Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) презентация

Содержание


Презентации» Философия» Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)
 Ольга Олеговна ПодолякНа листе 9 точек. Соедините их 4 прямыми линиями.
 На листеСлова, слова, опять слова…..
 Мама, брат, стол, дерево, кастрюля, бочка, стена,ИсторияАвтор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер 15.101926- 24.09.1998
 Родился в г.Ташкент (Узбекистан)
Как работать, когда работать нельзя?
 Первые фантастические рассказы составили цикл ЛегендыИзобретатель = сумасшедший профессорПравило развития любой системыМини-задача
 Минимальная задача может быть получена из ситуации по формуле: то,Макси-задача
 Максимальная задача, наоборот, получается предельным снятием ограничений: исходную систему разрешаетсяНайди сокровища
 На поле есть сокровища.
 Площадь поля 1 km2
 2Матрица знанийЭтапы развития триз
 Классический этап
 Постклассический этап
 Современный этапЭтапы развития парадигмыИдеальный конечный  результат
 Закон повышения идеальности
 • Технические Системы развиваютсяВиды ИКР
 Функциональный ИКР:
 Элемент из системы (описать) или Х-элемент САМТочка соприкосновенияТРИЗ используется
 В управлении проектами
 В риск менеджменте
 В инновационной деятельностиИзобретательская задачаИзобретательская задача
 "... обычная задача переходит в разряд изобретательских в техСитуация еще на задача!
 Изобретательская ситуация - это любая технологическая ситуация,Улучшить продуктПричины трудности изобретательской задачи
 «сначала мы имеем дело не с задачей,Параметры задачи высшей трудности
     1. Предложена неМетод проб и ошибокМетод проб и ошибокМетод проб и ошибокСовершенствование метода проб и ошибок
 увеличение числа "проб", например, с помощьюЗамена вещественных проб мысленнымиНеалгоритмические методы
  К подобным методам Г.С. Альтшуллер относил: 
 Методы решения проблем Мозговой штурм
 Метод мозгового штурма - Brainstorming –Этапы проведения мозгового штурма
 Постановка проблемы. (Предварительный этап): постановка проблемы, подборзаданиеСинектика Уильям ГордонОсновная мысль!Перевод незнакомого в знакомоеПеревод знакомого в незнакомоеПеревод знакомого в незнакое The stages of SynecticsПерсональная (личная) аналогияПрямая аналогияСимволическая аналогияSymbolic analogyАлгоритм синектикиДогадаемся?Symbolic analogy. Try to guessЗаданиеМетод фокальных объектов
 Алгоритм
 Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащийЛук:
 Много слоев
 пахнет
 Много витаминов
 Разные формы
 Повышает имунитетЗаданиеСлучайные объекты 
 Случайные объекты 
 сова
 камень
  Coca-Cola
 жвачка
Морфологический анализ
 Точно сформулировать проблему, подлежащую решению. 
 Выявить и охарактеризоватьМорфологический анализ. Как создать пирог?Стратегическая канваОператор системыОператор системыТРИЗ как он естьАлгоритм
 Сформулировать идеальный конечный результат.
 Определить зону конфликта. 
 Сформулировать противоречие.
 ИспользоватьПротиворечие 
 Техническое противоречие – классическая инженерная задача. 
 Суть –Формулировка противоречия
 Если увеличить мощность двигателя, 
 То грузовик сможет преодолеватьТаблица Альтшуллерачасть улучшается – мощность двигателя, 21
 Часть ухудшается – вес двигателя,приемы
 Около двенадцати столетий назад, в 800 году, происходила коронация КарлаПриемы. Принцип дробленияПриемы. Принцип вынесения
 Отделить от объекта "мешающую" часть ("мешающее" свойство) или,Приемы. Принцип асимметрииПриемы. Принцип объединенияИ таких приемов 40
 http://www.altshuller.ru/triz/technique1.asp#tc1Что могут 7 нотНа пересечении – 19,26,17,27
 Прием 19. Принцип периодического действия
 Прием 26.Технические Противоречия (противоречия требований)Технические Противоречия (противоречия требований)
 Возможное решение
 Для решения задачи повышения подъемнойGood luck!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) Ольга Олеговна Подоляк


Слайд 2
Описание слайда:
На листе 9 точек. Соедините их 4 прямыми линиями. На листе 9 точек. Соедините их 4 прямыми линиями.

Слайд 3
Описание слайда:
Слова, слова, опять слова….. Мама, брат, стол, дерево, кастрюля, бочка, стена, трактор, ветка, сушка, бинт, булка

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
История

Слайд 6
Описание слайда:
Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер 15.101926- 24.09.1998 Родился в г.Ташкент (Узбекистан) В 1931 семья переехала в Баку (Азербайджан) После окончания школы поступил в Азербайджанский индустриальный институт В 1944 ушел добровольцем на фронт. После окончания Великой Отечественной войны для продолжения службы был направлен в Баку; служил в инспекции по изобретательству Каспийской Военной флотилии, был командиром отделения химической разведки. В 1948 году написал письмо Сталину (вместе с Р.Б. Шапиро) с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 г. был арестован бывшим МГБ СССР (Министерство госбезопасности), без суда приговорен Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы и отправлен в Речлаг - один из лагерей Воркуты. Лагерный номер: 1-Ч-502. В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ). После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 г.

Слайд 7
Описание слайда:
Как работать, когда работать нельзя? Первые фантастические рассказы составили цикл Легенды о звёздных капитанах Г. Альтов. — М.: Детская литература, 1961 Альтов Г. Клиника "Сапсан". Рассказ//в кн. Альманах научной фантастики. Вып. 6, М: Знание, 1967; Альтов Г. Ослик и аксиома. Рассказ//в кн. Антология советской фантастики, М.: Молодая гвардия, 1968; Альтов Г. Богатырская симфония. Рассказ//в кн. Антология советской фантастики, М.: Молодая гвардия, 1968; Альтов Г. Икар и Дедал. Рассказ//в кн. Антология советской фантастики, М.: Молодая гвардия, 1968; Опаляющий разум (1968) Альтов Г. Создан для бури. Сб. научно-фантастических рассказов, М., 1970; Альтов Г. Гадкие утята фантастики. Пятьдесят идей Александра Беляева. Эссе//в кн. Талисман, Л.: Детская литература, 1973; Альтов Г. Вектор фантазии. Статья //в кн. Фантастика 73-74, М.: Молодая гвардия, 1975; Альтов Г. Третье тысячелетие. Фрагмент романа// в сб. Нить в лабиринте, Петрозаводск: Карелия, 1988;

Слайд 8
Описание слайда:
Изобретатель = сумасшедший профессор

Слайд 9
Описание слайда:
Правило развития любой системы

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Мини-задача Минимальная задача может быть получена из ситуации по формуле: то, что есть, минус недостаток, или то, что есть, плюс требуемое достоинство (новое качество). Таким образом, минимальная задача получается из ситуации введением предельных ограничений на изменение исходной технической системы. Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с. 44-45

Слайд 13
Описание слайда:
Макси-задача Максимальная задача, наоборот, получается предельным снятием ограничений: исходную систему разрешается заменить принципиально новой системой. Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с. 44-45

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Найди сокровища На поле есть сокровища. Площадь поля 1 km2 2 поколения уже искали их Что делать?

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
Матрица знаний

Слайд 18
Описание слайда:
Этапы развития триз Классический этап Постклассический этап Современный этап

Слайд 19
Описание слайда:

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Этапы развития парадигмы

Слайд 23
Описание слайда:
Идеальный конечный результат Закон повышения идеальности • Технические Системы развиваются по пути повышения идеальности • Идеальность выражается в виде отношения суммы всех полезных функций к сумме всех затрат и вредных функций • Идеальная система – системы нет, а ее функция выполняется

Слайд 24
Описание слайда:
Виды ИКР Функциональный ИКР: Элемент из системы (описать) или Х-элемент САМ должен (описать действие), чтобы (описать ) при ограничениях (описать). Ресурсный ИКР: Х-элемент(из ресурсов системы), абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений САМ(указать требуемое действие) в течение оперативного времени ОВ (указать) в пределах оперативной зоны ОЗ (указать), сохраняя (указать полезное действие или ограничения). ИКР свойства: Х-элемент из оперативной зоны (указать) в течении ОВ (указать) должен САМ обеспечивать (указать противоположные макро-или микросостояния). Х-элемент

Слайд 25
Описание слайда:
Точка соприкосновения

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
ТРИЗ используется В управлении проектами В риск менеджменте В инновационной деятельности

Слайд 28
Описание слайда:
Изобретательская задача

Слайд 29
Описание слайда:
Изобретательская задача "... обычная задача переходит в разряд изобретательских в тех случаях, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия. Нетрудно создать Новую машину, игнорируя технические противоречия. Но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной". Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 88.

Слайд 30
Описание слайда:
Ситуация еще на задача! Изобретательская ситуация - это любая технологическая ситуация, в которой отчетливо выделена какая-то неудовлетворяющая нас особенность.

Слайд 31
Описание слайда:
Улучшить продукт

Слайд 32
Описание слайда:
Причины трудности изобретательской задачи «сначала мы имеем дело не с задачей, а с изобретательской ситуацией - целым клубком задач, и нужно каким-то образом выделить из этого клубка единственно правильную задачу; пытаясь решить задачу обычными (известными, привычными) путями, мы наталкиваемся на техническое противоречие, и нужно каким-то образом докопаться до спрятанного в его глубине физического противоречия; чтобы устранить физическое противоречие, нужно каким-то образом найти подходящий технический прием или физический эффект". Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск, "Карелия", 1980 г., с. 48.

Слайд 33
Описание слайда:
Параметры задачи высшей трудности 1. Предложена не задача, а весьма нечеткая ситуация. 2. Условия задачи содержат неправильные требования и указания. 3. Условия задачи изложены чересчур кратко. 4. Ответ на задачу включает использование физического эффекта, неизвестного изобретателю. Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск, "Карелия", 1980 г., с. 93.

Слайд 34
Описание слайда:
Метод проб и ошибок

Слайд 35
Описание слайда:
Метод проб и ошибок

Слайд 36
Описание слайда:
Метод проб и ошибок

Слайд 37
Описание слайда:
Совершенствование метода проб и ошибок увеличение числа "проб", например, с помощью большого числа людей, одновременно работающих над проблемой; замена вещественных проб - мысленными; - создание т.н. "Неалгоритмических методов".

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:
Замена вещественных проб мысленными

Слайд 40
Описание слайда:
Неалгоритмические методы К подобным методам Г.С. Альтшуллер относил: мозговой штурм Алекса Осборна; морфологический анализ Фрица Цвикки; синектику Уильяма Гордона; метод фокальных объектов, а также их комбинации.

Слайд 41
Описание слайда:
Методы решения проблем Мозговой штурм Метод мозгового штурма - Brainstorming – метод предложения идей без критики. Alex F. Osborn, USA, 1948 Основная цель: найти новую идею.

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:

Слайд 44
Описание слайда:

Слайд 45
Описание слайда:

Слайд 46
Описание слайда:
Этапы проведения мозгового штурма Постановка проблемы. (Предварительный этап): постановка проблемы, подбор участников Генерация идей. (Основной этап) Группировка, отбор и оценка идей. Основной участник и ключ к успеху МЕНЕДЖМЕР, а не участник!!! Он должен обладать качествами руководителя, генератора и эксперта в одном лице.

Слайд 47
Описание слайда:
задание

Слайд 48
Описание слайда:
Синектика Уильям Гордон

Слайд 49
Описание слайда:

Слайд 50
Описание слайда:
Основная мысль!

Слайд 51
Описание слайда:
Перевод незнакомого в знакомое

Слайд 52
Описание слайда:
Перевод знакомого в незнакомое

Слайд 53
Описание слайда:
Перевод знакомого в незнакое 

Слайд 54
Описание слайда:
The stages of Synectics

Слайд 55
Описание слайда:
Персональная (личная) аналогия

Слайд 56
Описание слайда:
Прямая аналогия

Слайд 57
Описание слайда:
Символическая аналогия

Слайд 58
Описание слайда:
Symbolic analogy

Слайд 59
Описание слайда:
Алгоритм синектики

Слайд 60
Описание слайда:
Догадаемся?

Слайд 61
Описание слайда:
Symbolic analogy. Try to guess

Слайд 62
Описание слайда:
Задание

Слайд 63
Описание слайда:
Метод фокальных объектов Алгоритм Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель. Выбрать 3-4 случайных объектов Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Слайд 64
Описание слайда:

Слайд 65
Описание слайда:
Лук: Много слоев пахнет Много витаминов Разные формы Повышает имунитет

Слайд 66
Описание слайда:
Задание

Слайд 67
Описание слайда:
Случайные объекты Случайные объекты сова камень Coca-Cola жвачка машина

Слайд 68
Описание слайда:
Морфологический анализ Точно сформулировать проблему, подлежащую решению. Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение заданной проблемы. Сконструировать морфологический ящик или многомерную матрицу, содержащую все решения заданной проблемы. Все решения, содержащиеся в морфологическом ящике, внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты. Выбрать и реализовать наилучшие решения (при условии наличия необходимых средств).

Слайд 69
Описание слайда:
Морфологический анализ. Как создать пирог?

Слайд 70
Описание слайда:
Стратегическая канва

Слайд 71
Описание слайда:
Оператор системы

Слайд 72
Описание слайда:
Оператор системы

Слайд 73
Описание слайда:
ТРИЗ как он есть

Слайд 74
Описание слайда:
Алгоритм Сформулировать идеальный конечный результат. Определить зону конфликта.  Сформулировать противоречие. Использовать таблица Альтшуллера и приемы Предложить возможные решения

Слайд 75
Описание слайда:
Противоречие Техническое противоречие – классическая инженерная задача. Суть – желаемое состояние не может быть достигнуто, так как что-то в системе мешает. Другими словами: «Когда что-то становится лучше, что-то становится хуже» Классический пример: Продукт становися прочнее (улучшение), но тяжелее (ухудшение).

Слайд 76
Описание слайда:
Формулировка противоречия Если увеличить мощность двигателя, То грузовик сможет преодолевать серпантин, Но увеличится вес.

Слайд 77
Описание слайда:
Таблица Альтшуллера

Слайд 78
Описание слайда:
часть улучшается – мощность двигателя, 21 Часть ухудшается – вес двигателя, 2

Слайд 79
Описание слайда:
приемы Около двенадцати столетий назад, в 800 году, происходила коронация Карла Великого. По ритуалу возложить корону на Карла должен был папа римский. Перед Карлом возникла нелегкая задача. Коронация была нужна для укрепления власти, поэтому политические соображения диктовали необходимость ее проведения "по всей форме". С другой стороны, из-за политических же соображений было совершенно недопустимо, чтобы папа римский короновал Карла, поскольку получалось, что папа выше императора: раз папа дал корону, он может когда-нибудь и забрать ее... Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск, "Карелия", 1980 г., с. 52-53.

Слайд 80
Описание слайда:
Приемы. Принцип дробления

Слайд 81
Описание слайда:
Приемы. Принцип вынесения Отделить от объекта "мешающую" часть ("мешающее" свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

Слайд 82
Описание слайда:
Приемы. Принцип асимметрии

Слайд 83
Описание слайда:
Приемы. Принцип объединения

Слайд 84
Описание слайда:
И таких приемов 40 http://www.altshuller.ru/triz/technique1.asp#tc1

Слайд 85
Описание слайда:
Что могут 7 нот

Слайд 86
Описание слайда:
На пересечении – 19,26,17,27 Прием 19. Принцип периодического действия Прием 26. Принцип копирования Прием 17. Принцип перехода в другое измерение Прием 27. Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности

Слайд 87
Описание слайда:
Технические Противоречия (противоречия требований)

Слайд 88
Описание слайда:
Технические Противоречия (противоречия требований) Возможное решение Для решения задачи повышения подъемной силы без утяжеления крыла предлагается использовать принципы вынесения и использования пневмо- и гидроконструкций. Выхлопные газы выбрасываются таким образом, что они становятся функциональным продолжением крыла. Они вносят вклад в создании подъемной силы и при этом не увеличивают вес самолета. (US Patent N 4 648 571)

Слайд 89
Описание слайда:

Слайд 90
Описание слайда:

Слайд 91
Описание слайда:

Слайд 92
Описание слайда:

Слайд 93
Описание слайда:

Слайд 94
Описание слайда:
Good luck!


Скачать презентацию на тему Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) можно ниже:

Похожие презентации