Экспертная оценка качества медицинских услуг в организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь презентация

Содержание


Презентации» Информатика» Экспертная оценка качества медицинских услуг в организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь
Экспертная оценка качества
 Экспертная оценка качества
 медицинских услуг в организациях, оказывающих
1) аккредитация — процедура признания особого статуса и правомочий физических и4) здравоохранение — совокупность медицинских, социально-экономических, политических и иных мер, направленных8) органы управления здравоохранением — уполномоченный орган в области здравоохранения, местные12) медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение и16) государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг — проверка, проводимая20) независимая экспертиза — процедура, проводимая в целях обеспечения прозрачности и24) народная медицина (целительство) — совокупность накопленных народом эмпирических сведений о29) первичная медицинская документация - набор документов, предназначенных для записи данных31) клинический протокол - документ, устанавливающий общие требования к оказанию медицинскойопределяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей пользой для здоровьяИстория развития системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане (1)
 ЗаИстория развития системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане (2)
 ПриказИстория развития системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане (3)
 СОбзор международного опыта в области управления качеством медицинской помощи (1)
 Обзор международного опыта в области управления качеством медицинской помощи (2)
 ВОбзор международного опыта в области управления качеством медицинской помощи (3)
 ВОбзор международного опыта в области управления качеством медицинской помощи (4)
 Трехкомпонентная система управления качеством в здравоохраненииИнструменты оценки качества медицинской помощиВ рамках системы управления качеством определены следующие направления деятельности (1):В рамках системы управления качеством определены следующие направления деятельности (2):Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 мартаОрганизация и проведение внутренней экспертизы (1)
 1. Внутренняя экспертиза осуществляется СлужбойОрганизация и проведение внутренней экспертизы (2) 
 5) изучение мнения сотрудниковприобретение главными врачами, заместителями главных врачей по лечебной работе, специалистами поОбеспечение качества
 анонимное анкетирование персонала и представителей кафедр;
 ответственное лицо поЭтапы экспертизыЭкспертиза осуществляется путем проведения:
 1) текущего анализа, в ходе которого изучаетсяКачество сбора анамнеза оценивается по четырем критериям:
 1) отсутствие сбора анамнеза;
При оценке соответствия диагностических исследований учитываются пять критериев:
 1) диагностические мероприятияОценка правильности и точности постановки клинического диагноза проводится по четырем критериям:
Оценка своевременности и качества консультаций специалистов осуществляется по четырем критериям:
 1)Оценка назначенных лечебных мероприятий проводится по следующим критериям:
 1) отсутствие леченияОценка достигнутого результата проводится по следующим критериям:
 1) достижение ожидаемого клиническогоОсобенности экспертизы на уровне стационараСлучаи (разделы деятельности), подлежащие внутренней экспертизе и периодичность проведения внутренней экспертизы
Экспертиза средней длительности лечения (1)
 I период – от поступления больногоЭкпертиза средней длительности лечения (2)
 III период – лечение больного
 Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (1) 
 		Требования к формулировке заключительногоПроверка соблюдения правил формулировки диагнозов (2)Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (3)Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (4)Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (4)Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (5)Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (6)К дефектам оформления первичной медицинской документации, приведшим к невозможности оценить динамикуПри летальных исходах, связанных с терапевтическими, хирургическими и диагностическими вмешательствами, важно5. Отсутствие обоснования лечебно-диагностического плана ведения пациента. 
 5. Отсутствие обоснования7. Отсутствие или небрежное заполнение листа врачебных назначений с отметками о8. Отсутствие или небрежное заполнение температурного листа. 
 8. Отсутствие или11. Отсутствие или небрежное заполнение выписного эпикриза, необходимого для соблюдения преемственностиДефекты оформления первичной медицинской документации (ПМД) в медицинской организации: 
 непредставлениеДефектом качества медицинской помощи является нарушение общих правил назначения лекарственных средств:5. В МО, в которых работает один врач (участковая больница, родильный6. Назначение нижеперечисленных специальных лекарственных средств больному, находящемуся в неспециализированном стационареа) одномоментного внутривенного или внутриартериального введения лекарственных средств, содержащих более 10Таким образом, обязательными для соблюдения правилами назначения лекарственных средств являются: 
Имеющийся опыт проведения экспертизы качества в стационаре позволил придти к некоторымПредметом экспертизы качества медицинских услуг является анализ и оценка результатов оказанныхКлассическое определение индикатора качества медицинской помощи (А. Донабедиан)
 		
 «Индикатор качестваИндикаторы качества медицинской помощи должны отражать ее основные характеристики:индикаторы структуры - критерии обеспеченности человеческими, финансовыми и техническими ресурсами;
 2)При экспертизе по индикаторам структуры оценивается соответствие ресурсного обеспечения медицинской организацииВнутренние индикаторы оценки для организаций, оказывающих стационарную помощь (1)Внутренние индикаторы оценки для организаций, оказывающих стационарную помощь (2)Примеры дополнительных индикаторов качества медицинской помощи на региональном уровне (1):Примеры дополнительных индикаторов качества медицинской помощи на региональном уровне (2):Примеры дополнительных индикаторов качества медицинской помощи на региональном уровне (3):Благодарю за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Экспертная оценка качества Экспертная оценка качества медицинских услуг в организациях, оказывающих специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь


Слайд 2
Описание слайда:
1) аккредитация — процедура признания особого статуса и правомочий физических и юридических лиц для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, а также для проведения независимой экспертной оценки деятельности субъектов здравоохранения в соответствии с установленными стандартами аккредитации; 1) аккредитация — процедура признания особого статуса и правомочий физических и юридических лиц для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, а также для проведения независимой экспертной оценки деятельности субъектов здравоохранения в соответствии с установленными стандартами аккредитации; 2) профильный специалист — медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат по определенной специальности клинического профиля; 3) врачебная деятельность — профессиональная деятельность физических или юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан, осуществляемая специалистами с высшим медицинским образованием, имеющими соответствующий сертификат;

Слайд 3
Описание слайда:
4) здравоохранение — совокупность медицинских, социально-экономических, политических и иных мер, направленных на охрану здоровья граждан; 4) здравоохранение — совокупность медицинских, социально-экономических, политических и иных мер, направленных на охрану здоровья граждан; 5) система здравоохранения — совокупность государственных органов и субъектов здравоохранения, деятельность которых направлена на обеспечение прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи; 6) уполномоченный орган в области здравоохранения — центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств, контроля за качеством медицинских услуг; 7) субъекты здравоохранения — организации здравоохранения и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой;

Слайд 4
Описание слайда:
8) органы управления здравоохранением — уполномоченный орган в области здравоохранения, местные органы государственного управления здравоохранением области (города республиканского значения, столицы), органы медицинских служб Республики Казахстан; 8) органы управления здравоохранением — уполномоченный орган в области здравоохранения, местные органы государственного управления здравоохранением области (города республиканского значения, столицы), органы медицинских служб Республики Казахстан; 9) организация здравоохранения — юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области здравоохранения; 10) диагностика — комплекс медицинских услуг, направленных на установление диагноза заболевания; 11) лечение — комплекс медицинских услуг, направленных на устранение и (или) приостановление заболевания, а также предупреждение его прогрессирования;

Слайд 5
Описание слайда:
12) медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения; 12) медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения; 13) качество медицинской помощи — мера соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологий; 14) медицинская деятельность — профессиональная деятельность физических лиц, получивших высшее или среднее профессиональное медицинское образование, а также юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан; 15) медицинские услуги — действия медицинских работников, имеющих профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность по отношению к конкретному человеку;

Слайд 6
Описание слайда:
16) государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг — проверка, проводимая государственным органом по контролю в сфере оказания медицинских услуг, субъектов здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности по исполнению ими нормативных правовых и правовых актов в области здравоохранения; 16) государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг — проверка, проводимая государственным органом по контролю в сфере оказания медицинских услуг, субъектов здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности по исполнению ими нормативных правовых и правовых актов в области здравоохранения; 17) медицинская экспертиза — совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, направленных на установление уровня, качества и степени состояния различных сфер деятельности в здравоохранении; 18) медицинские организации — организации здравоохранения, основной деятельностью которых является оказание медицинской помощи и медицинских услуг населению; 19) профилактика — комплекс медицинских услуг, направленных на формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения заболеваний (и их прогрессирования);

Слайд 7
Описание слайда:
20) независимая экспертиза — процедура, проводимая в целях обеспечения прозрачности и объективности оценки деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность; 20) независимая экспертиза — процедура, проводимая в целях обеспечения прозрачности и объективности оценки деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность; 21) независимый эксперт — физическое или юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для проведения независимой экспертизы деятельности субъектов здравоохранения; 22) банк данных независимых экспертов — реестр физических и юридических лиц, аккредитованных в установленном порядке, имеющих статус и правомочия для осуществления независимой экспертизы; 23) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи — единый по перечню медицинских услуг объем медицинской помощи, оказываемой гражданам Республики Казахстан, определяемый Правительством Республики Казахстан;

Слайд 8
Описание слайда:
24) народная медицина (целительство) — совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и навыков и их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. 24) народная медицина (целительство) — совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и навыков и их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. 25) индикаторы качества медицинских услуг - критерии, отражающие показатель эффективности, полноты и соответствия медицинских услуг стандартам в сфере здравоохранения, включающие: 26) индикаторы структуры - критерии обеспеченности человеческими, финансовыми и техническими ресурсами; 27) индикаторы процесса - критерии оценки выполнения технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; 28) индикаторы результата медицинских услуг - критерии оценки последствий для здоровья в результате оказания или неоказания медицинской помощи медицинскими организациями или физическими лицами;

Слайд 9
Описание слайда:
29) первичная медицинская документация - набор документов, предназначенных для записи данных о состоянии здоровья населения и отдельных лиц, отражающих характер, обьем и качество оказываемой медицинской помощи, для ее организации и управления службами здравоохранения, в том числе медицинская карта амбулаторного и стационарного больного, медицинская карта донора, карта вызова бригады станции скорой медицинской помощи (далее - медицинская карта); 29) первичная медицинская документация - набор документов, предназначенных для записи данных о состоянии здоровья населения и отдельных лиц, отражающих характер, обьем и качество оказываемой медицинской помощи, для ее организации и управления службами здравоохранения, в том числе медицинская карта амбулаторного и стационарного больного, медицинская карта донора, карта вызова бригады станции скорой медицинской помощи (далее - медицинская карта); 30) медицинские стандарты - это разработанные, унифицированные эталоны необходимого объема диагностических, лечебных, профилактических мероприятий и технологий их выполнения, а также сроков и результатов лечения конкретных заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи.

Слайд 10
Описание слайда:
31) клинический протокол - документ, устанавливающий общие требования к оказанию медицинской помощи пациенту при определенном заболевании или клинической ситуации; 31) клинический протокол - документ, устанавливающий общие требования к оказанию медицинской помощи пациенту при определенном заболевании или клинической ситуации; 32) Стандарты в области здравоохранения (Статья 16) 1. Виды стандартов в области здравоохранения: 1) стандарты аккредитации организаций здравоохранения; 2) стандарты операционных процедур в области здравоохранения; 3) стандарты медицинского и фармацевтического образования; 4) стандарты в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; 5) стандарты организации оказания медицинской помощи; 6) стандарты информатизации в области здравоохранения.

Слайд 11
Описание слайда:
определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей пользой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей пользой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. Уровень качества – это степень доcтижения вышеупомянутого баланса пользы и риска. (Аведис Донабедиан, 1980)

Слайд 12
Описание слайда:
История развития системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане (1) За годы независимости Казахстана система здравоохранения республики претерпела ряд изменений: переход от старой, оставшейся от советских времен, модели к современной модели, основанной на условиях экономических взаимоотношений, новых методах управления отраслью, научно обоснованной оценке потребности населения в медицинской помощи и, главным образом, внедрении системы управления качеством медицинских услуг. При введении обязательного медицинского страхования в республике впервые появились рыночные взаимоотношения и элементы конкуренции в отрасли, оказывающие свое влияние на качество предоставляемой помощи и общий рейтинг медицинских организаций, начала формироваться система оценки и контроля качества медицинских услуг.

Слайд 13
Описание слайда:
История развития системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане (2) Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 14 июля 2000 года № 439 «О проведении анализа и оценки качества медицинской помощи населению Республики Казахстан»

Слайд 14
Описание слайда:
История развития системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане (3) С внедрением ОМС было проведено реформирование финансирования здравоохранения - введение взаиморасчетов с лечебно-профилактическими организациями (далее – ЛПО) за предоставленный объем медицинских услуг населению и организована система вневедомственного контроля качества медицинской помощи с применением к ЛПО штрафных санкций, как за превышение объемов медицинской помощи, так и низкое качество лечения. В 1999 году с момента реорганизации Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в Центр по оплате медицинских услуг (ЦОМУ), система вневедомственного контроля качества медицинской помощи была преобразована в ведомственную и штрафные санкции предъявлялись только к превышению (приписке) объемов медицинских услуг. В связи с реорганизацией ЦОМУ с 2000 года в Республиканское государственное казенное предприятие «Денсаулык», для обеспечения прав граждан на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи надлежащего качества, на него возложена функция организации в пределах своих полномочий анализа и оценки качества медицинской помощи. При этом в корне изменились подходы к управлению качеством медицинской помощи.

Слайд 15
Описание слайда:
Обзор международного опыта в области управления качеством медицинской помощи (1) В Российской Федерации основные факторы, способствующие созданию механизмов управления качеством медицинской помощи, были заложены в систему обязательного медицинского страхования. В настоящее время в медицинских учреждениях РФ, действующих в системе обязательного медицинского страхования, осуществляются ведомственный, вневедомственный и независимый контроль качества медицинской помощи, которым занимаются страховые медицинские организации либо фонды, выступающие в качестве страховщиков. Базой системы управления качеством медицинской помощи в большинстве европейских стран является система лицензирования и аккредитации организаций здравоохранения, основанная на утвержденных стандартах медицинской помощи. В Германии Пятый социальный акт, принятый в 1991 году обязывает организации здравоохранения ввести в действие системы поддержки качества на уровне структурной организации, практических действий и результатов.

Слайд 16
Описание слайда:
Обзор международного опыта в области управления качеством медицинской помощи (2) В Австрии был принят закон, обязывающий организации системы здравоохранения ввести систему поддержки качества на уровне структуры, процессов и результатов. Каждая организация должна иметь свой комитет поддержки качества, задача которого состоит в стимулировании и координации проектов, направленных на улучшение качества. Согласно итальянскому законодательству все государственные учреждения должны доказывать свое соответствие некоторым минимальным стандартам. Стандарты предписывают медицинским учреждениям иметь службы занимающиеся улучшением качества, эти службы несут ответственность за нормальный ход процедур, за управление людскими резервами, за обучение персонала, за информационные системы.

Слайд 17
Описание слайда:
Обзор международного опыта в области управления качеством медицинской помощи (3) В Нидерландах были приняты два закона. Первый контролирует профессиональную практику, основанную на принципе саморегулирования профессиональными объединениями, второй предписывает медицинским учреждениям иметь собственные системы поддержки качества. Во Франции была введена национальная система аккредитации, а в Великобритании принят закон о создании двух национальных ассоциаций, одна из которых будет контролировать разработку директив по клинической практике, а другая инспектировать качество управления клиниками.

Слайд 18
Описание слайда:
Обзор международного опыта в области управления качеством медицинской помощи (4) Зарубежный опыт свидетельствует о необходимости непрерывного повышения качества медицинской помощи путем управления всеми ее составляющими: структурой, процессом и результатом. Вместе с тем, вышеизложенное свидетельствует о том, что в разных странах приняты разные модели отслеживания процессов, направленных на поддержку качества, разновидность моделей отражает различия в структурах финансирования и подотчетности. Внутри каждой модели сочетаются элементы аккредитации и внутренней инспекции. Однако, тот или иной способ оценки работы организации призван обеспечить коллективу достаточную мотивацию для постоянного стремления к повышению качества.

Слайд 19
Описание слайда:
Трехкомпонентная система управления качеством в здравоохранении

Слайд 20
Описание слайда:
Инструменты оценки качества медицинской помощи

Слайд 21
Описание слайда:
В рамках системы управления качеством определены следующие направления деятельности (1):

Слайд 22
Описание слайда:
В рамках системы управления качеством определены следующие направления деятельности (2):

Слайд 23
Описание слайда:
Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 173 «Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг»

Слайд 24
Описание слайда:
Организация и проведение внутренней экспертизы (1) 1. Внутренняя экспертиза осуществляется Службой поддержки пациента и внутреннего контроля (аудита) (далее – Служба) , при необходимости привлекаются представители общественных объединений, профессиональных ассоциаций. 7. Структура и состав Службы утверждаются руководителем организации здравоохранения. 8. К функциям Службы относится: 1) анализ эффективности деятельности подразделений организации здравоохранения по оценке собственных процессов и процедур, внедрению стандартов в области здравоохранения, применению внутренних индикаторов; 2) анализ деятельности внутрибольничных комиссий; 3) представление руководству организации здравоохранения информации о проблемах, выявленных в результате анализа, для принятия соответствующих управленческих решений; 4) обучение и методическая помощь персоналу по вопросам обеспечения качества оказания медицинских услуг;

Слайд 25
Описание слайда:
Организация и проведение внутренней экспертизы (2) 5) изучение мнения сотрудников и информирование персонала о мерах по улучшению качества и обеспечению безопасности пациентов в организации; 6) координация деятельности по управлению качеством медицинских услуг по следующим направлениям: решение проблем (жалоб) пациентов на месте по мере их появления в срок, не превышающий 5-и календарных дней, с изучением степени удовлетворенности пациентов уровнем и качеством медицинских услуг посредством анкетирования; оценка состояния и эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов; оценка технологий оказания медицинских услуг пациентам на соответствие установленным стандартам в области здравоохранения (клинический аудит) и отбор случаев, подлежащих комиссионной оценке; соблюдение правил обеспечения получения гражданами ГОБМП, утверждаемых в соответствии с подпунктом 77) пункта 1 статьи 7 Кодекса; разработка программных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности оказания медицинских услуг.

Слайд 26
Описание слайда:
приобретение главными врачами, заместителями главных врачей по лечебной работе, специалистами по внутреннему аудиту, врачами медицинских организаций знаний, профессиональных умений и навыков в области экспертизы качества медицинской помощи в здравоохранения. Уметь распознать и отличить врачебную ошибку от халатности и сделать предварительное заключение.

Слайд 27
Описание слайда:
Обеспечение качества анонимное анкетирование персонала и представителей кафедр; ответственное лицо по управлению качеством в масштабах всего учреждения и в каждом подразделении; обучение заместителей по качеству индикаторы качества для измерения лечебно-диагностического процесса внутренняя документация для контроля качества диагностики и лечения анонимное анкетирование пациентов

Слайд 28
Описание слайда:
Этапы экспертизы

Слайд 29
Описание слайда:
Экспертиза осуществляется путем проведения: 1) текущего анализа, в ходе которого изучается медицинская документация пациентов, получающих медицинские услуги на момент проведения экспертизы; 2) ретроспективного анализа, в ходе которого изучается медицинская документация пациентов, получивших медицинские услуги на момент проведения экспертизы.

Слайд 30
Описание слайда:
Качество сбора анамнеза оценивается по четырем критериям: 1) отсутствие сбора анамнеза; 2) отсутствие системности сбора с частичными или полными упущениями по основным составляющим (аллергологическая часть, гемотрансфузионная часть, перенесенные заболевания, лекарственная часть, отягощенная наследственность); 3) при полном сборе анамнеза отсутствие выделения существенных деталей, имеющих важное значение в трактовке данного случая; 4) некачественный сбор анамнеза явился причиной тактических ошибок, повлекших возникновение осложнений.

Слайд 31
Описание слайда:
При оценке соответствия диагностических исследований учитываются пять критериев: 1) диагностические мероприятия и обследования не проводились; 2) диагностические мероприятия имеют неправильную трактовку или отсутствуют, что приводит к неправильной постановке диагноза и подбору тактики лечения; 3) не проведены диагностические исследования, предусмотренные протоколами диагностики и лечения заболеваний; 4) имеется чрезмерный набор диагностических процедур и дополнительных исследований с высоким, неоправданным риском для состояния здоровья пациента; 5) имеется чрезмерный набор диагностических процедур и дополнительных исследований, приведший к необоснованному удлинению сроков лечения, удорожанию стоимости лечения, и не принесший информацию для постановки правильного диагноза. Объективные причины непроведения диагностических процедур и мероприятий, необходимых в соответствии с требованиями протоколов диагностики и лечения заболеваний, такие как отсутствие оборудования, недостаточная квалификация врача, затруднение проведения диагностических исследований из-за крайней тяжести состояния больного и экстренных показаний к реанимационным мероприятиям или оперативному пособию, отражаются в результатах экспертизы. Проводится оценка влияния невыполнения стандарта по обследованию на последующие этапы оказания медицинских услуг.

Слайд 32
Описание слайда:
Оценка правильности и точности постановки клинического диагноза проводится по четырем критериям: 1) диагноз поставлен неправильно или отсутствует, в том числе диагноз неполный, не соответствует международной классификации болезней или общепринятым классификациям; 2) не выделен ведущий патологический синдром, определяющий тяжесть течения заболевания, не распознаны сопутствующие заболевания, а также осложнения; 3) диагноз правильный, но неполный, не выделен ведущий патологический синдром, выделены осложнения, но не распознаны важные для исхода сопутствующие заболевания; 4) диагноз основного заболевания правильный, однако, не диагностированы сопутствующие заболевания, важные для результата лечения. Объективные причины неправильной и (или) несвоевременной диагностики, такие, как атипичное течение основного заболевания, бессимптомное течение тяжелого сопутствующего заболевания, редко встречающиеся осложнения и сопутствующие заболевания, отражаются в результатах экспертизы. Проводится оценка влияния неправильной и (или) несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы оказания медицинских услуг.

Слайд 33
Описание слайда:
Оценка своевременности и качества консультаций специалистов осуществляется по четырем критериям: 1) консультации не проведены, что привело к ошибочной трактовке симптомов и синдромов, которые отрицательно повлияли на исход заболевания; 2) консультации проведены вовремя, но мнение консультанта не учтено при постановке правильного диагноза, что частично повлияло на исход заболевания; 3) консультации проведены вовремя, мнение консультанта учтено при определении правильного диагноза, но не выполнены рекомендации консультанта по лечению, что частично повлияло на исход заболевания; 4) мнение консультанта ошибочно, что повлияло на исход заболевания. В случаях проведения консультаций с опозданием, проводится оценка объективности причин несвоевременной консультации и влияния несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы оказания медицинских услуг.

Слайд 34
Описание слайда:
Оценка назначенных лечебных мероприятий проводится по следующим критериям: 1) отсутствие лечения при наличии показаний; 2) лечение назначено без показаний; 3) при лечении назначены малоэффективные лечебные мероприятия без учета особенностей течения заболевания у данного пациента, сопутствующих заболеваний, осложнений; 4) лечебные мероприятия выполнены не полностью, без учета функциональной недостаточности органов и систем, особенностей механизма действия лекарственных веществ; 5) преждевременное прекращение лечения при недооценке клинического эффекта и/или утяжелении течения заболевания, кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента; 6) значительное отклонение от протоколов диагностики и лечения заболеваний, наличие полипрагмазии без тяжелого побочного действия лекарств и развития нового патологического синдрома; 7) полное отклонение от требований протоколов диагностики и лечения заболеваний, наличие полипрагмазии, приведшее к развитию нового патологического синдрома и ухудшению состояния пациента. При оценке лечебных мероприятий учитывается и отражается в результатах экспертизы наличие обстоятельств, создающих затруднение или невозможность проведения эффективных лечебных мероприятий, и оказавших или способствовавших оказанию влияния на исход заболевания.

Слайд 35
Описание слайда:
Оценка достигнутого результата проводится по следующим критериям: 1) достижение ожидаемого клинического эффекта при соблюдении технологии оказания медицинских услуг; 2) отсутствие клинического эффекта лечебных и профилактических мероприятий вследствие некачественного проведения диагностических мероприятий (неполный сбор анамнеза, отсутствие или неправильная интерпретация результатов обследования, установление неправильного или неточного диагноза); 3) не достигнут ожидаемый клинический эффект вследствие проведения малоэффективных лечебных, профилактических мероприятий без учета особенностей течения заболевания у данного пациента, сопутствующих заболеваний, осложнений, особенностей механизма действия лекарственных веществ; 4) наличие полипрагмазии, обусловившее развитие нежелательных последствий.

Слайд 36
Описание слайда:
Особенности экспертизы на уровне стационара

Слайд 37
Описание слайда:
Случаи (разделы деятельности), подлежащие внутренней экспертизе и периодичность проведения внутренней экспертизы Все случаи: 1) летальных исходов; 2) фактов возникновения внутрибольничных инфекций; 3) осложнений, в том числе послеоперационных; 4) повторной госпитализации по одному и тому же заболеванию в течение одного месяца вследствие некачественного предыдущего лечения; 5) удлинения или укорочения сроков лечения; 6) расхождений диагнозов; 7) необоснованной госпитализации – не менее 5% пролеченных случаев в квартал

Слайд 38
Описание слайда:
Экспертиза средней длительности лечения (1) I период – от поступления больного до начала обследования – потери 1-3 дня II период – клинико-диагностические исследования: недостаточная преемственность «поликлиника-стационар» неполное обследование дублирование обследований в стационаре недостаточная организация работы диагностических служб, укомплектование кадрами

Слайд 39
Описание слайда:
Экпертиза средней длительности лечения (2) III период – лечение больного квалификация врачей тактика ведения больного техническая оснащенность применение современных и эффективных методов лечения IV период – подготовка к выписке больного – задержка связана с недостаточной организацией

Слайд 40
Описание слайда:
Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (1) Требования к формулировке заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов являются едиными и должны неукоснительно соблюдаться врачами всех специальностей и во всех медицинских организациях.

Слайд 41
Описание слайда:
Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (2)

Слайд 42
Описание слайда:
Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (3)

Слайд 43
Описание слайда:
Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (4)

Слайд 44
Описание слайда:
Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (4)

Слайд 45
Описание слайда:
Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (5)

Слайд 46
Описание слайда:
Проверка соблюдения правил формулировки диагнозов (6)

Слайд 47
Описание слайда:
К дефектам оформления первичной медицинской документации, приведшим к невозможности оценить динамику состояния больного, объем и характер медицинской помощи, относят нарушения требований нормативных документов, устанавливающих формы медицинской документации и правила ее оформления, в т. ч.: К дефектам оформления первичной медицинской документации, приведшим к невозможности оценить динамику состояния больного, объем и характер медицинской помощи, относят нарушения требований нормативных документов, устанавливающих формы медицинской документации и правила ее оформления, в т. ч.: 1. Отсутствие обоснования предварительного диагноза (диагнозов), тактики ведения (наблюдения) больного. 2. Отсутствие обоснования клинического диагноза (по результатам дополнительного обследования), формулировка диагноза не соответствует МКБ-10. 3. Отсутствие рубрификации заключительного клинического диагноза на три рубрики. 4. Отсутствие в заключительном клиническом диагнозе формулировки о нанесении вреда здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи. Для кодирования случаев смерти в результате вмешательств, упущений, неправильного лечения или цепи событий, возникших от любой из перечисленных причин, используются соответствующие коды, входящие в блоки рубрик 19-го и 20-го классов: Т36-Т50, Т80-Т88, Х40-Х49, Y40‑Y84.

Слайд 48
Описание слайда:
При летальных исходах, связанных с терапевтическими, хирургическими и диагностическими вмешательствами, важно получить информацию об их отрицательных эффектах. Поэтому в качестве истинных ятрогенных болезней, приведших к смерти больного (ятрогенных осложнений, возведенных в понятие основных заболеваний), указываются и кодируются: При летальных исходах, связанных с терапевтическими, хирургическими и диагностическими вмешательствами, важно получить информацию об их отрицательных эффектах. Поэтому в качестве истинных ятрогенных болезней, приведших к смерти больного (ятрогенных осложнений, возведенных в понятие основных заболеваний), указываются и кодируются: передозировка правильно назначенного лечебного средства; прием ошибочно назначенного лекарственного вещества; все непрофессионально выполненные диагностические, терапевтические и хирургические вмешательства и лечебные манипуляции; смертельные осложнения профилактических мероприятий, вакцинации; смертельные осложнения косметологических медицинских мероприятий; анафилактический шок; смертельные осложнения наркоза, других мероприятий, связанных с обезболиванием.

Слайд 49
Описание слайда:
5. Отсутствие обоснования лечебно-диагностического плана ведения пациента. 5. Отсутствие обоснования лечебно-диагностического плана ведения пациента. 6. Нарушения в протоколировании ведения больного (заполнении дневниковых записей): отсутствие необходимых результатов врачебного осмотра пациента, анализа результатов проведенных диагностических исследований, нарушение регулярности ведения дневниковых записей (при плановом ведении больного - ежедневно, при динамическом наблюдении - не реже 3-4 раз в сутки, при интенсивном наблюдении - каждые 2-4 ч).

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:
7. Отсутствие или небрежное заполнение листа врачебных назначений с отметками о выполнении. 7. Отсутствие или небрежное заполнение листа врачебных назначений с отметками о выполнении. Функция лечащего врача - обоснование назначения и назначение препарата, определение дозового режима и длительности курса, мониторинг эффективности применения, определение показаний и даты отмены назначения препарата. Назначение лекарственного препарата врачом фиксируется датой и подписью. Мониторинг эффективности применения, определение показаний и даты отмены назначения препарата невозможны без наличия отметок о введении препарата медицинской сестрой. В отсутствие отметок о введении и подписи лица, осуществившего введение, отсутствуют письменные доказательства этого введения.

Слайд 52
Описание слайда:
8. Отсутствие или небрежное заполнение температурного листа. 8. Отсутствие или небрежное заполнение температурного листа. 9. Отсутствие результатов назначенного дополнительного обследования (лабораторного, рентгенологического, функционально-диагностического, инструментального и т. д.) в соответствии с листом назначений. 10. Отсутствие или небрежное заполнение протоколов осмотров консультантов, зав. отд., зам.гл. вр. и т.д., а также при превышении контрольных сроков госпитализации (без обоснования необходимости задержки пациента), отсутствие анализа реализации лечебно-диагностического плана ведения пациента, отсутствие оценки эффективности примененных методов лечения и обоснования продолжения лечения или изменения его тактики.

Слайд 53
Описание слайда:
11. Отсутствие или небрежное заполнение выписного эпикриза, необходимого для соблюдения преемственности в оказании медицинской помощи, 11. Отсутствие или небрежное заполнение выписного эпикриза, необходимого для соблюдения преемственности в оказании медицинской помощи, - без правильно рубрифицированной формулировки заключительного клинического диагноза, - без описания результатов диагностического исследования без перечисления применяемых методов лечения с указанием наименований и дозировок фармакологических препаратов, без описания динамики и итогового состояния больного, без оценки результата (исхода) лечения, без рекомендаций пациенту после выписки из МО.

Слайд 54
Описание слайда:
Дефекты оформления первичной медицинской документации (ПМД) в медицинской организации: непредставление ПМД, подтверждающей факт оказания МП, без объективных причин; дефекты оформления ПМД, препятствующие проведению экспертизы КМП (невозможность оценить динамику состояния здоровья, объем, характер и условия предоставления медицинской помощи); отсутствие в ПМД: информированного добровольного согласия или отказа от медицинского вмешательства и (или) письменного согласия на лечение в установленных законодательством РК случаях; наличие признаков фальсификации ПМД (дописки, исправления, "вклейки", полное переоформление истории болезни с умышленным искажением сведений о проведенных диагностических и лечебных мероприятиях, клинической картины заболевания); дата оказания МП, зарегистрированная в ПМД и счетов-реестров, не соответствует табелю учета рабочего времени врача (оказание МП в период отпуска, учебы, командировок, выходных дней и т. п.); несоответствие данных ПМД данным счетов-реестров, в т. ч.: - включение в счет на оплату МП и счетов-реестров посещений, койко-дней и др., не подтвержденных ПМД; - несоответствие сроков лечения, согласно ПМД срокам, указанным в счете-реестре

Слайд 55
Описание слайда:
Дефектом качества медицинской помощи является нарушение общих правил назначения лекарственных средств: Дефектом качества медицинской помощи является нарушение общих правил назначения лекарственных средств:

Слайд 56
Описание слайда:

Слайд 57
Описание слайда:

Слайд 58
Описание слайда:
5. В МО, в которых работает один врач (участковая больница, родильный дом, расположенные в сельской местности, и пр.), назначение лекарственных средств осуществляется лечащим врачом единолично и фиксируется в медицинских документах больного. 5. В МО, в которых работает один врач (участковая больница, родильный дом, расположенные в сельской местности, и пр.), назначение лекарственных средств осуществляется лечащим врачом единолично и фиксируется в медицинских документах больного. При этом текущий и плановый контроль за обоснованностью и правильностью назначения лекарственных средств проводится в установленном порядке УЗ, ТД ККМФД.

Слайд 59
Описание слайда:
6. Назначение нижеперечисленных специальных лекарственных средств больному, находящемуся в неспециализированном стационаре (отделении), осуществляется лечащим врачом по согласованию с врачом-специалистом, о чем делается соответствующая запись в истории болезни: 6. Назначение нижеперечисленных специальных лекарственных средств больному, находящемуся в неспециализированном стационаре (отделении), осуществляется лечащим врачом по согласованию с врачом-специалистом, о чем делается соответствующая запись в истории болезни: иммунодепрессантов - гематологом и (или) онкологом (после пересадки костного мозга), трансплантологом (после пересадки органов и тканей), ревматологом и иными специалистами; иммуностимуляторов - иммунологом (больным СПИД или другими тяжелыми нарушениями иммунитета) или иными специалистами; противоопухолевых - гематологом и (или) онкологом; противотуберкулезных - фтизиатром; противодиабетических (больным сахарным диабетом) и прочих лекарственных средств, влияющих на эндокринную систему, - эндокринологом, за исключением случаев:

Слайд 60
Описание слайда:
а) одномоментного внутривенного или внутриартериального введения лекарственных средств, содержащих более 10 г глюкозы в пересчете на чистую глюкозу, когда назначение инсулина производится по согласованию с заведующим отделением, врачом отделения интенсивной терапии или реаниматологом, в экстренных случаях - ответственным дежурным; а) одномоментного внутривенного или внутриартериального введения лекарственных средств, содержащих более 10 г глюкозы в пересчете на чистую глюкозу, когда назначение инсулина производится по согласованию с заведующим отделением, врачом отделения интенсивной терапии или реаниматологом, в экстренных случаях - ответственным дежурным; б) назначения кортикостероидов больным с острой сосудистой (сердечно-сосудистой) недостаточностью различного генеза, если доза вводимого препарата не превышает курсовую терапевтическую дозу. Назначение кортикостероидов, входящих в традиционные схемы химиотерапевтического лечения онкологических/гематологических больных, больных, страдающих ревматологическими заболеваниями и т. п., осуществляется по согласованию с соответствующим врачом-специалистом.

Слайд 61
Описание слайда:
Таким образом, обязательными для соблюдения правилами назначения лекарственных средств являются: Таким образом, обязательными для соблюдения правилами назначения лекарственных средств являются: обязательное наличие и бесплатное для пациента применение в стационаре лекарственных препаратов, включенных в Лекарственный формуляр; назначение и использование лекарственного средства в строгом соответствии с утвержденной инструкцией по его применению (с учетом показаний и противопоказаний, соблюдением разрешенных методов введения и дозирования); учет анамнестических данных о непереносимости лекарственных средств в прошлом; назначение лекарственных средств с учетом их взаимодействия; учет возрастной коррекции дозы лекарственного средства; наличие добровольного информированного согласия пациента на избранные лечащим врачом методы и способы лекарственной терапии, в т. ч. на применение лекарственных средств у больных по жизненным показаниям; избегание полипрагмазии и политерапии без соответствующих показаний; неиспользование лекарственных средств, затрудняющих стабилизацию или увеличивающих риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания; неиспользование лекарственных средств, повышающих риск возникновения нового патологического процесса; неиспользование лекарственных средств, приводящих к неоптимальному использованию ресурсов медицинской организации.

Слайд 62
Описание слайда:
Имеющийся опыт проведения экспертизы качества в стационаре позволил придти к некоторым выводам: 1. Недостатки в оказании медицинской помощи включают в себя категории врачебных ошибок и других дефектов оказания неотложной помощи. 2. Ошибки носят диагностический, лечебный и тактический характер. 3. Выявляют недостаточную подготовку врачей в вопросах диагностики и лечения больных с угрожаемыми синдромами (шок, сепсис, асфиксия, терминальное состояние). Причем некоторые недостатки носят системный характер, отражают сложившуюся практику в ряде МО, базирующуюся в том числе и на противоречивых данных из литературы. Это, в частности, касается тактики проведения респираторной, метаболической поддержки, инфузионной терапии, т.е. основных компонентов интенсивной терапии.

Слайд 63
Описание слайда:
Предметом экспертизы качества медицинских услуг является анализ и оценка результатов оказанных медицинских услуг на основании индикаторов, определяющих уровень качества медицинских услуг

Слайд 64
Описание слайда:
Классическое определение индикатора качества медицинской помощи (А. Донабедиан) «Индикатор качества медицинской помощи – количественный показатель, отражающий структуру, процесс или результат оказания медицинской помощи»

Слайд 65
Описание слайда:
Индикаторы качества медицинской помощи должны отражать ее основные характеристики:

Слайд 66
Описание слайда:
индикаторы структуры - критерии обеспеченности человеческими, финансовыми и техническими ресурсами; 2) индикаторы процесса - критерии оценки выполнения технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; 3) индикаторы результата медицинских услуг - критерии оценки последствий для здоровья в результате оказания или неоказания медицинской помощи медицинскими организациями или физическими лицами.

Слайд 67
Описание слайда:
При экспертизе по индикаторам структуры оценивается соответствие ресурсного обеспечения медицинской организации установленным нормативам и требованиям. При экспертизе по индикаторам структуры оценивается соответствие ресурсного обеспечения медицинской организации установленным нормативам и требованиям. При экспертизе по индикаторам процесса сопоставляются технологии оказанных медицинских услуг со стандартами конкретному пациенту. Обязательно оценивается объем и своевременность диагностических мероприятий, точность постановки диагноза, адекватность выбора, объем и своевременность лечебных мероприятий, привлечения к лечению необходимых специалистов, проведения консилиумов, использование возможных стационарозамещающих лечебных технологий, своевременность направления на консультацию и госпитализацию в медицинские организации, интенсивность лечебно-диагностического процесса, адекватность средств, затраченных на лечение пациента, достигнутому результату, обоснованность выдачи листка нетрудоспособности. При экспертизе по индикаторам результата анализируются показатели эффективности деятельности медицинской организации.

Слайд 68
Описание слайда:
Внутренние индикаторы оценки для организаций, оказывающих стационарную помощь (1)

Слайд 69
Описание слайда:
Внутренние индикаторы оценки для организаций, оказывающих стационарную помощь (2)

Слайд 70
Описание слайда:
Примеры дополнительных индикаторов качества медицинской помощи на региональном уровне (1):

Слайд 71
Описание слайда:
Примеры дополнительных индикаторов качества медицинской помощи на региональном уровне (2):

Слайд 72
Описание слайда:
Примеры дополнительных индикаторов качества медицинской помощи на региональном уровне (3):

Слайд 73
Описание слайда:
Благодарю за внимание!


Скачать презентацию на тему Экспертная оценка качества медицинских услуг в организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь можно ниже:

Похожие презентации