Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина презентация

Содержание


Презентации» Образование» Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были  М.Пришвина «Кладовая солнца». 
Поделись впечатлением
 - Какое впечатление возникло  после прочтения сказки-были? 
Композиция – построение произведения. 
 Экспозиция ( обрисовка положения действующих лиц,Сказка-быль
 Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что этоКомпозиция сказки:
 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
Работа в группах  
 Задание: 
 1 ряд называет сказочныеСмысл названия произведения сказка-быль 
   Сказочные элементы в произведениисказка – это повествование, основанное на вымысле. 
  сказочный зачинБыль – это история о том, что действительно было.
  ВАвтор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю,Работа в парах
 Составление плана произведения
  Озаглавь части произведения. 
План сказки – были «Кладовая солнца»:
 а) Жизнь Насти и Митраши1. «В одном селе, возле Блудова болота, ... осиротело двое детей...».
Анализ сюжета сказки-были. 
 Как называется самое напряженное место в развитииВыразительное чтение эпизода спасения Митраши. 
 - Проследите по тексту, как«Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и-  Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности?
 КакДети спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств характера -- Что общего имеет развязка «Кладовой солнца» со сказочным концом?Утверждается возможность победы над злыми силами.
 
 
 
 
 ЧтоАвторская мысль в том, что мир полон чудес, которые надо научитьсяПодведём итоги
    Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека».Домашнее задание
 Ответить письменно на вопрос:
  Каков смысл названия Сказки-были



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». работа с текстом


Слайд 2
Описание слайда:
Поделись впечатлением - Какое впечатление возникло после прочтения сказки-были? -Какие эпизоды больше всего поразили, пробудили в их душе волнение и чувство сопереживания?

Слайд 3
Описание слайда:
Композиция – построение произведения. Экспозиция ( обрисовка положения действующих лиц, в которм они находятся до начала действия), 1. завязка (событие, знаменующее начало развития действия), 2.развитие действия (система событий, подводящих к кульминации, кульминация (момент наивысшего действия), 3.развязка ( один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении)

Слайд 4
Описание слайда:
Сказка-быль Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое? - Где и когда происходит действие, похожа ли «Кладовая солнца» на настоящую сказку? Есть ли в ней зачин? Вспомним, из каких частей состоит сказка, чем она отличается от рассказа.

Слайд 5
Описание слайда:
Композиция сказки: 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”). Особенность сказки троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. присказки: "и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать" постоянные эпитеты мотив «запрета», переход границы в «чужой мир» (нарушение запрета), испытание, возвращение домой.

Слайд 6
Описание слайда:
Работа в группах Задание: 1 ряд называет сказочные мотивы, 2 ряд – черты реалистического повествования, 3 ряд обсудит, почему писатель соединил сказочное и реальное в произведении. Что он хотел сказать людям? Внимание: подсказка

Слайд 7
Описание слайда:
Смысл названия произведения сказка-быль Сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Отметим и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»

Слайд 8
Описание слайда:
сказка – это повествование, основанное на вымысле. сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. есть предмет-помощник – это компас. природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места. поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.

Слайд 9
Описание слайда:
Быль – это история о том, что действительно было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.

Слайд 10
Описание слайда:
Автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Чтобы, прочитав это произведение, люди стали чуточку добрее, поняли, как нужно относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.

Слайд 11
Описание слайда:
Работа в парах Составление плана произведения Озаглавь части произведения. Можно составить простой план, а можно— цитатный план.

Слайд 12
Описание слайда:
План сказки – были «Кладовая солнца»: а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; уЛежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы назвали по-другому? Сравни с цитатным планом:

Слайд 13
Описание слайда:
1. «В одном селе, возле Блудова болота, ... осиротело двое детей...». 2. «Митраша и Настя стали собираться за клюквой 3. «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети...». 4. «Ужасное несчастье в жизни Травки». 5. «Не зная броду... Митраша прямо полез в Слепую елань». 7. Насте «захотелось идти по набитой тропе». 8. «День кончился... последним легким дыханием». 9. «У маленького человека в словах не только дружба и радость была, ... а таился и хитрый план своего спасения». 10.«Серый Помещик» окончил жизнь свою без всяких мучений». 11. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжелой корзиной, и рядом с ними Травка...».

Слайд 14
Описание слайда:
Анализ сюжета сказки-были. Как называется самое напряженное место в развитии действия художественного произведения? - Какова кульминация в развитии действия «Кладовой солнца»?

Слайд 15
Описание слайда:
Выразительное чтение эпизода спасения Митраши. - Проследите по тексту, как образ «кладовой солнца» соотносится с образом собаки - друга человека.

Слайд 16
Описание слайда:
«Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и берег от волков», «собака сразу поняла человека», «увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась», «скорее всего, это Антипыч» и др. Травка - результат созидательной деятельности прошлых поколений на пользу будущих. Люди, по мысли писателя, жили в сотворчестве с природой и тем самым утверждали человечность.

Слайд 17
Описание слайда:
- Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности? Как называется этот элемент сюжета? - Какова развязка «Кладовой солнца»?

Слайд 18
Описание слайда:
Дети спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств характера - жадности, упрямства, помогали эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей. Это первые победы над собой, над страхом перед жизнью (Серым Помещиком), первые шаги по пути «вековечной суровой борьбы людей за любовь».

Слайд 19
Описание слайда:
- Что общего имеет развязка «Кладовой солнца» со сказочным концом?

Слайд 20
Описание слайда:
Утверждается возможность победы над злыми силами. Что хотел сказать автор нам с вами, так тесно переплетая сказочное и реалистическое?

Слайд 21
Описание слайда:
Авторская мысль в том, что мир полон чудес, которые надо научиться видеть. Борьба добра и зла вечна. Она нашла отражение и в сказках.

Слайд 22
Описание слайда:
Подведём итоги Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Как вы думаете, почему М.Пришвин отказался от этого названия? Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль»? Как вы понимает выражение: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?

Слайд 23
Описание слайда:
Домашнее задание Ответить письменно на вопрос: Каков смысл названия Сказки-были «Кладовая солнца»? Фотоотчёт прислать Вконтакте


Скачать презентацию на тему Тема: Особенности композиции и смысл названия  сказки-были М.Пришвина можно ниже:

Похожие презентации