Методология научного познания. Творчество и проблема его методологизации. (Лекция 7, 8) презентация

Содержание


Презентации» Философия» Методология научного познания. Творчество и проблема его методологизации. (Лекция 7, 8)
Методология научного познания.  Творчество и проблема его методологизации
 Лекция 7,Методология 
 Учение о том, как осуществлять познание (научное познание), котороеТехнология-Методология
 Исторически первичными были способы создания чего-либо, получения практического результата –Аристотель
 Важно давать ученикам не знания, а научить их законам полученияФормальная логика: три основных закона и силлогизм
 Закон тождества: «А естьЛогика (Органон – орудие)
 Средство борьбы с парадоксами
 Средство борьбы соФ. Бэкон: Новый органон
 Аристотелевский метод – чистая игра ума, аИстинная индукция
 Метод – это лучшее и более совершенное применение разума.Р. Декарт  «Правила… и Рассуждения…»
 Опыт должен подтверждать мысли, ноПравила для руководства ума
 Интуиция – «не зыбкое свидетельство чувств, иПравила, в основании которых лежат интуитивно-дедуктивное разделение действий ума
 Никогда неГегель.   Диалектический метод познания
 Сформулировал 
 ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИЧальз Пирс 
 Чтобы понять как возникают новые идеи и гипотезыОсновные методы
 Познавательная деятельность, согласно Пирсу, является взаимодействием абдукции., осуществляющей принятиеХХ век
 Проблемы метода исследовались в
 Герменевтике (Г.Г. Гадамер)
 Феноменологии (Э.Методологизация научного познания
 Только в ХХ веке ученые убедились, что никакого«Вечная» проблема
 Генерирование (придумывание) новых научных идей и гипотез – самаяТворчество
 Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, итогТворчество
 В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые кПоиск творческих механизмов
 Творчество – особый вид активности, которая бывает (поДеятельность		Творчество принципиально противоположные формы активности
 Мотивирована.
 Целесообразна, произвольна, регулируема
 Сознание доминирует
Может ли творчество стать трудом? То есть видом целенаправленной деятельности?
 Деятельностью,Психология:
 Два типа людей:
 Те, у кого доминирует творческая активность
 Те,Творчество – непроизвольная активность психики, когда человек не способен управлять потокомТворческий порыв и Посттворческая сатурация
 Творческие люди склонны к психофизиологическому истощению,Творчество и срок жизни
 Пик творческой активности – 30-42 года
 МоцартНеизменное угасание творческих сил приводит:
 Ранняя физическая смерть
 Творческая смерть приПричины ранней смерти
 Доминирование творческой активности, эмоциональный тип людей
 Неумелое обращениеСознание и бессознательное
 Так как активность творческого акта сопряжена с особымВозможно ли творческое долголетие?
 Творческая активность должна сочетается с высоким уровнемТалант и гений
 Гений – творит на основе бессознательной активности, переживающейТворчество и интеллект
 Существуют взаимоисключающие теории: связь есть, ее нет, онаКалифорнийский эксперимент 1921-1952 г.г.
 Были отобраны 1528 детей с IQ >Характеристики  творческого мышления
 пластичность (предлагает множество решений в ситуациях, когдаЛичностные черты  творческих людей
 Независимость: личностные стандарты важнее стандартов группы
Наука и искусство
 Общность науки и искусства определяется тем, что обаНаучное и художественное творчество
 Высокий интеллектуальный уровень. Знание предмета.
 Творчество разумаПик творческой активности у ученых
 Математики – 25-30 лет (Серр Ж-П.ИзобретательствоС. Л. Рубинштейн об изобретательском творчестве
  «Специфика изобретения, отличающая егоКреативность – способность к творчеству
 Разрабатывается с 50-х годов ХХ века.Тест на креативность



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Методология научного познания. Творчество и проблема его методологизации Лекция 7, 8


Слайд 2
Описание слайда:
Методология Учение о том, как осуществлять познание (научное познание), которое всегда будет приводить к положительным результатам. Что представляет собой алгоритм процесса поиска, научного открытия и доказательства? Учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека, соответственно сами способы, приемы и операции называются методы.

Слайд 3
Описание слайда:
Технология-Методология Исторически первичными были способы создания чего-либо, получения практического результата – технология

Слайд 4
Описание слайда:
Аристотель Важно давать ученикам не знания, а научить их законам получения этого знания. Исходя из этих побуждений Аристотель создает ЛОГИКУ

Слайд 5
Описание слайда:
Формальная логика: три основных закона и силлогизм Закон тождества: «А есть А» Закон исключенного противоречия: «А не есть не-А» Закон исключенного третьего: «Истинно или А, или не-А. Третьего не дано» Силлогизм – цепочка посылок, на основании которой мы делаем выводы: Все люди смертны. Сократ – человек. Сократ – смертен.

Слайд 6
Описание слайда:
Логика (Органон – орудие) Средство борьбы с парадоксами Средство борьбы со случайными или намеренными ошибками Один из критериев современного научного знания Первый опыт методологического обобщения законов мышления В средневековье достигает расцвета, становится одним из школьных предметов.

Слайд 7
Описание слайда:
Ф. Бэкон: Новый органон Аристотелевский метод – чистая игра ума, а где реальный опыт? Для этого и будет служить метод истинной индукции

Слайд 8
Описание слайда:
Истинная индукция Метод – это лучшее и более совершенное применение разума. Надо исследовать сам мир ставя эксперименты в соответствие с которыми составлять таблицы: отсутствия, присутствия, сравнения. Таблица сравнения и позволяет делать обобщающие выводы, применяя индукцию Индукция «немного оставляет остроте и силе дарования». Это безошибочный метод нахождения новых истин в науке. Это «алгоритм открытий»!

Слайд 9
Описание слайда:
Р. Декарт «Правила… и Рассуждения…» Опыт должен подтверждать мысли, но он – не есть начало мышления! Потому что COGITO ERGO SUM! Необходим метод, помогающий ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Под методом же я понимаю точные и проcтые правила, строгое соблюдение которых... без излишней траты умственных сил, позволяет достичь истинного познания всего, что уму доступно.

Слайд 10
Описание слайда:
Правила для руководства ума Интуиция – «не зыбкое свидетельство чувств, и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительного того, что мы разумеем… и которое порождается одним лишь светом разума. Дедукция – чистый вывод одного из другого

Слайд 11
Описание слайда:
Правила, в основании которых лежат интуитивно-дедуктивное разделение действий ума Никогда не принимать за истинное нечто, что не признавал бы таковым с очевидностью. Делить каждую из трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы их лучше разрешить Располагать свои мысли в определенном порядке. Начиная с предметов простых и легкопознаваемых и восходить мало-помалу до познания наиболее сложных. Делать перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено

Слайд 12
Описание слайда:
Гегель. Диалектический метод познания Сформулировал ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ призывающие учитывать противоречивый характер развития исследуемого объекта, процесса или явления, учета его историчности, ситуативности его развития

Слайд 13
Описание слайда:
Чальз Пирс Чтобы понять как возникают новые идеи и гипотезы в науке предлагает наряду с индукцией и дедукцией использовать абдукцию. Это способ рассуждения, ориентированный на поиск правдоподобных объяснительных гипотез

Слайд 14
Описание слайда:
Основные методы Познавательная деятельность, согласно Пирсу, является взаимодействием абдукции., осуществляющей принятие правдоподобных гипотез посредством объяснения фактов, индукции, реализующей тестирование выдвинутых гипотез, и дедукции, посредством которой из принятых гипотез выводятся следствия. Таким образом, Пирс, используя идею синтеза познавательных процедур, создал эскиз теории рассуждений, впоследствии получившей развитие в исследованиях по искусственному интеллекту, где абдуктивный вывод представлен как вид автоматизированного правдоподобного рассуждения.

Слайд 15
Описание слайда:
ХХ век Проблемы метода исследовались в Герменевтике (Г.Г. Гадамер) Феноменологии (Э. Гуссерль) Философии науки (Поппер, Фейерабенд)

Слайд 16
Описание слайда:
Методологизация научного познания Только в ХХ веке ученые убедились, что никакого логического прямого пути от наблюдаемых объектов к абстрактным теориям и законам не существует. Последние могут быть открыты только в результате трудного и сложного процесса исследования, началом которого служат гипотезы, следствия из которых систематически проверяются через наблюдения и эксперименты

Слайд 17
Описание слайда:
«Вечная» проблема Генерирование (придумывание) новых научных идей и гипотез – самая трудная стадия научного поиска, где решающую роль играют интуиция, воображение, талант Все указанное реализуется в процессе научного творчества

Слайд 18
Описание слайда:
Творчество Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность результата. Результат творчества невыводим из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Слайд 19
Описание слайда:
Творчество В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства

Слайд 20
Описание слайда:
Поиск творческих механизмов Творчество – особый вид активности, которая бывает (по Ж.Пиаже): Адаптивная: Преобразующая Реактивная -Разрушающая (ответ на воздействие) -Творческая Деятельностная (целенаправленное поведение)

Слайд 21
Описание слайда:
Деятельность Творчество принципиально противоположные формы активности Мотивирована. Целесообразна, произвольна, регулируема Сознание доминирует Соответствие цели – результату Важен результат, а не новизна

Слайд 22
Описание слайда:
Может ли творчество стать трудом? То есть видом целенаправленной деятельности? Деятельностью, выполняя которую мы будем получать вознаграждение и тем самым удовлетворять свои потребности Исходя из приведенного выше различия между творчеством и деятельностью - нет Любые подделки создаются за деньги, и только шедевры - задаром

Слайд 23
Описание слайда:
Психология: Два типа людей: Те, у кого доминирует творческая активность Те, у кого доминирует активность деятельная Процесс творчества осуществляется не для «того, чтобы», и не «потому что», а «несмотря ни на что»… Тому многочисленные подтверждения творческих личностей

Слайд 24
Описание слайда:
Творчество – непроизвольная активность психики, когда человек не способен управлять потоком образов и сознательно их воспроизводить. Сознание – пассивный экран, на котором бессознательное отображает себя Виктор Гюго: «бог диктовал, а я писал» Моцарт: «Я тут не при чем» Анна Ахматова: «что ж трудного, когда диктуют»

Слайд 25
Описание слайда:
Творческий порыв и Посттворческая сатурация Творческие люди склонны к психофизиологическому истощению, т.к. творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи Контроль сознания ослаблен и единственным ограничителем творчества становится истощение психофизиологических ресурсов организма Это ведет к крайним эмоциональным состояниям Отчуждению от результата творчества его уничтожению, отказу от авторства Это не возникает по отношению к результату трудовой деятельности.

Слайд 26
Описание слайда:
Творчество и срок жизни Пик творческой активности – 30-42 года Моцарт (36), Мендельсон (37), Бизе (37), Рафаэль (37), Ван Гог (37), Пушкин (37) Маяковский (37), Блок (40), Щопен (39), Есенин (30), Шуберт (31)

Слайд 27
Описание слайда:
Неизменное угасание творческих сил приводит: Ранняя физическая смерть Творческая смерть при физической жизни – Глинка, Шульман, Фонвизин Творческое долголетие при внешней регламентации деятельности и внутренней саморегуляции: Кант, Шеллинг, Толстой, Галилей, Ньютон, Дарвин, Эдисон, Фарадей, Пифагор. Преобладают великие философы, ученые-теоретики, писатели-интеллектуалы.

Слайд 28
Описание слайда:
Причины ранней смерти Доминирование творческой активности, эмоциональный тип людей Неумелое обращение с собой, что приводит организм к состоянию «выдохся». Отсутствие психологических предпосылок для саморегуляции Невозможность остановиться, отдохнуть, стремление вновь испытывать состояние творческой эйфории, как следствие – алкоголизм, наркомания, депрессия

Слайд 29
Описание слайда:
Сознание и бессознательное Так как активность творческого акта сопряжена с особым состоянием сознания, то этого состояния пытаются достичь искусственно, впадая в разные виды зависимостей

Слайд 30
Описание слайда:
Возможно ли творческое долголетие? Творческая активность должна сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и саморегуляции. Точность, порядок, организация, максимальная регламентация жизнедеятельности Способность пережить «кризис творчества», добиться дисциплины и регулярности занятий И ТВОРЧЕСТВО ПРЕВРАТИТСЯ В ТРУД

Слайд 31
Описание слайда:
Талант и гений Гений – творит на основе бессознательной активности, переживающей широкий диапазон состояний, что выводит ее из-под контроля рационального начала Талант - творит продуманно, рационально Гений – креатив, талант – интеллектуал В науке творчество – удел талантов, очень редко – гениев. Так как наука – интеллектуальное творчество, сознание, как правило, преобладает

Слайд 32
Описание слайда:
Творчество и интеллект Существуют взаимоисключающие теории: связь есть, ее нет, она относительна. В настоящее время наиболее подтвержденной считается теория интеллектуального порога, согласно которой при IQ < 115 интеллект и способность к творчеству образуют единый фактор, а при IQ > 120 интеллект и способность к творчеству независимы.

Слайд 33
Описание слайда:
Калифорнийский эксперимент 1921-1952 г.г. Были отобраны 1528 детей с IQ > 135 (они составили 1 % от общей выборки детей) и прослежены их жизненные успехи до 1952 года. К 1950-м гг. осталось 800 мужчин, которые добились в жизни впечатляющих результатов: 200 из них стали докторами наук, они опубликовали в общей сложности 67 книг, получили 150 патентов ни изобретения, 47 человек вошли в книгу «Лучшие люди Америки». Их доход был в 4 раза выше среднего на душу населения в США. Все это в 30 раз выше контрольной выборки. Однако никто из них не внес действительно существенного вклада в мировую культуру и науку Ранние интеллектуалы очень успешно адаптируются в обществе, но высокий и сверхвысокий IQ не гарантирует творческих достижений.

Слайд 34
Описание слайда:
Характеристики творческого мышления пластичность (предлагает множество решений в ситуациях, когда обычные люди предлагают только 1-2); подвижность (для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения); оригинальность (порождает отдаленные ассоциации, неожиданные, небанальные и непривычные решения).

Слайд 35
Описание слайда:
Личностные черты творческих людей Независимость: личностные стандарты важнее стандартов группы Открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям Развитое эстетическое чувство

Слайд 36
Описание слайда:
Наука и искусство Общность науки и искусства определяется тем, что оба этих творческих процесса ведут к познанию истины. Стремление же к познанию генетически заложено в человеке. Известны два способа познания: первый основан на выявлении общих признаков познаваемого объекта с признаками других объектов; второй - на определении индивидуальных отличий познаваемого объекта от других объектов. Первый способ познания свойствен науке, второй - искусству.

Слайд 37
Описание слайда:
Научное и художественное творчество Высокий интеллектуальный уровень. Знание предмета. Творчество разума Установление независимых истин Результат творчества объективирован Результат творчества имеет предел в развитии Критерий оценки - истина

Слайд 38
Описание слайда:
Пик творческой активности у ученых Математики – 25-30 лет (Серр Ж-П. Филдсовская премия в 27 лет) Физики-теоретики и химики – 25-35 лет (Поль Дирак – премия в 31 год) Физики-эксперимертаторы и представители других естественных наук – 35-40 лет Гуманитарии и философы – 45-55 лет

Слайд 39
Описание слайда:
Изобретательство

Слайд 40
Описание слайда:
С. Л. Рубинштейн об изобретательском творчестве «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст.

Слайд 41
Описание слайда:
Креативность – способность к творчеству Разрабатывается с 50-х годов ХХ века. Идеологами разработки проблемы были Гилфорд и Торенс. В России понятие появляется в 80-е годы. Определяется как общая познавательная способность, подразумевающая быстрое нахождение чего-то неизвестного, непривычного, нестандартного

Слайд 42
Описание слайда:
Тест на креативность


Скачать презентацию на тему Методология научного познания. Творчество и проблема его методологизации. (Лекция 7, 8) можно ниже:

Похожие презентации