликта в отечественной психологии обусловлено: непринятием психоаналитической концепции; идеологическими причинами; тенденций отечественной психологии к поис-ку социальных детерминант поведения человека.

Слайд 41
Описание слайда:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В чем суть психодинамического подхода? В чем отличие психосоциальной версии модели конфликта от итрапсихической? Какие три вида внутренних конфликтов характеризует Карен Хорнай? Какие типы невротической личности выделяет Хорнай? Какое стремление называет А. Адлер в качестве единого мотива конфликтного поведения? Что К.Г.Юнг называл комплексами? Что является сторонами внутреннего конфликта по Э.Эриксону в юношеском возрасте?

Слайд 42
Описание слайда:
ВСЕМ УСПЕХОВ !!!


Скачать презентацию на тему Тема: «Конфликты человеческой души: интрапсихическая интерпретация» Раздел: можно ниже:

Похожие презентации