Наука и научные исследования в современном мире презентация

Содержание


Презентации» Философия» Наука и научные исследования в современном мире
Наука и научные исследования  в современном миреНаука – 
 область человеческой деятельности, функция которой состоит в разработкеНаукаНаучная картина мира – 
   система важнейших понятий, принципов,Научные картины мира на разных этапах исторического развития общества:
  Научные картины мира:
 	2) электромагнитная – на основе теории электромагнетизма
 	втораяНаучные картины мира:
 	3) Вероятностная
 	   (начало ХХ в.,Цель науки:
   описание, объяснение и прогнозирование процессов и явленийВиды науки  (по предмету и методу познания)
 естественные;
 общественные;
 технические;
Номенклатура научных специальностейВиды науки по связи с практикой
   фундаментальные (нет прямойЧеловек открывает или создает научное знание?
   Человек открывает илиНаучное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системыОсновные отличительные признаки научного исследования:
 целенаправленность;
 направленность на поиск нового, открытиеСоциальные функции науки (взаимодействие науки с различными сферами жизни общества иИстория становления науки и научного знания
 1. V в. до н.э.История становления науки и научного знания
 2. XVI в. – конецИстория становления науки и научного знания
 3. Конец XIX в. –Методология науки –
  это учение о научном методе познания, егоМетодология науки
    В современной методологии науки утверждается, чтоМетодология науки
   Признанные всеми научные достижения, которые в течениеМетодология науки
    В основе научных революций, как правило,Наука и практика сегодня Высшее образование в России. 2006. №6. С.16–22.Общенаучные методы научного исследования:
  Общенаучные методы научного исследования:
 общелогические;
 теоретические;
Общелогические методы и приемы научного исследования:
 анализ;
 синтез;
 абстрагирование;
 идеализация;
 обобщение;
Система –  совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях другОсновные требования системного подхода:
 выявление зависимости каждого элемента в системе;
 изучениеформализация;
 формализация;
 аксиоматический;
 гипотетико-дедуктивный.Эмпирические методы научного исследования:
 наблюдение;
 эксперимент;
 сравнение.Взаимодействие методов научного исследования:
 Каждый метод применяется не изолированно, а воВзаимодействие методов научного исследования:
 Перенос методов из одной сферы в другуюНаучные сообщества
 Научные сообщества
 научный фонд;
 научный институт;
 научная школа;
 научныйНаучная карьера
 Научная карьера
 магистратура;
 аспирантура;
 докторантура.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Наука и научные исследования в современном мире


Слайд 2
Описание слайда:
Наука – область человеческой деятельности, функция которой состоит в разработке и теоретической систематизации объективных знаний о реальности.

Слайд 3
Описание слайда:
Наука

Слайд 4
Описание слайда:
Научная картина мира – система важнейших понятий, принципов, гипотез, теорий и законов, позволяющих объяснить явления окружающей действительности.

Слайд 5
Описание слайда:
Научные картины мира на разных этапах исторического развития общества: Научные картины мира на разных этапах исторического развития общества: 1) механическая (на основе классической механики) XVII – сер. XIX вв., Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон,

Слайд 6
Описание слайда:
Научные картины мира: 2) электромагнитная – на основе теории электромагнетизма вторая половина XIX – начало XX в.; М. Фарадей, Д. Максвел и др.;

Слайд 7
Описание слайда:
Научные картины мира: 3) Вероятностная (начало ХХ в., квантовая и волновая механика) Э. Шрёдингер, В. Гейзенберг и др.; 4) Синергетическая – основанная на теории самоорганизации, системологии и информационном подходе, конец ХХ в..

Слайд 8
Описание слайда:
Цель науки: описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Слайд 9
Описание слайда:
Виды науки (по предмету и методу познания) естественные; общественные; технические; математика ???

Слайд 10
Описание слайда:
Номенклатура научных специальностей

Слайд 11
Описание слайда:
Виды науки по связи с практикой фундаментальные (нет прямой ориентации на практику), прикладные (направленные на непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем).

Слайд 12
Описание слайда:
Человек открывает или создает научное знание? Человек открывает или создает научное знание?

Слайд 13
Описание слайда:
Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, теорий и законов.

Слайд 14
Описание слайда:
Основные отличительные признаки научного исследования: целенаправленность; направленность на поиск нового, открытие неизвестного; систематичность; строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Слайд 15
Описание слайда:
Социальные функции науки (взаимодействие науки с различными сферами жизни общества и отдельного человека) культурно-мировоззренческая; наука как непосредственная производительная сила; наука как социальная сила (научные знания и методы все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества). Порядок следования этих функций обусловлен историческим развитием науки и научного знания.

Слайд 16
Описание слайда:
История становления науки и научного знания 1. V в. до н.э. – XV в.н.э. Греция, Древний Египет, Вавилон. Греки впервые начали доказывать теоремы. Если рассматривать науку как знание с обоснованием, то справедливо считать, что наука возникла примерно в V в. до н.э. именно в Древней Греции.

Слайд 17
Описание слайда:
История становления науки и научного знания 2. XVI в. – конец XIX в. Развитие естествознания в Европе. Заложены основы современной физики и необходимого для нее математического аппарата. Работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея. Существенная веха в истории науки – работы И. Ньютона. Лондонское королевское общество (1662 г.) Парижская академия наук (1666 г.).

Слайд 18
Описание слайда:
История становления науки и научного знания 3. Конец XIX в. – наши дни. Наука оформляется в особую профессию. Реформы Берлинского университета, проходившие под руководством знаменитого естествоиспытателя А. Гумбольдта, привели к созданию новой модели университетского образования, в которой обучение совмещено с исследовательской деятельностью. В настоящее время около 5 млн. человек в мире профессионально занимаются наукой.

Слайд 19
Описание слайда:
Методология науки – это учение о научном методе познания, его структуре и логической организации, принципах, формах, способах и средствах организации теоретической и практической деятельности.

Слайд 20
Описание слайда:
Методология науки В современной методологии науки утверждается, что в науке должны разумно сочетаться творческая, новаторская составляющая, характеризующая стремление к новому знанию, так и традиционная, прочно опирающаяся на прошлые достижения и являющаяся их естественным продолжением. Учение о научных традициях – Томас Кун (американский ученый, философ и историк науки, 1922–1996). Автор книги «Структура научных революций».

Слайд 21
Описание слайда:
Методология науки Признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу называют парадигмами. Наука развивается не линейно: это чередование периодов «нормальной науки» и отрицающей ее «революционной науки». В науке случаются революции, которые меняют существующие парадигмы.

Слайд 22
Описание слайда:
Методология науки В основе научных революций, как правило, лежат научные открытия. Никакой логики открытия, алгоритма открытия не существует. В истории науки есть много фактов, когда крупные научные открытия делались независимо разными учеными примерно в одно и то же время (неевклидова геометрия одновременно была открыта Лобачевским и Гауссом, теория относительности – Эйнштеном и Пуанкаре). Поэтому, фундаментальные открытия скорее всего исторически обусловлены.

Слайд 23
Описание слайда:
Наука и практика сегодня Высшее образование в России. 2006. №6. С.16–22.   профессор, академик РАО А. Новиков

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Общенаучные методы научного исследования: Общенаучные методы научного исследования: общелогические; теоретические; эмпирические.

Слайд 26
Описание слайда:
Общелогические методы и приемы научного исследования: анализ; синтез; абстрагирование; идеализация; обобщение; индукция; дедукция; моделирование;

Слайд 27
Описание слайда:
Система – совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом и средой, образующих определенную целостность, единство.

Слайд 28
Описание слайда:
Основные требования системного подхода: выявление зависимости каждого элемента в системе; изучение взаимодействия системы с ее элементами; изучение взаимодействия системы и среды; определение иерархических связей; многоаспектность изучаемой системы; учет динамики развития (или изменения) системы.

Слайд 29
Описание слайда:
формализация; формализация; аксиоматический; гипотетико-дедуктивный.

Слайд 30
Описание слайда:
Эмпирические методы научного исследования: наблюдение; эксперимент; сравнение.

Слайд 31
Описание слайда:
Взаимодействие методов научного исследования: Каждый метод применяется не изолированно, а во взаимодействии с другими. Обязательно использование философских (универсальных) методов. Ни один метод не является абсолютно универсальным. В своем применении метод модифицируется, конкретизируется в зависимости от специфики исследования.

Слайд 32
Описание слайда:
Взаимодействие методов научного исследования: Перенос методов из одной сферы в другую может привести к серьезным методологическим проблемам. Каждый метод эффективен в своей целостности.

Слайд 33
Описание слайда:
Научные сообщества Научные сообщества научный фонд; научный институт; научная школа; научный коллектив; научная лаборатория (кафедра); научная группа; исследователь.

Слайд 34
Описание слайда:
Научная карьера Научная карьера магистратура; аспирантура; докторантура.


Скачать презентацию на тему Наука и научные исследования в современном мире можно ниже:

Похожие презентации