Познание, как предмет философского анализа. Гносеология презентация

Содержание


Презентации» Философия» Познание, как предмет философского анализа. Гносеология
Познание как предмет философского анализа
 Автор: Суховецкая Г.В.Познание
 Специфическая деятельность, обусловленная общественно исторической практикой, направленной на приобретение иПознание
 «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могутЗнание
 Результат процесса познания, закрепленный в культуре и готовый к использованию,Мифология
   Тип целостного дотеоретического объяснения действительности при помощи чувственно-наглядныхРелигия
 Форма религиозного познания – откровение;
 Религиозное знание направлено на утверждениеМагия
 Древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации.
   Первый типХудожественное познание 
 Творческая деятельность, в процессе которой создаются образы, отражающиеНаука
 Познавательная деятельность, направленная на выработку объективных, системно организованных и обоснованныхФилософия
 Теоретическая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципахОбыденная картина мира
 представляет мир как единый и единственный, потому чтоПлатон о познании
 Виды знания: чувственное и интеллектуальное. Чувственное знание -Аристотель о познании
 Знание есть восприятие.
 Восприятие и чувственный опыт –Учение о понятиях
 Понятия есть обобщения чувственных данных.
 Порядок вещей вСредневековая европейская философия о познании
 Откровение – бог открывает человеку истиныОсновные идеи новоевропейской философии XVII-XVIII вв.
 Принцип автономно мыслящего субъекта;
 ПринципФренсис Бэкон (1561-1626)
 Родоначальник английского материализма и методологии опытной науки.
 РассуждениямРазделение наукПрирода научного знания опыт как источник познанияРене Декарт (1596-1650)Метод познания
 начинать с простого и очевидного; 
 путем дедукции получатьГносеология Спинозы Три рода познанияГносеология Спинозы Три рода познанияСпор о «врождённых идеях»
 Основные представители
 Платон (427-347 до н.э.)
 Р.Спор о «врождённых идеях» Джон Локк (1632-1704)Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. ЛоккомСпор о «врождённых идеях» Принцип рационализма  (основной вывод Лейбница)Эмпирическая концепция познания  Идеи ощущения и идеи рефлексииРационалистическая концепция познания  Истины разума и истины фактаИммануил Кант о познании
 Выделяет 2 формы знания априорное (доопытное) иКоперниканский переворот Канта
 Подобно тому, как Коперник предположил, что не СолнцеГ.В.Ф. Гегель о познании
 Ключевое понятие философии Гегеля – Абсолютная идея.
Ступени познания абсолютного духаПрограммы переосмысления классической философии
 Иррационалистическая традиция в неклассической философии (С. Къеркегор,Особенности гносеологии неклассической философии
 Разум теряет первенство в понимании мира. ВниманиеОснователь первого позитивизма Огюст КонтТри стадии интеллектуальной эволюции человека О.Конта
 Теологическая - все явления объясняютсяПринцип экономии мышления Эрнста Маха
 Положение, по которому критерий истины всякогоКонвенционализм Анри ПуанкареНеокантианство
 Неокантианцы математизировали философию Канта, интерпретируя кантовскую «вещь в себе» какШколы неокантианства
 Марбургская школа – Герман Коген (1842 — 1918), Наторп,Сциентизм
 сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию,Для сциентизма характерноИррационализм
 постулирует невозможность познания действительности научными методами;
 реальность или отдельные еёПредставители иррационализма
 Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) Воля — это высший космическийФилософия жизни
 Говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности историиИнтуитивизм Анри Бергсона
 «Жизнь есть реальность, четко отличаемая от грубой материи»
Прагматизм
 Направление в философии, отсекающее познавательную роль понятий и ставящее вЭдмунд Гуссерль – основатель феноменологии
 Задача феноменологии - беспредпосылочное описание опытаГерменевтика (гр. объясняю, толкую)
 Философская теория понимания, исходной является ситуация непонимания,Современные подходы к проблеме познанияОсновные принципы диалектической теории познания
 Принцип познаваемости мира;
 Принцип отражения;
 Принцип,Основные тезисы диалектико-материалистической гносеологии
 Познание - это своеобразная формa духовного производства,Структура познанияИсточники познанияИстина
   Верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведениеКонцепции истиныКонцепции истины в современной философииИстинное и ложноеИстория заблуждений
 Теория Луи Пастера о микробах - смешная фантазия. (ПьерЛожь
 ЛОЖЬ — неправда, противоположность истины.
 Феномен лжи имеет четыре основныхТипы лжиПознание истины
 Процесс, идущий от менее точного и полного знания кАбсолютное и относительноеКритерии истины
 Тождество бытия и мышления – Парменид
 Критерием истины являетсяКритерии истиныОсновные проблемы гносеологии 
 Проблема познаваемости мира, ее решение в истории



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Познание как предмет философского анализа Автор: Суховецкая Г.В.


Слайд 2
Описание слайда:
Познание Специфическая деятельность, обусловленная общественно исторической практикой, направленной на приобретение и развитие знания, его углубления и совершенствование

Слайд 3
Описание слайда:
Познание «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание» И. Кант

Слайд 4
Описание слайда:
Знание Результат процесса познания, закрепленный в культуре и готовый к использованию, который согласован с законами природы. «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький» Конфуций

Слайд 5
Описание слайда:
Мифология Тип целостного дотеоретического объяснения действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом

Слайд 6
Описание слайда:
Религия Форма религиозного познания – откровение; Религиозное знание направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры; В религиозном познании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил; Религия – орудие своеобразного, эмоционально-интуитивного и конкретно-образного мироосвоения;

Слайд 7
Описание слайда:
Магия Древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации. Первый тип специализированной творческой деятельности. «Магия должна быть понята нами в ее неразрывной связи с величественной безрассудностью надежды, которая всегда была лучшей школой человеческого характера» Бронислав Малиновский

Слайд 8
Описание слайда:
Художественное познание Творческая деятельность, в процессе которой создаются образы, отражающие действительность в эмоционально-художественной форме и воплощающие эстетическое отношение к ней человека Носит образно-эмоциональный характер

Слайд 9
Описание слайда:
Наука Познавательная деятельность, направленная на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире предметами научного исследования являются фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.д.

Слайд 10
Описание слайда:
Философия Теоретическая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Обыденная картина мира представляет мир как единый и единственный, потому что никакие другие миры, будь то космические просторы или райские кущи, человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют

Слайд 13
Описание слайда:
Платон о познании Виды знания: чувственное и интеллектуальное. Чувственное знание - низший вид, интеллектуальное - высший. Каждое из этих понятий в свою очередь делится на "мышление" и "рассудок". Мышление (интеллектуальная интуиция) - деятельность одного лишь ума, свободная от примеси чувственности, непосредственно созерцающая интеллектуальные предметы. Рассудок – анализ чувственных данных, познание природы.

Слайд 14
Описание слайда:
Аристотель о познании Знание есть восприятие. Восприятие и чувственный опыт – основа познания. Познание имеет 5 ступеней: ощущения; представления; опыт в связи с памятью; искусство; наука. Низшей ступенью познания являются ощущения, которые дают знание о единичных вещах. Истинное же знание о необходимом и всеобщем достигается наукой.

Слайд 15
Описание слайда:
Учение о понятиях Понятия есть обобщения чувственных данных. Порядок вещей в природе - верховный закон для сочетания понятий в суждения. Суждения делятся по качеству, объему и модальности. Виды доказательств: Аподиктические; Строго научные; Диалектические.

Слайд 16
Описание слайда:
Средневековая европейская философия о познании Откровение – бог открывает человеку истины бытия Проблема веры и разума – два способа познания Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы Бог предоставил человеку управление природным миром

Слайд 17
Описание слайда:
Основные идеи новоевропейской философии XVII-XVIII вв. Принцип автономно мыслящего субъекта; Принцип методического сомнения; Индуктивно-эмпирический и рационально-индуктивный методы; Гипотетико-дедуктивное построение научной теории; Выработка нового юридического миропонимания, обоснование и защита прав человека и гражданина; Принцип Cauca Sui (материя – причина самой себя)

Слайд 18
Описание слайда:
Френсис Бэкон (1561-1626) Родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину "естественной" философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - опыт). Бэкон утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только объективно существующие вещи.

Слайд 19
Описание слайда:
Разделение наук

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:
Природа научного знания опыт как источник познания

Слайд 22
Описание слайда:
Рене Декарт (1596-1650)

Слайд 23
Описание слайда:
Метод познания начинать с простого и очевидного; путем дедукции получать более сложные высказывания; действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена (непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

Слайд 24
Описание слайда:
Гносеология Спинозы Три рода познания

Слайд 25
Описание слайда:
Гносеология Спинозы Три рода познания

Слайд 26
Описание слайда:
Спор о «врождённых идеях» Основные представители Платон (427-347 до н.э.) Р. Декарт (1596-1650) Г.В Лейбниц (1646-1716) Кембриджские платоники: Г. Мор (1614-1687) Р. Кедворт (1617-1688)

Слайд 27
Описание слайда:
Спор о «врождённых идеях» Джон Локк (1632-1704)

Слайд 28
Описание слайда:
Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком

Слайд 29
Описание слайда:
Спор о «врождённых идеях» Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)

Слайд 30
Описание слайда:
Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии

Слайд 31
Описание слайда:
Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта

Слайд 32
Описание слайда:
Иммануил Кант о познании Выделяет 2 формы знания априорное (доопытное) и апостериорное (опытное); Познающему субъекту присущи 3 способности: чувственность, рассудок и разум; «Мышление есть познание через понятия» «Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» Рассудок ничего не может представить, а чувства помыслить. Осуществляется это только в сознании субъекта с помощью априорных суждений. Вещи сами по себе не познаваемы. Мир состоит из феноменов и ноуменов Чистый разум стремится проникнуть в непознаваемый мир «вещей-в-себе», что приводит к противоречиям – антиномиям. Эти противоречия неразрешимы.

Слайд 33
Описание слайда:
Коперниканский переворот Канта Подобно тому, как Коперник предположил, что не Солнце вращается вокруг земли, а наоборот, Кант предложил считать, что вовсе не субъект, познавая, открывает объективные законы, но наоборот, объект, приспосабливаясь, становится познаваемым по законам субъекта.

Слайд 34
Описание слайда:
Г.В.Ф. Гегель о познании Ключевое понятие философии Гегеля – Абсолютная идея. Она автономна от человека, истории, природы. Она представляет собой процесс познания себя в каждой сотворенной вещи и явлении. Это процесс самопознания Абсолютного духа: «Все действительное разумно, всё разумное действительно». Весь мир – самопознание Абсолютного духа. Абсолютный дух способен к движению и развитию. Развитие протекает диалектически: тезис – антитезис – синтез

Слайд 35
Описание слайда:
Ступени познания абсолютного духа

Слайд 36
Описание слайда:
Программы переосмысления классической философии Иррационалистическая традиция в неклассической философии (С. Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше); Социально-критическая программа (марксизм, позитивизм, неомарксизм, постмарксизм); Критико-аналитическая программа (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм); Экзистенциально-антрополого-психологическая программа (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ)

Слайд 37
Описание слайда:
Особенности гносеологии неклассической философии Разум теряет первенство в понимании мира. Внимание обращается на внерациональные формы человеческого духа: волю, интуицию, бессознательное; Центральное место занимает антропологическая проблематика; Самоценность индивидуального, уникального, своеобразного, единичного; Смена парадигм: лингвистический поворот – от философии сознания к философии языка.

Слайд 38
Описание слайда:
Основатель первого позитивизма Огюст Конт

Слайд 39
Описание слайда:
Три стадии интеллектуальной эволюции человека О.Конта Теологическая - все явления объясняются на основе религиозных представлений; Метафизическая - в объяснении природы опирается на первосущности, первоэлементы; Позитивная - наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности.

Слайд 40
Описание слайда:
Принцип экономии мышления Эрнста Маха Положение, по которому критерий истины всякого познания состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств; Идеал чисто описательной науки - в развитой науке объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Один из таких паразитических элементов науки есть понятие причинности.

Слайд 41
Описание слайда:
Конвенционализм Анри Пуанкаре

Слайд 42
Описание слайда:
Неокантианство Неокантианцы математизировали философию Канта, интерпретируя кантовскую «вещь в себе» как математический предел, к которому направляется процесс познания, но никогда его не достигает. Философия должна ограничиться методологическими вопросами, не затрагивая мировоззренческие. Наука познает мир в котором мы живем. Философия выступает логикой науки, исследует сам процесс научного познания (в первую очередь математического естествознания).

Слайд 43
Описание слайда:
Школы неокантианства Марбургская школа – Герман Коген (1842 — 1918), Наторп, Кассирер; Баденская школа – В. Виндельбанд (1848-1915), Р. Риккерт (1863-1936); В их рамках ставилась задача создать методологию для исторической науки, разработать теорию ценности и понимания.

Слайд 44
Описание слайда:
Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека.

Слайд 45
Описание слайда:
Для сциентизма характерно

Слайд 46
Описание слайда:
Иррационализм постулирует невозможность познания действительности научными методами; реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям; ориентирован с эпистемологической точки зрения на такие сферы как интуиция, интеллектуальное созерцание, переживание.

Слайд 47
Описание слайда:
Представители иррационализма Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля — воля к жизни, стремление Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855) предтеча течения экзистенциализма Фридрих Ницше (1844 - 1900) представитель «философии жизни», автор знаменательной для европейской культуры фразы «Бог умер»

Слайд 48
Описание слайда:
Философия жизни Говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и души человека. Считает важным изучение жизни отдельного человека, подчеркивается, творческий и непредсказуемый характер жизни, жизнь познается интуитивно. Основные представители: Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, А.Бергсон, Х.Ортега-и-Гассет.

Слайд 49
Описание слайда:
Интуитивизм Анри Бергсона «Жизнь есть реальность, четко отличаемая от грубой материи» Единственно достоверное средство познания - интуиция Интуиция характерна для художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ.

Слайд 50
Описание слайда:
Прагматизм Направление в философии, отсекающее познавательную роль понятий и ставящее в центр своего внимания их значения и способы их установления, рассматривающее действие как центральное и определяющее свойство человеческой сущности. Принцип Пирса: для достижения ясности в наших мыслях о каком-либо объекте надо выяснить какие возможные последствия практического характера этот объект может содержать в себе. Истинность - это успешность, полезность, работоспособность идеи, мнения или верования.

Слайд 51
Описание слайда:
Эдмунд Гуссерль – основатель феноменологии Задача феноменологии - беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Феноменология предполагает обращение к первичному опыту – «Назад, к вещам!»

Слайд 52
Описание слайда:
Герменевтика (гр. объясняю, толкую) Философская теория понимания, исходной является ситуация непонимания, неясности текста. Главным является вопрос, что такое понимание. Процесс понимания описывается как движение по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот. Представители: В.Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г Гадамер, Ю.Хабермас.

Слайд 53
Описание слайда:
Современные подходы к проблеме познания

Слайд 54
Описание слайда:
Основные принципы диалектической теории познания Принцип познаваемости мира; Принцип отражения; Принцип, определяющий роль практики; Единство диалектики, логики и теории познания.

Слайд 55
Описание слайда:
Основные тезисы диалектико-материалистической гносеологии Познание - это своеобразная формa духовного производства, процесс отражения действительности; Процесс познания детерминирован социокультурными факторами; Элементы диалектики (ее законы, категории, принципы),будучи отражением всеобщих законов развития объективного мира, являются всеобщими формами мышления, универсальными регулятивами познавательной деятельности в целом. Диалектико-материалистическая теория познания - не замкнутая, а открытая, динамичная, постоянно обновляющаяся система.

Слайд 56
Описание слайда:
Структура познания

Слайд 57
Описание слайда:
Источники познания

Слайд 58
Описание слайда:
Истина Верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине» - Аристотель

Слайд 59
Описание слайда:
Концепции истины

Слайд 60
Описание слайда:
Концепции истины в современной философии

Слайд 61
Описание слайда:
Истинное и ложное

Слайд 62
Описание слайда:
История заблуждений Теория Луи Пастера о микробах - смешная фантазия. (Пьер Паше - профессор психологии университета Тулузы, 1872г) Такое устройство, как телефон имеет слишком много недостатков, чтобы рассматривать его, как средство связи. Поэтому, считаю, что данное изобретение не имеет никакой ценности. (из обсуждений в компании Western Union в 1876г) Ни у кого не может возникнуть необходимость иметь компьютер в своем доме. (Ken Olson - основатель и президент корпорации Digital Equipment Corp., 1977г)

Слайд 63
Описание слайда:
Ложь ЛОЖЬ — неправда, противоположность истины. Феномен лжи имеет четыре основных аспекта: гносеологический, логический, нравственный и политический.

Слайд 64
Описание слайда:
Типы лжи

Слайд 65
Описание слайда:
Познание истины Процесс, идущий от менее точного и полного знания к более точному и полному; Абсолютной истиной являются результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов; Объективная истина – такое содержание человеческих знаний, которое соответствует объективному миру; Каждая объективная истина содержит момент относительного и момент абсолютного; Истина всегда конкретна.

Слайд 66
Описание слайда:
Абсолютное и относительное

Слайд 67
Описание слайда:
Критерии истины Тождество бытия и мышления – Парменид Критерием истины является опыт – Т. Кампанелла Логический критерий истины, именно согласие знания с всеобщими формальными законами рассудка и разума… – И. Кант Полное определение истины выражается в трех предикатах: сущее, единое, все – Вл. Соловьев

Слайд 68
Описание слайда:
Критерии истины

Слайд 69
Описание слайда:
Основные проблемы гносеологии Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии. Гносеологический оптимизм и агностицизм. Субъект и объект познания. Познание как процесс. Чувственное и рациональное познание. Проблема истины. Истина и заблуждение. Субъективное и объективное, относительное и абсолютное в истине. Критерии истины.

Слайд 70
Описание слайда:

Слайд 71
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Познание, как предмет философского анализа. Гносеология можно ниже:

Похожие презентации