Великие реформы 1860 – 1870 –х годов презентация

Содержание


Презентации» Образование» Великие реформы 1860 – 1870 –х годов
Великие реформы 1860 – 1870 –х годовПредпосылки реформ
 1. Поражение в Крымской войне (1853 – 1856 гг.)Предпосылки реформ
 2. Крепостничество показало свою экономическую несостоятельность и становилось тормозомВ феврале 1855 г. на престол вступил Александр !! Николаевич (1855В 1858 г. существовавший ранее тайный комитет по крестьянскому вопросу был19 февраля 1861 г. был опубликован манифест об отмене крепостного права.
До 1863 г. в каждой губернии должны были быть составлены УставныеНаибольшую выгоды от крестьянской реформы 1861 г. получили помещики, которые получилиКрестьяне не стали полноправными подданными. Над ними сохранялась власть общины. ДляРаспалась цепь великая,
 Распалась цепь великая,
 Распалась и ударила
 Одним концомЗемская реформа 1864 г.
 Земства – всесословные органы местного самоуправления, учреждённыеВ компетенцию земства входили вопросы местной хозяйственной и культурной жизни: строительствоГородская реформа 1870 г.
 Эта реформа стала продолжением земской реформы 1864Судебная реформа 1864 г.
 По реформе 1864 г. судопроизводство строилось наВ уголовном разбирательстве в обязательном порядке стало принимать участие жюри присяжныхВоенная реформа 1874 г.
 Проведение военных преобразований началось сразу же послеВоенные реформы позволили создать массовую армию и создать слой находящихся вРеволюционные демократы 1860-х гг.
 Общая либерализация жизни русского общества в эпохуВера в естественные науки и превознесение их достижений, апелляция к фактамАлександр  Иванович  Герцен  (1812 – 1870)
 А. И.Николай Гаврилович Чернышевский  (1828 – 1889)
 Наиболее влиятельный представитель революционныхВо время тюремного заключения Чернышевский написал роман «Что делать?», проникнутый революционно-утопическимиПольское восстание 1863-64 гг.Кружок ишутинцевПокушение Д. Каракозова«Народная расправа» С. Г. НечаеваНародничество было самым распространённым в России направлением общественной мысли во 2Революционными классами общества народники признавали крестьянство и интеллигенцию. 
 Революционными классамиМихаил  Александрович  Бакунин  (1814 – 1876)
 Лидер бунтарско-анархистскогоБакунин считал, что русский народ является бунтарём по природе, приводя примерыПётр  Лаврович  Лавров  (1823 – 1900)
 Один изЛавров выдвинул идею субъективного метода в социологии, согласно которому установление правильнойНиколай Константинович Михайловский (1842 – 1904)
 Литературный критик и публицист, одинПётр Никитич Ткачёв  (1844 – 1885)
 Лидер заговорщического направления внутриДело Веры Засулич«Чёрный передел»«Народная воля»«Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова1 марта 1881 г.Контрреформы Александра III  (1881 – 1894)



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Великие реформы 1860 – 1870 –х годов


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:
Предпосылки реформ 1. Поражение в Крымской войне (1853 – 1856 гг.) показало экономическую отсталость России от стран Европы и заставило задуматься о путях дальнейшего развития России. «Севастополь ударил по застоявшимся умам» (В. О. Ключевский)

Слайд 4
Описание слайда:
Предпосылки реформ 2. Крепостничество показало свою экономическую несостоятельность и становилось тормозом на пути прогрессивного развития страны. Росло число крестьянских выступлений, грозивших перейти в новую пугачёвщину. Даже представители правящих кругов понимали, что крепостное право – это «пороховой погреб» (А. Х. Бенкендорф), который может взорваться в любой момент.

Слайд 5
Описание слайда:
В феврале 1855 г. на престол вступил Александр !! Николаевич (1855 – 1881), начавший проводить либеральную политику. Начало правления Александра !! современники назвали «Оттепелью». В феврале 1855 г. на престол вступил Александр !! Николаевич (1855 – 1881), начавший проводить либеральную политику. Начало правления Александра !! современники назвали «Оттепелью». Были амнистированы декабристы, отменены многие стеснения Николаевского времени (разрешён выезд за границу, выписывание иностранных книг и журналов, смягчена цензура. В речи перед московским дворянством в 1856 г. Александр !! сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Вокруг Александра !! Сложился кружок «либеральных бюрократов», подготавливавших и проводивших насущные реформы (вел. Князь Константин Николаевич, П. А. Валуев, Н. А. Милютин и др.)

Слайд 6
Описание слайда:
В 1858 г. существовавший ранее тайный комитет по крестьянскому вопросу был сделан гласным. В 1858 г. существовавший ранее тайный комитет по крестьянскому вопросу был сделан гласным. Для обработки и сведения воедино присылаемых предложений о проведении реформы были созданы «Редакционные комиссии» во главе с Я. И. Ростовцевым. Проекты безземельного освобождения крестьян были отвергнуты

Слайд 7
Описание слайда:
19 февраля 1861 г. был опубликован манифест об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 г. был опубликован манифест об отмене крепостного права. Теперь крестьяне становились лично свободны, их нельзя было продавать и покупать, они могли покинуть своё место жительства. Помещик уже не мог заставлять крестьян работать на себя, а вынужден был договариваться с ними и использовать наёмный труд, выплачивая заработную плату. Отмена крепостного права была решающим шагом на пути изживания феодальных отношений и свойственного им внеэкономического принуждения. Тем самым создавались благоприятные условия для быстрого развития капитализма в России.

Слайд 8
Описание слайда:
До 1863 г. в каждой губернии должны были быть составлены Уставные грамоты, в которых определялись размеры земельных участков крестьян и суммы выкупа. До 1863 г. в каждой губернии должны были быть составлены Уставные грамоты, в которых определялись размеры земельных участков крестьян и суммы выкупа. После составления уставных грамот должна была начаться процедура выкупа. Выкуп крестьяне выплачивали не за свободу, а за земельный участок. Выкуп выплачивался государству, так как оно уже выплатило сумму выкупа за крестьян помещикам. Выкуп растягивался на 49 лет под 6 % годовых. Крестьяне, не переведённые на выкуп, т.е. те, которые не могли уплатить минимальную начальную сумму, переходили в состояние временнообязанных и должны были нести повинности в пользу помещика. Если у крестьян участок до реформы был больше нормы, то часть его отрезалась в пользу помещика («отрезки»), если же меньше - то, наоборот к нему совершались «прирезки» до необходимой нормы.

Слайд 9
Описание слайда:
Наибольшую выгоды от крестьянской реформы 1861 г. получили помещики, которые получили шанс безболезненно перевести свои имения на капиталистические методы хозяйствования. Наибольшую выгоды от крестьянской реформы 1861 г. получили помещики, которые получили шанс безболезненно перевести свои имения на капиталистические методы хозяйствования. Крестьяне были недовольны тем, что они не получили достаточного количества земли. Поэтому в 1861 – 1862 гг. число крестьянских выступлений резко возросло. Самым известным из крестьянских восстаний 1861 г. стало восстание в селе Бездна, подавленное войсками.

Слайд 10
Описание слайда:
Крестьяне не стали полноправными подданными. Над ними сохранялась власть общины. Для крестьян не были отменены телесные наказания. Крестьяне не стали полноправными подданными. Над ними сохранялась власть общины. Для крестьян не были отменены телесные наказания. Лучшие земли оказались у помещиков. Крестьяне продолжали испытывать недостаток земли («земельный голод») Внутри общины назревали противоречия между зажиточными крестьянами (кулаками) и бедняками

Слайд 11
Описание слайда:
Распалась цепь великая, Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом по барину, Другим по мужику. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 12
Описание слайда:
Земская реформа 1864 г. Земства – всесословные органы местного самоуправления, учреждённые на уездном и губернском уровне. Выборы в земства проводились раз в 3 года по куриальному принципу на основе имущественного ценза (см. схему). Каждая курия давала равное число депутатов земств. Для крупных землевладельцев и горожан выборы были прямые, а для крестьян – двухступенчатыми. Распорядительным органом земств были собрания гласных (депутатов), исполнительным органом – земские управы.

Слайд 13
Описание слайда:
В компетенцию земства входили вопросы местной хозяйственной и культурной жизни: строительство и ремонт дорог, строительство школ, больниц, ветеринарных пунктов и пр. В компетенцию земства входили вопросы местной хозяйственной и культурной жизни: строительство и ремонт дорог, строительство школ, больниц, ветеринарных пунктов и пр. Государственного финансирования земств не было, земства сами должны были изыскивать средства на свои проекты, прибегая к благотворителям и меценатам или объявляя специальный налоговый сбор на местные нужды. Государство стремилось не допустить земства к решению политических проблем, вводился жёсткий контроль за деятельностью земств (журналы заседаний земств проходили цензуру, аннулировались выборы в земства, если на них побеждали неугодные властям лица).

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Городская реформа 1870 г. Эта реформа стала продолжением земской реформы 1864 г. и осуществлялась на сходных принципах. Первую курию составляли налогоплательщики, вносившие треть городских налогов (крупная буржуазия), вторую – налогоплательщики, вносившие другую треть (средняя буржуазия), третью курию – остальные жители (кроме наемных рабочих). Распорядительный орган – городская дума – выбирал исполнительный орган – городскую управу во главе с городским головой. Голова утверждался губернатором или министром внутренних дел (см. схему).

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
Судебная реформа 1864 г. По реформе 1864 г. судопроизводство строилось на принципах бессословности, равенства сторон перед законом, гласности и публичности процесса, несменяемости судей, независимости их от администрации. Вводилась прокуратура как орган судебного надзора и адвокатура как институт, призванный обеспечить защиту и представительство сторон в суде. Процесс стал состязательным и проходил как соревнование защиты, осуществляемой адвокатом (присяжным поверенным), и обвинения, поддерживаемого государственным обвинителем – прокурором.

Слайд 18
Описание слайда:
В уголовном разбирательстве в обязательном порядке стало принимать участие жюри присяжных заседателей в количестве 12 человек. Присяжные заседатели назначались по списку, составленному земскими собраниями и городскими думами с учетом имущественного ценза. В уголовном разбирательстве в обязательном порядке стало принимать участие жюри присяжных заседателей в количестве 12 человек. Присяжные заседатели назначались по списку, составленному земскими собраниями и городскими думами с учетом имущественного ценза. Система общих судов состояла из трех инстанций: окружной суд (в губернии), судебная палата (одна на несколько губерний) и Сенат – высшая кассационная инстанция. Окружной суд рассматривал важные гражданские и уголовные дела, судебная палата – наиболее важные уголовные, а также дела о политических преступлениях, если для их разбирательства специально не созывались особые судебные комиссии

Слайд 19
Описание слайда:
Военная реформа 1874 г. Проведение военных преобразований началось сразу же после поражения в Крымской войне. Были упразднены военные поселения, сокращена численность армии, начато её перевооружение, ликвидированы телесные наказания для солдат. Реформы в армии проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1874 г. была изменена система комплектования армии. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Армия стала общегражданской. В армию призывали мужчин в возрасте 21 года. Срок службы составлял 6 лет в армии и 7 лет во флоте. Людям со средним или высшим образованием срок службы сокращался.

Слайд 20
Описание слайда:
Военные реформы позволили создать массовую армию и создать слой находящихся в резерве людей, знакомых с военным делом, которых можно было бы в случае войны быстро мобилизовать. Преобразованная в результате реформ армия показала высокие боевые качества в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. Одним из талантливых русских полководцев второй половины 19 в. был Михаил Скобелев (на фото).

Слайд 21
Описание слайда:
Революционные демократы 1860-х гг. Общая либерализация жизни русского общества в эпоху «Великих реформ» содействовала мощному утверждению материализма. Весьма влиятельным становится увлечение естественными науками – в первую очередь биологией и медициной. Образ «нигилиста» Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» был достаточно типичным для того времени. Для подобных представителей русской интеллигенции была характерна критическая направленность мышления, отрицающая общепринятые авторитеты (вплоть до поэзии А. С. Пушкина), вера в достижения естественных наук, желание отдать все силы улучшению жизни народа.

Слайд 22
Описание слайда:
Вера в естественные науки и превознесение их достижений, апелляция к фактам явились позитивистской чертой в мировоззрении «шестидесятников» 19 в. Однако их позитивизм сочетался с последовательно отстаиваемой материалистической позицией в философии, что для европейского позитивизма в целом было не характерно. Вера в естественные науки и превознесение их достижений, апелляция к фактам явились позитивистской чертой в мировоззрении «шестидесятников» 19 в. Однако их позитивизм сочетался с последовательно отстаиваемой материалистической позицией в философии, что для европейского позитивизма в целом было не характерно. Также воззрения «шестидесятников» характеризовались утилитаризмом, достойным существования признавалось только практически полезное, способное реально содействовать улучшению жизни людей. Для представлений этой группы мыслителей, называемых также революционными демократами, был характерен политический и мировоззренческий радикализм, проявлявшийся в стремлении к свержению самодержавия и революционным изменениям в обществе, а также в резко отрицательном отношении к религии. Представители революционной демократии выступали в первую очередь как эстетические и литературные критики в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово»

Слайд 23
Описание слайда:
Александр Иванович Герцен (1812 – 1870) А. И. Герцен один из первых попытался соединить материализм с заимствованной у немецких идеалистов идеей развития, диалектическим методом, который он называл «алгеброй революции». Позже он заинтересовался антропологическим учением Фейербаха. Свои философские воззрения Герцен называл «реализмом». Основные философские произведения Герцена – «Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке». После отъезда за границу Герцен переосмысливает свои западнические воззрения и признаёт приход России к социализму через следование общинным началам, по которым издавна жила русская деревня. Герцен начинает критиковать Запад за чрезмерный индивидуализм, мещанство, отсутствие стремлений к высокому идеалу. Выдвигая подобные воззрения, Герцен становится основоположником народничества. Белинского, Герцена и близких к ним мыслителей называют революционными демократами.

Слайд 24
Описание слайда:
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) Наиболее влиятельный представитель революционных демократов. Один из последовательных русских материалистов 19 в. Родился в Саратове в семье священника, учился в семинарии, затем в Петербургском университете. Стал одним из самых активных сотрудников радикального журнала «Современник». Почти в каждом номере журнала появлялись статьи Чернышевского по вопросам политики, экономики, философии, эстетике. Придерживался радикально-революционных воззрений, участвовал в написании и распространении революционных прокламаций. Был за это арестован в 1862 г. и заключён в Петропавловскую крепость.

Слайд 25
Описание слайда:
Во время тюремного заключения Чернышевский написал роман «Что делать?», проникнутый революционно-утопическими идеями. Во время тюремного заключения Чернышевский написал роман «Что делать?», проникнутый революционно-утопическими идеями. Особый интерес в романе представляет четвёртый сон Веры Павловны – образ хрустального дворца, в котором живут счастливые, разносторонне развитые люди. Хрустальный дворец был своеобразной утопией Чернышевского, мечтой о счастливом коллективистском будущем человечества. Чернышевский был подвергнут гражданской казни (рисунок внизу), приговорён к каторжным работам и ссылке на поселение в Сибирь. В Москву и Петербург ему вернуться было уже не суждено. Историческое своеобразие России Чернышевский видел в сохранении крестьянской общины, которую он рассматривал как зародыш социализма.

Слайд 26
Описание слайда:
Польское восстание 1863-64 гг.

Слайд 27
Описание слайда:
Кружок ишутинцев

Слайд 28
Описание слайда:
Покушение Д. Каракозова

Слайд 29
Описание слайда:
«Народная расправа» С. Г. Нечаева

Слайд 30
Описание слайда:
Народничество было самым распространённым в России направлением общественной мысли во 2 половине 19 в. Значение народничества выходит далеко за пределы философии, но выдающиеся представители народничества оказали заметное влияние на развитие философии. Народничество было самым распространённым в России направлением общественной мысли во 2 половине 19 в. Значение народничества выходит далеко за пределы философии, но выдающиеся представители народничества оказали заметное влияние на развитие философии. Основоположниками народничества считаются А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, впервые обратившие внимание на факт существования крестьянской общины, что, по мнению народников, и должно было обусловить особый исторический путь России. Именно через общину с свойственными ей чертами взаимопомощи и коллективизма Россия должна прийти к социализму раньше стран западной Европы, минуя капитализм. Таким образом, возможно, не без влияния славянофилов народники настаивали на особом пути развития России, однако в отличие от славянофилов народники были сторонниками социалистического переустройства общества и ни в коей мере не считали идеалом возврат к принципам жизни допетровской Руси.

Слайд 31
Описание слайда:
Революционными классами общества народники признавали крестьянство и интеллигенцию. Революционными классами общества народники признавали крестьянство и интеллигенцию. Для всех народников было характерно преклонение перед народом-страдальцем, которого они считали носителем нравственной правды и всех положительных ценностей. Интеллигенция и высшие слои общества должны осознать свой долг перед народом и посвятить свою жизнь служению народу.

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:
Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) Лидер бунтарско-анархистского направления внутри народничества. В молодости примыкал к западникам, дружил с В. Г. Белинским, был последователем гегельянства. В начале 1840-х гг. эмигрировал, перешёл на материалистические позиции. Активно участвовал в революционном движении в Европе. Был выдан Российскому правительству, после заключения сослан в Сибирь, откуда бежал. В Европе входит в 1 интернационал, однако из-за разногласий с К. Марксом был исключён из него. Поддерживал тесные связи с революционным движением в России. Бакунин утверждал: «Страсть к разрушению есть поистине творческая страсть». Требовал устранения всех государственных институтов.

Слайд 34
Описание слайда:
Бакунин считал, что русский народ является бунтарём по природе, приводя примеры восстаний в русской истории. Надо лишь поднести спичку и пламя бунта вспыхнет само. Призывал делать ставку на «разбойный элемент» в народе. Бакунин считал, что русский народ является бунтарём по природе, приводя примеры восстаний в русской истории. Надо лишь поднести спичку и пламя бунта вспыхнет само. Призывал делать ставку на «разбойный элемент» в народе. Основная задача революции – уничтожение государства и создание безгосударственного анархического социализма, который будет представлять собой федерацию самоуправляющихся общин, которые договариваются между собой. В области философии выступал с последовательных материалистических и атеистических позиций.

Слайд 35
Описание слайда:
Пётр Лаврович Лавров (1823 – 1900) Один из лидеров пропагандистского направления народничества. По образованию – артиллерийский офицер. После увлечения революционными идеями начал подвергаться преследованиям и эмигрировал. Лавров может быть отнесен к русским представителям первого позитивизма. Основной его заслугой явилась разработка субъективного метода в социологии. Социология, начиная с О. Конта считалась одной из главных и сложных наук, которая однако не достигла цельности, не завершив формирование своего специфического метода. П. Л. Лавров в своём основном труде «Исторические письма» пытался разобраться в различии естественнонаучного и историко-социологического знания. История, по Лаврову развивается по другим, нежели природа, законам. В истории нет строгих закономерностей и поэтому историк или социолог вольны в интерпретации фактов этих наук.

Слайд 36
Описание слайда:
Лавров выдвинул идею субъективного метода в социологии, согласно которому установление правильной перспективы исторического развития и уяснение смысла исторических событий зависит от субъективных настроений историка. Лавров выдвинул идею субъективного метода в социологии, согласно которому установление правильной перспективы исторического развития и уяснение смысла исторических событий зависит от субъективных настроений историка. Любой исследователь общества будет сознательно или бессознательно судить об исторических событиях по своей мерке, с точки зрения, соответствующей своим представлениям, уровню воспитания, привычкам. Лавров утверждал: «Все судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не могут». Лишь «нравственный идеал историка» способен придавать упорядоченность ряду рассматриваемых событий истории. Прогресс в истории заключается в усилении влияния сознательного элемента, личностного начала на ход истории. Главной движущей силой истории Лавров объявляет деятельность критически мыслящих личностей. Именно состоящая из таких личностей интеллигенция должна, сознавая стоящие перед обществом задачи, повести за собой необразованную массу народа, реализуя его чаяния. Под влиянием подобных идей Лаврова происходило знаменитое «хождение в народ».

Слайд 37
Описание слайда:
Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904) Литературный критик и публицист, один из виднейших представителей народничества. Будучи последователем Лаврова, также считал, что если при изучении природы необходим объективный метод, то при изучении общества следует применять субъективный метод. Автор теории «героя и толпы». Отправным началом исторических процессов являются личности (герои). Михайловский противопоставляет героев и толпу, которая не сознаёт своих интересов. Герой должен увлечь толпу в сторону следования проповедуемым им идеалам иногда посредством личного примера, подвига. Во многом это определило характер политической деятельности народников, часто проявляющейся в героических актах самопожертвования и индивидуальном терроре.

Слайд 38
Описание слайда:
Пётр Никитич Ткачёв (1844 – 1885) Лидер заговорщического направления внутри народничества. Полагал, что революцию нужно делать для блага народа, но не привлекать массы к участию в ней. Революцию должна совершить хорошо подготовленная конспиративная группа. В эмиграции вёл борьбу за создание революционных организаций. Придерживался материалистических и атеистических воззрений. Испытал влияние позитивизма.

Слайд 39
Описание слайда:
Дело Веры Засулич

Слайд 40
Описание слайда:
«Чёрный передел»

Слайд 41
Описание слайда:
«Народная воля»

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:
«Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова

Слайд 44
Описание слайда:
1 марта 1881 г.

Слайд 45
Описание слайда:

Слайд 46
Описание слайда:

Слайд 47
Описание слайда:
Контрреформы Александра III (1881 – 1894)


Скачать презентацию на тему Великие реформы 1860 – 1870 –х годов можно ниже:

Похожие презентации