Поздние славянофилы

Содержание


Презентации» Философия» Презентация Поздние славянофилы
Поздние славянофилыН. Я. Данилевский  (1822‑1885)Н. Я. Данилевский  (1822‑1885)
 Теория культурно-исторических типов 
 Степени (уровни) развития иТеория культурно-исторических типовТеория культурно-исторических типов  Степени развития и типы развития
 В основеТеория культурно-исторических типов  Многообразие культур
 Культура не универсальна (западная –Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурТеория культурно-исторических типов  Многообразие культурТеория культурно-исторических типов  Десять культурно-исторических типов
 Египетский
 Китайский
 Древнесемитский
 Индийский
Теория культурно-исторических типов   Положительные и отрицательные деятели
 Положительные Теория культурно-исторических типов  Законы культурно-исторического движения
 Языковое родство как критерийТеория культурно-исторических типов  «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
 Цивилизации не бываютПротивостояние России и Европы Закат Европы и ненависть Запада к России
Противостояние России и Европы Преимущества славяно-русской цивилизации
 Отличительная черта «психического настроя»К. Н. Леонтьев (1831‑1891)К. Н. Леонтьев (1831‑1891)
 Византизм 
 Византизм против панславизма
 Особенности византийской культуры
 ВизантийскиеВизантизм Византизм против панславизма
 Национализм (даже русский) – вредная западная идея.
Византизм Особенности византийской культуры
 Ядро византийской культуры составляет вера в Бога,Византизм Византийские основы русской культуры
 В русской культуре много чуждого византизмуФилософия культуры  Фазы развития культур
 Все культуры подчинены общему законуФилософия культуры Апология деспотизма и элитарности
 Между эгалитарно-либеральным поступательным движением иФилософия культуры Эстетизм
 Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически.Философия культуры Эстетизм
 Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически.
Философия культуры Эстетизм
 Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически.
Философия культуры Эстетизм
 Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически.
Философия культуры Апология реакционностиФилософия культуры Исторический пессимизм



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Поздние славянофилы

Слайд 3
Описание слайда:
Н. Я. Данилевский (1822‑1885)

Слайд 4
Описание слайда:
Н. Я. Данилевский (1822‑1885) Теория культурно-исторических типов Степени (уровни) развития и типы развития Многообразие культур Десять культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели Пять законов культурно-исторического движения «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации Противостояние России и Европы Закат европейской цивилизации Иррациональная ненависть Запада к России Преимущества славяно-русской цивилизации

Слайд 5
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов

Слайд 6
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения. В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время». Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций. Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.

Слайд 7
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Культура не универсальна (западная – в том числе). Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея. Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.

Слайд 8
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов Многообразие культур

Слайд 9
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов Многообразие культур

Слайд 10
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов Египетский Китайский Древнесемитский Индийский Иранский Еврейский Греческий Римский Аравийский Романо-германский Мексиканский Перуанский Славяно-русский

Слайд 11
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели Положительные деятели истории (самобытные цивилизации) Отрицательные деятели истории (народы-разрушители) Народы, не достигшие исторической индивидуальности

Слайд 12
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов Законы культурно-исторического движения Языковое родство как критерий и основа самобытного культурно-исторического типа. Политическая независимость как условие развития самобытного культурно-исторического типа. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств. Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета.

Слайд 13
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры: еврейская цивилизация – преимущественно религиозная, греческая – преимущественно эстетическая, римская – преимущественно политико-правовая. Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную. Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.

Слайд 14
Описание слайда:
Противостояние России и Европы Закат Европы и ненависть Запада к России Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация. Элементы провиденциализма (в концепции, которая в целом вполне научна): история славянских народов свидетельствует об особой заботе Провидения. Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.

Слайд 15
Описание слайда:
Противостояние России и Европы Преимущества славяно-русской цивилизации Отличительная черта «психического настроя» германо-романских народов – насильственность и чрезмерно-развитое чувство индивидуальности; отличительная черта славянских народов – прирождённая гуманность. Успешному решению социально-экономического вопроса в рамках славяно-русской цивилизации способствует социально-экономическая специфика России: В России большинство населения обладает землёй, тогда как в Европе большинство населения представляет собой обезземеленную массу. В странах второго типа экономический строй основывается на нужде большинства граждан, в странах первого – на экономической обеспеченности. Соответственно, те общественные классы, которые, будучи (как в Европе) сосредоточены в городах, составляют массовую базу революций, в России оказываются самыми консервативными.

Слайд 16
Описание слайда:
К. Н. Леонтьев (1831‑1891)

Слайд 17
Описание слайда:
К. Н. Леонтьев (1831‑1891) Византизм Византизм против панславизма Особенности византийской культуры Византийские основы русской культуры Философия культуры: концепция «цветущей сложности» Фазы развития культур Апология деспотизма и элитарности (антидемократизм и антиэгалитаризм) Эстетизм Апология реакционности Исторический пессимизм

Слайд 18
Описание слайда:
Византизм Византизм против панславизма Национализм (даже русский) – вредная западная идея. Единство православной (византийской) культуры важнее славянского братства. Византизм есть нечто культурно определённое, панславизм же – или абстракция, или мечта. Славяне западные (а с недавних пор – и южные) уже слишком заражены европейским духом и представляют скорее угрозу для будущего России, чем действительную помощь.

Слайд 19
Описание слайда:
Византизм Особенности византийской культуры Ядро византийской культуры составляет вера в Бога, а не в Царство Божие на земле. Византизм означает: в религиозной сфере – православие, в государственной сфере – самодержавие, в нравственной сфере – неприятие преувеличенного понятия о земной личности человеческой; неверие в способность к полному нравственному совершенству на земле; отказ от надежды на грядущее «всеобщее благоденствие народов» («земное всеравенство, всесвобода, всесовершенство и вседовольство»).

Слайд 20
Описание слайда:
Византизм Византийские основы русской культуры В русской культуре много чуждого византизму (как собственно русского, так и заимствованного), но величием своим она обязана именно византийским началам. Отрицательное же отношение к византийской культуре в русском обществе – следствие «незрелости» и несамостоятельности русской исторической науки: не просто незнания реальной истории, а знакомства с нею через посредство западных писателей, византийской культуре чуждых и даже враждебных.

Слайд 21
Описание слайда:
Философия культуры Фазы развития культур Все культуры подчинены общему закону циклического развития, согласно которому всё развивающееся проходит через три периода: «первичной простоты», «цветущей сложности», «вторичного смесительного упрощения».

Слайд 22
Описание слайда:
Философия культуры Апология деспотизма и элитарности Между эгалитарно-либеральным поступательным движением и идеей развития нет ничего логически родственного, даже более: прогресс есть не что иное, как процесс разложения. Первый итог развития – преодоление равенства и ограничение свободы. Период «цветущей сложности» есть именно период социального неравенства, образования элиты. Период смесительного упрощения характеризуется стремлением ко всеобщему равенству и демократии, которое имеет своим результатом: расцвет техники и умирание искусства; опошление жизни – замену воли к положительному творчеству ценностей волей к механическому использованию работы и жаждой удовольствий.

Слайд 23
Описание слайда:
Философия культуры Эстетизм Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически.

Слайд 24
Описание слайда:
Философия культуры Эстетизм Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. Эстетическая обеспокоенность делает Леонтьева одним из провозвестников экологического движения.

Слайд 25
Описание слайда:
Философия культуры Эстетизм Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. Эстетическая обеспокоенность делает Леонтьева одним из провозвестников экологического движения. Она же делает его одним из предшественников технофобных антиутопий XX века.

Слайд 26
Описание слайда:
Философия культуры Эстетизм Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. Эстетическая обеспокоенность делает Леонтьева одним из провозвестников экологического движения. Она же делает его одним из предшественников технофобных антиутопий XX века. Эстетически мотивирована и политическая реакционность Леонтьева.

Слайд 27
Описание слайда:
Философия культуры Апология реакционности

Слайд 28
Описание слайда:
Философия культуры Исторический пессимизм

Слайд 29
Описание слайда:


Презентация на тему Поздние славянофилы доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации