Приоритетное значение понимания в гуманитарном познании презентация

Приоритетное значение понимания в гуманитарном познании.ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
 ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНОЕДанная тема выбрана мною не случайно. Как выпускник – философ, вЗадачи и цели дипломной работы.
 Задачи и цели дипломной работы.
 ЦЕЛЬПопытку создать общефилософскую теорию понимания Канта и неокан­тианцев можно представить вДильтей размышлял над проблемой понимания жизни. Естествознание опирается на свой «всеобщийС другой стороны, отметим для себя в еще один момент: «пониманиеСозданием общей теории интерпретации занимаются сейчас многие, это обусловлено как практическими,ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 В своей дипломной работе я проанализировала развитие проблематики гуманитарного



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Приоритетное значение понимания в гуманитарном познании.


Слайд 2
Описание слайда:
ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 1.1. Гуманитарное знание в истории философии. 1.2. Проблема понимания в истории философии. 1.3. Специфика гуманитарного познания. ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ. 2.1. Содержание проблемы понимания. 2.2. Текст и его интерпретация. 2.3. Объективность гуманитарного знания.

Слайд 3
Описание слайда:
Данная тема выбрана мною не случайно. Как выпускник – философ, в первую очередь, я обратила внимание на то, что глобальные трансформации в системе научного знания на протяжении прошедших веков позволяют говорить об изменении многих науч­ных и философских категорий и понятий, о формировании нового интегративного типа научного мышления. К концу пятого курса мы все стали задаваться вопросами касаемо нашего знания об окружающей среде. Действительность же заключается в том, что вся наша жизнь, о которой ученые говорили только фактами, уже не носит фактический или описательный характер, мы уже приближаемся к тому, что объяснить те или иные явления можем только с помощью толкований и интерпретаций. Данная тема выбрана мною не случайно. Как выпускник – философ, в первую очередь, я обратила внимание на то, что глобальные трансформации в системе научного знания на протяжении прошедших веков позволяют говорить об изменении многих науч­ных и философских категорий и понятий, о формировании нового интегративного типа научного мышления. К концу пятого курса мы все стали задаваться вопросами касаемо нашего знания об окружающей среде. Действительность же заключается в том, что вся наша жизнь, о которой ученые говорили только фактами, уже не носит фактический или описательный характер, мы уже приближаемся к тому, что объяснить те или иные явления можем только с помощью толкований и интерпретаций. Невозможно не отметить скудность концепта объяснения в познавательной культуре Дагестана. Отсутствие научных традиций в дагестанском духе – существенно отличает наше мышление. Дагестанский менталитет приближен к пониманию, нежели к объяснению. Меня волнует особенность познавательной культуры моего региона, ее воздействие на духовную жизнь дагестанского народа. В дипломной работе некоторые абзацы будут посвящены именно этой проблеме.

Слайд 4
Описание слайда:
Задачи и цели дипломной работы. Задачи и цели дипломной работы. ЦЕЛЬ РАБОТЫ состоит в исследовании специфики гуманитарного позна­ния и сущности понимания, как основы данного вида познания. Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: проанализировать развитие проблематики гуманитарного знания; выявить основные черты, уточнить структуру гуманитарного познания; рассмотреть понимание как важнейшую характеристику гуманитарного познания; раскрыть онтологическое и гносеологическое содержание понимания; исследовать проблему объективности гуманитарного познания; определить научный статус понимания в контексте гуманитарных наук, выявить специфику понимания в гуманитарном познании; раскрыть связь понимания с процедурой интерпретации, а также с по­нятиями текста, контекста и языка.   ОБЪЕКТОМ моей дипломной работы является феномен понимания. ПРЕДМЕТОМ исследования является понимание в гуманитарном познании. АКТУАЛЬНОСТЬ исследования связана с серьезнейшими проблемами как научного, так и философского характера, которые являются на сего­дняшний день предметом самого широкого обсуждения, например, формиро­вание нового типа научной рациональности и научной картины мира, крите­рии истины.

Слайд 5
Описание слайда:
Попытку создать общефилософскую теорию понимания Канта и неокан­тианцев можно представить в виде следующей схемы: Попытку создать общефилософскую теорию понимания Канта и неокан­тианцев можно представить в виде следующей схемы:

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Дильтей размышлял над проблемой понимания жизни. Естествознание опирается на свой «всеобщий схематизм» в понятии причинности, что явля­ется основой методологии познания физического мира, поэтому он стремит­ся разработать категории для новой методологии - определение нашего от­ ношения к жизни через понимание. Эта новая категория характеризует от­ношение элементов жизни к целому, к сущности жизни. Можно провести аналогии с конструированием смысла предложения через связь слов и их значений в нем. Особыми возможностями познания жизни может обладать в свете всего сказанного - поэзия, непосредственно связанная с переживанием и пониманием события, чувства. Поэт воссоздает в своем произведении пе­реживание жизни, утраченном при интеллектуальном анализе и под воздей­ствием практическим интересов. Глубины жизни, недоступные рассудку и наблюдению, извлекаются на свет. Дильтей размышлял над проблемой понимания жизни. Естествознание опирается на свой «всеобщий схематизм» в понятии причинности, что явля­ется основой методологии познания физического мира, поэтому он стремит­ся разработать категории для новой методологии - определение нашего от­ ношения к жизни через понимание. Эта новая категория характеризует от­ношение элементов жизни к целому, к сущности жизни. Можно провести аналогии с конструированием смысла предложения через связь слов и их значений в нем. Особыми возможностями познания жизни может обладать в свете всего сказанного - поэзия, непосредственно связанная с переживанием и пониманием события, чувства. Поэт воссоздает в своем произведении пе­реживание жизни, утраченном при интеллектуальном анализе и под воздей­ствием практическим интересов. Глубины жизни, недоступные рассудку и наблюдению, извлекаются на свет. В виде схемы соотношение естественнонаучного и гуманитарного зна­ния можно представить следующим образом:

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:
С другой стороны, отметим для себя в еще один момент: «понимание направлено на результат», то есть оно интенционально, в противном случае - это бессмысленная трата времени и сил. Эту особенность понимания как характеристики сознания подчеркивали в своих работах Хайдеггер, Гадамер, Шпет. С другой стороны, отметим для себя в еще один момент: «понимание направлено на результат», то есть оно интенционально, в противном случае - это бессмысленная трата времени и сил. Эту особенность понимания как характеристики сознания подчеркивали в своих работах Хайдеггер, Гадамер, Шпет.

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Созданием общей теории интерпретации занимаются сейчас многие, это обусловлено как практическими, так теоретическими нуждами. Аналитиче­ски интерпретация выглядит как исчисление определенных значений языко­выми выражениями. Многоуровневая система понимания, по Ю.М. Лотману, выглядит следующим образом: «триединство: всякое целое есть часть целого более высокого порядка, всякая часть есть целое на более низком уровне». Созданием общей теории интерпретации занимаются сейчас многие, это обусловлено как практическими, так теоретическими нуждами. Аналитиче­ски интерпретация выглядит как исчисление определенных значений языко­выми выражениями. Многоуровневая система понимания, по Ю.М. Лотману, выглядит следующим образом: «триединство: всякое целое есть часть целого более высокого порядка, всякая часть есть целое на более низком уровне».

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  В своей дипломной работе я проанализировала развитие проблематики гуманитарного знания, выявила основные черты, уточнила структуру гуманитарного познания. Рассмотрела понимание как важнейшую характеристику гуманитарного познания. Также я попыталась раскрыть онтологическое и гносеологическое содержание понимания. Самым тяжелым для меня было определение научного статуса понимания в контексте гуманитарных наук. Во второй главе я раскрыла связь понимания с процедурой интерпретации, а также с по­нятиями текста, контекста и языка. Последний параграф был посвящен изучению проблемы объективности гуманитарного познания. Выпускная работа была выполнена, благодаря трудам философов 20 века, специалистам в области философии науки и теории познания, работала со словарями, огромную помощь оказали журналы «Вопросы философии», Национальная библиотека предоставила много статей, посвященных проблеме понимания, на кафедре Онтологии и Теории познания ДГУ имелись работы, интерпретирующие региональные особенности проблемы познания. Также до конца неизученными остаются вопросы, касающиеся дагестанского мышления, перспективы познавательной культуры нашего народа. В магистерской диссертационной работе я попытаюсь целиком сконцентрироваться на этом аспекте.


Скачать презентацию на тему Приоритетное значение понимания в гуманитарном познании можно ниже:

Похожие презентации