Современная философия XX века презентация

Содержание


Презентации» Философия» Современная философия XX века
Современная философия
 1.Философия волюнтаризма. 
 2.Философия экзистенциализма и её основные направления
Лебеди, отраженные в слонах 
 1С. Дали
 1"Мальчик с трубкой" ... 
 1Основные понятия
 Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностейИррационализм
 Иррационализм – «философия неразумности» – обращение к нерациональным компонентам сущностиНеклассическая философия
 Иррационализм (от лат.- неразумный, бессознательный)- это идеалистическое течение вНеклассическая философия
 волюнтаризм
 экзистенциализм
 прагматизм
  позитивизм
  фрейдизм
 герменевтикаВолюнтаризм
 Один из основателей — нем. Ф. Артур Шопенгауэр (1788-1860).
 ГлавноеОсновной труд:  «Мир как воля и представление»
 В мире господствуетА Шопенгауэр
 Преодоление человеческого эгоизма происходит  в сфере искусства иволюнтаризм
 Силы природы — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, стремление (тяготение,А Шопенгауэр
 Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни.Фридрих Ницше (1844-1900) 
    Сущность жизни - этоХристианская религия исчерпала себя и не способна решать кардинальные проблемы жизни.
Ницше
 писал: «Что хорошо?
  - Все, что повышает в человекеФ.Ницше
 : « В человеке тварь и творец соединены воедино: вНицше
 Качества человека, по поводу которых больше всего негодует философ, —3 ступени должна пройти душа человека, чтобы он мог стать Личностью.Ницше
 Стремясь к сверхчеловеку - такому существу, который обладает мощным дионисийскимФ Ницше
 Человек, должен взять на себя ответственность за бессмысленность мира,отношение человека к окружающей его жизни может быть трояким:
  
Ницше
 Человек должен, по Ницше, заниматься своим делом - воспитывать вПроизведения Ф. Ницше
 « Так говорил Заратустра»
 «Генеалогия морали»
 « Антихрист.Экзистенциализм—философия существования
 Возник накануне I мировой войны в России (Шестов, Бердяев),Направления экзистенциализма
 Атеистическое (Ж.-П. Сартр, А.Камю, Х.Арендт): человек абсолютно одинок вэкзистенциализм 
 Основоположник датский теолог и философ С.Кьеркегор (1813-1855) 
 ОнКьеркегор
 провозгласил безусловный приоритет единичного над всеобщим и завещал на своейэкзистенциализм
 в России:
 Л.Шестов 
 Н.Бердяев
 
 В Германии: 
 К.Ясперс
направления:
 Атеистическое М. Хайдеггер
  Ж. П. Сартр
  А. КамюЖ- П. Сартр
 Свободный выбор индивида - его удел, ответственность иэкзистенциализмМиф о Сизифе
 Символом «человеческого состояния" для Камю является Сизиф, который,Карл Ясперс ( 1883-1969 )
 придерживался принципа историзма, у всемирной историиХайдеггер
 в произведение « Бытие и время», поставил вопрос о смыслеПроизведения
 А. Камю:    « Миф о Сизифе. ЭссеЗигмунд Фрейд (1856-1939). 
  психика человека представляет собой взаимодействие трехСублимация
 — это трансформация энергии "Оно", то есть энергии инстинктов, вЗ Фрейд
 11схема
 1З. Фрейд
 Главный принцип "Оно" — это принцип удовольствия.ФрейдСверх-ЯПроизведения З. Фрейда
  « Я и Оно»
  « ВведениеКарл Густав Юнг
 "мы имеем перед собой психическую реальность, по меньшейЮнгКоллективное бессознательноеАрхетипы -
 генетический код, человеческое коллективное бессознательное своего рода «первичные прообразы»
Архетипы
 1К. Юнг
 утверждал индивидуальная психика вырастает из присущего всем людям иК. Юнг
 В бессознательном, по мнению Юнга, всегда находятся наготове комплексыОгюст Конт (1798-1857)
 Родоначальник позитивизма. 
 Основоположник социологии как самостоятельной науки.Позитивизм - ( positivus — положительный) - философское учение и направление в методологии наукиОсновные черты позитивизма:
 наука и научная рациональность признается высшей ценностью;
 попыткапозитивизм
 Г. т. позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знаниеПозитивизм
 возник а 30-х годах XIX века во Франции. 
 ОсновательПозитивизм – отрицает ценность метафизики
 «Первый позитивизм»
 О. Конт (1798-1857),
 Эрнест Мах (1836 – 1916)  - австрийский физик и философ-позитивист«Третий позитивизм» или  Неопозитивизм (логический позитивизм)
 Мориц Шлик 
 (1882-1936)
Неопозитивизм
 М. Шлик (1882-1936)
 Л. Витгенштейн (1880-1951)
 Б. Рассел (1872-1970)
 ЗадачаПостпозититвизм 
 Т. Кун (1922-1996)
 П Фейерабенд (1924-1994)
 И. Лакатос (1922-1974)
Постпозититвизм 
 Карл Поппер 
 Томас Кун
 Имре Лакатос 
 Полпозитивизм
 Вторая историческая  разновидность П. (рубеж XIX-XX вв.)связана с работамипостпозитивизм
 четвертая волна П. - В 60-70гг. развивается течение постпозитивизма –(постпозитивизм
 Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логикипостпозитивизм
 Начало П. связывается с выходом в свет основной методологической работыК. Поппер
  К.Поппер отверг принцип верификации. Главную задачу философии виделК.Поппер
  Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез иХайдеггер
 Герменевтический круг — это путь от первичного понимания, безотчетного, дорефлексивного,Т.Кун
 считает, что история науки представляет собой чередование эпизодов конкурентной борьбыИ.Лакатос (1922-1974
  вводит понятие научно- исследовательских программ.
 Каждая научно- исследовательская«Защитного пояса» или «запретного пояса» - указывающий каких путей исследования следуетП.Фейерабенд
 выдвинул методологический принцип пролифирации-( размножения) теорий. 
 Согласно этому принципуПостмодернизм – это философия, направленная против философии Нового времени.
 Призыв постмодернистов:
Постмодернизм
  Жак Деррида
 Жан Лиотар
  Делез. 
 Призыв постмодернистов:прагматизм
 Основы философии прагматизма были заложены в 70-х гг. XIX в.Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизмапрагматизм
 Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию, считают ее научнойГанс Георг Гадамер (1900-2002) — Философ, основатель «философской герменевтики»Что такое герменевтика?Герменевтика - искусство и теория толкования текстов.
 Текст рассматривается как единствоФилософская герменевтика.
 Герменевтика- теория понимания и интерпретации 
 Герменевтика — “техника истолкования”,В конце XIX в идеи герменевтики разрабатывали
  Фридрих Шлейельмахер 
Герменевтика
 Они считали герменевтику универсальным методом всех гуманитарных наук. ЕЁ важнейшаяСпасибо!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Современная философия 1.Философия волюнтаризма. 2.Философия экзистенциализма и её основные направления 3. Проблема бессознательного и нерационального. Теория психоанализа и неофрейдизм. 4.Позитивизм и его исторические формы.

Слайд 3
Описание слайда:
Лебеди, отраженные в слонах 1

Слайд 4
Описание слайда:
С. Дали 1

Слайд 5
Описание слайда:
"Мальчик с трубкой" ... 1

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Основные понятия Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство. Пессимизм – мировоззрение, для которого характерно негативное отношение к действительности, ожидание в будущем наихудшего варианта развития событий.

Слайд 8
Описание слайда:
Иррационализм Иррационализм – «философия неразумности» – обращение к нерациональным компонентам сущности человека (инстинкт, воля, интуиция, бессознательное, Дух Иррационализм (от лат.- неразумный, бессознательный)- это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания.

Слайд 9
Описание слайда:
Неклассическая философия Иррационализм (от лат.- неразумный, бессознательный)- это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. Главная особенность неклассической философии – в стремлении учесть в мире и человеке стихийные, бессознательные, неразумные силы ( интуицию, эмоции).

Слайд 10
Описание слайда:
Неклассическая философия волюнтаризм экзистенциализм прагматизм позитивизм фрейдизм герменевтика

Слайд 11
Описание слайда:
Волюнтаризм Один из основателей — нем. Ф. Артур Шопенгауэр (1788-1860). Главное произведение — «Мир как воля и представление» Утверждает, что в основе мира лежит воля, носящая всеобщий космический характер. Объективация этой мировой воли образует реальный мир. «Всё происходящее происходит в силу необходимости»

Слайд 12
Описание слайда:
Основной труд: «Мир как воля и представление» В мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни». Поэтому для Ш. существующий мир – «наихудший из возможных». Два пути спасения: искусство и аскеза. Ш. был сторонником полицейского государства, применяющего насилие.

Слайд 13
Описание слайда:
А Шопенгауэр Преодоление человеческого эгоизма происходит в сфере искусства и морали, а более полно – при подавлении любых желаний, что позволяет обрести душевный покой (буддистские мудрецы). Он пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учение Шопенгауэра называют иногда пессимизмом.

Слайд 14
Описание слайда:
волюнтаризм Силы природы — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, стремление (тяготение, магнетизм, цунами, землетрясение);  Растительный мир -чувствителен к холоду или свету. Животное царство- каждое животное существует за счёт пожирания другого животного и, оставляя потомство, спешит, переродившись в своём потомстве, к бесконечному повторению того же. Человек как высшая ступень объективации воли:   войны, революции, бессмысленные кровопролития, терроризм, ложь, обман и пр.

Слайд 15
Описание слайда:
А Шопенгауэр Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни. Полнота спасения достигается лишь через отрицание воли, отказ от желаний - через бесстрастную аскетическую жизнь

Слайд 16
Описание слайда:
Фридрих Ницше (1844-1900) Сущность жизни - это «воля к власти», т.е. некая сила, стремящаяся к господству. Сама жизнь является вечной борьбой этой воли за власть, за господство – как внутри человека, так и в обществе.

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:
Христианская религия исчерпала себя и не способна решать кардинальные проблемы жизни. Христианская религия исчерпала себя и не способна решать кардинальные проблемы жизни. Субъектом морали выступает сверхъчеловек как определенный тип людей. Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является послушанием, инстинктом толпы. Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти.

Слайд 19
Описание слайда:
Ницше писал: «Что хорошо? - Все, что повышает в человеке чувство к власти, волю к власти, саму власть. Что плохо? – Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия».

Слайд 20
Описание слайда:
Ф.Ницше : « В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель».

Слайд 21
Описание слайда:
Ницше Качества человека, по поводу которых больше всего негодует философ, — это слабость духа, безволие, приспособленчество. Но человек не рождается слабым; таким его делают, по мнению Ницше, государство, религия и мораль.

Слайд 22
Описание слайда:
3 ступени должна пройти душа человека, чтобы он мог стать Личностью. "дух-верблюд". Это дух человека, который послушно принимает все запреты общества, считая их должными и необходимыми.

Слайд 23
Описание слайда:
Ницше Стремясь к сверхчеловеку - такому существу, который обладает мощным дионисийским началом, сильно развитыми инстинктами, силой жизни, смелостью и настойчивостью, способностью к выживанию - можешь стать человеком в подлинном смысле этого слова.

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Ф Ницше Человек, должен взять на себя ответственность за бессмысленность мира, научиться жить с ней, найти мужество восторжествовать над обломками иллюзий, жить, постоянно увеличивая свою силу и власть над миром.

Слайд 26
Описание слайда:
отношение человека к окружающей его жизни может быть трояким: 1. попытаться изменить саму эту жизнь, используя любые средства — вплоть до насилия; 2. приспособиться к ней, подавляя при этом своё "Я"; 3. уйти в сторону от противоречий жизни, замкнувшись в "скорлупе" своего внутреннего духовного мира. Первый вариант удел сильных, но глупых (революционеры, террористы и т.п.); второй — удел слабых, но хитрых (обыватель, удовлетворяющийся "маленькими радостями", которые удалось урвать от жизни); третий, — удел гордых, но слабых (монашество, суицид, отшельниче­ство и т.п.). Философ предлагает четвёртый вариант — изменить себя, — путь сильных и умных

Слайд 27
Описание слайда:
Ницше Человек должен, по Ницше, заниматься своим делом - воспитывать в себе философа, художника или святого, и если каждый будет заниматься своим делом - тогда будет общий прогресс.

Слайд 28
Описание слайда:
Произведения Ф. Ницше « Так говорил Заратустра» «Генеалогия морали» « Антихрист. Проклятие христианству» “Рождение трагедии из духа музыки”, “Воля к власти”

Слайд 29
Описание слайда:
Экзистенциализм—философия существования Возник накануне I мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период II мировой войны во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). Э. призывал человека бунтовать.

Слайд 30
Описание слайда:
Направления экзистенциализма Атеистическое (Ж.-П. Сартр, А.Камю, Х.Арендт): человек абсолютно одинок в этом мире, должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; короткое время жизни – шанс выразить себя.

Слайд 31
Описание слайда:
экзистенциализм Основоположник датский теолог и философ С.Кьеркегор (1813-1855) Он ввел понятие- “экзистенции” – (от лат. existentia - существование) Экзистенциализм это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения.

Слайд 32
Описание слайда:
Кьеркегор провозгласил безусловный приоритет единичного над всеобщим и завещал на своей могиле написать слова « Я единичный» «Или-или», «Страх и трепет»

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:
экзистенциализм в России: Л.Шестов Н.Бердяев В Германии: К.Ясперс М.Хайдеггер О.Больнов

Слайд 35
Описание слайда:

Слайд 36
Описание слайда:
направления: Атеистическое М. Хайдеггер Ж. П. Сартр А. Камю

Слайд 37
Описание слайда:
Ж- П. Сартр Свободный выбор индивида - его удел, ответственность и его трагедия. Личность человека определяется тем, как она сама выстраивает собственное существование. Как считал Жан-Поль Сартр, человек свободен от окружающего пассивного мира до тех пор, пока он самосовершенствуется.

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:
экзистенциализм

Слайд 40
Описание слайда:
Миф о Сизифе Символом «человеческого состояния" для Камю является Сизиф, который, согласно греческому мифу, осужден богами на тяжкий и бесполезный труд: вкатывать на высокую гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз. Подобно Сизифу люди "вкатывают" свои "камни" изо дня в день, из года в год. ". Одни начинают убеждать себя высокими словами — долг, труд, общественная необходимость, творчество .; другие — вдруг бросают всё и идут покорять горные вершины

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:
Карл Ясперс ( 1883-1969 ) придерживался принципа историзма, у всемирной истории существует смысловая связь времен. По Ясперсу, пока человек философствует он ощущает свою связь с «осевым временем».

Слайд 43
Описание слайда:
Хайдеггер в произведение « Бытие и время», поставил вопрос о смысле человеческого бытия, бытие в мире . Человек своим рождением забрасывается в мир. Dasein ( Дазайн), тут- бытие, здесь - бытие, присутствие.

Слайд 44
Описание слайда:
Произведения А. Камю: « Миф о Сизифе. Эссе об абсурде», « Человек бунтующий», «Чума» Ж-П. Сартр: « Бытие и ничто» , « Тошнота»,» «Дороги свободы» «Марксизм и экзистенциализм»

Слайд 45
Описание слайда:
Зигмунд Фрейд (1856-1939). психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: «Оно»- это бессознательный слой психики, представляющий собой «кипящий котел инстинктов». Второй слой психики "Я" - сфера сознательного, которое ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин ОНО, как бы фильтрует потребности , позволяя удовлетворять их только в форме , допустимых в данной социальной среде. "сверх -Я« -высшее существо в человеке. "Сверх-Я« - осуществляет строгий контроль над деятельностью "Я", подавляя природные склонности человека.

Слайд 46
Описание слайда:

Слайд 47
Описание слайда:
Сублимация — это трансформация энергии "Оно", то есть энергии инстинктов, в культурные, цивилизованные формы. Возможности такой трансформации предоставляет, в принципе, любой вид деятельности, где присутствует элемент соревнования, состязательности. Состязание с коллегами в профессионализме, конкуренция в бизнесе, соревнование между студентами в учёбе, которое подспудно присутствует в учебном процессе.

Слайд 48
Описание слайда:
З Фрейд 1

Слайд 49
Описание слайда:
1

Слайд 50
Описание слайда:
схема 1

Слайд 51
Описание слайда:
З. Фрейд Главный принцип "Оно" — это принцип удовольствия.

Слайд 52
Описание слайда:
Фрейд

Слайд 53
Описание слайда:
Сверх-Я

Слайд 54
Описание слайда:
Произведения З. Фрейда « Я и Оно» « Введение в психоанализ» «Толкование сновидений» «По ту сторону принципа удовольствия» «Тотем и табу»

Слайд 55
Описание слайда:
Карл Густав Юнг "мы имеем перед собой психическую реальность, по меньшей мере равноценную физической ... мы лишь воображаем, что обладаем и управляем нашими душами, а на самом деле то, что наука называет "психикой"... есть открытая дверь, через которую из вне человеческого мира то и дело проникает нечто неведомое и непостижимое» Бессознательное, по Юнгу, простирается далеко за пределы индивидуального сознания, обретая космическое измерение.

Слайд 56
Описание слайда:

Слайд 57
Описание слайда:

Слайд 58
Описание слайда:
Юнг

Слайд 59
Описание слайда:
Коллективное бессознательное

Слайд 60
Описание слайда:
Архетипы - генетический код, человеческое коллективное бессознательное своего рода «первичные прообразы» Архетипы представляют собой центры психической энергии; это, своего рода, "атомы души", они недоступны непосредственному наблюдению.

Слайд 61
Описание слайда:
Архетипы 1

Слайд 62
Описание слайда:
К. Юнг утверждал индивидуальная психика вырастает из присущего всем людям и передаваемого по наследству коллективного бессознательного, которое хранит в себе все этапы психической эволюции подобно тому, как наше тело несет в себе в свернутом виде историю всей эволюции биологической.

Слайд 63
Описание слайда:
К. Юнг В бессознательном, по мнению Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, и прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и др. Комплексы – это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе и власти бессознательного над сознательными процессами.

Слайд 64
Описание слайда:
Огюст Конт (1798-1857) Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» «Система позитивной политики»

Слайд 65
Описание слайда:

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:
Позитивизм - ( positivus — положительный) - философское учение и направление в методологии науки направления: Позитивизм Неопозитивизм Постпозитивизм

Слайд 68
Описание слайда:
Основные черты позитивизма: наука и научная рациональность признается высшей ценностью; попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом; вера в прогресс науки.

Слайд 69
Описание слайда:
позитивизм Г. т. позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Философия же не имеет права претендовать на самостоятельное исследование какой-либо реальности.

Слайд 70
Описание слайда:
Позитивизм возник а 30-х годах XIX века во Франции. Основатель Огюст Конт Огюст Конт: автор шеститомного труда «Курс позитивной философии».

Слайд 71
Описание слайда:
Позитивизм – отрицает ценность метафизики «Первый позитивизм» О. Конт (1798-1857), Дж. Милль (1806-1873) Г. Спенсер (1820-1903)

Слайд 72
Описание слайда:
Эрнест Мах (1836 – 1916) - австрийский физик и философ-позитивист

Слайд 73
Описание слайда:
«Третий позитивизм» или Неопозитивизм (логический позитивизм) Мориц Шлик (1882-1936) Людвиг Витгенштейн (1889-1951) Бертран Рассел (1872-1970) Рудольф Карнап (1891-1970)

Слайд 74
Описание слайда:
Неопозитивизм М. Шлик (1882-1936) Л. Витгенштейн (1880-1951) Б. Рассел (1872-1970) Задача философии – анализ научных высказываний и обобщений

Слайд 75
Описание слайда:
Постпозититвизм Т. Кун (1922-1996) П Фейерабенд (1924-1994) И. Лакатос (1922-1974) К. Поппер (1902-1994)

Слайд 76
Описание слайда:
Постпозититвизм Карл Поппер Томас Кун Имре Лакатос Пол Фейерабенд (1924-1994)

Слайд 77
Описание слайда:
позитивизм Вторая историческая разновидность П. (рубеж XIX-XX вв.)связана с работами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Махисты отказывались от изучения внешнего источника Третий этап развития П. - неопозитивизм (философия науки и языка) начинается в 20-е годы XX в. = Рудольф Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Морис Шлик, Отто Нейрат Логический П. представлен именами Мориц Шлик , Рудольфа Карнапа Л.П основывается на принципе верификации (от лат. veritas — истина). Как определить являются ли те или иные высказывания научными или ненаучными? Каков критерий научности? Для этого был выдвинут принцип верификации, согласно который любое высказывание в науке, подлежит опытной проверке на истинность.

Слайд 78
Описание слайда:
постпозитивизм четвертая волна П. - В 60-70гг. развивается течение постпозитивизма –( критический рационализм) Карл Поппер Томас Кун, И. Лакатос, П.Фейерабенд.

Слайд 79
Описание слайда:
постпозитивизм Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Его представителей интересуют, прежде всего, следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п.

Слайд 80
Описание слайда:
постпозитивизм Начало П. связывается с выходом в свет основной методологической работы К.Поппера « Логика научного открытия» и книги Т.Куна «Структура научных революций». Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Его представителей интересуют, прежде всего, следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п.

Слайд 81
Описание слайда:
К. Поппер К.Поппер отверг принцип верификации. Главную задачу философии видел в проблеме демаркации — разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации т.е. принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. Любое научное знание носит лишь гипотетический характер, в науке научно то, что опровержимо.

Слайд 82
Описание слайда:
К.Поппер Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. Это ведет к решению все более глубоких научных проблем. Развитие науки — это смена проблемных ситуаций, отмирание и выживание теорий.

Слайд 83
Описание слайда:
Хайдеггер Герменевтический круг — это путь от первичного понимания, безотчетного, дорефлексивного, когда читающий текст имеет некий проект, когда даже самый непосредственный смысл читается в свете определенных ожиданий, к вторичному пониманию, возникающему на рефлексивном уровне как филологическая или философская интерпретация. И тогда первичное понимание пересматривается.

Слайд 84
Описание слайда:
Т.Кун считает, что история науки представляет собой чередование эпизодов конкурентной борьбы между научными сообществами, для которых характерны некоторые парадигмы (определенный стиль мышления, определенные традиции в исследовании, совокупность убеждений, и технических средств,матрицы).

Слайд 85
Описание слайда:
И.Лакатос (1922-1974 вводит понятие научно- исследовательских программ. Каждая научно- исследовательская программа представляет собой сложную, систему состоящую из: - «Твердого ядра» (« жесткого ядра») – совокупность суждений, которые являются теоретической основой определенного стиля мышления;

Слайд 86
Описание слайда:
«Защитного пояса» или «запретного пояса» - указывающий каких путей исследования следует избегать, рекомендующий наиболее предпочтительные пути исследования; «Защитный пояс» предохраняет «твердое ядро» от опровержения. Этот "защитный пояс" программы приникает на себя огонь критических аргументов. Постоянная модификация защитного пояса теории, её различных гипотез, позволяет сохранять в неприкосновенности твердое ядро

Слайд 87
Описание слайда:
П.Фейерабенд выдвинул методологический принцип пролифирации-( размножения) теорий. Согласно этому принципу ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Он выдвинул теорию «методологического анархизма». Каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам.

Слайд 88
Описание слайда:
Постмодернизм – это философия, направленная против философии Нового времени. Призыв постмодернистов: Больше хаоса, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия…

Слайд 89
Описание слайда:
Постмодернизм Жак Деррида Жан Лиотар Делез. Призыв постмодернистов: больше хаоса, нигилизма, плюрализма, деконструции. Симулякр.

Слайд 90
Описание слайда:
прагматизм Основы философии прагматизма были заложены в 70-х гг. XIX в. американским философом, математиком Ч. Пирсом (1839 - 1914). Но сложился прагматизм в начале XX в. Название этой философской школы связано с греческим словом «прагма», что в переводе означает дело, действие поэтому представители этой школы называют свое учение «философией действия».

Слайд 91
Описание слайда:
Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма

Слайд 92
Описание слайда:
прагматизм Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию, считают ее научной в том случае, если она представляет собой полезную рабочую гипотезу. Еще Ч. Пирс утверждал, что истина состоит в будущей полезности для наших целей. Как только истина перестает «работать» на нас, она перестает быть истиной. Прагматисты отрицают объективность истины, а, следовательно, научной теории.

Слайд 93
Описание слайда:
Ганс Георг Гадамер (1900-2002) — Философ, основатель «философской герменевтики»

Слайд 94
Описание слайда:
Что такое герменевтика?

Слайд 95
Описание слайда:
Герменевтика - искусство и теория толкования текстов. Текст рассматривается как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы). Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер.

Слайд 96
Описание слайда:
Философская герменевтика. Герменевтика- теория понимания и интерпретации Герменевтика — “техника истолкования”,

Слайд 97
Описание слайда:
В конце XIX в идеи герменевтики разрабатывали Фридрих Шлейельмахер Вильгельм Дильтей Мартин Хайдеггер Ханс Гадамер

Слайд 98
Описание слайда:
Герменевтика Они считали герменевтику универсальным методом всех гуманитарных наук. ЕЁ важнейшая задача – понять историю человеческого духа выраженная в классических текстах, произведениях искусства, в религиозных текстах. Интерпретация — важнейшая операция познавательной деятельности. Это методология, применяемая при истолковании текстов, вытекающая из самих вещей, по мнению Гадамера, гарантирует научный характер поиска.

Слайд 99
Описание слайда:

Слайд 100
Описание слайда:
Спасибо!


Скачать презентацию на тему Современная философия XX века можно ниже:

Похожие презентации