Базовые категории науковедения презентация

Содержание


Презентации» Философия» Базовые категории науковедения
Базовые категории науковедения
 Научно-методологический семинар
 П.П. Баранов, д.э.н., проф., 
 заведующийКак позиционировать диссертационное исследование в системе координат наукиНауковедение – Наука о науке Science of science (science studies)
 ВЗарубежные философы - науковедыРоссийские философы - науковедыТри интерпретации понятия «наука» в системе координат науковедения
 Наука как системаТеория познания - гносеология
 Все разнообразие познавательной деятельности сводится к тремНаучная теория
 Теория - не просто знание, а высшая и наиболееОсновные черты научной теории
 Теория по своей сути является обобщенным объясняющимСтруктура научной теории
 Понятия;
 Категории;
 Законы;
 Идеи;
 Принципы;
 Концепции.Концепция – что это?
 Способ понимания, различения и трактовки каких-либо явлений,Научная парадигма
 Научная парадигма – это совокупность признанных большинством учёных идей,Смена научных парадигмНаучная доктрина
 В отличие от парадигмы, утверждающейся в научном мире иДоктрина как проявление Тирании ИстиныС Днём 
 Российской науки!
 Здоровья, мира и добра!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Базовые категории науковедения Научно-методологический семинар П.П. Баранов, д.э.н., проф., заведующий кафедрой ИАО и БУ 08.02.2017


Слайд 2
Описание слайда:
Как позиционировать диссертационное исследование в системе координат науки

Слайд 3
Описание слайда:
Науковедение – Наука о науке Science of science (science studies) В 1910 году появляется первый науковедческий труд под названием «Великие люди», написанный нобелевским лауреатом Вильгельмом Оствальдом, с целью помочь министерству просвещения Японии выработать эффективную политику в области отбора и подготовки ученых кадров. Автор исходит из принципиальной убежденности в возможности управлять процессом роста и формирования научного потенциала страны. В 1939 году всемирно известный английский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель Джон-Десмонд Бернал в своей книге «Общественная функция науки» впервые сформулировал проблематику этого нового направления исследований, указывая на необходимость основывать ее разработку на материалах истории научно-технического прогресса, сочетая при этом качественные и количественные методы исследования, осуществляя естественнонаучный, исторический и социологический подходы к изучению науки в целом. Дж. Бернал, которого по праву считают основоположником науковедения, раскрыл основные характеристики, присущие современной «науке о науке»: •пристальное внимание к проблемам организации науки и научно-исследовательского труда; •широкое использование статистических данных о научных кадрах, учреждениях и публикациях; •анализ материалов о финансовом обеспечении науки и эффективности научных исследований; •постоянное стремление глубоко оценивать и анализировать социальные функции науки, а также взаимосвязь и взаимообусловленность процессов ее развития с другими сторонами жизни общества.

Слайд 4
Описание слайда:
Зарубежные философы - науковеды

Слайд 5
Описание слайда:
Российские философы - науковеды

Слайд 6
Описание слайда:
Три интерпретации понятия «наука» в системе координат науковедения Наука как система знаний об объектах и явлениях окружающего мира, полученных в результате осмысленной целенаправленной деятельности человека; Наука как процесс научного исследования; Наука как социальный институт.

Слайд 7
Описание слайда:
Теория познания - гносеология Все разнообразие познавательной деятельности сводится к трем видам: практически-эмпирическому, художественно-эстетическому и научно-теоретическому. Задачей научного познания (его теория называется эпистемологией) является адекватное отражение действительно­сти путем раскрытия органически присущего ей сочетания формы и содержания, явления и сущности, количества и качества. Наука как система знания имеет сложную структуру, состоящую из целого ряда компонентов. Высшей формой научного знания вы­ступает теория. Многообразие и сложность объективной реальности породили множество методов ее изучения. Это привело к возникновению спе­циального учения о методах научного познания. Таким учением является методология. Наконец, важность и сложность познания обусловили то, что само познание стало объектом научного иссле­дования и возникла общая теория познания - гносеология.

Слайд 8
Описание слайда:
Научная теория Теория - не просто знание, а высшая и наиболее сложная фор­ма (и уровень) научного знания. Под теорией следует пони­мать форму научных знаний, раскрывающую закономерности функционирования и развития определенной совокупности явлений материального и духовного мира, описывающую и объясняющую эти явления и направленную на прогрессивное преобразование при­роды, общественных отношений и самого человека. Теория - это конкретное сущностно-содержательное знание об объекте познания, которое может быть использовано в предмет­но-практической и познавательной деятельности.

Слайд 9
Описание слайда:
Основные черты научной теории Теория по своей сути является обобщенным объясняющим (номологическим) знанием. Явление не просто описывается, а объясня­ется путем раскрытия его внутренней сущности. Теория должна объяснять факты на основе фундаментальных идей, принципов и законов и сводить всю их совокупность в единую систему. Вне системности нет теории. Научная теория должна быть внутренне замкнутой, непротиворечивой в логическом отношении системой суждений. Логическая стройность теории дос­тигается в процессе ее минимизации. Суть ее состоит в том, что тео­рия должна основываться на минимальном числе исходных фунда­ментальных идей и понятий.

Слайд 10
Описание слайда:
Структура научной теории Понятия; Категории; Законы; Идеи; Принципы; Концепции.

Слайд 11
Описание слайда:
Концепция – что это? Способ понимания, различения и трактовки каких-либо явлений, порождающий присущие только ему соображения и выводы. В рамках одной научной теории могут существовать как взаимодополняющие концепции (относящиеся к различным элементам проблемной области), так и альтернативные концепции – по-разному объясняющие одно и то же явление и предлагающие альтернативные способы решения актуальных проблем.

Слайд 12
Описание слайда:
Научная парадигма Научная парадигма – это совокупность признанных большинством учёных идей, взглядов и подходов, которые в течение определённого времени (периода нормальной науки)дают научному сообществу результативно работающую модель постановки проблем и их решений (Томас Кун. Структура научных революций, 1962).

Слайд 13
Описание слайда:
Смена научных парадигм

Слайд 14
Описание слайда:
Научная доктрина В отличие от парадигмы, утверждающейся в научном мире и входящей в фазу доминирования в результате естественного отбора и конкуренции теорий и концепций, научная доктрина насаждается в научном сообществе насильственным путём.

Слайд 15
Описание слайда:
Доктрина как проявление Тирании Истины

Слайд 16
Описание слайда:
С Днём Российской науки! Здоровья, мира и добра!


Скачать презентацию на тему Базовые категории науковедения можно ниже:

Похожие презентации