Позитивизм и его формы презентация

Содержание


Презентации» Философия» Позитивизм и его формы
Позитивизм  (современная философия науки).Позитивизм – направление в философии, целью которого является подведение философии подПринципы верификации и фальсификации, сформулированные позитивистами, считаются одними из главнейших критериевФормы позитивизма:
 Классический позитивизм;
 Махизм (Эмпириокритицизм);
 Неопозитивизм;
 Постпозитивизм.Классический позитивизмКонт Огюст (1798-1857)
 Французский философ, основатель позитивизма и социологии. 
 Считал,Разработал теорию "трех стадий", которые проходит в своем развитии каждая наука,Конт критиковал философию за её стремление делать всеобъемлющие построения, за еёФилософия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободитьсяМахизм (эмпириокритицизм)
 Близок к субъективному идеализму.
 Создатели – 
  Э.Неопозитивизм
 Представители этого направления сводили задачи философии не к систематизации естественнонаучногоПредставители: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик и др.
 Основные идеи:Бертран Рассел (1872-1970)Б. Рассел: Философия должна расщеплять сложные идеи на простые, пока этоЛюдвиг Витгенштейн (1889-1951)Изучая человеческий язык, Витгенштейн пришёл к выводу, что логическая структура языкаВитгенштейн: «Что может быть сказано, должно быть сказано ясно, а оВенский кружок неопозитивистов
 В «Венский кружок» входили М. Шлик, Р. Карнап,Мориц Шлик (1882-1936)Принцип верификации:
 «Понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оноБольшинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идеи, Бог) нужно исключить, выбросить,Постпозитивизм
 Появился во второй половине XX века. Представители – К. Поппер,С.т.зр. постпозитивизма, философские термины многозначны и не могут соответствовать критериям научности.Карл Поппер (1902-1994)Принцип фальсификации:
 Знание имеет право считаться научным лишь в том случае,Томас Кун (1922-1996)Парадигма -
 Это совокупность базовых теоретических взглядов, методов исследований, принятых вТомас Кун: парадигмаКонцепция смены научных парадигм:
 Периодически в происходит смена научных парадигм, онаЗатем наступает кризис в науке (период споров, дискуссий), в котором новаторамРазвитие знания, по КунуИмре Лакатос (1922 - 1974)
 Французский психоаналитик, структуралист, философ науки. РодилсяНаучно-исследовательская программа (НИП) -
 Это серия сменяющихся теорий, связанных между собойНаучно-исследовательская программа по И. Лакатосу:Структура НИП:
 Жесткое ядро НИП – то, что является общим дляТ1,Т2,Т3,Т4 – теории, последовательно возникающие в НИП. Они объясняют предыдущие иСо временем эвристическая сила НИП начинает ослабевать, и перед учёными встаётПол Фейерабенд (1924-1994)Развитие науки – хаотичное нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо объективныхКаждый исследователь вправе разрабатывать свои научные концепции, методы, не считаясь с



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Позитивизм (современная философия науки).


Слайд 2
Описание слайда:
Позитивизм – направление в философии, целью которого является подведение философии под твёрдые стандарты науки. Зародился в 30-40-е годы 19 века, прошёл длительную эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Основатель – Огюст Конт– французский философ, ученик Сен-Симона. Существенный вклад внёс Герберт Спенсер – англ. философ-эволюционист, социолог. Сравнивал общество с организмом.

Слайд 3
Описание слайда:
Принципы верификации и фальсификации, сформулированные позитивистами, считаются одними из главнейших критериев научного знания.

Слайд 4
Описание слайда:
Формы позитивизма: Классический позитивизм; Махизм (Эмпириокритицизм); Неопозитивизм; Постпозитивизм.

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:
Классический позитивизм

Слайд 7
Описание слайда:
Конт Огюст (1798-1857) Французский философ, основатель позитивизма и социологии. Считал, что исследовать общество необходимо методами естественных наук: посредством наблюдения, эксперимента и др.

Слайд 8
Описание слайда:
Разработал теорию "трех стадий", которые проходит в своем развитии каждая наука, равно как и общество в целом – Теологическую (религиозную), Метафизическую (философскую), Позитивную (научную).

Слайд 9
Описание слайда:
Конт критиковал философию за её стремление делать всеобъемлющие построения, за её абстрактность, оторванность от мира. «Философия в таком виде не нужна, её надо выбросить». Необходимо дать людям «позитивное знание» - знание конкретных фактов, событий, процессов, показать закономерные связи между ними.

Слайд 10
Описание слайда:
Философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от оценочного характера («хорошо - плохо», «добро – зло», «прекрасно – безобразно» и т.п.) и не должна стремиться стать царицей наук. Философия должна стать конкретной наукой! Главной наукой Конт считал естествознание (науки о природе).

Слайд 11
Описание слайда:
Махизм (эмпириокритицизм) Близок к субъективному идеализму. Создатели – Э. Мах (1836-1916) и Р. Авенариус (1843-1896гг.). Идеи: В основе философии должен лежать критический, чувственный опыт. Все предметы, явления окружающего мира представлены человеку в виде «комплекса ощущений». Задача философии – перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (пример: масса, размер существуют не сами по себе, а как то, что человек ощущает массой, размером и т.д.)

Слайд 12
Описание слайда:
Неопозитивизм Представители этого направления сводили задачи философии не к систематизации естественнонаучного знания (как классический позитивизм), а к математическому анализу языковых форм знания. Философия должна заниматься логическим анализом языка науки. Данное направление получило также название «логико-лингвистической формы позитивизма».

Слайд 13
Описание слайда:
Представители: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик и др. Основные идеи: каждый человек по-разному отражает этот мир, и мы по-разному воспроизводим раскодировку нашего опыта. Т.е. каждый человек «говорит на своём собственном языке». Чтобы найти общий язык, понятный для всех (что особенно важно для учёных, для науки), необходимо прийти к языку логики.

Слайд 14
Описание слайда:
Бертран Рассел (1872-1970)

Слайд 15
Описание слайда:
Б. Рассел: Философия должна расщеплять сложные идеи на простые, пока это не приведёт к обнаружению «атомарных фактов» в «атомарных предложениях».

Слайд 16
Описание слайда:
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

Слайд 17
Описание слайда:
Изучая человеческий язык, Витгенштейн пришёл к выводу, что логическая структура языка соответствует онтологической структуре (структуре бытия) мира человека. Границы нашего языка – это границы нашего мира. Язык и деятельность, которая с ним сплетена, были названы им «языковой игрой». В неё входят не только значения понятий, но и эмоциональные, волевые компоненты.

Слайд 18
Описание слайда:
Витгенштейн: «Что может быть сказано, должно быть сказано ясно, а о чём невозможно говорить – о том следует промолчать».

Слайд 19
Описание слайда:
Венский кружок неопозитивистов В «Венский кружок» входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейенбах и другие. Они сформулировали главный принцип неопозитивизма – принцип верификации

Слайд 20
Описание слайда:
Мориц Шлик (1882-1936)

Слайд 21
Описание слайда:
Принцип верификации: «Понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оно эмпирически проверяемо». Т.е. любое подлинное знание можно проверить на опыте, на практике (прямым или косвенным образом). Принцип верификации отвечает на вопрос, является ли данное знание истинным.

Слайд 22
Описание слайда:
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идеи, Бог) нужно исключить, выбросить, т.к. их нельзя верифицировать. Но, как оказалось, далеко не любое знание можно проверить на практике (например, математическое).

Слайд 23
Описание слайда:
Постпозитивизм Появился во второй половине XX века. Представители – К. Поппер, Т. Кун и др. Для его представителей главное – не анализ языка, а разграничение науки и не-науки, а также проблемы эволюции научного знания. Вопросы: как возникает новая теория, как она добивается признания и т.д.

Слайд 24
Описание слайда:
С.т.зр. постпозитивизма, философские термины многозначны и не могут соответствовать критериям научности. Следовательно, философия это не наука, но она (и прочие абстрактные концепции, идеи, напр., религиозные) имеют право на существование.

Слайд 25
Описание слайда:
Карл Поппер (1902-1994)

Слайд 26
Описание слайда:
Принцип фальсификации: Знание имеет право считаться научным лишь в том случае, если оно в принципе опровержимо (если не сейчас, то в будущем). Принцип фальсификации отвечает на вопрос, является ли данное знание научным.

Слайд 27
Описание слайда:
Томас Кун (1922-1996)

Слайд 28
Описание слайда:
Парадигма - Это совокупность базовых теоретических взглядов, методов исследований, принятых в науке в тот или иной исторический период. Это «мировоззренческий фундамент» науки.

Слайд 29
Описание слайда:
Томас Кун: парадигма

Слайд 30
Описание слайда:
Концепция смены научных парадигм: Периодически в происходит смена научных парадигм, она происходит через научную революцию. Сначала накапливаются «неразрешимые головоломки» - учёные, особенно молодые, теряют доверие к старой парадигме.

Слайд 31
Описание слайда:
Затем наступает кризис в науке (период споров, дискуссий), в котором новаторам противостоят консерваторы. И наконец, находятся новые теории, методы, которые ложатся в основу новой научной парадигмы. Наступает продолжительный период, в течение которого учёные снова занимаются «нормальной наукой».

Слайд 32
Описание слайда:
Развитие знания, по Куну

Слайд 33
Описание слайда:
Имре Лакатос (1922 - 1974) Французский психоаналитик, структуралист, философ науки. Родился в Венгрии. Автор теории смены научно-исследовательских программ. «Рыцарь рациональности».

Слайд 34
Описание слайда:
Научно-исследовательская программа (НИП) - Это серия сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающими принципами. Эвристика – наука о принципах и методах совершения открытий, научного творчества.

Слайд 35
Описание слайда:
Научно-исследовательская программа по И. Лакатосу:

Слайд 36
Описание слайда:
Структура НИП: Жесткое ядро НИП – то, что является общим для всех её теорий; Негативная эвристика – вспомогательные гипотезы, предохраняющие ядро от критики. Позитивная эвристика – выбор первоочередных проблем и задач, которые необходимо решать учёным (показывает потенциал развития, нераскрытость теории).

Слайд 37
Описание слайда:
Т1,Т2,Т3,Т4 – теории, последовательно возникающие в НИП. Они объясняют предыдущие и охватывают всё большую область явлений (если не охватывают – программа является «сгнивающей» или вырождающейся).

Слайд 38
Описание слайда:
Со временем эвристическая сила НИП начинает ослабевать, и перед учёными встаёт вопрос о целесообразности дальнейшей работы в её рамках. С т.зр. Лакатоса, научное знание демонстрирует значительную устойчивость и непрерывность именно благодаря НИП.

Слайд 39
Описание слайда:
Пол Фейерабенд (1924-1994)

Слайд 40
Описание слайда:
Развитие науки – хаотичное нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо объективных оснований и рационально не объяснимых. Успех одной из теорий – следствие способности её автора удачно её организовать, преподнести.

Слайд 41
Описание слайда:
Каждый исследователь вправе разрабатывать свои научные концепции, методы, не считаясь с общепринятыми стандартами и критикой. Все научные традиции равноправны (научный плюрализм).


Скачать презентацию на тему Позитивизм и его формы можно ниже:

Похожие презентации