Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века. презентация

Содержание


Презентации» Искусство» Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века.
Поле действия.  Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годыПроект рассматривает «поле действия» одного из самых ярких и сложных периодовДвойственность поставленной задачи предопределила наличие в выставочном пространстве двух взаимосвязанных, но1. Предисловие. Поиски языка 
 	Эту «документальную» часть экспозиции открывает разделЧтобы подчеркнуть этот архивный аспект живописные произведения, архивные фотографии и высказывания2. Московская концептуальная школа и ее контекст.
 	Резкая смена эстетики иЗал «Пространства».
 	Первая из подобных категорий - «пространства» - была описана…С определенного времени я всегда рассматривал проблему свободы как проблему чистоЗал «Знаки/структуры»
 	Экспозиция зала «Знаки/структуры» посвящена эстетике концептуализма, представленной в самойЗал «Знаки/структуры»
 	Знаковое прочтение мира, поиск разнообразных закономерностей и структур, отношениеЗал «Знаки/структуры»Зал «Мифологии»
 	Раздел «Мифологии» посвящен такому значительному явлению в искусстве началаЗал «Мифологии»Зал «Поверхности»
 	В своей статье «Поверхность – свет» Эрик Булатов посвятилЗал « Новая волна»3. Эпилог. «Эпоха счастья». 
 	Раздел, завершающий экспозицию, посвящен короткому периодуЯ думаю, что мое интуитивное понимание акций КД и подтолкнуло меняПресса о выставке «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» 23 октября – 19 декабря 2010 года Кураторы: Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович


Слайд 2
Описание слайда:
Проект рассматривает «поле действия» одного из самых ярких и сложных периодов отечественной культуры ХХ столетия – времени становления московской концептуальной школы. Концептуализм получил в России широкое распространение; он стал основополагающим направлением в искусстве 1970-1980-х годов, наложив свой отпечаток едва ли не на все явления неофициального искусства нескольких десятилетий. Кураторы выставки поставили перед собой задачу отстраненно взглянуть на события уже прошлого века, наметить основные векторные силы художественного поля, очертить контуры самых ярких феноменов, связанных с историей московского концептуализма. То есть, пользуясь терминологией самих концептуалистов, определить «текст» и «контекст» этого явления. Экспозиция зала Знаки/структуры

Слайд 3
Описание слайда:
Двойственность поставленной задачи предопределила наличие в выставочном пространстве двух взаимосвязанных, но вместе с тем независимых частей. Первая — это «взгляд изнутри», погружение в контекст эпохи. Этот раздел основан, прежде всего, на разного рода документальных материалах: архивных фотографиях, документации выставок. Но, конечно, главный акцент делается на «прямой речи» — высказываниях художников о собственном творчестве, о художественной ситуации и работах коллег Экспозиция зала «По мастерским»

Слайд 4
Описание слайда:
1. Предисловие. Поиски языка Эту «документальную» часть экспозиции открывает раздел «Предисловие. Поиски языка». Он посвящен ситуации, в которой происходило зарождение московской концептуальной школы. Представленные в этом зале полотна Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Оскара Рабина, Юрия Соболева и многих других замечательных мастеров рубежа 60-х–70-х годов не только отражают многообразие творческих поисков художников старшего поколения, но и становятся важной частью уникального документального материала. Окруженные фотографиями и авторскими высказываниями, живописные произведения художников «старшего поколения» призваны передать удивительную творческую атмосферу той эпохи.

Слайд 5
Описание слайда:
Чтобы подчеркнуть этот архивный аспект живописные произведения, архивные фотографии и высказывания художников, представлены на равных правах как различные виды исторических источников.

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
2. Московская концептуальная школа и ее контекст. Резкая смена эстетики и художественной стратегии, произошедшая в начале 70-х годов, естественно потребовала от кураторов принципиально иного взгляда, другого способа экспонирования. Используя столь популярную в концептуализме позицию «стороннего наблюдателя», они попытались дистанцироваться от рассматриваемого материала. В одном из своих интервью Илья Кабаков уподобил себя и своих коллег «энтомологам, изучающим другой мир» Это замечание подтолкнуло кураторов к принципиально иному экспозиционному решению. Практически отказавшись от хронологического принципа, они отдали предпочтение типологии, выделив несколько ключевых или даже стилеобразующих понятий искусства этого периода, обозначив главные тенденции, зародившиеся внутри московской концептуальной школы и продолжавшие развиваться в пространстве концептуального искусства последующих десятилетий.

Слайд 11
Описание слайда:
Зал «Пространства». Первая из подобных категорий - «пространства» - была описана Эриком Булатовым, утверждавшим, что живописное полотно «уже не картина мира, а стремление за ее пределы». В зале «Пространства» представлены произведения Андрея Абрамова, Эрика Булатова, Олега Васильева, Эдуарда Гороховского, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Сергея Шаблавина 70х-80-х годов. В этих работах появляется новое метафизическое ощущение времени и места действия: бескрайняя даль, распахнутое окно, белые облака уже не воспринимаются ни как сюжет, ни как композиционный прием.

Слайд 12
Описание слайда:
…С определенного времени я всегда рассматривал проблему свободы как проблему чисто пространственную …С определенного времени я всегда рассматривал проблему свободы как проблему чисто пространственную Эрик Булатов

Слайд 13
Описание слайда:
Зал «Знаки/структуры» Экспозиция зала «Знаки/структуры» посвящена эстетике концептуализма, представленной в самой «чистой» из возможных форм. Нетрудно заметить, что в представленных в этом зале работах Риммы и Валерия Герловиных, Андрея Монастырского, Льва Рубинштейна, документациях акций группы «Коллективные действия» прежде всего, присутствует интеллектуальная, а не зрительная интрига. Концептуализм, который часто называют теоретическим пиком искусства ХХ столетия, предложил принципиально новое понимание искусства, при котором главным для художника оказывается не визуальное воплощение замысла, а заложенные в произведении смыслы. Знаковое прочтение мира, поиск разнообразных закономерностей и структур, отношение к окружающему как к тексту, нуждающемуся в интерпретации, можно назвать одной из главных особенностей эстетики концептуализма.

Слайд 14
Описание слайда:
Зал «Знаки/структуры» Знаковое прочтение мира, поиск разнообразных закономерностей и структур, отношение к окружающему как к тексту, нуждающемуся в анализе и интерпретации, можно назвать одной из главных особенностей эстетики концептуализма. Поэтому и от зрителя концептуализм требует определенного настроения ума: значение произведения зависти теперь не от «красоты» или «мастерства», но от интерпретации содержащихся в нем символов. Визуальный минимализм работ Риммы и Валерия Герловиных или Андрея Монастырского, длящееся действие акций группы «Коллективные действия», подчеркнутый интерес к тексту, слову, высказыванию приводит к появлению целого ряда произведений, находящихся на границе жанров.

Слайд 15
Описание слайда:
Зал «Знаки/структуры»

Слайд 16
Описание слайда:
Зал «Мифологии» Раздел «Мифологии» посвящен такому значительному явлению в искусстве начала 1970-х годов, как соц-арт, и его более поздним версиям. Само название нового течения, придуманного художниками Виталием Комаром и Александром Меламидом в 1972 году, намекает на аналогию с американским поп-артом. Используя растиражированный язык советской идеологической пропаганды, художники с помощью концептуальной трансформации превратили его в форму художественного высказывания. Однако в дальнейшем термин соц-арт стал ассоциироваться с несколько иной художественной стратегией. В творчестве Александра Косолапова, Ростислава Лебедева, Бориса Орлова, Леонида Сокова образы советской идеологии утрачивают свое концептуальное значение и превращаются в пластические метафоры. Клишированные образы отечественной культуры в их произведения свободно сочетаются со своими европейскими и американскими аналогами, превращая «перепроизводство идеологии» в синоним масс-культуры. Именно эти художественные приемы и были развиты мастерами более молодого поколения Андреем Филипповым, Николаем Козловым, Дмитрием Врубелем, в творчестве которых работа с устойчивыми советскими мифологемами нередко становится частью более сложной концептуальной или постмодернистской игры.

Слайд 17
Описание слайда:
Зал «Мифологии»

Слайд 18
Описание слайда:
Зал «Поверхности» В своей статье «Поверхность – свет» Эрик Булатов посвятил разговору о поверхностях целую главу. Для него поверхность мыслиться как неотъемлемая характеристика материального мира. И в этом смысле данная категория становится логической оппозицией «пространству», то есть возможности перехода от тактильного восприятия мира к его аналитическому освоению. В представленных на выставке произведениях Александра Юликова, Светланы Копыстянской, Андрея Ройтера, Сергея Волкова, Надежды Столповской живопись как художественная система не утратила актуальности. Мы можем любоваться богатством фактур, свободой мазка, мастерским использованием различных текстур и новаторством в области технологии живописи и графики, тонкостью колористического решения. Однако было бы неправильно трактовать данные произведения как антитезу московской концептуальной школе. В них присутствует и характерная для эстетики концептуализма интеллектуальная игра, и интерес к слову, знаку, и попытка обнаружения структур. И, что самое главное, от традиционной живописи эти произведения отличает принципиально новое отношение к картине, которая мыслится теперь не как живописная плоскость, но как самостоятельный пространственный объект, провоцирующий зрителя на размышления о природе художественного.

Слайд 19
Описание слайда:
Зал « Новая волна»

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
3. Эпилог. «Эпоха счастья». Раздел, завершающий экспозицию, посвящен короткому периоду упоения свободой и ощущением сбывающейся мечты о независимом творчестве – искусству рубежа 80-х – 90-х. Пестрое многоцветие «новой волны» сделало ситуацию в Москве во второй половине 80-х годов похожей на бурлящий котел. Всё жаждало признания и выплескивалось наружу в формах перформансов и выставок. Исторические реалии тех лет, конец советского режима и начало перестройки создали ситуацию смены сознания, в которой рушились старые мифы и творились новые. На волне зарубежного интереса к перестройке и гласности аукционный дом Sotheby’s решил провести в Москве торги, на которых были представлены не только искусство классического авангарда, но и современные художники. Именно на этом аукционе впервые официально и легально была заявлена «стоимость» непонятного «неофициального искусства». Для художников началась совсем другая эпоха. Появившиеся средства, а главное, чувство свободы, охватившее страну на рубеже 80–90-х годов, дали возможность авторам воплощать свои художественные замыслы с «монументальным размахом», не оглядываясь ни на политическую власть, ни на конъюнктуру рынка.

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Я думаю, что мое интуитивное понимание акций КД и подтолкнуло меня к созданию инсталляции «Поле действия», где я шизоидно увеличил обычные катушки до размера кабельных, уничтожая тем самым живопись, приводя ее к фактографическому материалу акции КД «10 появлений». Надо сказать, что именно знакомство с практикой КД дало наибольшее количество хороших художников. И это отнюдь не странно. То, что обычно считается отклонением, — это просто, как в морской навигации, склонение стрелки компаса, то есть угловая разница между магнитным и истинным нордом. В этом зазоре, собственно, и существует настоящее искусство. Шизокитай, одним словом. Я думаю, что мое интуитивное понимание акций КД и подтолкнуло меня к созданию инсталляции «Поле действия», где я шизоидно увеличил обычные катушки до размера кабельных, уничтожая тем самым живопись, приводя ее к фактографическому материалу акции КД «10 появлений». Надо сказать, что именно знакомство с практикой КД дало наибольшее количество хороших художников. И это отнюдь не странно. То, что обычно считается отклонением, — это просто, как в морской навигации, склонение стрелки компаса, то есть угловая разница между магнитным и истинным нордом. В этом зазоре, собственно, и существует настоящее искусство. Шизокитай, одним словом. Андрей Филиппов, сентябрь 2010

Слайд 26
Описание слайда:
Пресса о выставке «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века. «Поле действия» в залах культурного фонда «Екатерина» сделано с искренней любовью кураторов к этому искусству и его художникам, но с точки зрения их идеального зрителя с упомянутым «умом, готовым к анализу» и без назидательного фанатизма. Опираясь на собрание Екатерины и Владимира Семенихиных и коллекцию музея МАНИ, кураторы выстроили логичную, понятную и, главное, притягательную для глаза и легкую по настроению экспозицию. «Ведомости» Выставка «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст» в Фонде культуры «Екатерина» стала первым экспозиционным исследованием того феномена, который вынесен в ее заглавие. На примере работ Кабакова, Пивоварова, Булатова, Комара и Меламида, Захарова, Звездочетова и десятков других авторов устроители попытались не столько «расшифровать», сколько обозначить место концептуальной эстетики в новейшей истории искусства. «Газета» В столице открылась выставка «Поле действия», на которой показано развитие одного из самых значительных направлений в неофициальном искусстве советского времени – московской концептуальной школы 1970–1980-х годов. То, как художники подтачивали соцреализм, а потом и сами бронзовели в своей значимости – представлено на одной из увлекательнейших экспозиций сезона. «Новые известия» В фонде культуры "Екатерина" открылась выставка "Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы XX века". Собрание основателей фонда, Екатерины и Владимира Семенихиных, дополнено работами из музея МАНИ (Московского архива нового искусства), галереи "Е.К.АртБюро", музея "Другое искусство", коллекций художников и даже Третьяковки и ГМИИ имени Пушкина. В итоге вышла образцовая музейная выставка «Коммерсант» Мысль, что московский концептуализм — единственное, чем отметилось отечественное искусство в конце ХХ века, — это мысль давняя; но кураторы выставки «Поле действия» ничтоже сумняшеся поделили всю вторую половину ХХ века на протоконцептуалистов, концептуалистов и постконцептуалистов. И в том преуспели: вещи собраны суперские. «Афиша»


Скачать презентацию на тему Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века. можно ниже:

Похожие презентации