Структура научного знания. Философия науки. (Лекция 4) презентация
Содержание
- 2. Литература 1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И.
- 3. Литература 6. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и
- 4. 1. Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 5. Органы чувств обеспечивают непосред-ственный контакт с окружающим ми-ром и производят чувственные
- 7. Развитие научного познания обус-ловливается взаимодействием зна-ния фактов и знания законов, т.е.
- 8. 2. Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая
- 9. "Есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные
- 10. Факт – это суждение, истинность которого основывается на чувственных восприятиях Факт
- 11. Факт выражается суждением следующей структуры: Факт выражается суждением следующей структуры: субъект
- 12. Пример. Данный медный стер-жень при нагревании расширя-ется Пример. Данный медный стер-жень
- 13. Факты могут быть простыми и сложными Факты могут быть простыми и
- 14. Пример. "Эта бумага белая", если обозначить термин "эта бумага" через а,
- 15. Сложный факт "Эта бумага белая и мягкая": Сложный факт "Эта бумага
- 16. Научный факт Научный факт Научный факт получается в результате научной процедуры
- 17. Признак научности факта: Признак научности факта: повторяемость: получение данного
- 18. Научный факт – единичное сужде-ние, выражающее регулярно повто-ряющийся результат наблюдения, измерения
- 19. Способы получения фактов в науке Способы получения фактов в науке
- 20. 1. Наблюдение 1. Наблюдение Наблюдение – исходная эмпиричес-кая процедура Научное наблюдение
- 22. Ощущение – воспроизведение субъектом отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнего
- 23. Наблюдатель в науке сознатель-но ищет факты, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или
- 24. Ученый: Ученый: сознательно отбирает те факты, которые могут либо подтвердить, либо
- 25. Структура наблюдения: Структура наблюдения: наблюдаемый объект воспринимающий субъект конкретные условия места
- 26. Научное наблюдение должно быть интерсубъективным Научное наблюдение должно быть интерсубъективным Интерсубъективность
- 27. Интерсубъективность гарантируется повторяемостью, т.е. возможностью получения в данных условиях тождественного результата
- 28. Ограничения наблюдения: Ограничения наблюдения: иллюзии восприятия – палка, опущенная в воду,
- 29. Повышение степени объективности наблюдений: Повышение степени объективности наблюдений: результаты должны получены
- 30. В науке наблюдение проводится только в свете теории В науке наблюдение
- 31. Пример. Древние греки знали свойства янтаря, потертого о сукно, притягивать легчайшие
- 32. Виды наблюдения Виды наблюдения По способу восприятия объекта наблюдения:
- 33. Непосредственное наблюдение ос-новано на восприятии субъектом самого наблюдаемого объекта Непосредственное наблюдение
- 34. Косвенное наблюдение: Косвенное наблюдение: опирается на предположение об опре-деленной закономерной связи
- 35. Пример. Физик, изучая поведение элементарных частиц, непосредственно наблюдает лишь их треки
- 36. Функции наблюдения в научном исследовании: Функции наблюдения в научном исследовании: получение
- 37. 2. Измерение 2. Измерение Измерение – процесс представ-ления свойств реальных
- 38. Величина – характеристика объекта, которая пожжет быть присуща объекту в большей
- 40. Качественные понятия – такие, как «теплый», «зеленый», «большой», – обозначают некоторые
- 41. Сравнительные понятия выражают сравнительную степень интенсив-ности свойств Сравнительные понятия выражают сравнительную
- 42. Сравнительные понятия созда-ют последовательность предме-тов исследуемой области, упо-рядочивают в определенную по-следовательность
- 43. Пример. С помощью понятий «тяжелее», «легче», «равный по весу» мы можем
- 44. Количественные понятия выра-жают степень интенсивности некоторого свойства в виде числа Количественные
- 45. Пример. Измерение твердости минералов: один минерал считается более твердым, чем другой,
- 46. Пусть Q обозначает некоторую степень измеряемого свойства, U – единицу измерения,
- 47. 3. Эксперимент 3. Эксперимент Эксперимент обеспечивает возможность активного воздействия на
- 48. Систематическое применение экспери-мента в науке начал Галилей Систематическое применение экспери-мента в
- 49. Структура и основные виды эксперимента Структура и основные виды эксперимента
- 50. Виды экспериментов Виды экспериментов А. По цели эксперимента
- 51. Проверочный эксперимент осущест-вляет эмпирическую проверку гипо-тезы или теории Проверочный эксперимент осущест-вляет
- 52. Поисковый эксперимент собирает необходимую эмпирическую инфор-мацию для построения или уточ-нения некоторой
- 53. Б. По характеру исследуемого объекта: Б. По характеру исследуемого объекта: физические,
- 54. В. По характеру объекта изучения: В. По характеру объекта изучения: прямой
- 55. Г. По методу и результатам иссле-дования: Г. По методу и результатам
- 56. Планирование и построение экспе-римента: Планирование и построение экспе-римента: 1. Формулировка проблемы, которая
- 57. 2. Выделение факторов, которые оказывают существенное влияние на эксперимент, и факторов,
- 58. 3. Обоснование осуществимости эксперимента. Объяснение функци-онирование будущей эксперимен-тальной установки с помощью уже
- 59. 4. Контроль эксперимента. Органи-зация контрольной группы. В качестве контрольной группы или системы
- 60. 5. Интерпретация результатов эксперимента, т.е. установление связи с существующей или новой теорией
- 61. Функции эксперимента в научном исследовании Функции эксперимента в научном исследовании опытная
- 62. 3. Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции Объективность
- 63. Основной единицей научного знания является научная теория Основной единицей научного знания
- 64. Тории появляются на достаточно зрелой стадии развития научной дисциплины Тории появляются
- 65. Исторические формы теорий Исторические формы теорий описательная теория – систематическое описание
- 66. Объяснительные теории – существенный признак зрелости науки: некоторая дисциплина может считаться
- 67. Основанием теории служат: Основанием теории служат: набор исходных понятий (величин) набор
- 68. Исходные понятия и принципы выражают основные, наиболее фун-даментальные связи и отношения
- 69. Пример 1. Основанием классической механики являются понятия матери-альной точки, силы, скорости
- 70. Менее фундаментальные законы изучаемой области явлений дедук-тивно выводятся из основоположе-ний теории
- 71. Исходные понятия и принципы теории относятся непосредственно не к реальным вещам
- 72. Примеры: Примеры: в классической механике таким объектом является система материальных точек
- 73. Идеализированный объект теории отображает абстрагированные свойства реальных вещей. Идеализированный объект
- 74. Абстрактные объекты позволяют от-влечься от второстепенных, несуществен-ных свойств и отношений реального
- 75. Идеализированный объект теории служит для теоретической интерпре-тации ее исходных понятий и
- 76. Теория основывается на абстракциях и идеализациях Теория основывается на абстракциях и
- 77. Абстрактный объект – абстракция, рассматриваемая независимо от того предмета, от которого
- 78. Наличие абстрактных объектов – основа универсальности (всеобщности) науки Наличие абстрактных объектов
- 79. Идеализация – абстрактные объекты, которые не имеют соответствующего им эмпирического объекта
- 80. На основе абстракций и идеализация строятся теоретические законы На основе абстракций
- 81. Закон науки – повторяющаяся связь между объектами предметной облас-ти науки, доступная
- 82. Эмпирический закон – повторяющиеся связи между явлениями, открываемые в ходе эмпирических
- 83. Теоретический закон – отношения меж-ду абстрактными объектами, допускаю-щие объективную проверку Теоретический
- 84. Объекты научного исследования: Объекты научного исследования:
- 85. Термины, обозначающие эмпирические объекты называются эмпирическими терминами Термины, обозначающие эмпирические объекты
- 86. Вопрос о том, какие объекты и их отношения допустимы в рамках
- 87. Научное исследование создает: Научное исследование создает:
- 88. Теоретические законы и эмпирические должны быть связаны – интерпретация абстрактных объектов:
- 89. Принципы, законы и интерпретации выражаются в виде высказываний об объектах Принципы,
- 90. По логической форме: По логической форме: научная теория – система высказываний
- 91. По происхождению По происхождению научная теория – научная гипотеза
- 92. Научная теория как система научных высказываний: Научная теория как система научных
- 93. Отношение теоретического и эмпирического знания Отношение теоретического и эмпирического знания
- 94. Эмпирический базис теории – система фактов, связанных с теоретическими законами Эмпирический
- 95. Верификация – подтверждение теорети-ческого высказывания при помощи эмпирических высказываний Верификация –
- 96. Схема верификации: Схема верификации: Т → Е, Е ╟ Т Схема
- 97. 1. Гипотеза как форма развития научного знания 1. Гипотеза как форма
- 99. Метод гипотез впервые применен в древнегреческой математике – дедук-тивный мысленный эксперимент:
- 100. В Новое время метод гипотез применялся в скрытой форме: как часть
- 101. Роль гипотезы как средства развития науки – в период научной революции
- 102. Гипотеза – вероятное научное высказывание Гипотеза – вероятное научное высказывание Научная
- 103. 2. Гипотетико-дедуктивный метод 2. Гипотетико-дедуктивный метод Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного
- 104. Начальные условия – высказывания, связывающие теоретические терми-ны гипотезы с эмпирическим бази-сом
- 105. Схема гипотетико-дедуктивного метода Схема гипотетико-дедуктивного метода Гипотеза&начальные условия → <дедукция> →
- 106. Пример. Теория эфира и эксперимент Майкельсона–Морли. Если есть эфир, то при
- 107. Схема научного исследования Схема научного исследования
- 108. 3. Научные факты и научные теории 3. Научные факты и научные
- 109. Скачать презентацию
Слайды и текст этой презентации
Скачать презентацию на тему Структура научного знания. Философия науки. (Лекция 4) можно ниже: