Марксизм. Основные источники марксизма презентация

Содержание


Презентации» Философия» Марксизм. Основные источники марксизма
МарксизмКарл Маркс (1818 — 1883)  Фридрих Энгельс (1820 —1895)Основные источники марксизма (1)
 1)Немецкая классическая философия (Гегель)
 идея объективного законаОсновные источники марксизма (2)
 Маркс переворачивает Гегеля «с головы на ноги»,Структура марксистской философии
 1)Диалектический материализм: материализм в решении основного вопроса философииОсновные принципы исторического материализма
 1)Материалистическое понимание истории. Общество есть продолжение природы,Отчуждение труда (1)
 Главный вид отчуждения – экономический
 Труд – главнаяОтчуждение труда (2)
 Причина отчуждения – частная собственность.
 Необходимо обратное присвоениеПериодизация и «законы истории»
 Человечество проходит в своем развитии три стадии:Сущность идеологии
  «…Мы исходим не из того, что люди говорят,Сущность философии
 Философия – форма социально-исторического знания
 Философские понятия больше не



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Марксизм


Слайд 2
Описание слайда:
Карл Маркс (1818 — 1883) Фридрих Энгельс (1820 —1895)

Слайд 3
Описание слайда:
Основные источники марксизма (1) 1)Немецкая классическая философия (Гегель) идея объективного закона истории идея активности субъекта (хотя только в сфере мысли) диалектика как метод: - идея противоречия, борьбы, антагонизма как движущей силы развития идея триадичного цикла в развитии (тезис – антитезис – синтез: «отрицание отрицания») 2) Материализм Фейербаха (идея отчуждения в религии) 3)Английская политическая экономия (идея прибавочной стоимости как основы капитала) 4)Французский утопический социализм (понятие классов и классовой борьбы, критика понятия собственности)

Слайд 4
Описание слайда:
Основные источники марксизма (2) Маркс переворачивает Гегеля «с головы на ноги», то есть заимствует диалектику, но отрицает идеализм По Марксу, Фейербах правильно указывал на разрыв земного и небесного в любви, но не увидел противоречий «в самой земной основе» – необходимо «изменить семью революционно» Фейербах видит сущность человека внеисторично. На самом деле, сущность человека – «совокупность всех общественных отношений», то есть она всегда конкретна в рамках определенного общества. «До сих пор философы лишь объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» («Тезисы о Фейербахе»)

Слайд 5
Описание слайда:
Структура марксистской философии 1)Диалектический материализм: материализм в решении основного вопроса философии и диалектика как универсальный метод: Материя имеет начало движения в самой себе. Этим началом движения является принцип единства и борьбы противоположностей — основной закон диалектики. Другие законы: закон отрицания отрицания и закон перехода количества в качество. 2)Исторический материализм: применение диалектического материализма к анализу общества

Слайд 6
Описание слайда:
Основные принципы исторического материализма 1)Материалистическое понимание истории. Общество есть продолжение природы, а значит, развивается по объективным законам. Но в то же время люди наделены сознанием и ставят свои цели. Поэтому развитие общества это естественно-исторический процесс. Главное содержание истории: смена способов производства материальных благ. 2)Материалистический принцип практики Практика первична по отношению к духовному миру, к культуре («общественное бытие определяет общественное сознание») Практика носит исторический характер, ее способы и формы изменяются во времени Практика – не пассивный «опыт», она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя Практика носит общественный характер, поэтому сущность человека социальна, а социальные отношения складываются вокруг труда, практики Практика предметна, так как происходит в реальности, в преобразовании конкретных предметов, а не в мышлении

Слайд 7
Описание слайда:
Отчуждение труда (1) Главный вид отчуждения – экономический Труд – главная специфически-человеческая форма деятельности, и именно он в современных условиях унижает человеческое в человеке, являясь подневольным, а не свободным. То есть он направлен не на удовлетворение потребности в труде, а является средством для удовлетворения всех других потребностей (общих у человека с животными). Рабочему не принадлежат ни материалы, ни средства, ни результаты труда. Рабочий трудится «не для жизни рода» (человеческого рода), а для насущного пропитания, то есть отчуждается его «родовая сущность». Капиталист так же отчужден, как и рабочий (от процесса труда, от предмета и результата труда, от своей родовой сущности, от других людей).

Слайд 8
Описание слайда:
Отчуждение труда (2) Причина отчуждения – частная собственность. Необходимо обратное присвоение человеком его собственной подлинной человеческой сущности. Труд должен быть средством саморазвития, находиться в гармонии с природой, которую человек должен преобразовывать по законам красоты, а не в утилитарных целях. Идеал: всесторонне развитый человек в противовес частичному и абстрактному современному индивиду. Реализация идеала возможна лишь на очень высоком уровне развития производительных сил. Однако уже преобразование общества, революционная борьба изменяет самого человека, его самосознание.

Слайд 9
Описание слайда:
Периодизация и «законы истории» Человечество проходит в своем развитии три стадии: тезис – первобытнообщинное неантагонистическое общество; антитезис – антагонистическое общество (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое); синтез – новое неантагонистическое общество (коммунизм); Каждый конкретно-исторический тип общества – это общественно-экономическая формация; Каждая формация базируется на определенном способе производства; каждый способ производства есть единство производительных сил (содержание) и производственных отношений (форма); Главный закон: закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Если производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил, наступает революция. Вспомогательные законы: закон классовой борьбы, закон соответствия базиса и надстройки общества.

Слайд 10
Описание слайда:
Сущность идеологии «…Мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, — мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди» («Немецкая идеология»). Философия обусловлена историческими условиями и классовым интересом, не существует универсальной философской истины. Чтобы быть объективным, философ должен свою позицию сделать выражением интересов самых прогрессивных общественных сил истории.

Слайд 11
Описание слайда:
Сущность философии Философия – форма социально-исторического знания Философские понятия больше не носят абстрактного, вневременного характера, они рождаются из осмысления реального исторического процесса («конец философии») Философия – обобщенная концепция общественной жизни в целом («сумма истории»)


Скачать презентацию на тему Марксизм. Основные источники марксизма можно ниже:

Похожие презентации