Тверские рукописи и иконы презентация

Содержание


Презентации» Искусство» Тверские рукописи и иконы
Тверские рукописи и иконы   
 	Текст и фото дляТверской кремль в альбоме Адама Олеария
 Это первое известное нам графическоеЕвангелие 1417 года
 Совершенно особый рассказ – древние тверские рукописи. КЕвангелие 1434 года
 Новый стиль в украшении рукописей – «балканский» приходитРукопись Авраамия
 Ещё одна рукопись, переписанная в 1432 году на АфонеКиево-Печерский патерик
 С именем Арсения, святителя Тверского, связан самый древний сохранившийся«Хроники Георгия Амартола»
 Древних тверских иллюстрированных рукописей две – но во«Хроники Георгия Амартола»
 Выходная миниатюра изображает князя Михаила Ярославича Тверского с«Хроники Георгия Амартола» 
 На второй миниатюре изображен монах «Георгий грешник»Древние тверские иконы
 Сохранилось порядка полутора сотен тверских икон от XIIIИкона «Борис и Глеб»
 Икона «Борис и Глеб» найдена в Новгороде«Архангел Михаил»
 Икона «Архангел Михаил» неизвестного происхождения, её обнаружили ещё до«Спас»
 Икона «Спас» того же происхождения и датировки. И к нейИконы XV века 
 Расцвет тверской иконописи относится к XV веку,Иконы XV века 
 Не забывали и о греках, немало иконИконостас Спасо-Преображенского собора
 Совершенно уникален в тверском искусстве «кашинский иконостас» -Иконостас Спасо-Преображенского собора
 Иконы архангелов Михаила и Гавриила относятся к шедеврамИконостас Спасо-Преображенского собора
 Праздники – «Сретение» и «Крещение» - написаны этимИконостас Спасо-Преображенского собора
 Иконы очень тверские по приемам письма, вместе сИконы XVII века
 Завершить краткий обзор тверского искусства следует иконами XVII



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тверские рукописи и иконы Текст и фото для презентации любезно предоставил Павел Сергеевич Иванов, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Тверского государственного университета


Слайд 2
Описание слайда:
Тверской кремль в альбоме Адама Олеария Это первое известное нам графическое изображение Твери, относящееся к началу 1630-х годов. В альбоме голландского путешественника Адама Олеария есть также и изображение Торжка. Увы, ничего более раннего не сохранилось.

Слайд 3
Описание слайда:
Евангелие 1417 года Совершенно особый рассказ – древние тверские рукописи. К сожалению, они редко украшены миниатюрами, а основная их красота – в заставках и инициалах. Одна из древнейших сохранившихся рукописей – Евангелие 1417 года из Спасо-Преображенского собора в Твери богато украшенное заставками в тератологическом (зверином) стиле. Сплетенные фантастические животные предваряют тексты всех четырех евангелий. Такой стиль был очень популярен в XIII – XIV вв.

Слайд 4
Описание слайда:
Евангелие 1434 года Новый стиль в украшении рукописей – «балканский» приходит в конце XIV в. В Твери много рукописей, оформленных в этом стиле, имитирующем плетенку. Некоторые из них написаны на Афоне и в Константинополе. Таково, например, Евангелие, переписанное в монастыре Пантократор на Афоне и вложенное в 1434 году в монастырь Благовещения на Перемере в Твери.

Слайд 5
Описание слайда:
Рукопись Авраамия Ещё одна рукопись, переписанная в 1432 году на Афоне тверичом по имени Авраамий, попала в Савин тверской монастырь. Об этом и сообщает надпись на ее последнем листе.

Слайд 6
Описание слайда:
Киево-Печерский патерик С именем Арсения, святителя Тверского, связан самый древний сохранившийся список «Киево-Печерского Патерика» - замечательного памятника древнерусской культуры. Арсений как постриженик этой обители, видимо, желал построить в Твери что-то подобное Киево-Печерской Лавре. Основанный им Желтиков монастырь имел те же храмы, что и монастырь в Киеве, а в 1406 году по заказу епископа на пергамене был выполнен дорогой список «Патерика» в особой «Арсениевской» редакции.

Слайд 7
Описание слайда:
«Хроники Георгия Амартола» Древних тверских иллюстрированных рукописей две – но во второй из них – списке «Мерила Праведного» миниатюра практически утрачена. Зато список «Хроники Георгия Амартола» начала XIV века уникален. Перевод византийской исторической хроники украшают 129 миниатюр, из которых 107 выполнены в начале XIV столетия.

Слайд 8
Описание слайда:
«Хроники Георгия Амартола» Выходная миниатюра изображает князя Михаила Ярославича Тверского с матерью Ксенией (лик её утрачен). Это практически прижизненный портрет святого князя.

Слайд 9
Описание слайда:
«Хроники Георгия Амартола» На второй миниатюре изображен монах «Георгий грешник» - то есть «амартол – грешник с греческого), пишущий хронику. На миниатюрах есть имя художника – его звали Прокопий.

Слайд 10
Описание слайда:
Древние тверские иконы Сохранилось порядка полутора сотен тверских икон от XIII до первой половины XVI века и не менее того икон более позднего периода, но еще генетически связанных с тверской школой. Древних из них – единицы. К таким относятся иконы XIII-XIV вв.

Слайд 11
Описание слайда:
Икона «Борис и Глеб» Икона «Борис и Глеб» найдена в Новгороде в Савво-Вишерском монастыре. Этот монастырь основан в XV в. сыном тверского боярина Саввой Бороздиным. К Савве приходили его родственники, делали в его монастырь вклады. Икона очень традиционных форм, подобных ей около пяти-шести из разных городов Руси. Святые князья изображены в анфас, держат в руках мечи – атрибуты княжеской власти и кресты – символы мученической кончины.

Слайд 12
Описание слайда:
«Архангел Михаил» Икона «Архангел Михаил» неизвестного происхождения, её обнаружили ещё до революции в тверском епархиальном древлехранилище. Икона также имеет немало аналогий в искусстве того времен, датируется широко – XIV век. Обращают на себя внимание при всей условности приемов иконописца мощь образа, большие сильные белильные мазки – «пробела», разбеленные краски. Эти приемы будут сопровождать всю тверскую иконопись до XVII века.

Слайд 13
Описание слайда:
«Спас» Икона «Спас» того же происхождения и датировки. И к ней применимо все вышесказанное. Этими образами и оканчивается собственно классика тверской школы, её истоки.

Слайд 14
Описание слайда:
Иконы XV века Расцвет тверской иконописи относится к XV веку, когда число сохранившихся икон резко возрастает и исчисляется уже десятками. Назовем некоторые из них. Две иконы из села Васильевское под Старицей: «Богоматерь Одигитрия» и «Рождество Богородицы» - обозначают начало нового увлечения тверского искусства, появившегося в 1390-х гг. и связанного с именем святого Арсения епископа Тверского. Арсений приехал из Киева и привез множество икон, а, возможно, и мастеров - болгар и сербов. С этого времени распространяется их влияние на тверское искусство.

Слайд 15
Описание слайда:
Иконы XV века Не забывали и о греках, немало икон ориентировано на современное им греческое искусство. К таким относятся две иконы из села Ободово Спировского района. Одна из них – «Богоматерь». Икона очень близка к лучшим образцам византийского искусства 1 четверти XV в.

Слайд 16
Описание слайда:
Иконостас Спасо-Преображенского собора Совершенно уникален в тверском искусстве «кашинский иконостас» - иконостас Спасо-Преображенского собора в Твери, созданный в 1 половине XV в. Найдена часть его икон в Кашине, но туда они попали в XVII веке, а происхождение их из Твери сейчас не вызывает сомнений. Иконостас состоит из 27 сохранившихся икон (их было около 40) деисусного, праздничного и пророческого чинов.

Слайд 17
Описание слайда:
Иконостас Спасо-Преображенского собора Иконы архангелов Михаила и Гавриила относятся к шедеврам всего русского искусства и по уровню письма мало уступают образам Рублева и Дионисия.

Слайд 18
Описание слайда:
Иконостас Спасо-Преображенского собора Праздники – «Сретение» и «Крещение» - написаны этим же мастером, но в более свободной, легкой манере.

Слайд 19
Описание слайда:
Иконостас Спасо-Преображенского собора Иконы очень тверские по приемам письма, вместе с тем, они находят аналогии в греческом искусстве начала XV века.

Слайд 20
Описание слайда:
Иконы XVII века Завершить краткий обзор тверского искусства следует иконами XVII века. На одной из них изображены князь Михаил Тверской и княгиня Ксения – мать князя. Икона словно копирует выходную миниатюру «Хроники Георгия Амартола» (при этом нужно помнить, что самой рукописи в это время в Твери уже не было – значит была традиция такой иконографии). Святые держат в руках град Тверь в том виде, в каком он был в третьей четверти XVII века.


Скачать презентацию на тему Тверские рукописи и иконы можно ниже:

Похожие презентации