Исскуство Великого Новгорода презентация

Содержание


Презентации» Искусство» Исскуство Великого Новгорода
В летописи Новгород впервые упоминается под 859 годом, таким образом онБерестяные грамотыБерестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовойПервая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во времяБерестяные грамоты имеют самое разное содержание. Так, например, грамота номер 155Интересным открытием - что их язык (письменный старославянский) несколько отличается отНа сегодняшний день в Новгороде найдено 1050 грамот, а также однахарактерные черты новгородской архитектуры:
 характерные черты новгородской архитектуры:
 использование местного камня-известняка,В Древней Руси детинец служил центральным укреплением города.
 В Древней РусиМа́гдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата (польск. drzwi płockie) — название бронзовыхСделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характерДверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплённымиМать императора Константина — Елена — приняла самое ревностное участие вИконопись Новгорода
 главным назначением иконы было и остается общение верующего сДревнейшая из сохранившихся икон — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XIIИз деревянной церкви Святого Образа в Новгороде происходит замечательная двухсторонняя иконаДвусторонность рассматриваемой иконы и ее сравнительно небольшой размер (77Х71) позволяет говорить,самый ранний среди дошедших до нас памятников - икона «Апостолы ПетрИз Храма Св. Георгия (1116)происходят три хорошо сохранившиеся большие иконы XIIНаиболее ранняя икона св. Георгия в рост (30-40-е года XII века)Вторая икона, так же св. Георгия (1170) написана по заказу младшегоСообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170Битва новгородцев с суздальцами
 Композиция иконы «Битва суздальцев с новгородцами» делитсяСофия -Премудрость	Божия
 Первая икона появилась в Новгороде в XV в., хотяВ правой руке он держит скипетр с крестом наверху, а левойОтечество	с	избранными	святыми«Св. Георгий со змеем»«Чудо о змии» - одно из самых известных чудес, явленных святым



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
В летописи Новгород впервые упоминается под 859 годом, таким образом он является самым древним городом России. Но первые поселенцы появились тут гораздо раньше. В древние времена эти земли были заселены мирными финно-угорскими племенами, которые в VII – VIII веках были оттеснены на север двигавшимися с юга славянскими народами, или ассимилировались с ними. Арабские источники говорят о существовании на территории нынешней Ленинградской области союза северных славянских племен, называемой Славия. А в 862 году, по преданию, славяне этой земли призвали на управление собой и возникшим небольшим городом-крепостью иностранного князя Рюрика с дружиной, который и стал родоначальником царской династии Рюриковичей, управлявшей Россией в течение семи с половиной веков. В летописи Новгород впервые упоминается под 859 годом, таким образом он является самым древним городом России. Но первые поселенцы появились тут гораздо раньше. В древние времена эти земли были заселены мирными финно-угорскими племенами, которые в VII – VIII веках были оттеснены на север двигавшимися с юга славянскими народами, или ассимилировались с ними. Арабские источники говорят о существовании на территории нынешней Ленинградской области союза северных славянских племен, называемой Славия. А в 862 году, по преданию, славяне этой земли призвали на управление собой и возникшим небольшим городом-крепостью иностранного князя Рюрика с дружиной, который и стал родоначальником царской династии Рюриковичей, управлявшей Россией в течение семи с половиной веков.

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Берестяные грамоты

Слайд 8
Описание слайда:
Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков, однако утверждали, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX-X веках. Так или иначе, это археологическое открытие перевернуло взгляд современных ученых на Древнюю Русь и, что куда важнее, позволило взглянуть на ее изнутри.

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие. Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Берестяные грамоты имеют самое разное содержание. Так, например, грамота номер 155 является запиской о суде, которая предписывает ответчику возместить истцу нанесенный ущерб в размере 12 гривен. Грамота номер 419 – молитвенная книжка. А вот грамота под номером 497 и вовсе была приглашением зятя Григория погостить в Новгород. Берестяные грамоты имеют самое разное содержание. Так, например, грамота номер 155 является запиской о суде, которая предписывает ответчику возместить истцу нанесенный ущерб в размере 12 гривен. Грамота номер 419 – молитвенная книжка. А вот грамота под номером 497 и вовсе была приглашением зятя Григория погостить в Новгород. и в качестве объявлений. Так, например, грамота номер 876 содержит предупреждение о том, что в ближайшие дни на площади будут проходить ремонтные работы. Ценность берестяных грамот состоит в том, что в подавляющем большинстве это бытовые письма, из которых можно очень много узнать о жизни новгородцев.

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Интересным открытием - что их язык (письменный старославянский) несколько отличается от того, что привыкли видеть историки. В языке берестяных грамот содержится несколько кардинальных отличий в правописании некоторых слов и сочетаний букв. Есть различия и в расстановке знаков препинания. Интересным открытием - что их язык (письменный старославянский) несколько отличается от того, что привыкли видеть историки. В языке берестяных грамот содержится несколько кардинальных отличий в правописании некоторых слов и сочетаний букв. Есть различия и в расстановке знаков препинания. Все это привело ученых к выводу о том, что старославянский язык был весьма неоднородным и имел множество наречий, которые порой сильно разнились между собой. Подтвердили эту теорию и дальнейшие открытия в области истории Руси.

Слайд 15
Описание слайда:
На сегодняшний день в Новгороде найдено 1050 грамот, а также одна берестяная грамота-икона. На сегодняшний день в Новгороде найдено 1050 грамот, а также одна берестяная грамота-икона. Найдены грамоты были и в других древнерусских городах. В Пскове было обнаружено 8 грамот. В Торжке – 19. В Смоленске – 16 грамот. В Твери – 3 грамоты, а в Москве – пять. В Старой Рязани и Нижнем Новгороде было найдено по одной грамоте. Так же грамоты были обнаружены и на других славянских территориях. В белорусских Витебске и Мстиславле - по одной грамоте, а на Украине, в Звенигороде Галицком, - три берестяные грамоты. Этот факт свидетельствует о том, что берестяные грамоты не были прерогативой новгородцев и рассеивает популярный миф о Древней Руси - миф тотальной безграмотности простого люда.

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
характерные черты новгородской архитектуры: характерные черты новгородской архитектуры: использование местного камня-известняка, простая планировка, минимум декора, замена мозаики фресковыми росписями.

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:
В Древней Руси детинец служил центральным укреплением города. В Древней Руси детинец служил центральным укреплением города. Детинец - это часть города, которая окружается стенами. Детинец прикрывал резиденцию князя, а также двор управителя церкви. Сооружение детинца - это стены, обнесенные башнями. В XIV веке детинец стали называть "кремлем".

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:
Ма́гдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата (польск. drzwi płockie) — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом были перенесены в западный портал собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведёт архиепископ Новгородский и Старорусский. Ма́гдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата (польск. drzwi płockie) — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом были перенесены в западный портал собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведёт архиепископ Новгородский и Старорусский. По одной из версий эти врата сделаны в 1153 году в городе Магдебург и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке (на польск.).

Слайд 34
Описание слайда:
Сделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сцены из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством. Среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (на нем.) (1152—1192) и плоцкий епископ Александр (на польск.) (1129—1156). на вратах присутствуют изображения сотворивших их мастеров-литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецких создателей помещена фигура русского мастера Авраама.

Слайд 35
Описание слайда:
Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок — головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними — русские переводы. В нижнем правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры. Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок — головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними — русские переводы. В нижнем правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры.

Слайд 36
Описание слайда:

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:
Мать императора Константина — Елена — приняла самое ревностное участие в распространении христианства. Мать императора Константина — Елена — приняла самое ревностное участие в распространении христианства. Именно по ее инициативе и при ее участии была найдена под Иерусалимом, на Голгофе, величайшая святыня — крест, на котором был распят Иисус. На этом месте по ее повелении впоследствии был воздвигнут Храм гроба Господнего. Этим самым Елена положила основание последнему из двунадесятых великих празднеств — Воздвижению Креста. Императрица Елена, также как и Константин, причислена Церковью к лику святых.

Слайд 44
Описание слайда:

Слайд 45
Описание слайда:

Слайд 46
Описание слайда:

Слайд 47
Описание слайда:

Слайд 48
Описание слайда:

Слайд 49
Описание слайда:

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:

Слайд 53
Описание слайда:

Слайд 54
Описание слайда:

Слайд 55
Описание слайда:

Слайд 56
Описание слайда:

Слайд 57
Описание слайда:

Слайд 58
Описание слайда:

Слайд 59
Описание слайда:

Слайд 60
Описание слайда:

Слайд 61
Описание слайда:

Слайд 62
Описание слайда:
Иконопись Новгорода главным назначением иконы было и остается общение верующего с Богом. Именно это свойство и особая роль выделяют икону из среды живописных изображений, ставят ее вне искусства, над ним или ниже его.

Слайд 63
Описание слайда:
Древнейшая из сохранившихся икон — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: Древнейшая из сохранившихся икон — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Слайд 64
Описание слайда:
Из деревянной церкви Святого Образа в Новгороде происходит замечательная двухсторонняя икона Спас Нерукотворный – Поклонение Кресту. Исследователи сходятся на мнении, что икона была выполнена в Новгороде в середине – во второй половине XII века предположительно называется ее мастер – Из деревянной церкви Святого Образа в Новгороде происходит замечательная двухсторонняя икона Спас Нерукотворный – Поклонение Кресту. Исследователи сходятся на мнении, что икона была выполнена в Новгороде в середине – во второй половине XII века предположительно называется ее мастер – Олисей Гречин. имя новгородского художника 12 в. (опираясь только на летописи) и возможные работы Гречина – «Спас Нерукотворный – Поклонение кресту» и «Знамение – мц. Ульяна», так же предполагают, что художник участвовал в росписи церкви Спаса на Нередице.

Слайд 65
Описание слайда:
Двусторонность рассматриваемой иконы и ее сравнительно небольшой размер (77Х71) позволяет говорить, что икона была выносная и использовалась во время крестных ходов. Двусторонность рассматриваемой иконы и ее сравнительно небольшой размер (77Х71) позволяет говорить, что икона была выносная и использовалась во время крестных ходов. Это не настенный и не деисусный образ, в Новгороде его почитали, о чем, например, говорит воспроизведение ее лицевой и частично оборотной стороны в заставке новгородской рукописи 1262 года.

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:

Слайд 68
Описание слайда:

Слайд 69
Описание слайда:
самый ранний среди дошедших до нас памятников - икона «Апостолы Петр и Павел», исследователи датируют ее XI веком, и создана она была, возможно, специально для собора. Икона имеет большой размер (236Х147), именно это обстоятельство заставляет ее относить к настолпным или настенным образам и отличать от византийской станковой живописи, которая была меньших размеров. Святая София долго стояла не расписанной фресками (по свидетельству Третьей Новгородской летописи до 1108 года), поэтому иконы были главным украшением храма. самый ранний среди дошедших до нас памятников - икона «Апостолы Петр и Павел», исследователи датируют ее XI веком, и создана она была, возможно, специально для собора. Икона имеет большой размер (236Х147), именно это обстоятельство заставляет ее относить к настолпным или настенным образам и отличать от византийской станковой живописи, которая была меньших размеров. Святая София долго стояла не расписанной фресками (по свидетельству Третьей Новгородской летописи до 1108 года), поэтому иконы были главным украшением храма.

Слайд 70
Описание слайда:

Слайд 71
Описание слайда:

Слайд 72
Описание слайда:
Из Храма Св. Георгия (1116)происходят три хорошо сохранившиеся большие иконы XII века: две с изображением св. Георгия, и «Благовещение», называемое Устюжским. Из Храма Св. Георгия (1116)происходят три хорошо сохранившиеся большие иконы XII века: две с изображением св. Георгия, и «Благовещение», называемое Устюжским.

Слайд 73
Описание слайда:
Наиболее ранняя икона св. Георгия в рост (30-40-е года XII века) дошла до нас в плохой сохранности и большей частью утраты в ней восполнены, а некоторые части переписаны в XIV веке, от XII века сохранились контуры фигуры, волосы, нимб, панцирь, щит и другие части фрагментарно. Наиболее ранняя икона св. Георгия в рост (30-40-е года XII века) дошла до нас в плохой сохранности и большей частью утраты в ней восполнены, а некоторые части переписаны в XIV веке, от XII века сохранились контуры фигуры, волосы, нимб, панцирь, щит и другие части фрагментарно. Святой Георгий представлен в красном плаще, как мученик, но в руках он держит не крест, а копье и меч и общая его поза соответствует византийскому типу воина, а не мученика. Следует обратить внимание, что оба Георгия держат в руках меч, который является не просто атрибутикой, как например щит за спиной Георгия (в рост), но он нарочито демонстрируется, как символ власти, в данном случае княжеской, так как икона несомненно делалась по заказу князя.

Слайд 74
Описание слайда:

Слайд 75
Описание слайда:
Вторая икона, так же св. Георгия (1170) написана по заказу младшего сына Андрея Боголюбского – князя Георгия Андреевича. Икона достаточно хорошо сохранилась, кроме некоторых утрат на лице и фоне, поза святого и живопись находит аналогии в византийском искусстве. Впрочем следует отметить подражательный киевско-греческий характер ранних новгородских икон. Образ мученика за Христа долгое время оставался не понятным от того возникает этот царственный облик воина в прекрасных киноварно-красных одеждах. Здесь красный цвет, имеющий различное символическое значение, может быть осмыслен не только как цвет мученичества за Христа, но скорее как цвет власти и высокого происхождения изображенного - это воин, олицетворение княжеской мощи. Вторая икона, так же св. Георгия (1170) написана по заказу младшего сына Андрея Боголюбского – князя Георгия Андреевича. Икона достаточно хорошо сохранилась, кроме некоторых утрат на лице и фоне, поза святого и живопись находит аналогии в византийском искусстве. Впрочем следует отметить подражательный киевско-греческий характер ранних новгородских икон. Образ мученика за Христа долгое время оставался не понятным от того возникает этот царственный облик воина в прекрасных киноварно-красных одеждах. Здесь красный цвет, имеющий различное символическое значение, может быть осмыслен не только как цвет мученичества за Христа, но скорее как цвет власти и высокого происхождения изображенного - это воин, олицетворение княжеской мощи.

Слайд 76
Описание слайда:

Слайд 77
Описание слайда:

Слайд 78
Описание слайда:
Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену. Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену. Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу.

Слайд 79
Описание слайда:
Битва новгородцев с суздальцами Композиция иконы «Битва суздальцев с новгородцами» делится на три регистра (части), в которых последовательно иллюстрируется повествование о чуде.

Слайд 80
Описание слайда:

Слайд 81
Описание слайда:

Слайд 82
Описание слайда:

Слайд 83
Описание слайда:

Слайд 84
Описание слайда:
София -Премудрость Божия Первая икона появилась в Новгороде в XV в., хотя первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая – в 1037-м – в Киеве. Центральной фигурой иконы является Вседержитель в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачен в царскую одежду и препоясан драгоценным поясом, на голове – царский венец.

Слайд 85
Описание слайда:

Слайд 86
Описание слайда:
В правой руке он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. В правой руке он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. По сторонам изображены Богоматерь с Богомладенцем и св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах». Над головой Ангела – благословляющий Христос Спаситель, еще выше – золотой престол с раскрытою на нем книгой – символ Божественного присутствия. С обеих сторон престола – по три коленопреклонных ангела. Огненный Ангел есть Христос

Слайд 87
Описание слайда:
Отечество с избранными святыми

Слайд 88
Описание слайда:

Слайд 89
Описание слайда:
«Св. Георгий со змеем»

Слайд 90
Описание слайда:
«Чудо о змии» - одно из самых известных чудес, явленных святым Георгием после его смерти. «Чудо о змии» - одно из самых известных чудес, явленных святым Георгием после его смерти. В озере, неподалеку от некоего города, поселился огромный змей. Он пожирал людей и овец и отравлял воздух ядовитым дыханием. Правитель города, жители которого были язычниками, обратился к богам, и они посоветовали ему каждый день отдавать в жертву змею юношу или девушку. Когда дошла очередь до единственной дочери правителя, девушку отвели к озеру и оставили на берегу. С ужасом она ждала гибели, но появился всадник на белом коне. Узнав о чудовище, воин, не внимая предостережениям девушки, бросился на вылезшего из озера змея. Он прижал копьем гортань чудовища к земле, а конь стал топтать его копытами. Затем воин приказал девушке накинуть на усмиренного змея пояс и отвести в город. Увидев чудовище, которое она вела, подобно смирному псу, горожане замерли от изумления. Святой Георгий объяснил им, что он одолел змея силой Христа. Когда по просьбе горожан святой убил змея, они приняли Крещение. На том месте, где змей был умерщвлен, построили церковь во имя великомученика, около которой забил целебный источник.

Слайд 91
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Исскуство Великого Новгорода можно ниже:

Похожие презентации