Структура научного знания. Философия науки. (Лекция 4) презентация

Содержание


Презентации» Философия» Структура научного знания. Философия науки. (Лекция 4)
Лекция 4. Структура научного знания
 План
 
 1.	Научное знание как сложнаяЛитература
 1.	Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И.Литература
 6.	Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и1. Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познания
Органы чувств обеспечивают непосред-ственный контакт с окружающим ми-ром и производят чувственныеРазвитие научного познания обус-ловливается взаимодействием зна-ния фактов и знания законов, т.е.2. Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая"Есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научныеФакт – это суждение, истинность которого основывается на чувственных восприятиях
 ФактФакт выражается суждением следующей структуры:
 Факт выражается суждением следующей структуры:
 субъектПример. Данный медный стер-жень при нагревании расширя-ется
 Пример. Данный медный стер-женьФакты могут быть простыми и сложными
 Факты могут быть простыми иПример. "Эта бумага белая", если обозначить термин "эта бумага" через а,Сложный факт "Эта бумага белая и мягкая":
 Сложный факт "Эта бумагаНаучный факт
 Научный факт
 Научный факт получается в результате научной процедуры
Признак научности факта: 
 Признак научности факта: 
 повторяемость: получение данногоНаучный факт – единичное сужде-ние, выражающее регулярно повто-ряющийся результат наблюдения, измеренияСпособы получения фактов в науке
 Способы получения фактов в науке1. Наблюдение
 1. Наблюдение
 Наблюдение – исходная эмпиричес-кая процедура
 Научное наблюдениеОщущение – воспроизведение субъектом отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнегоНаблюдатель в науке сознатель-но ищет факты, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой илиУченый:
 Ученый:
 сознательно отбирает те факты, которые могут либо подтвердить, либоСтруктура наблюдения:
 Структура наблюдения:
 наблюдаемый объект
 воспринимающий субъект
 конкретные условия местаНаучное наблюдение должно быть интерсубъективным
 Научное наблюдение должно быть интерсубъективным
 ИнтерсубъективностьИнтерсубъективность гарантируется повторяемостью, т.е. возможностью получения в данных условиях тождественного результатаОграничения наблюдения:
 Ограничения наблюдения:
 иллюзии восприятия – палка, опущенная в воду,Повышение степени объективности наблюдений:
 Повышение степени объективности наблюдений:
 результаты должны полученыВ науке наблюдение проводится только в свете теории
 В науке наблюдениеПример. Древние греки знали свойства янтаря, потертого о сукно, притягивать легчайшиеВиды наблюдения
 Виды наблюдения
 По способу восприятия объекта наблюдения:Непосредственное наблюдение ос-новано на восприятии субъектом самого наблюдаемого объекта
 Непосредственное наблюдениеКосвенное наблюдение:
 Косвенное наблюдение:
 опирается на предположение об опре-деленной закономерной связиПример. Физик, изучая поведение элементарных частиц, непосредственно наблюдает лишь их трекиФункции наблюдения в научном исследовании:
 Функции наблюдения в научном исследовании:
 получение2. Измерение
 2. Измерение
 
 Измерение – процесс представ-ления свойств реальныхВеличина – характеристика объекта, которая пожжет быть присуща объекту в большейКачественные понятия – такие, как «теплый», «зеленый», «большой», – обозначают некоторыеСравнительные понятия выражают сравнительную степень интенсив-ности свойств
 Сравнительные понятия выражают сравнительнуюСравнительные понятия созда-ют последовательность предме-тов исследуемой области, упо-рядочивают в определенную по-следовательность
Пример. С помощью понятий «тяжелее», «легче», «равный по весу» мы можемКоличественные понятия выра-жают степень интенсивности некоторого свойства в виде числа
 КоличественныеПример. Измерение твердости минералов: один минерал считается более твердым, чем другой,Пусть Q обозначает некоторую степень измеряемого свойства, U – единицу измерения,3. Эксперимент
 3. Эксперимент
 
 Эксперимент обеспечивает возможность активного воздействия наСистематическое применение экспери-мента в науке начал Галилей
 Систематическое применение экспери-мента вСтруктура и основные виды эксперимента
 Структура и основные виды эксперимента
 
Виды экспериментов
 Виды экспериментов
 
 А. По цели экспериментаПроверочный эксперимент осущест-вляет эмпирическую проверку гипо-тезы или теории
 Проверочный эксперимент осущест-вляетПоисковый эксперимент собирает необходимую эмпирическую инфор-мацию для построения или уточ-нения некоторойБ. По характеру исследуемого объекта:
 Б. По характеру исследуемого объекта:
 физические,В. По характеру объекта изучения:
 В. По характеру объекта изучения:
 прямойГ. По методу и результатам иссле-дования:
 Г. По методу и результатамПланирование и построение экспе-римента:
 Планирование и построение экспе-римента:
 1.	Формулировка проблемы, которая2. Выделение факторов, которые оказывают существенное влияние на эксперимент, и факторов,3.	Обоснование осуществимости эксперимента. Объяснение функци-онирование будущей эксперимен-тальной установки с помощью уже4.	Контроль эксперимента. Органи-зация контрольной группы. В качестве контрольной группы или системы5.	Интерпретация результатов эксперимента, т.е. установление связи с существующей или новой теорией
Функции эксперимента в научном исследовании
 Функции эксперимента в научном исследовании
 опытная3. Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
 ОбъективностьОсновной единицей научного знания является научная теория
 Основной единицей научного знанияТории появляются на достаточно зрелой стадии развития научной дисциплины
 Тории появляютсяИсторические формы теорий
 Исторические формы теорий
 описательная теория – систематическое описаниеОбъяснительные теории – существенный признак зрелости науки: некоторая дисциплина может считатьсяОснованием теории служат:
 Основанием теории служат:
 набор исходных понятий (величин)
 наборИсходные понятия и принципы выражают основные, наиболее фун-даментальные связи и отношенияПример 1. Основанием классической механики являются понятия матери-альной точки, силы, скоростиМенее фундаментальные законы изучаемой области явлений дедук-тивно выводятся из основоположе-ний теории
Исходные понятия и принципы теории относятся непосредственно не к реальным вещамПримеры:
 Примеры:
 в классической механике таким объектом является система материальных точек
Идеализированный объект теории отображает абстрагированные свойства реальных вещей. 
 Идеализированный объектАбстрактные объекты позволяют от-влечься от второстепенных, несуществен-ных свойств и отношений реальногоИдеализированный объект теории служит для теоретической интерпре-тации ее исходных понятий иТеория основывается на абстракциях и идеализациях
 Теория основывается на абстракциях иАбстрактный объект – абстракция, рассматриваемая независимо от того предмета, от которогоНаличие абстрактных объектов – основа универсальности (всеобщности) науки
 Наличие абстрактных объектовИдеализация – абстрактные объекты, которые не имеют соответствующего им эмпирического объекта
На основе абстракций и идеализация строятся теоретические законы
 На основе абстракцийЗакон науки – повторяющаяся связь между объектами предметной облас-ти науки, доступнаяЭмпирический закон – повторяющиеся связи между явлениями, открываемые в ходе эмпирическихТеоретический закон – отношения меж-ду абстрактными объектами, допускаю-щие объективную проверку
 ТеоретическийОбъекты научного исследования:
 Объекты научного исследования:Термины, обозначающие эмпирические объекты называются эмпирическими терминами
 Термины, обозначающие эмпирические объектыВопрос о том, какие объекты и их отношения допустимы в рамкахНаучное исследование создает:
 Научное исследование создает:Теоретические законы и эмпирические должны быть связаны – интерпретация абстрактных объектов:Принципы, законы и интерпретации выражаются в виде высказываний об объектах
 Принципы,По логической форме:
 По логической форме:
  научная теория – системаПо происхождению 
 По происхождению 
 научная теория – научная гипотезаНаучная теория как система научных высказываний:
 Научная теория как система научныхОтношение теоретического и эмпирического знания
 Отношение теоретического и эмпирического знанияЭмпирический базис теории – система фактов, связанных с теоретическими законами
 ЭмпирическийВерификация – подтверждение теорети-ческого высказывания при помощи эмпирических высказываний
 Верификация –Схема верификации:
 Схема верификации:
 Т → Е, Е ╟ Т
 Схема1. Гипотеза как форма развития научного знания
 1. Гипотеза как формаМетод гипотез впервые применен в древнегреческой математике – дедук-тивный мысленный эксперимент:
В Новое время метод гипотез применялся в скрытой форме: как частьРоль гипотезы как средства развития науки – в период научной революцииГипотеза – вероятное научное высказывание
 Гипотеза – вероятное научное высказывание
 Научная2. Гипотетико-дедуктивный метод
 2. Гипотетико-дедуктивный метод
 Гипотетико-дедуктивный метод – метод научногоНачальные условия – высказывания, связывающие теоретические терми-ны гипотезы с эмпирическим бази-сом
Схема гипотетико-дедуктивного метода
 Схема гипотетико-дедуктивного метода
 Гипотеза&начальные условия → <дедукция> →Пример. Теория эфира и эксперимент Майкельсона–Морли. Если есть эфир, то приСхема научного исследования
 Схема научного исследования3. Научные факты и научные теории
 3. Научные факты и научные



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Лекция 4. Структура научного знания План 1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни знания. 2. Эмпирическое знание и его структура. 3. Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции.


Слайд 2
Описание слайда:
Литература 1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - М.: Феникс, 1997.С. 339-388, 400-428. 2. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. С. 5-54. 3. Карпович В.Н. Системность теоретического знания. Логический аспект. Новосибирск: Наука, 1984. С. 36-120. 4. Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. - С. 258-332. 5. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. Часть II. Гл.II, III. С. 144-171.

Слайд 3
Описание слайда:
Литература 6. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. Гл, 2. С. 156-190. 7. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 85-128. 8. Философия науки /под ред. С.А. Лебедева. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2005. – С. 135-273.

Слайд 4
Описание слайда:
1. Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познания Теория научного познания Эпистемология науки

Слайд 5
Описание слайда:
Органы чувств обеспечивают непосред-ственный контакт с окружающим ми-ром и производят чувственные образы Органы чувств обеспечивают непосред-ственный контакт с окружающим ми-ром и производят чувственные образы Разум устанавливает причинные связи событий, вскрывает внутреннее строе-ние вещей, выявляет их существенные свойства

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Развитие научного познания обус-ловливается взаимодействием зна-ния фактов и знания законов, т.е. взаимодействием эмпирического и теоретического уровней Развитие научного познания обус-ловливается взаимодействием зна-ния фактов и знания законов, т.е. взаимодействием эмпирического и теоретического уровней

Слайд 8
Описание слайда:
2. Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность Мир: предметы, свойства предметов, отношения предметов.

Слайд 9
Описание слайда:
"Есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от утверждений философии и религии, - это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений. Научные, логически правильно сделанные действия, имеют такую силу только потому, что наука имеет свое определенное строение и что в ней существует область фактов и обобщений, которые по своей сути не могут быть реально оспариваемы". (В.И. Вернадский, с. 400) "Есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от утверждений философии и религии, - это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений. Научные, логически правильно сделанные действия, имеют такую силу только потому, что наука имеет свое определенное строение и что в ней существует область фактов и обобщений, которые по своей сути не могут быть реально оспариваемы". (В.И. Вернадский, с. 400)

Слайд 10
Описание слайда:
Факт – это суждение, истинность которого основывается на чувственных восприятиях Факт – это суждение, истинность которого основывается на чувственных восприятиях Факт – это мысль о предметах нашего мира, их свойствах или отношениях, которую можно непосредственно прове-рить при помощи восприятия органов чувств

Слайд 11
Описание слайда:
Факт выражается суждением следующей структуры: Факт выражается суждением следующей структуры: субъект суждения – единичное понятие о предмете, данном нам в чувственном восприятии предикат суждения – свойство или отношение, наличие которого у предмета может быть установлено при помощи чувственного восприятия

Слайд 12
Описание слайда:
Пример. Данный медный стер-жень при нагревании расширя-ется Пример. Данный медный стер-жень при нагревании расширя-ется

Слайд 13
Описание слайда:
Факты могут быть простыми и сложными Факты могут быть простыми и сложными П р о с т о й ф а к т – это факт, выраженный отдельным единичным суждением С л о ж н ы й ф а к т – это факт, выраженный конъюнкцией единичных суждений

Слайд 14
Описание слайда:
Пример. "Эта бумага белая", если обозначить термин "эта бумага" через а, а предикат "быть белым" – через Р, мы запишем в следующей форме: Пример. "Эта бумага белая", если обозначить термин "эта бумага" через а, а предикат "быть белым" – через Р, мы запишем в следующей форме: Р(а) Факт «Эта бумага белая» является простым

Слайд 15
Описание слайда:
Сложный факт "Эта бумага белая и мягкая": Сложный факт "Эта бумага белая и мягкая": Р(а)Q(а)

Слайд 16
Описание слайда:
Научный факт Научный факт Научный факт получается в результате научной процедуры Научная процедура – методы чувственного познания, примененные научным образом

Слайд 17
Описание слайда:
Признак научности факта: Признак научности факта: повторяемость: получение данного действия всякий раз, как имеются данные условия связь с научной теорией

Слайд 18
Описание слайда:
Научный факт – единичное сужде-ние, выражающее регулярно повто-ряющийся результат наблюдения, измерения или эксперимента и связанное с некоторой научной теорией Научный факт – единичное сужде-ние, выражающее регулярно повто-ряющийся результат наблюдения, измерения или эксперимента и связанное с некоторой научной теорией

Слайд 19
Описание слайда:
Способы получения фактов в науке Способы получения фактов в науке

Слайд 20
Описание слайда:
1. Наблюдение 1. Наблюдение Наблюдение – исходная эмпиричес-кая процедура Научное наблюдение – это целе-направленное и организованное восприятие предметов опыта

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Ощущение – воспроизведение субъектом отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнего мира Ощущение – воспроизведение субъектом отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнего мира Интроспекция – восприятие пережи-ваний, чувств, психических состояний самого субъекта

Слайд 23
Описание слайда:
Наблюдатель в науке сознатель-но ищет факты, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или прежним опытом Наблюдатель в науке сознатель-но ищет факты, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или прежним опытом

Слайд 24
Описание слайда:
Ученый: Ученый: сознательно отбирает те факты, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть его идеи интерпретирует факты в свете некоторой теории

Слайд 25
Описание слайда:
Структура наблюдения: Структура наблюдения: наблюдаемый объект воспринимающий субъект конкретные условия места и времени специальные средства наблюдения (микроско-пы, телескопы, фото- и телеаппараты и т. п.) концептуальные средства, т. е. понятия и теории, с помощью которых организуются и в особенности интерпретируются научные наблюдения

Слайд 26
Описание слайда:
Научное наблюдение должно быть интерсубъективным Научное наблюдение должно быть интерсубъективным Интерсубъективность – независи-мость результата наблюдения от индивидуальных особенностей на-блюдателя

Слайд 27
Описание слайда:
Интерсубъективность гарантируется повторяемостью, т.е. возможностью получения в данных условиях тождественного результата (в опре-деленных пределах точности изме-рений) любым субъектом, облада-ющим достаточными для данного наблюдения навыками Интерсубъективность гарантируется повторяемостью, т.е. возможностью получения в данных условиях тождественного результата (в опре-деленных пределах точности изме-рений) любым субъектом, облада-ющим достаточными для данного наблюдения навыками

Слайд 28
Описание слайда:
Ограничения наблюдения: Ограничения наблюдения: иллюзии восприятия – палка, опущенная в воду, кажется сломанной; параллельно расположенные рельсы вдали кажутся сходящимися предвзятые склонности или представ-ления, ошибочные исходные установки

Слайд 29
Описание слайда:
Повышение степени объективности наблюдений: Повышение степени объективности наблюдений: результаты должны получены и зафикси-рованы другими наблюдателями результаты анализируются и корректи-руются в свете существующих теоретичес-ких представлений

Слайд 30
Описание слайда:
В науке наблюдение проводится только в свете теории В науке наблюдение проводится только в свете теории История науки: некоторые факты или данные длительное время оставались случайными открытиями, пока не была создана теория

Слайд 31
Описание слайда:
Пример. Древние греки знали свойства янтаря, потертого о сукно, притягивать легчайшие тела (электризация трением) или же магнитного железняка притягивать металлические предметы (естественный магнетизм). До создания теории электро-магнитных явлений эти факты оставались любопытными курьезами природы. В свете теории, они стали той исходной базой, которая послужила фундаментом современ-ной техники Пример. Древние греки знали свойства янтаря, потертого о сукно, притягивать легчайшие тела (электризация трением) или же магнитного железняка притягивать металлические предметы (естественный магнетизм). До создания теории электро-магнитных явлений эти факты оставались любопытными курьезами природы. В свете теории, они стали той исходной базой, которая послужила фундаментом современ-ной техники

Слайд 32
Описание слайда:
Виды наблюдения Виды наблюдения По способу восприятия объекта наблюдения:

Слайд 33
Описание слайда:
Непосредственное наблюдение ос-новано на восприятии субъектом самого наблюдаемого объекта Непосредственное наблюдение ос-новано на восприятии субъектом самого наблюдаемого объекта Пример. Наблюдение биологом жизни муравейника. или поведение обезьян в рамках одной семьи

Слайд 34
Описание слайда:
Косвенное наблюдение: Косвенное наблюдение: опирается на предположение об опре-деленной закономерной связи между свой-ствами непосредственно наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств содержит логический вывод о свойствах ненаблюдаемого объекта на основе наблю-даемого эффекта его действия

Слайд 35
Описание слайда:
Пример. Физик, изучая поведение элементарных частиц, непосредственно наблюдает лишь их треки в камере Вильсона, которые представляют собой результат взаимодействия элементарной частицы с молекулами пара, запол-няющего камеру. По характеру треков физик судит о поведении и свойствах частицы Пример. Физик, изучая поведение элементарных частиц, непосредственно наблюдает лишь их треки в камере Вильсона, которые представляют собой результат взаимодействия элементарной частицы с молекулами пара, запол-няющего камеру. По характеру треков физик судит о поведении и свойствах частицы

Слайд 36
Описание слайда:
Функции наблюдения в научном исследовании: Функции наблюдения в научном исследовании: получение эмпирической информа-ции, необходимой для постановки новых проблем и выдвижения гипо-тез – эвристическая функция участие в проверке гипотез и теорий – проверочная функция

Слайд 37
Описание слайда:
2. Измерение 2. Измерение Измерение – процесс представ-ления свойств реальных объек-тов в виде числовой величины

Слайд 38
Описание слайда:
Величина – характеристика объекта, которая пожжет быть присуща объекту в большей или меньшей степени Величина – характеристика объекта, которая пожжет быть присуща объекту в большей или меньшей степени Числовая величина – величина, ко-торая может быть выражена числом

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:
Качественные понятия – такие, как «теплый», «зеленый», «большой», – обозначают некоторые классы предметов и, приписывая предмету свойство, выражаемое качественным понятием, мы тем самым включаем этот предмет в определенный класс Качественные понятия – такие, как «теплый», «зеленый», «большой», – обозначают некоторые классы предметов и, приписывая предмету свойство, выражаемое качественным понятием, мы тем самым включаем этот предмет в определенный класс Качественные понятия – основа класси-фикации объектов

Слайд 41
Описание слайда:
Сравнительные понятия выражают сравнительную степень интенсив-ности свойств Сравнительные понятия выражают сравнительную степень интенсив-ности свойств Задача: установить некоторые соот-ношения между классами однород-ных предметов с помощью таких понятий, таких, как «больше», «теплее», «легче» и т.п.

Слайд 42
Описание слайда:
Сравнительные понятия созда-ют последовательность предме-тов исследуемой области, упо-рядочивают в определенную по-следовательность Сравнительные понятия созда-ют последовательность предме-тов исследуемой области, упо-рядочивают в определенную по-следовательность

Слайд 43
Описание слайда:
Пример. С помощью понятий «тяжелее», «легче», «равный по весу» мы можем все предметы расположить в последовательность классов, таких, что в один класс попадут предметы, равные по весу, предметы каждого предшеству-ющего класса будут легче предметов последующего класса и предметы последующего – тяжелее предметов предшествующего Пример. С помощью понятий «тяжелее», «легче», «равный по весу» мы можем все предметы расположить в последовательность классов, таких, что в один класс попадут предметы, равные по весу, предметы каждого предшеству-ющего класса будут легче предметов последующего класса и предметы последующего – тяжелее предметов предшествующего

Слайд 44
Описание слайда:
Количественные понятия выра-жают степень интенсивности некоторого свойства в виде числа Количественные понятия выра-жают степень интенсивности некоторого свойства в виде числа

Слайд 45
Описание слайда:
Пример. Измерение твердости минералов: один минерал считается более твердым, чем другой, если он может оставить царапину на этом втором минерале. Все минералы располагаются в последовательность, в которой каждый следующий является более твердым, чем предшествующий. Алмазу – самому твердому минералу – приписано число 10; остальным – тем меньшее число, чем дальше отстоит минерал от алмаза в данной последовательности Пример. Измерение твердости минералов: один минерал считается более твердым, чем другой, если он может оставить царапину на этом втором минерале. Все минералы располагаются в последовательность, в которой каждый следующий является более твердым, чем предшествующий. Алмазу – самому твердому минералу – приписано число 10; остальным – тем меньшее число, чем дальше отстоит минерал от алмаза в данной последовательности

Слайд 46
Описание слайда:
Пусть Q обозначает некоторую степень измеряемого свойства, U – единицу измерения, а q – числовое значение соответствующей величины. Тогда результат измерения можно выразить следующим образом: Пусть Q обозначает некоторую степень измеряемого свойства, U – единицу измерения, а q – числовое значение соответствующей величины. Тогда результат измерения можно выразить следующим образом: Q = qU Это уравнение называется «основным уравнением измерения»

Слайд 47
Описание слайда:
3. Эксперимент 3. Эксперимент Эксперимент обеспечивает возможность активного воздействия на изучаемые явления: непосредственное воздействие, изменение условий, в которых происходит это явление, тесная связь эксперимента с теорией.

Слайд 48
Описание слайда:
Систематическое применение экспери-мента в науке начал Галилей Систематическое применение экспери-мента в науке начал Галилей Пример. С помощью опыта Галилей опроверг утверждение Аристотеля о том, что скорость падающего тела пропор-циональна его весу. Сбросив с высоты в 60 м пушечное ядро массой в 80 кг и мушкетную пулю с массой около 200 г, он убедился, что оба тела достигли поверхности Земли одновременно

Слайд 49
Описание слайда:
Структура и основные виды эксперимента Структура и основные виды эксперимента Структура наблюдения Средства воздействия на изучаемый объект

Слайд 50
Описание слайда:
Виды экспериментов Виды экспериментов А. По цели эксперимента

Слайд 51
Описание слайда:
Проверочный эксперимент осущест-вляет эмпирическую проверку гипо-тезы или теории Проверочный эксперимент осущест-вляет эмпирическую проверку гипо-тезы или теории Пример. Эксперимент Галилея по изучению законов падения тел

Слайд 52
Описание слайда:
Поисковый эксперимент собирает необходимую эмпирическую инфор-мацию для построения или уточ-нения некоторой гипотезы Поисковый эксперимент собирает необходимую эмпирическую инфор-мацию для построения или уточ-нения некоторой гипотезы

Слайд 53
Описание слайда:
Б. По характеру исследуемого объекта: Б. По характеру исследуемого объекта: физические, химические, биологические, психологические, социальные и др. эксперименты.

Слайд 54
Описание слайда:
В. По характеру объекта изучения: В. По характеру объекта изучения: прямой эксперимент, если объект – реально существующий предмет или процесс модельный эксперимент, если вместо самого предмета используется некоторая его модель Вычислительный эксперимент – разно-видность модельного эксперимента

Слайд 55
Описание слайда:
Г. По методу и результатам иссле-дования: Г. По методу и результатам иссле-дования: качественные количественные

Слайд 56
Описание слайда:
Планирование и построение экспе-римента: Планирование и построение экспе-римента: 1. Формулировка проблемы, которая требует экспериментального разрешения: эмпирическая проверка гипотезы или теории, уточнение или построение новой гипотезы

Слайд 57
Описание слайда:
2. Выделение факторов, которые оказывают существенное влияние на эксперимент, и факторов, которые можно не принимать во внимание 2. Выделение факторов, которые оказывают существенное влияние на эксперимент, и факторов, которые можно не принимать во внимание Пример. Галилей в своих экспериментах по изучению законов свободного падения тел не учитывал влияние сопротивления воздуха, неоднородность поля тяжести

Слайд 58
Описание слайда:
3. Обоснование осуществимости эксперимента. Объяснение функци-онирование будущей эксперимен-тальной установки с помощью уже известной и хорошо подтвержденной теории 3. Обоснование осуществимости эксперимента. Объяснение функци-онирование будущей эксперимен-тальной установки с помощью уже известной и хорошо подтвержденной теории

Слайд 59
Описание слайда:
4. Контроль эксперимента. Органи-зация контрольной группы. В качестве контрольной группы или системы может служить сам исследуемый объект. При исследовании биологических и соци-альных явлений чаще всего в качестве контрольной системы выбирается отдель-ная совокупность или система индивиду-умов 4. Контроль эксперимента. Органи-зация контрольной группы. В качестве контрольной группы или системы может служить сам исследуемый объект. При исследовании биологических и соци-альных явлений чаще всего в качестве контрольной системы выбирается отдель-ная совокупность или система индивиду-умов

Слайд 60
Описание слайда:
5. Интерпретация результатов эксперимента, т.е. установление связи с существующей или новой теорией 5. Интерпретация результатов эксперимента, т.е. установление связи с существующей или новой теорией

Слайд 61
Описание слайда:
Функции эксперимента в научном исследовании Функции эксперимента в научном исследовании опытная проверка гипотез и теорий. формирование новых гипотез и теоретических представлений

Слайд 62
Описание слайда:
3. Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции Объективность научного знания порож-дает универсализм Знание универсально относительно ка-кой-либо области объектов, когда входящие в него суждения претендуют на истинность для любого объекта этой области Универсальность научного знания обес-печивается теорией

Слайд 63
Описание слайда:
Основной единицей научного знания является научная теория Основной единицей научного знания является научная теория Научная теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представ-ление о закономерностях и существенных связях определенной области действи-тельности

Слайд 64
Описание слайда:
Тории появляются на достаточно зрелой стадии развития научной дисциплины Тории появляются на достаточно зрелой стадии развития научной дисциплины

Слайд 65
Описание слайда:
Исторические формы теорий Исторические формы теорий описательная теория – систематическое описание и классификация исследуемых объектов объяснительная теория, дающая не только описание, но и объяснение изучаемых явлений

Слайд 66
Описание слайда:
Объяснительные теории – существенный признак зрелости науки: некоторая дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории Объяснительные теории – существенный признак зрелости науки: некоторая дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории Объяснительная теория имеет гипоте-тико-дедуктивную структуру

Слайд 67
Описание слайда:
Основанием теории служат: Основанием теории служат: набор исходных понятий (величин) набор фундаментальных принципов (постулатов, законов), включающих только исходные понятия

Слайд 68
Описание слайда:
Исходные понятия и принципы выражают основные, наиболее фун-даментальные связи и отношения изучаемой области, которыми опре-деляются все остальные ее явления Исходные понятия и принципы выражают основные, наиболее фун-даментальные связи и отношения изучаемой области, которыми опре-деляются все остальные ее явления

Слайд 69
Описание слайда:
Пример 1. Основанием классической механики являются понятия матери-альной точки, силы, скорости и три закона динамики Ньютона. Пример 1. Основанием классической механики являются понятия матери-альной точки, силы, скорости и три закона динамики Ньютона. Пример 2. В основе электродинамики Максвелла лежат уравнения, связываю-щие определенными соотношениями основные величины этой теории.

Слайд 70
Описание слайда:
Менее фундаментальные законы изучаемой области явлений дедук-тивно выводятся из основоположе-ний теории Менее фундаментальные законы изучаемой области явлений дедук-тивно выводятся из основоположе-ний теории

Слайд 71
Описание слайда:
Исходные понятия и принципы теории относятся непосредственно не к реальным вещам и явлениям, а к некоторым абстрактным объектам, в совокупности образующим идеали-зированный объект теории Исходные понятия и принципы теории относятся непосредственно не к реальным вещам и явлениям, а к некоторым абстрактным объектам, в совокупности образующим идеали-зированный объект теории

Слайд 72
Описание слайда:
Примеры: Примеры: в классической механике таким объектом является система материальных точек в молекулярно-кинетической теории – множество замкнутых в определенном объеме хаотически соударяющихся моле-кул, представляемых в виде абсолютно упругих материальных шариков в теории относительности – множество инерциальных систем

Слайд 73
Описание слайда:
Идеализированный объект теории отображает абстрагированные свойства реальных вещей. Идеализированный объект теории отображает абстрагированные свойства реальных вещей. Примеры: если тело толкнуть, оно начнет двигаться, чем меньше трение, тем больший путь оно пройдет после толчка; допустим, что трение вообще отсутствует, и получим понятие объекта, движущегося без трения – по инерции абсолютно твердое или абсолютно черное тело совершенное зеркало идеальный газ

Слайд 74
Описание слайда:
Абстрактные объекты позволяют от-влечься от второстепенных, несуществен-ных свойств и отношений реального мира и выделить существенные для данного исследования свойства и отношения в чистом виде Абстрактные объекты позволяют от-влечься от второстепенных, несуществен-ных свойств и отношений реального мира и выделить существенные для данного исследования свойства и отношения в чистом виде

Слайд 75
Описание слайда:
Идеализированный объект теории служит для теоретической интерпре-тации ее исходных понятий и принципов. Идеализированный объект теории служит для теоретической интерпре-тации ее исходных понятий и принципов. Степин: идеализированный объект = теоретическая модель

Слайд 76
Описание слайда:
Теория основывается на абстракциях и идеализациях Теория основывается на абстракциях и идеализациях Абстракция – процесс и результат отвлечения от объекта отдельных свойств и отношений Пример. Тело. Обладать тяжестью – одно из свойств тела, находиться над поверхностью земли – отношение тела

Слайд 77
Описание слайда:
Абстрактный объект – абстракция, рассматриваемая независимо от того предмета, от которого она отвлечена Абстрактный объект – абстракция, рассматриваемая независимо от того предмета, от которого она отвлечена

Слайд 78
Описание слайда:
Наличие абстрактных объектов – основа универсальности (всеобщности) науки Наличие абстрактных объектов – основа универсальности (всеобщности) науки Формулируем утверждение для одного абстрактного объекта, а получаем знание о каждом эмпирическом объекте

Слайд 79
Описание слайда:
Идеализация – абстрактные объекты, которые не имеют соответствующего им эмпирического объекта Идеализация – абстрактные объекты, которые не имеют соответствующего им эмпирического объекта Пример. Абсолютно черное тело. Материальная точка. Различие абстракций идеализаций – в интерпретации теории на опыте

Слайд 80
Описание слайда:
На основе абстракций и идеализация строятся теоретические законы На основе абстракций и идеализация строятся теоретические законы

Слайд 81
Описание слайда:
Закон науки – повторяющаяся связь между объектами предметной облас-ти науки, доступная объективной проверке Закон науки – повторяющаяся связь между объектами предметной облас-ти науки, доступная объективной проверке x(P(x)  Q(x))

Слайд 82
Описание слайда:
Эмпирический закон – повторяющиеся связи между явлениями, открываемые в ходе эмпирических научных процедур (наблюдения, измерения, эксперимента) или индуктивного обобщения их результатов Эмпирический закон – повторяющиеся связи между явлениями, открываемые в ходе эмпирических научных процедур (наблюдения, измерения, эксперимента) или индуктивного обобщения их результатов Пример. Если металл нагреть, то он расширяется. – Обобщение фактов

Слайд 83
Описание слайда:
Теоретический закон – отношения меж-ду абстрактными объектами, допускаю-щие объективную проверку Теоретический закон – отношения меж-ду абстрактными объектами, допускаю-щие объективную проверку Пример. F=m*a

Слайд 84
Описание слайда:
Объекты научного исследования: Объекты научного исследования:

Слайд 85
Описание слайда:
Термины, обозначающие эмпирические объекты называются эмпирическими терминами Термины, обозначающие эмпирические объекты называются эмпирическими терминами Термины, обозначающие абстрактные объекты называются теоретическими терминами

Слайд 86
Описание слайда:
Вопрос о том, какие объекты и их отношения допустимы в рамках теории, а какие – нет. Ответ – принципы научной теории Вопрос о том, какие объекты и их отношения допустимы в рамках теории, а какие – нет. Ответ – принципы научной теории Пример. Принцип сохранения энергии. При всех преобразованиях количество энергии должно оставаться неизменным

Слайд 87
Описание слайда:
Научное исследование создает: Научное исследование создает:

Слайд 88
Описание слайда:
Теоретические законы и эмпирические должны быть связаны – интерпретация абстрактных объектов: сопоставление им множеств эмпирических объектов Теоретические законы и эмпирические должны быть связаны – интерпретация абстрактных объектов: сопоставление им множеств эмпирических объектов Научная теория – система принципов, теоретических законов и их эмпири-ческих интерпретаций, раскрывающая связи между явлениями определенной предметной области

Слайд 89
Описание слайда:
Принципы, законы и интерпретации выражаются в виде высказываний об объектах Принципы, законы и интерпретации выражаются в виде высказываний об объектах Главное отличие теоретических выска-зываний от эмпирических – наличие ссылки на абстрактные объекты

Слайд 90
Описание слайда:
По логической форме: По логической форме: научная теория – система высказываний о некотором классе абстрактных объектов, их свойствах и отношениях

Слайд 91
Описание слайда:
По происхождению По происхождению научная теория – научная гипотеза или система научных гипотез, выдержавших объективную проверку

Слайд 92
Описание слайда:
Научная теория как система научных высказываний: Научная теория как система научных высказываний: Логическая зависимость одних высказываний от других Иерархичность: деление на более общие и менее общие высказывания Опосредованная связь с фактами через систему интерпретаций

Слайд 93
Описание слайда:
Отношение теоретического и эмпирического знания Отношение теоретического и эмпирического знания

Слайд 94
Описание слайда:
Эмпирический базис теории – система фактов, связанных с теоретическими законами Эмпирический базис теории – система фактов, связанных с теоретическими законами Теоретический закон выражается при помощи теоретического высказывания Факты выражаются в язык теории при помощи эмпирических высказываний

Слайд 95
Описание слайда:
Верификация – подтверждение теорети-ческого высказывания при помощи эмпирических высказываний Верификация – подтверждение теорети-ческого высказывания при помощи эмпирических высказываний Фальсификация – опровержение теорети-ческого высказывания при помощи эмпирических высказываний

Слайд 96
Описание слайда:
Схема верификации: Схема верификации: Т → Е, Е ╟ Т Схема фальсификации: Т → Е, не-Е├ не-Т Асимметрия между фальсификацией и верифи-кацией

Слайд 97
Описание слайда:
1. Гипотеза как форма развития научного знания 1. Гипотеза как форма развития научного знания Научная гипотеза – научное выс-казывание, истинностное значение которого неопределенно

Слайд 98
Описание слайда:

Слайд 99
Описание слайда:
Метод гипотез впервые применен в древнегреческой математике – дедук-тивный мысленный эксперимент: Метод гипотез впервые применен в древнегреческой математике – дедук-тивный мысленный эксперимент: Выдвижение гипотезы и вывод из нее дедуктивных следствий с целью проверки правильности первоначальной догадки

Слайд 100
Описание слайда:
В Новое время метод гипотез применялся в скрытой форме: как часть мысленного эксперимента или индуктивного метода (Евклид, Галилей, Ньютон) В Новое время метод гипотез применялся в скрытой форме: как часть мысленного эксперимента или индуктивного метода (Евклид, Галилей, Ньютон)

Слайд 101
Описание слайда:
Роль гипотезы как средства развития науки – в период научной революции конца XIX –начала ХХ века: Роль гипотезы как средства развития науки – в период научной революции конца XIX –начала ХХ века: Гипотеза – способ объяснения фактов или упорядочения научной теории, подлежащий дальнейшей проверке

Слайд 102
Описание слайда:
Гипотеза – вероятное научное высказывание Гипотеза – вероятное научное высказывание Научная гипотеза удовлетворяет условию принципиальной проверяемости (фаль-сифицируемость или верифицируемость)

Слайд 103
Описание слайда:
2. Гипотетико-дедуктивный метод 2. Гипотетико-дедуктивный метод Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного исследования, заклю-чающийся в выдвижении гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них эмпирически проверяемых следствий

Слайд 104
Описание слайда:
Начальные условия – высказывания, связывающие теоретические терми-ны гипотезы с эмпирическим бази-сом Начальные условия – высказывания, связывающие теоретические терми-ны гипотезы с эмпирическим бази-сом

Слайд 105
Описание слайда:
Схема гипотетико-дедуктивного метода Схема гипотетико-дедуктивного метода Гипотеза&начальные условия → <дедукция> → эмпирические следствия → проверка → подтверждение/опровержение → гипотеза/теория Modus ponens и modus tollens

Слайд 106
Описание слайда:
Пример. Теория эфира и эксперимент Майкельсона–Морли. Если есть эфир, то при движении Земли должен возникать эфирный ветер – сопротивление эфирной среды. Эмпирически: скорость распрос-транения света, исходящего из некоторого источника, будет зависеть от направления луча: луч, направление которого совпадает с направлением движения Земли будет двигаться с иной скоростью, чем луч направленный перпендикулярно ее движению. Эксперимент не обнаружил разницы в скорости распространения этих двух лучей. Предсказание не подтвердилось – ложность теории Пример. Теория эфира и эксперимент Майкельсона–Морли. Если есть эфир, то при движении Земли должен возникать эфирный ветер – сопротивление эфирной среды. Эмпирически: скорость распрос-транения света, исходящего из некоторого источника, будет зависеть от направления луча: луч, направление которого совпадает с направлением движения Земли будет двигаться с иной скоростью, чем луч направленный перпендикулярно ее движению. Эксперимент не обнаружил разницы в скорости распространения этих двух лучей. Предсказание не подтвердилось – ложность теории

Слайд 107
Описание слайда:
Схема научного исследования Схема научного исследования

Слайд 108
Описание слайда:
3. Научные факты и научные теории 3. Научные факты и научные теории Результат наблюдения, измерения или экспе-римента, характеризующийся повторяемостью и связью с научной теорией – факт Теоретическая нагруженность фактов Относительность эмпирического базиса теории


Скачать презентацию на тему Структура научного знания. Философия науки. (Лекция 4) можно ниже:

Похожие презентации