Нотация. Реформы нотации презентация

Содержание


Презентации» Музыка» Нотация. Реформы нотации
Нотация
 «Письмо – есть способ связи между 
 творцом и обществом»Реформы нотации
 Невменная нотация - IX век 
 Линейная нотация -НЕВМЫ
 Древнейший памятник дошедшего до нас невменного письма находится в МюнхенеРneuma – с греч. дыхание, дуновение, ветер. В этом смысле самВиды невм
 Различают два вида невм: простые и сложные. Простыми являютсяПростые невмы
 punctum («точка») и virga («прут») обозначали один звук. БолееПростые невмы
 Четыре невмы соответствовали трехзвучным фигурам. 
 Scandicus («подъем») даетСложные невмы
 Сложные невмы образуются при помощи комбинации простых невм. Например,Невмы рисовались над текстом и регламентировали только направление движения. Существовали различныеБуквенная нотация 
 Буквенная нотация применялась в основном в теоретических трактатах,Буквенная нотация
 
 Боэций
 A B C D E F GЛинейная нотация
 Считается, что первым использовать линии стал Хукбальд (ум. ок._______________________ta_____
 t____________________li/________
 t___Ec________Isra___/__________
 s_____\ce_____/____\he__________
 t________\vere__________________Гвидо Аретинский (990-е гг. – 1050)
 Идеи невменной, буквенной и линейнойТрактаты Гвидо
 Гридо Аретинский является автором 4-х трактатов:
 Пролог к антифонариюНотация Гвидо
 Невмы были помещены на линейную лестницу, а сами линииЛинии
 Линиям у Гвидо предпосланы либо буквы монохорда -
  МонохордГЕКСАХОРДЫ
 Гвидо сформулировал учение о гексахорде – звукоряде из 6 звуков.Гимн Святому Иоанну
 Ut queant Laxis
 Resonare fibris
 Mira gestorum
 FamuliРусский перевод
 «Чтобы слуги смогли воспеть открытыми сердцами чудесные твои деяния,Три вида гексахордов
 Натуральный гексахорд naturale – 
   Во всех 3 видах гексахордов слоговые названия соответствовали ut re miМутация
 Если диапазон мелодии превышал 6 ступеней, то использовался переход (мутация)



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Нотация «Письмо – есть способ связи между творцом и обществом» Р. Барт. В эпоху раннего средневековья вплоть до конца IX века господствовала устная традиция передачи песнопений богослужебной практики. Устность – это особое состояние культуры в определенный исторический период.


Слайд 2
Описание слайда:
Реформы нотации Невменная нотация - IX век Линейная нотация - Гвидо из Ареццо - XI век Смена модальной нотации на мензуральную – Франко Кельнский – XIII век. Филипп де Витри – система пролаций – XIV век. Тактовая нотация – рубеж XVI-XVII вв.

Слайд 3
Описание слайда:
НЕВМЫ Древнейший памятник дошедшего до нас невменного письма находится в Мюнхене – «Codex 9543», записанный между 817-834 гг. Neuma - с латинского кивок, знак. Знаки, появившиеся над латинским текстом рукописей, ассоциировались с движениями руки кантора, управляющего хором.

Слайд 4
Описание слайда:
Рneuma – с греч. дыхание, дуновение, ветер. В этом смысле сам акт передачи тайны интонации понимается таким же ускользающим и неуловимым, как дыхание или дуновение духа, идущее от учителя к ученику. Графическое начертание невмы является всего лишь напоминанием о тайне этой передачи.

Слайд 5
Описание слайда:
Виды невм Различают два вида невм: простые и сложные. Простыми являются восемь невм, содержащие от одного до трех звуков; сложными – все остальные, содержащие более трех звуков.

Слайд 6
Описание слайда:
Простые невмы punctum («точка») и virga («прут») обозначали один звук. Более низкий звук, чем предыдущий, фиксировался при помощи punctum, более высокий – virga. Две невмы означали двухзвучные фигуры: podatus («шаг») – для нотирования восходящего движения, clivis («сгиб») – для нисходящего.

Слайд 7
Описание слайда:
Простые невмы Четыре невмы соответствовали трехзвучным фигурам. Scandicus («подъем») дает восходящий рисунок, climacus («приставная лестница») – нисходящий. torculus («изгиб») передает рисунок вверх-вниз, porrectus («усилие», «растяжение»») – вниз-вверх.

Слайд 8
Описание слайда:
Сложные невмы Сложные невмы образуются при помощи комбинации простых невм. Например, virga subtripunctis – к вирге присоединяются три пунктуса, torculus praepunctis – фигура torculus перед punctum.

Слайд 9
Описание слайда:
Невмы рисовались над текстом и регламентировали только направление движения. Существовали различные диалекты (региональные традиции) в написании невм. Несовершенство невменной нотации было связано с отсутствием точной звуковысотной фиксации.

Слайд 10
Описание слайда:
Буквенная нотация Буквенная нотация применялась в основном в теоретических трактатах, и ее истоки относятся к трудам Боэция (ок. 480 - ок.525) - римского философа, государственного деятеля, богослова. Трактат «О музыке» («О музыкальных установлениях», на латинском языке) посвящен проблемам акустики и гармонии в греческой музыке и долгое время считался самым полным теоретическим музыкальным трудом поздней античности и Средневековья.

Слайд 11
Описание слайда:
Буквенная нотация Боэций A B C D E F G H I K L M N O P Хукбальд, Одо и др. A B C D E F G a b c d e f g a

Слайд 12
Описание слайда:
Линейная нотация Считается, что первым использовать линии стал Хукбальд (ум. ок. 930). Это зафиксировано в его трактате “De harmonica institutione”. Между линиями он ставил буквы - t (tonus - тон) и s (semitonium - полутон). Слоги текста помещались на промежутках линий

Слайд 13
Описание слайда:
_______________________ta_____ t____________________li/________ t___Ec________Isra___/__________ s_____\ce_____/____\he__________ t________\vere__________________

Слайд 14
Описание слайда:
Гвидо Аретинский (990-е гг. – 1050) Идеи невменной, буквенной и линейной нотации усовершенствовал и соединил в единое целое Гвидо Аретинский. Он не столько изобрел, сколько завершил искания предшественников в области нотации.

Слайд 15
Описание слайда:
Трактаты Гвидо Гридо Аретинский является автором 4-х трактатов: Пролог к антифонарию (1020-25) Правила Пролога к Антифонарию (1025-1027) Микролог (1020-е гг.) Письмо Гвидо (1028-1030).

Слайд 16
Описание слайда:
Нотация Гвидо Невмы были помещены на линейную лестницу, а сами линии были снабжены ключами – буквенными обозначениями. Позднее, в середине 12 века невмы заменили знаками черной квадратной нотации. (идея ключей появилась у Гвидо в трактате «Пролог к Антифонарию»)

Слайд 17
Описание слайда:
Линии Линиям у Гвидо предпосланы либо буквы монохорда - Монохорд – это звукоряд, который соответствует 7 звукам A B C D E F G, ибо, по утверждению Гвидо, «во всякой мелодии всего лишь 7 звуков» Либо линии раскрашивались в определенные цвета. Всего четыре линии: сверху жёлтая линия для звука с, ниже – чёрная для а, ещё ниже красная для f, четвёртая чёрная линия добавлялась по мере надобности сверху или снизу и предназначалась для верхнего е или нижнего d.

Слайд 18
Описание слайда:
ГЕКСАХОРДЫ Гвидо сформулировал учение о гексахорде – звукоряде из 6 звуков. Названия ступеням гексахорда даны по первым слогам строк текста гимна святому Иоанну Крестителю, приписываемому Павлу Диакону:

Слайд 19
Описание слайда:
Гимн Святому Иоанну Ut queant Laxis Resonare fibris Mira gestorum Famuli tuorum Solve polluti Labii reatum Sancte Iohannes

Слайд 20
Описание слайда:
Русский перевод «Чтобы слуги смогли воспеть открытыми сердцами чудесные твои деяния, сними вину с нечистых уст, Святой Иоанн».

Слайд 21
Описание слайда:
Три вида гексахордов Натуральный гексахорд naturale – ut re mi fa sol la - c d e f g a твердый гексахорд durum – ut re mi fa sol la - g a h c d e; мягкий гексахорд molle – ut re mi fa sol la - f g a b c d. Тоновый состав внутри гексахордов постоянен – Т – Т – ½ т – Т – Т.

Слайд 22
Описание слайда:
Во всех 3 видах гексахордов слоговые названия соответствовали ut re mi fa sol la, а абсолютная высота менялась. Самыми важными были ступени mi и fa, ибо с их помощью обозначалось место полутона.

Слайд 23
Описание слайда:
Мутация Если диапазон мелодии превышал 6 ступеней, то использовался переход (мутация) в другой гексахорд.

Слайд 24
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Нотация. Реформы нотации можно ниже:

Похожие презентации