Антропоцентризм и натуроцентризм

Содержание


Презентации» Философия» Презентация Антропоцентризм и натуроцентризм
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризмПрироду легче всего подчинить, повинуясь ей.
 Природу легче всего подчинить, повинуясьОсновные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы
 Основные направленияАнтропоцентризм
 В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек естьОсновные особенности антропоцентризма 
 1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен,Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт)
 1. Бог Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «ДиалектикаНатуроцентризм
 Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такогоПри всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. ВЗаключение
 Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходитьСпасибо за внимание
 Спасибо за внимание



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм


Слайд 2
Описание слайда:
Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. Фрэнсис Бэкон

Слайд 3
Описание слайда:
Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы

Слайд 4
Описание слайда:
Антропоцентризм В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Оно присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени.

Слайд 5
Описание слайда:
Основные особенности антропоцентризма 1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества. 2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы. 3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование». 4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. 5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы. 6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

Слайд 6
Описание слайда:
Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт) 1. Бог  царство священного и таинственного  олицетворяет природу. 2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы. 3. Бог предоставил человеку управление природным миром. 4. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность. 5. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии: рациональная жизнь  гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека.

Слайд 7
Описание слайда:
Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы» (на рубеже XIX и XX вв.)

Слайд 8
Описание слайда:
Натуроцентризм Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии. В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу: вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом он низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий

Слайд 9
Описание слайда:
При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». Э. Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона: Возросший средь руин цветок, Тебя из трещин Древних извлекаю, Ты предо мною весь  вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок, Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.  Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе: Внимательно вглядись! Цветы «пастушьей сумки» Увидишь под плетнем!

Слайд 10
Описание слайда:
Заключение Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В. Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.

Слайд 11
Описание слайда:
Спасибо за внимание Спасибо за внимание


Презентация на тему Антропоцентризм и натуроцентризм доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации