ПРОГРАММИРОВАНИЕ II презентация

Содержание


ПРОГРАММИРОВАНИЕ II
 Емельянов Павел Геннадьевич
 к.ф.-м.н., с.н.с. ИСИ СО РАН
 emelianov@iis.nsk.suОбщий план курса
 Объектно-ориентированное программирование (на примере основных концепций языка C++)
Часть I. Основы языка С++
 Концепция класса. Видимость членов. Конструкторы/деструкторы.
 СтатическиеЛитература
 Б. Страуструп. Язык программирования С++. Третье издание: Пер. с англ.Программа на С
 #include "myStack.h"
 void init_stack(Stack* st, int size) {
Задачи, которые хотелось бы решить при создании нового языка
 Удобное моделированиеКраткая история С++
 Язык С – 1970 год (действующий ISO стандартЧто является С и не является С++
 Отсутствие типа поразумевает int.
Новые возможности С++
 Константы, инициализаторы в операторах, новое в приведении типов,Логический тип bool
 int x=0;
 bool b = x==1;//значения типа bool:Константы
 #define PI 3.14159   //стиль С
 const float PIУказатели и константы
 void Proc(char * p, const char * q)
Ссылки: пример из Паскаля
 procedure Inc(var x:integer)
 begin
 	x:=x+1;
 end;
 …
Ссылки в С++
 //что можно в С
 void Inc(int* x)
 {
Концепция класса
 class Complex {
 	double re;
 	double im;
 };Классы и объекты: реализация стека
 class Stack {
 	int  sz;
Конструирование объектов – IКонструирование объектов – IIКонструирование объектов – III
 Создание нестатического объекта, являющегося членом класса: Конструктор по умолчанию
 Конструктор без аргументов называется конструктором по умолчанию. 
Копирующий конструктор“Плохой” копирующий конструкторУничтожение объектов
 Деструктор вызывается:
 	– для автоматических объектов – когда управлениеСтатические члены и методы класса
 class AAA {
 	static const intОбъявление mutable логическое и физическое постоянство
 class SomeClass {
 		 charПерегрузка имен функций – I
 int abs(int);    Перегрузка имен функций – IIПерегрузка имен функций – III
 Соответствие, достигаемое за счет продвижения вПерегрузка имен функций – IV
 Результат разрешения перегрузки не зависит отПереопределение операторов – I
 class Complex {
 	double re;
 	double im;
Переопределение операторов – II
 	+   -   *Переопределение операторов – III
 Бинарные операторы могут определяться:
 Либо в видеПереопределение операторов – IV
 Унарные операторы могут определяться:
 Либо в видеОператор присваивания
 ВАЖНО: В отличии от копирующего конструктора
 оператор присваивания работает“Плохой” оператор присваиванияСтандартные потоки ввода/вывода
 class istream {
 …
 } cin;
 class ostreamПереопределение операторов – V
 class Complex {
 	double re, im;
 public:
Z=M*X+Y и эффективность 
 «Типичный» код в типичной программе по линейнойZ=M*X+Y и отложенные вычисления – I
 void mul_add_and_assign(Vector&, const Matrix&, 
Z=M*X+Y и отложенные вычисления – II
 class Vector {
 	//
 public:
Друзья класса – I
 Нестатическая функция-член обладает следующими
 свойствами:
 доступ кДрузья класса – II
 class Matrix;
 class Vector {
 	int length;
Друзья класса – III
 Друзей можно объявлять как в private-, такОбласти видимости и пространства имен
 Глобальная ОВ (на уровне всей программы).
Пространства имен – I
 Синонимы пространства имен:
 		
 		namespace UT=UsefulThings;
 		…
Пространства имен – II
 Разрешение области видимости:
 	namespace ZZZ { intПространства имен – III
 Неименованные пространства имен:
 	namespace { int Var;Исключения – I
 При возникновении ошибок, которые невозможно
 обработать в местеИсключения – II
 class Stack {
 	…
 public:
 	class Overflow {
Исключения – III
 try {
 	throw E();
 }
 catch (H) {
Исключения – IV
 Повторная генерация исключения
 	try {
 	  throwИсключения – V
 Техника обратных вызовов (callback techniques)
 #include “LexicalAnalyser.h”
 namespaceСортировка в стандартной C-библиотекеШаблоны – I
 Процедурное программирование: один раз пишем – используем многократно;Шаблоны – II
 template<class T>void qsort(T a[], int p, int r)Шаблоны – IIIШаблоны – IV
 template<class Type> class Stack {
 	int  sz;
Template-реализация стекаНаследование в ООП – I
 class SomeClass{
 	int val;
 public:
 	SomeClass(intНаследование в ООП – II
 #include <list>
 namespace UsefulThings {
 template<classНаследование в ООП – III Жизнь до ист.мат. Совмещение типов вНаследование в ООП – III Еще одна попыткаНаследование в ООП – IV
 Класс, обеспечивающий интерфейс для множества других
Наследование в ООП – V РеализацияНаследование – VI
 class Person {
 	char name[100];
 	Date birthday;
 	intПреобразования типов
 static_cast      	int x=static_cast<int>(1.0);
 reinterpret_castОбзор STL
 string (строки); 
 типы vector, list, deque, queue, stack,Стек, предоставляемый STL
 template<class Ty, class Container = deque<_Ty>> class stackПример: for_each-шаблон
 template<class _InIt, class _Fn1> inline _Fn1
 			  Современное ООП вне C++.  Расширение Микрософт  языка C++ –Managed Extensions for C++  и C++/CLI
 Managed Extensions for C++Функции CLR
 CLR обеспечивает автоматическое размещение объектов и управление ссылками наВыделение памяти в управляемой куче
 При запуске приложения CLR резервирует дляОсвобождение памяти в управляемой куче
 Когда сборщик мусора (СМ) выполняет сборкуЭмпирические законы поведения объектов в куче
 Уплотнять память для части управляемойПоколения объектов
 Объекты, созданные после последней сборки мусора или после запускаРасширения C++/CLI для управления памятью
 ref class / ref struct – управляемые к/с.
Управляемые классы/структуры
 В то время как «родные» объекты C++ могут создаватьсяВнутренний указатель interior_ptrПришпиленный указатель pin_ptrНекоторые другие расширения
 value class 
 interface class
 property
 delegate
 abstract



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ПРОГРАММИРОВАНИЕ II Емельянов Павел Геннадьевич к.ф.-м.н., с.н.с. ИСИ СО РАН emelianov@iis.nsk.su


Слайд 2
Описание слайда:
Общий план курса Объектно-ориентированное программирование (на примере основных концепций языка C++) Объектно-ориентированное проектирование. Модели данных и базы данных (на примере XML и реляционных МД и БД) Организация взаимодействия между компьютером и человеком (на примере программных графических интерфейсов в среде Windows)

Слайд 3
Описание слайда:
Часть I. Основы языка С++ Концепция класса. Видимость членов. Конструкторы/деструкторы. Статические члены и методы. Перегрузка имен. Переопределение операторов. Друзья класса. Области видимости и пространства имен. Исключения. Шаблоны. Наследование. STL.

Слайд 4
Описание слайда:
Литература Б. Страуструп. Язык программирования С++. Третье издание: Пер. с англ. – М: М: ДМК Пресс; СПб: Питер, 1999. 991 с. Б. Страуструп. Дизайн и эволюция С++. Пер. с англ. – М: ДМК Пресс; СПб: Питер, 2006. 448 с. Н. Джосьютис. C++ Стандартная библиотека. Для профессионалов. Пер. с англ. – СПб: Питер, 2004. 730с. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, Второе издание: Пер. с англ. – М: Бином, 1999. 560 с. Курсы Интернет университета информационных технологий. http://www.intuit.ru/.

Слайд 5
Описание слайда:
Программа на С #include "myStack.h" void init_stack(Stack* st, int size) { st->sp=0; st->sz=size; st->bf=(int*)malloc(size*sizeof(int)); } void deinit_stack(Stack* st) { free(st->bf); } int empty(Stack* st) { return st->sp==0; } void push(Stack* st,int x) { if (st->sp==st->sz) { printf("error: stack overflow"); return; } st->bf[st->sp++]=x; } int pop(Stack* st) { if (empty(st)) { printf("error: stack underflow"); return 0; } return st->bf[--st->sp]; }

Слайд 6
Описание слайда:
Задачи, которые хотелось бы решить при создании нового языка Удобное моделирование математических концепций (в С пользовательские типы не ведут себя как стандартные, конструирование новых типов из существующих, ...). Повышение надежности создаваемых программных систем (в С слаб даже статический типовой контроль, неудобные средства обработки исключительных ситуаций, ...). Разработка больших программных систем (использование старого кода, переиспользование существующих программных компонент, ...).

Слайд 7
Описание слайда:
Краткая история С++ Язык С – 1970 год (действующий ISO стандарт – 1990 год). Начало 80-х – С с классами. Simula 67, Clu, Smalltalk, Ada, Algol 68, Modula-2, ML. Первая версия языка С++ – 1983 год (действующий ISO стандарт – 1998 год). Managed Extensions for C++ –> Ecma C++/CLI.

Слайд 8
Описание слайда:
Что является С и не является С++ Отсутствие типа поразумевает int. Устаревшее описание параметров функций и процедур. В С++ появились новые ключевые слова. Макросы С – ключевые слова С++. В С возможен goto в обход инициализации. В С в инициализаторе массива может быть больше элементов: char a[3]=“abc”;

Слайд 9
Описание слайда:
Новые возможности С++ Константы, инициализаторы в операторах, новое в приведении типов, параметры по умолчанию, операторы распределения динамической памяти. Концепция класса, контроль доступа, виды хранения, конструкторы/деструкторы. Производные классы. Виртуальность/абстрактные классы. Перегрузка операторов. Шаблоны. Стандартная библиотека. Обработка исключений. Доступ к типовой информации во время исполнения.

Слайд 10
Описание слайда:
Логический тип bool int x=0; bool b = x==1;//значения типа bool: true/false int y=int(b);//у имеет значение 0 x=int(y == 0);//x имеет значение 1 b=123; //b имеет значение true

Слайд 11
Описание слайда:
Константы #define PI 3.14159 //стиль С const float PI = 3.14159; const int v[]={1,2,3}; //массив констант void f(const int* n) { *n=123; //ошибка: менять *n нельзя } … int x; //переменная … f(&x); //гарантируется, что значение не //изменится …

Слайд 12
Описание слайда:
Указатели и константы void Proc(char * p, const char * q) { char s[]=“abc”; const char * pc=s; //указатель на константу pc[1]=‘z’; //ошибка pc=p; char * const cp=s; //константный указатель cp[1]=‘z’; cp=p; //ошибка const char * const cpc=s; //константный указатель на //константу cpc[1]=‘z’; //ошибка cpc=p; //ошибка *q=‘z’; //ошибка: нельзя изменить *q }

Слайд 13
Описание слайда:
Ссылки: пример из Паскаля procedure Inc(var x:integer) begin x:=x+1; end; … Inc(y); …

Слайд 14
Описание слайда:
Ссылки в С++ //что можно в С void Inc(int* x) { *x++; } … Inc(&y); …

Слайд 15
Описание слайда:
Концепция класса class Complex { double re; double im; };

Слайд 16
Описание слайда:
Классы и объекты: реализация стека class Stack { int sz; int sp; int* bf; public: //объединяет варианты Stack() и Stack(int) Stack(int=100); ~Stack() { delete[] bf; } bool empty() const { return this->sp==0; } void push(const int x) { bf[sp++]=x; } int pop(); }; inline Stack::Stack(int size) { sp=0; bf=new int[sz=size]; } inline int Stack::pop() { return this->bf[--this->sp]; }

Слайд 17
Описание слайда:
Конструирование объектов – I

Слайд 18
Описание слайда:
Конструирование объектов – II

Слайд 19
Описание слайда:
Конструирование объектов – III Создание нестатического объекта, являющегося членом класса: class newClass { Stack stk; int num; public: newClass(int n=20) : stk(n), num(n) { stk.push(num); } } Создание временного объекта при вычислении выражения: class Complex { double re; double im; public: Complex(double r=0.0, double i=0.0) : re(r), im(i) {} Complex operator+(Complex x) { return Complex(re+x.re,im+x.im); } }; … Complex a(1,2), b(2,1), c=a+b+Complex(1,1); …

Слайд 20
Описание слайда:
Конструктор по умолчанию Конструктор без аргументов называется конструктором по умолчанию. Конструктор, для всех аргументов которого заданы умолчательные значения, является конструктором по умолчанию. Если конструктор по умолчанию не задан для класса явно, то он сгенерируется компилятором автоматически и будет вызываться неявно всякий раз, когда это требуется. При этом для членов классов будут вызываться конструкторы по умолчанию. Класс, содержащий в качестве членов константы и ссылки, обязан содержать определение конструктора по умолчанию: class SomeClass { const int val; int& ref; public: SomeClass(int v=100, int& r) : val(v), ref(r) {} … }

Слайд 21
Описание слайда:
Копирующий конструктор

Слайд 22
Описание слайда:
“Плохой” копирующий конструктор

Слайд 23
Описание слайда:
Уничтожение объектов Деструктор вызывается: – для автоматических объектов – когда управление выходит из блока, где они описаны; – для статических объектов - когда программа «завершает свое исполнение»; в порядке, обратном вызову конструкторов. Обычно деструктор вызывается неявно. Явный вызов деструктора T* po=new T(); po->~T(); встречается редко (например, переопределение оператора delete).

Слайд 24
Описание слайда:
Статические члены и методы класса class AAA { static const int BOUND=100;//статич. константа интегрального типа static int count; int val; public: AAA(int n=1) : val(n) { ++count; } ~AAA() { --count; } void proc() { if (count>BOUND) val*=2; //имеется доступ ко всем членам } static int func() { val++; //ошибка: доступ к нестатическому члену return count; //правильно: статический метод имеет доступ // только к статическим членам } } … int AAA::count=0; … AAA x; x.proc(); if (AAA::func()>1000) cout<<“too many objects!”;

Слайд 25
Описание слайда:
Объявление mutable логическое и физическое постоянство class SomeClass { char *cache; … public: SomeClass() : cache(0) { /*инициализация других членов*/ } ~SomeClass() { delete[] cache; /*деинициализация других членов*/ } … char* toString() const { if (! cache) { //создать строковое представление объекта SomeClass* thisObject=const_cast<SomeClass*>(this); thisObject->cache=new char[100]; … } return cache; } } const SomeClass constObject; … constObject.toString() … //проблема!!!

Слайд 26
Описание слайда:
Перегрузка имен функций – I int abs(int); int abs(int); long labs(long); long abs(long); double fabs(double); double abs(double); void print(int); void print(long); void print(float); void print(double); void print(char); void print(char*); … print(1); //ошибка: print(int) или print(long) или // print(float) или print(double)? print(1.0); //ошибка: print(float) или print(double)? Явное приведение параметров, определяющее выбор: print(int(1)); print(long(1)); //print(1L); print(static_cast<long>(1));

Слайд 27
Описание слайда:
Перегрузка имен функций – II

Слайд 28
Описание слайда:
Перегрузка имен функций – III Соответствие, достигаемое за счет продвижения в «охватывающие» типы: bool, (signed/unsigned) char, short -> int float -> double, double -> long double. Соответствие, достигаемое за счет преобразований: int -> double, double -> int, int -> unsigned int произвольный указатель -> void* указатели на производные типы -> указатели на их базовые типы. Соответствие, достигаемое за счет преобразований, определяемых пользователем. Соответствие за счет (...) в объявлении функции.

Слайд 29
Описание слайда:
Перегрузка имен функций – IV Результат разрешения перегрузки не зависит от порядка объявления функций. Тип возвращаемого значения не используется при разрешении перегрузки. Случай нескольких аргументов: int pow(int,int); double pow(double,double); … double d=pow(2.0,2); //pow(int(2.0),2) или pow(2.0,double(2))? Правило: вызывается функция, у которой наилучшим образом соответствует один аргумент и лучшим либо таким же остальные аргументы. Иначе – ошибка (неоднозначность).

Слайд 30
Описание слайда:
Переопределение операторов – I class Complex { double re; double im; public: Complex(double r=0.0, double i=0.0) : re(r), im(i) {} Complex operator+(Complex x) { return Complex(re+x.re,im+x.im); } Complex operator*(Complex x); }; … Complex Complex::operator*(Complex x) { return Complex(…,…); } … Complex a(1,2), b(2,1), c=a+Complex(0,1)*b; //приоритет операций обычный … a+b сокращение для a.operator+(b)

Слайд 31
Описание слайда:
Переопределение операторов – II + - * / % ^ & | ~ ! = < > += -= *= /= %= ^= &= |= << >> >>= <<= == != <= >= && || ++ -- ->* , -> [] () new delete new[] delete[] Нельзя переопределить: разрешение области видимости – :: выбор члена – . выбор члена через указатель на член – .* тернарный условный оператор – ?: Нельзя ввести новую лексему для оператора или изменить его местность. Предопределенный (для объектов) смысл операторов =, & и , можно скрыть, сделав их закрытыми.

Слайд 32
Описание слайда:
Переопределение операторов – III Бинарные операторы могут определяться: Либо в виде нестатической функции-члена с одним аргументом: class X { … public: X(int); void operator+(int); … } Либо в виде функции-не-члена с двумя аргументами: void operator+(X,X); за исключением операторов =, [], ->, чтобы гарантировать, что первый аргумент изменяемое значение: operator=(operator[](1,X),123); //!!! Eсли определены обе операторные функции, то для выбора применяются правила разрешения перегрузки: X a; a+1; //a.operator+(1); 1+a; //operator+(X(1),a); Если выбор неоднозначен, то выдается ошибка.

Слайд 33
Описание слайда:
Переопределение операторов – IV Унарные операторы могут определяться: Либо в виде нестатической функции-члена : class X { … public: void operator~(); //без аргументов void operator++(); //без аргументов - префиксный void operator++(int); //с одним фиктивным аргументом - постфиксный … } Либо в виде функции-не-члена: void operator~(X); //с одним аргументом void operator++(X); //с одним аргументом – префиксный void operator++(X,int); //с двумя аргументами - постфиксный Eсли определены обе операторные функции, то для выбора применяются правила разрешения перегрузки. Если выбор неоднозначен, то выдается ошибка. enum Day {sun,mon,tue,wed,thu,fri,sat}; Day& operator++(Day& d) { return d=(d==sat)?sun:Day(d+1); }

Слайд 34
Описание слайда:
Оператор присваивания ВАЖНО: В отличии от копирующего конструктора оператор присваивания работает с уже существующим объектом: class Stack{ int sp; int sz; int* bf; public: … Stack& operator=(const Stack& stk) { //this->bf уже указывает на какой-то буфер. после //присваивания по умолчанию связь со старым буфером //могла бы потеряться. надо сделать что-то умное … } }

Слайд 35
Описание слайда:
“Плохой” оператор присваивания

Слайд 36
Описание слайда:
Стандартные потоки ввода/вывода class istream { … } cin; class ostream { … } cout, cerr; istream& operator>>(istream&, int); ostream& operator<<(ostream&, int); #include <iostream> … int n; cin >> n; cout << n+1 << endl; … istream& operator>> ( istream& inputStream, Date& date ) { inputStream >> date.Month >> date.Day >> date.Year; return inputStream; }

Слайд 37
Описание слайда:
Переопределение операторов – V class Complex { double re, im; public: Complex(double r=0.0,double i=0.0) : re(r), im(i) {} double real() const { return re; } double imag() const { return im; } Complex& operator+=(Complex c) { re+=c.re; im+=c.im; return *this; } Complex& operator+=(double r) { re+=r; return *this; } } //функции помощники для реализации смешанной арифметики Complex operator+(Complex a, Complex b) { Complex c=a; return c+=b; } Complex operator+ (Complex, double); Complex operator+ (double, Complex); Complex operator+ (Complex); //унарный плюс Complex operator- (Complex); //унарный минус bool operator==(Complex, Complex); bool operator!=(Complex, Complex); istream& operator>>(istream&, complex&); ostream& operator>>(ostream&, complex&);

Слайд 38
Описание слайда:
Z=M*X+Y и эффективность «Типичный» код в типичной программе по линейной алгебре: … while (…) {… Z=M*X+Y; …} … где X, Y, Z – векторы и M – матрица. При прямолинейной реализации создаются две временные переменные и осуществляются два копирования. Очень неэффективно. Широко распространенная операция: The GNU Multiple Precision Arithmetic Library void mpz_addmul(mpz_t rop,mpz_t op1,mpz_t op2) //rop←rop+op1×op2 Операции вида rop←rop+op1×op2 стандартизованы в IEEE Standard for Floating-Point Arithmetic (IEEE 754) 2008 года. Анонсировано FMA расширение SSE компаниями Intel и AMD (2011г.).

Слайд 39
Описание слайда:
Z=M*X+Y и отложенные вычисления – I void mul_add_and_assign(Vector&, const Matrix&, const Vector&, const Vector& ); struct MVmul { const Matrix& m; const Vector& v; MVmul(const Matrix& mm, const Vector& vv) : m(mm), v(vv) {} operator Vector(); // }; inline MVmul operator*(const Matrix& mm, const Vector& vv) { return MVmul(mm,vv); } struct MVmulVadd { const Matrix& m; const Vector& v; const Vector& v2; MVmulVadd(const Matrix& mv, const Vector& vv) : m(mv.m), v(mv.v), v2(vv){} operator Vector(); }; inline MVmulVadd operator+(const MVmul& mv, const Vector& vv) { return MVmulVadd(mm,vv); }

Слайд 40
Описание слайда:
Z=M*X+Y и отложенные вычисления – II class Vector { // public: // Vector(const MVmulVadd& mvv) { mul_add_and_assign(this,&mvv.m,&mvv.v,&mvv.v2); } Vector& operator=(const MVmulVadd& mvv) { mul_add_and_assign(this,&mvv.m,&mvv.v,&mvv.v2); return *this; } }; … Matrix M; Vector X,Y,Z; … Z=M*X+Y; … Z.operator=(MVmulVadd(MVmul(M,X),Y)); mul_add_and_assign(&Z,&M,&X,&Y);

Слайд 41
Описание слайда:
Друзья класса – I Нестатическая функция-член обладает следующими свойствами: доступ к закрытой части класса; находится в области видимости класса; вызывается для объекта класса. Статическая функция-член обладает только первыми двумя свойствами. Объявление функции-члена как friend наделяет ее только первым свойством. Задачи, решаемые в данном случае: – разделить различные классы объектов; – предоставить эффективные средства доступа к внутреннему устройству классов, являющихся логически связанными.

Слайд 42
Описание слайда:
Друзья класса – II class Matrix; class Vector { int length; … public: … friend Vector operator*(const Matrix&, const Vector&); … } class Matrix { int numRows, numColumns; … friend Vector operator*(const Matrix&, const Vector&); public: … } Vector operator*(const Matrix& m, const Vector& v) { if (m.numColumns!=v.length) //несоответствие размерностей. что-то надо сделать … }

Слайд 43
Описание слайда:
Друзья класса – III Друзей можно объявлять как в private-, так и в public-части описания класса. Отношение «дружбы» не является транзитивным. Можно объявить весь класс другом: class A { friend class B; int count; … public: … }; class B { … public: B(const A& a) { if (a.count>0) /*что-то сделать*/ … }

Слайд 44
Описание слайда:
Области видимости и пространства имен Глобальная ОВ (на уровне всей программы). Локальная ОВ (внутри блока). ОВ класса. ОВ пространства имен. namespace UsefulThings { class Stack; class Queue { … Queue(const Stack& s) { /* использовать s */ } … }; … } … class UsefulThings::Stack { … }; … UsefulThings::Queue* qе=new UsefulThings::Queue();

Слайд 45
Описание слайда:
Пространства имен – I Синонимы пространства имен: namespace UT=UsefulThings; … UT::Stack sp=UT::Stack(128); «Глобализация» всех описаний из пространства имен: using namespace UsefulThings; … Stack sp=Stack(10); «Глобализация» одного описания из пространства имен: using namespace UsefulThings::Stack; … Stack sp=Stack(10); //правильно Queue qe; //ошибка: требуется квалификатор // пространства имен

Слайд 46
Описание слайда:
Пространства имен – II Разрешение области видимости: namespace ZZZ { int Var; } int Var; void main() { using namespace ZZZ; Var++; //ошибка: глобальная или из ПИ ZZZ ::Var++; //правильно: глобальная ZZZ::Var++; //правильно: из пространства имен ZZZ } Вложенные пространства имен: namespace X { namespace Y { int Var; } } … X::Y::Var++; … Пространства имен являются открытыми: namespace ZZZ { int AAA; } … namespace ZZZ { int BBB; }

Слайд 47
Описание слайда:
Пространства имен – III Неименованные пространства имен: namespace { int Var; } //определение … Var++; … //находится в той же единице трансляции, что и определение Стандартное пространство имен: //файл stdio.h namespace std { … int printf(char* fmt, ...); … } using namespace std; //файл myProg.c #include <stdio.h> … printf(“Hello!”); …

Слайд 48
Описание слайда:
Исключения – I При возникновении ошибок, которые невозможно обработать в месте их возникновения, нужно: сгенерировать информацию об ошибке; перехватить эту информацию в том месте, где это важно; обработать эту ошибку или передать дальше в случае невозможности восстановить корректный ход вычислений. Традиционный подход, основанный на «длинных» переходах или проверке системных переменных errno/error/…, оказывается неадекватным для систематического использования.

Слайд 49
Описание слайда:
Исключения – II class Stack { … public: class Overflow { int limit; public: Overflow(int n=0) : limit(n) {} char* Message() { return /*выдать информацию о допустимом размере*/; } } … bool empty() throw() { return sp==0; } void push(int x) throw(Overflow) { if (sp==sz) throw Overflow(sz); bf[sp++]=x; //если ошибка, то std::unexpected } } … try { stk.push(123); } catch (Stack::Overflow& err) { cout<<err.Message()<<endl; } …

Слайд 50
Описание слайда:
Исключения – III try { throw E(); } catch (H) { //управление окажется здесь, если: //1. H того же типа, что и E. //2. H является однозначной открытой базой E. //3. H и E являются указателями, и пункт 1 или 2 // выполняется для типов, на которые они ссылаются. //4. H является ссылкой, и пункт 1 или 2 выполняется // для типа, на который он ссылается. } try { //действия } catch (...) { //управление окажется здесь в случае любого //«С++»-исключения }

Слайд 51
Описание слайда:
Исключения – IV Повторная генерация исключения try { throw E(); } catch (...) { if (...) //внештатная ситуация может быть полностью обработана else throw; //то же самое исключение генерируется повторно //и передается выше } Порядок обработки исключений try { //возможны исключения } catch (ExceptionType1) // catch (ExceptionType2) // … catch (...) //все остальные исключения

Слайд 52
Описание слайда:
Исключения – V Техника обратных вызовов (callback techniques) #include “LexicalAnalyser.h” namespace LA=LexicalAnalyser; … while (true) try { LA::Lexer(inputStream); //чтение и разбор входного потока } catch (LA::Number& number) { //обработать число } catch (LA::Keyword& keyword) { //обработать ключевое слово } catch (LA::Name& name) { //обработать имя } catch (LA::Error& err) { //обработать известную лексическую ошибку/прервать разбор } catch (LA::EndOfInput& eof) { //достигнут конец входного потока } catch (...) { //неизвестная ошибка }

Слайд 53
Описание слайда:
Сортировка в стандартной C-библиотеке

Слайд 54
Описание слайда:
Шаблоны – I Процедурное программирование: один раз пишем – используем многократно; в качестве параметров выступают конкретные значения, типы которых зафиксированы при разработке. Обобщенное программирование: один раз пишем – используем многократно; в качестве параметров выступают типы (и некоторые другие объекты языка). После настройки типа (выполняется автоматически компилятором) все как обычно. Идеи из языка Ada: generic types and packages – обобщенные/родовые типы и пакеты.

Слайд 55
Описание слайда:
Шаблоны – II template<class T>void qsort(T a[], int p, int r) { if (p < r) { T x=a[r], t; int i=p-1; for (int j=p; j<r; ++j) { if (a[j]<=x) { i++; t=a[i]; a[i]=a[j]; a[j]=t; } } t=a[i+1]; a[i+1]=a[r]; a[r]=t; int q=i+1; qsort<T>(a, p, q-1); qsort<T>(a, q+1, r); } } template<class T>void QuickSort(T a[], int sz) { qsort<T>(a, 0, sz-1); } void main() { int arr[]={2,243,5,6,76,8,67,1,43,2}; QuickSort<int>(arr,10); }

Слайд 56
Описание слайда:
Шаблоны – III

Слайд 57
Описание слайда:
Шаблоны – IV template<class Type> class Stack { int sz; int sp; Type *bf; public: Stack(int=100); ~Stack() { delete [] bf; } bool empty() const { return sp==0; } void push(const Type& x) { bf[sp++]=x; } Type pop(); }; template<class Type> inline Stack<Type>::Stack(int size) { sp=0; bf=new Type[sz=size]; } template<class Type> inline Type Stack<Type>::pop() { return bf[--sp]; }

Слайд 58
Описание слайда:
Template-реализация стека

Слайд 59
Описание слайда:
Наследование в ООП – I class SomeClass{ int val; public: SomeClass(int x) : val(x) {} operator int() const { return val; } }; template<class T1,class T2> void proc(Stack<T1>& s1,Stack<T2>& s2) { while (!s1.empty()) s2.push(T2(s1.pop())); } void main() { Buff_Stack<int> st1; List_Stack<SomeClass> st2; List_Stack<int> st3; //заполнить st1 proc(st1,st2); proc(st2,st3); }

Слайд 60
Описание слайда:
Наследование в ООП – II #include <list> namespace UsefulThings { template<class Type> class Stack { public: class Stack_Overflow {}; class Stack_Underflow {}; virtual bool empty() const throw()=0; virtual void push(const Type& x) throw(Stack_Overflow)=0; virtual Type pop() throw(Stack_Underflow)=0; //Stack& operator=(const Stack& stk); }; template<class Type> class Buff_Stack : public Stack<Type> { int sz, sp; Type *bf; public: Buff_Stack(int size=100); … }

Слайд 61
Описание слайда:
Наследование в ООП – III Жизнь до ист.мат. Совмещение типов в C

Слайд 62
Описание слайда:
Наследование в ООП – III Еще одна попытка

Слайд 63
Описание слайда:
Наследование в ООП – IV Класс, обеспечивающий интерфейс для множества других классов, называется полиморфным типом. class Shape { Point center; class Circle: public Shape { Color color; int radius; protected: public: Color bordercolor; Circle(Color c) : public: Shape(c), radius(0) {} Shape(Color c) : color(c) {} void draw() { Point where() { //... return center; } } void rotate(int) {} virtual void draw()=0; void drawborder() { virtual void rotate(int angle)=0; bordercolor=new Color(…); void move(Point position) { Shape::drawborder(); center=position; } draw(); }; } virtual void drawborder() void RotateAll(Shape* figs,int n,int a){ {/*...использование bordercolor...*/} for(int i=0; i<n; ++i) }; figs[i]->rotate(10); }

Слайд 64
Описание слайда:
Наследование в ООП – V Реализация

Слайд 65
Описание слайда:
Наследование – VI class Person { char name[100]; Date birthday; int department; }; class Manager : public Person { list<Person*> staff; Date appointment; public: int level; };

Слайд 66
Описание слайда:
Преобразования типов static_cast int x=static_cast<int>(1.0); reinterpret_cast int* x=reinterpret_cast<int*>(0xEEEE); dynamic_cast void proc(Base* pb) { //pb не нулевой Derived* pd=dynamic_cast<Derived*>(pb); if (!pd) //pb не указывает на объект типа Derived или имеет //в качестве базовых классов более одного типа Derived … } const_cast SomeClass* thisObject=const_cast<SomeClass*>(this); Конструкторы как преобразователи типов. Операторы-преобразователи типов.

Слайд 67
Описание слайда:
Обзор STL string (строки); типы vector, list, deque, queue, stack, map, multimap, set, multiset, bitset; memory (распределение памяти); iterator (стандартные механизмы доступа) algorithm (стандартные алгоритмы: сортировка, перестановка, мин/макс, …) stdexcept (стандартные исключения) locale (информация о культурных особенностях)

Слайд 68
Описание слайда:
Стек, предоставляемый STL template<class Ty, class Container = deque<_Ty>> class stack { Container c; public: typedef _Container container_type; typedef typename Container::value_type value_type; typedef typename Container::size_type size_type; typedef typename Container::reference reference; typedef typename Container::const_reference const_reference; stack() : c() {} explicit stack(const _Container& _Cont) : c(_Cont) {} bool empty() const { return (c.empty()); } size_type size() const { return (c.size()); } reference top() { return (c.back()); } const_reference top() const { return (c.back()); } void push(const value_type& _Val) { c.push_back(_Val); } void pop() { c.pop_back(); } }; template<class _Ty, class _Container> inline bool operator== (const stack<_Ty, Container>& Left, const stack<_Ty, Container>& Right) { return (_Left.c == _Right.c); }

Слайд 69
Описание слайда:
Пример: for_each-шаблон template<class _InIt, class _Fn1> inline _Fn1 for_each(_InIt _First, _InIt _Last, _Fn1_Func) { for (; _ChkFirst != _ChkLast; ++_ChkFirst) _Func(*_ChkFirst); return _Func; } ... class Average { long amount; long sum; public: Average() : amount(0), sum(0) {} void operator()(int val) { amount++; sum+=val; } operator double() { return static_cast<double>(sum)/amount; } }; ... vector<int> v1; //заполнить вектор значениями cout<<for_each(v1.begin(), v1.end(), Average());

Слайд 70
Описание слайда:
Современное ООП вне C++. Расширение Микрософт языка C++ – C++/CLI

Слайд 71
Описание слайда:
Managed Extensions for C++ и C++/CLI Managed Extensions for C++ компании Микрософт появились в 2002 в связи с переходом на платформу .Net (Visual Studio .Net), в значительной мере унифицированную. С выходом Visual C++ 2005, Managed Extensions for C++ включены в расширенный синтаксис языка Visual C++, получивший название C++/CLI. CLI (Common Language Infrastructure) – это стандарт операционной обстановки, предназначенной для исполнения программного кода. CLR (Сommon Language Runtime) – реализация Микрософт стандарта CLI. Этот синтаксис не является частью ANSI/ISO стандарта C++. Он стандартизован в Ecma C++/CLI Specification. Нами в основном будут рассмотрены аспекты расширения, связанные с управлением памятью.

Слайд 72
Описание слайда:
Функции CLR CLR обеспечивает автоматическое размещение объектов и управление ссылками на них, а также освобождение объектов, когда они больше не используются (сборка мусора). Объекты, время жизни которых управляется подобным образом, называются управляемыми данными. Сборка мусора исключает утечки памяти, появление висячих ссылок, удаление используемых объектов и некоторые другие ошибки программирования, возможные при использовании «неуправляемых» данных. CLR упрощает разработку компонентов и приложений, разработанных на разных языках, путем предоставления общей системы типов, определяемых средой, и саму эту среду. Программы компилируются в общий промежуточный язык (Common Intermediate Language, CIL), что дает возможность исполнения откомпилированного кода на любых процессорах и в любых операционных системах, поддерживающих среду выполнения. Управляемые приложения включают метаданные, содержащие сведения о используемых компонентах и ресурсах. Среда выполнения использует эти сведения, чтобы обеспечить наличие всех необходимых ресурсов для компонента или приложения.

Слайд 73
Описание слайда:
Выделение памяти в управляемой куче При запуске приложения CLR резервирует для него непрерывную область адресного пространства – управляемую кучу (УК). Все ссылочные типы размещаются в УК. Она хранит указатель, с которого будет выделена память для следующего объекта в куче. Изначально этот указатель устанавливается в базовый адрес УК текущего приложения. При создании приложением очередного объекта ссылочного типа для него выделяется память в адресном пространстве, непосредственно следующем за уже размещенными объектами (по базовому адресу УК, если их еще не было). Пока имеется доступное адресное пространство, память для новых объектов продолжает выделяться по этой схеме, являющейся очень эффективной. Управляемая куча делится на два раздела. Один – для хранения мелких объектов. Второй – для объектов большого размера (>85000 байтов). Идея – большие объекты живут долго и перемещать их затратно.

Слайд 74
Описание слайда:
Освобождение памяти в управляемой куче Когда сборщик мусора (СМ) выполняет сборку мусора, он освобождает память, выделенную для объектов, которые больше не используются приложением. Они определяются посредством построения графа достижимости для объектов. При обнаружении недостижимого объекта СМ выполняет копирование памяти для уплотнения достижимых объектов в памяти, освобождая блоки адресного пространства, выделенные под недостижимые объекты. Память уплотняется, только если при очистке обнаруживается значительное число недостижимых объектов. После уплотнения памяти, занимаемой достижимыми объектами, сборщик мусора вносит необходимые поправки в указатели приложения.

Слайд 75
Описание слайда:
Эмпирические законы поведения объектов в куче Уплотнять память для части управляемой кучи быстрее, чем для всей кучи. Более новые объекты имеют меньшее время жизни, а более старые объекты имеют большее время жизни. Новые объекты теснее связаны друг с другом, и приложение обращается к ним приблизительно в одно и то же время.

Слайд 76
Описание слайда:
Поколения объектов Объекты, созданные после последней сборки мусора или после запуска приложения до первой сборки мусора, являются объектами поколения 0. Если приложение пытается создать новый объект, когда поколение 0 заполнено, сборщик мусора выполняет сборку, пытаясь освободить для этого объекта адресное пространство в поколении 0 (уплотняя объекты поколения 0). Для объектов, оставшихся после сборок мусора, их уровень повышается, и они переводятся в поколение 1. Если уплотнение объектов поколения 0 не освободило достаточно памяти, то уплотняются объекты поколения 1, а затем снова поколение 0. Если это не принесло результатов, то последовательно уплотняются 2-1-0 (полная сборка мусора) и переводятся из поколения в поколение 0->1, 1->2. Объекты поколения 2 существуют до тех пор пока не будут удалены при сборке.

Слайд 77
Описание слайда:
Расширения C++/CLI для управления памятью ref class / ref struct – управляемые к/с. gcnew – выделение памяти в управляемой куче. nullptr – константа, представляющая нулевой указатель. ^ – управляемый указатель. % – управляемая ссылка. array – управляемый массив. interior_ptr / pin_ptr – специфические указатели на объекты в управляемой куче.

Слайд 78
Описание слайда:
Управляемые классы/структуры В то время как «родные» объекты C++ могут создаваться в разделах памяти разных типов (например, стек или куча), объекты ref-типов создаются в УК (managed heap). CLR поддерживает эту специальную кучу и реализует для нее асинхронный сборщик мусора. Обычные указатели С++ не могут указывать на объекты в УК. ref class MyClass { public: int val; MyClass(int i) : val(i) {} }; ^ - управляемый указатель (handle to an object on the managed heap), указывает на объект управляемой кучи целиком, создается с помощью gcnew и уничтожается delete. MyClass ^ mp=gcnew MyClass(123); cout<<mp->val; % - управляемая ссылка (tracking reference), аналогична обычным ссылкам C++. Однако во время исполнения объект, на который она ссылается, может быть перемещен CLR сборщиком мусора. Управляемая ссылка размещается только на стеке. Она не может быть членом класса, но может указывать на член класса. Ей нельзя присвоить null. Управляемая ссылка может быть переприсвоена многократно. MyClass ^% mr=mp; int % r=mr->val; mr->val=r+mr->val;

Слайд 79
Описание слайда:
Внутренний указатель interior_ptr

Слайд 80
Описание слайда:
Пришпиленный указатель pin_ptr

Слайд 81
Описание слайда:
Некоторые другие расширения value class interface class property delegate abstract new override sealed finally for each safe_cast typeid event


Скачать презентацию на тему ПРОГРАММИРОВАНИЕ II можно ниже:

Похожие презентации