Раздел 3. Возрастная психология презентация

Содержание


Презентации» Медицина» Раздел 3. Возрастная психология
Электронное учебное пособие для студентов специальности 
 050148 Педагогика дополнительного образования
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственныхИсторический анализДетство - этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рожденияДетство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно,Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. 
 Уже у АристотеляВ литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей.Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в XIX-XXБлагодаря работам Филиппа Ариеса интерес к истории детства в зарубежной психологииДетские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах.Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению кПреодоление равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньшеВажным символом изменения отношения к детству служит одежда. В средние века,Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка отПозже, в XX веке, Первая мировая война породила феномен "молодежного сознания",Первое полугодие жизни – период эмоционального общения с матерью.
 Первое полугодиеВскрики(громкие и эмоционально насыщенные звуки)
 Вскрики(громкие и эмоционально насыщенные звуки)
 Гуканье(короткиеИнициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своимОбратить внимание на типичные интересы ребёнка, на свойственный ему на данномУбывание эгоцентризма детской речи;
 Убывание эгоцентризма детской речи;
 Развитие функций речи:Увеличение веса мозга ( от 90% веса мозга взрослого человека вПреобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;
 Преобразование ситуации дляПериод юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости,«…В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее этоМногие исследования посвящены развитию и качеству Я концепции и у молодыхСтремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу:Друзья как единомышленники
 Друзья как единомышленники
 Первая любовь
 Проблемы пола иОбщение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизациюПредварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование«… Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени неестественно развилаИтак, юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством иНовый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом- физическое созревание;
 - физическое созревание;
 - абстрактные мыслительные операции;
 -Молодость начинается с трудоустройства. Здесь можно реально осуществлять, «овеществлять» свой социально-профессиональныйСоциальная ситуация развития:
 Социальная ситуация развития:
 Ожидание пенсии. 
 Основные контактыСтремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональномСоциальная ситуация развития:
 Социальная ситуация развития:
 Старые контакты (с коллегами поПрежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, проба своих силДолгожителями обычно становятся люди, у которых существует оптимальный уровень функционирования большинстваОбухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2008.
 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Электронное учебное пособие для студентов специальности 050148 Педагогика дополнительного образования Преподаватель психологии: Чубыкина С.Ю.


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных связей. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных связей. Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Существует два пути развития психики – филогенетический и онтогенетический. Согласно этому принципу, любое психическое явление мы рассматриваем как процесс в системе трех координат: актогенез (развитие процесса или возникновение явления в ответ на воздействие конкретного раздражителя). онтогенеза и историогенеза. Принцип единства сознания и поведения устанавливает: 1) связь психического развития и ведущей деятельности 2) необходимость изучения детей в процессе их обучения и воспитания 3) необходимость для полной и адекватной оценки уровня психического развития ребенка фиксации и анализа его поведения и действий в рамках трех типов деятельности: ведущей; зарождающейся в ведущей новой, более прогрессивной формы деятельности; сохраняющейся наряду с ведущей «прошедшей» формы деятельности. Принцип объективности реализуется в: 1) учете социально-экономических, исторических, этнопсихологических различий при сравнении детей по уровню психического развития; 2) максимально возможной эквивалентности экспериментальной и контрольной групп при исследовании новых методов обучения и воспитания, резервов психического развития

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Исторический анализ

Слайд 8
Описание слайда:
Детство - этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости. Детство - этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости. Психологический словарь

Слайд 9
Описание слайда:
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Слайд 10
Описание слайда:
Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. О детском развитии также писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие.

Слайд 11
Описание слайда:
В литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов. В литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов.

Слайд 12
Описание слайда:
Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в XIX-XX веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы способны обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой среде и, прежде всего, девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества. Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в XIX-XX веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы способны обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой среде и, прежде всего, девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества.

Слайд 13
Описание слайда:
Благодаря работам Филиппа Ариеса интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос. Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Благодаря работам Филиппа Ариеса интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос. Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать.

Слайд 14
Описание слайда:
Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово "ребенок" было синонимом для понятия "дурак". Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово "ребенок" было синонимом для понятия "дурак".

Слайд 15
Описание слайда:
Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей.

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньше XVII века, когда впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньше XVII века, когда впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.

Слайд 18
Описание слайда:
Важным символом изменения отношения к детству служит одежда. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения. Важным символом изменения отношения к детству служит одежда. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения.

Слайд 19
Описание слайда:
Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия, несмотря на изменение общества и удлинение периода детства. Отметим, что в крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково. Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия, несмотря на изменение общества и удлинение периода детства. Отметим, что в крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково.

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:
Позже, в XX веке, Первая мировая война породила феномен "молодежного сознания", представленного в литературе "потерянного поколения". "Так, на смену эпохе, не знавшей юности, пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценимым возрастом... Все хотят вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше". Каждый период истории соответствует определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни: "Молодость - это привилегированный возраст XVII века, детство - XIX, юность - XX". Прежде всего, как говорил Л.С. Выготский, "чтобы осознать, нужно иметь то, что должно быть осознано". Детально изучая процесс осознания, Ж. Пиаже подчеркивал, что существует неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлением реального явления и его рефлексивным отражением. Позже, в XX веке, Первая мировая война породила феномен "молодежного сознания", представленного в литературе "потерянного поколения". "Так, на смену эпохе, не знавшей юности, пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценимым возрастом... Все хотят вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше". Каждый период истории соответствует определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни: "Молодость - это привилегированный возраст XVII века, детство - XIX, юность - XX". Прежде всего, как говорил Л.С. Выготский, "чтобы осознать, нужно иметь то, что должно быть осознано". Детально изучая процесс осознания, Ж. Пиаже подчеркивал, что существует неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлением реального явления и его рефлексивным отражением.

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:

Слайд 36
Описание слайда:

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:

Слайд 44
Описание слайда:

Слайд 45
Описание слайда:

Слайд 46
Описание слайда:

Слайд 47
Описание слайда:

Слайд 48
Описание слайда:

Слайд 49
Описание слайда:

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:

Слайд 53
Описание слайда:

Слайд 54
Описание слайда:

Слайд 55
Описание слайда:

Слайд 56
Описание слайда:

Слайд 57
Описание слайда:

Слайд 58
Описание слайда:

Слайд 59
Описание слайда:

Слайд 60
Описание слайда:

Слайд 61
Описание слайда:

Слайд 62
Описание слайда:

Слайд 63
Описание слайда:

Слайд 64
Описание слайда:

Слайд 65
Описание слайда:

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:

Слайд 68
Описание слайда:

Слайд 69
Описание слайда:

Слайд 70
Описание слайда:

Слайд 71
Описание слайда:
Первое полугодие жизни – период эмоционального общения с матерью. Первое полугодие жизни – период эмоционального общения с матерью. Содержанием такого общения является выражение абсолютно бескорыстного положительного отношения к другому. Второе полугодие жизни –период ситуативно-делового общения со взрослым. Основными средствами общения помимо экспрессивно-мимических становятся предметные действия и локомоции: позы, жесты, используемые для целей общения.

Слайд 72
Описание слайда:
Вскрики(громкие и эмоционально насыщенные звуки) Вскрики(громкие и эмоционально насыщенные звуки) Гуканье(короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» или «агу». Гуление(протяжные звуки, напоминающие пение, например, «ааа», «гулиии») Лепет (появление чётких и ясных звуков, похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-та-та», «ма-ма-да-да». Первые слова

Слайд 73
Описание слайда:

Слайд 74
Описание слайда:

Слайд 75
Описание слайда:

Слайд 76
Описание слайда:

Слайд 77
Описание слайда:

Слайд 78
Описание слайда:

Слайд 79
Описание слайда:

Слайд 80
Описание слайда:
Инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям; Инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям; Предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах; Доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку; Чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания; Активное использование речи во взаимодействии.

Слайд 81
Описание слайда:

Слайд 82
Описание слайда:

Слайд 83
Описание слайда:

Слайд 84
Описание слайда:

Слайд 85
Описание слайда:
Обратить внимание на типичные интересы ребёнка, на свойственный ему на данном этапе тип общения со взрослым (эмоциональный или деловой); Обратить внимание на типичные интересы ребёнка, на свойственный ему на данном этапе тип общения со взрослым (эмоциональный или деловой); Обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно, не слишком тихо и добиваться от него внятного произношения; Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным и увлекательным для малыша рассказом; Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки; Стимулировать стремление ребёнка заговорить, для чего давать поручения (сказать, сообщить, позвать).

Слайд 86
Описание слайда:

Слайд 87
Описание слайда:

Слайд 88
Описание слайда:

Слайд 89
Описание слайда:

Слайд 90
Описание слайда:

Слайд 91
Описание слайда:

Слайд 92
Описание слайда:

Слайд 93
Описание слайда:

Слайд 94
Описание слайда:
Убывание эгоцентризма детской речи; Убывание эгоцентризма детской речи; Развитие функций речи: речь как орудие общения ( ситуативная, связная, контекстная речь), речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов; Развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

Слайд 95
Описание слайда:

Слайд 96
Описание слайда:

Слайд 97
Описание слайда:

Слайд 98
Описание слайда:

Слайд 99
Описание слайда:

Слайд 100
Описание слайда:
Увеличение веса мозга ( от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет до 95% веса мозга взрослого в 10 лет); Увеличение веса мозга ( от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет до 95% веса мозга взрослого в 10 лет); Усиливается специализация полушарий головного мозга; К 7 годам происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий. Это создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования. К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов и наблюдается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения преобладают. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Развивается костно-мышечная система. Но развитие крупных мышц опережает развитие мелких.

Слайд 101
Описание слайда:

Слайд 102
Описание слайда:

Слайд 103
Описание слайда:

Слайд 104
Описание слайда:

Слайд 105
Описание слайда:

Слайд 106
Описание слайда:

Слайд 107
Описание слайда:

Слайд 108
Описание слайда:

Слайд 109
Описание слайда:
Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы; Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы; Моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме; Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; Выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом. Контроль за выполнением предыдущих действий; Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Слайд 110
Описание слайда:

Слайд 111
Описание слайда:

Слайд 112
Описание слайда:

Слайд 113
Описание слайда:

Слайд 114
Описание слайда:

Слайд 115
Описание слайда:

Слайд 116
Описание слайда:

Слайд 117
Описание слайда:

Слайд 118
Описание слайда:

Слайд 119
Описание слайда:

Слайд 120
Описание слайда:

Слайд 121
Описание слайда:

Слайд 122
Описание слайда:

Слайд 123
Описание слайда:

Слайд 124
Описание слайда:

Слайд 125
Описание слайда:

Слайд 126
Описание слайда:

Слайд 127
Описание слайда:

Слайд 128
Описание слайда:

Слайд 129
Описание слайда:

Слайд 130
Описание слайда:

Слайд 131
Описание слайда:

Слайд 132
Описание слайда:

Слайд 133
Описание слайда:

Слайд 134
Описание слайда:

Слайд 135
Описание слайда:

Слайд 136
Описание слайда:

Слайд 137
Описание слайда:

Слайд 138
Описание слайда:

Слайд 139
Описание слайда:
Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Кризис перехода к юности (15—18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности.

Слайд 140
Описание слайда:

Слайд 141
Описание слайда:

Слайд 142
Описание слайда:
«…В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста…» (Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985)

Слайд 143
Описание слайда:

Слайд 144
Описание слайда:
Многие исследования посвящены развитию и качеству Я концепции и у молодых людей, исследованию соотношений между Я реальным и Я идеальным, особенно важным в этот период. Многие исследования посвящены развитию и качеству Я концепции и у молодых людей, исследованию соотношений между Я реальным и Я идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность» встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск.

Слайд 145
Описание слайда:
Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

Слайд 146
Описание слайда:
Друзья как единомышленники Друзья как единомышленники Первая любовь Проблемы пола и первый сексуальный опыт Интересы и хобби в среде старшеклассников

Слайд 147
Описание слайда:

Слайд 148
Описание слайда:
Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим.

Слайд 149
Описание слайда:
Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть», в нужное время сделать следующий шаг.

Слайд 150
Описание слайда:

Слайд 151
Описание слайда:

Слайд 152
Описание слайда:
«… Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивая себя: о чем я думаю? — я отвечал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...» «… Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивая себя: о чем я думаю? — я отвечал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...» (Толстой Л.Н. Отрочество //Избранные произведения. М., 1985)

Слайд 153
Описание слайда:
Итак, юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью. Итак, юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью. Психологическим содержанием кризиса перехода к взрослости является "отрыв от родительских корней" (К.Н. Поливанова). Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” ( “Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире ( “Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Слайд 154
Описание слайда:

Слайд 155
Описание слайда:

Слайд 156
Описание слайда:
Новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием; Новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием; Способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности; Преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других; Некоторые черты характера (твёрдость, благоразумие, надёжность, честность и умение сострадать и др.); Социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Слайд 157
Описание слайда:

Слайд 158
Описание слайда:

Слайд 159
Описание слайда:

Слайд 160
Описание слайда:
- физическое созревание; - физическое созревание; - абстрактные мыслительные операции; - принадлежность группе сверстников; - начальная половая близость; - независимое существование; - принятие решения о начале карьеры; - интериоризация морали; - прочные интимные отношения; - принятие природы человеческих отношений.

Слайд 161
Описание слайда:

Слайд 162
Описание слайда:

Слайд 163
Описание слайда:
Молодость начинается с трудоустройства. Здесь можно реально осуществлять, «овеществлять» свой социально-профессиональный и психологический потенциал. Молодость начинается с трудоустройства. Здесь можно реально осуществлять, «овеществлять» свой социально-профессиональный и психологический потенциал. Кризис социально-профессиональных экспектаций – противоречия между ожиданиями молодых людей, вступающих в самостоятельную трудовую жизнь, и реальным положением. Ведущая деятельность – нормативно одобряемая трудовая деятельность. Освоение этой деятельности и связанного с ней социально-профессионального поведения приводит к развитию следующих новообразований: профессиональной социализации; профессионального опыта; профессионально важных качеств; профессиональной идентичности.

Слайд 164
Описание слайда:

Слайд 165
Описание слайда:

Слайд 166
Описание слайда:

Слайд 167
Описание слайда:

Слайд 168
Описание слайда:

Слайд 169
Описание слайда:

Слайд 170
Описание слайда:

Слайд 171
Описание слайда:

Слайд 172
Описание слайда:
Социальная ситуация развития: Социальная ситуация развития: Ожидание пенсии. Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы, а с другой стороны, человека не хотят отпускать. Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию». Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе. .

Слайд 173
Описание слайда:
Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе. Стремление передать свой опыт ученикам и последователям. При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой и воспитанием своих внуков. К концу предпенсионного периода наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь

Слайд 174
Описание слайда:
Социальная ситуация развития: Социальная ситуация развития: Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными. В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам). Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди. Общение с детьми и внуками.

Слайд 175
Описание слайда:
Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, проба своих сил в самых разных видах действительности ( в воспитании внуков, домашнем хозяйстве, хобби, новых отношениях и др.). Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, проба своих сил в самых разных видах действительности ( в воспитании внуков, домашнем хозяйстве, хобби, новых отношениях и др.). Для части пенсионеров первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии; в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости. Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста. Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь (написание мемуаров, обмен опытом или переживаниями).

Слайд 176
Описание слайда:

Слайд 177
Описание слайда:

Слайд 178
Описание слайда:

Слайд 179
Описание слайда:

Слайд 180
Описание слайда:

Слайд 181
Описание слайда:

Слайд 182
Описание слайда:
Долгожителями обычно становятся люди, у которых существует оптимальный уровень функционирования большинства важнейших физиологических систем; им свойственны широкие адаптивные возможности, что является предпосылкой здоровья и жизнеспособности. Долгожителями обычно становятся люди, у которых существует оптимальный уровень функционирования большинства важнейших физиологических систем; им свойственны широкие адаптивные возможности, что является предпосылкой здоровья и жизнеспособности.

Слайд 183
Описание слайда:

Слайд 184
Описание слайда:

Слайд 185
Описание слайда:

Слайд 186
Описание слайда:

Слайд 187
Описание слайда:
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2008. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2008. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М. 2009. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. 2000. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М. 2004. Б.С. Волков. Психология младшего школьника. М., 2005. Безруких М.М.. Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: знаете ли вы своего школьника. М. 1996. Безруких М.М. Возрастная физиология. М. 2002. Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? М.2004. Грейс Крайг. Психология развития. Спб. 2000. Л.Ф Обухова. Возрастная психология. М., 2008.


Скачать презентацию на тему Раздел 3. Возрастная психология можно ниже:

Похожие презентации