Умственная отсталость. Нарушения психологического и раннего детского развития презентация

Содержание


Презентации» Медицина» Умственная отсталость. Нарушения психологического и раннего детского развития
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького Кафедра психиатрии, наркологии и медицинскойГиперкинетическое расстройство
 Заболевание, которое характеризуется:     - раннимГиперкинетическое расстройство 
 Трудность концентрации внимания
 Импульсивность
 Гиперактивность
 Начало до 7миГиперкинетическое расстройство 
 Неспособность удерживать внимание на деталях
 С трудом сохраняетсяГиперкинетическое расстройство 
 Избегание выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственногоГиперкинетическое расстройство 
 
 Дети часто отвечают на вопросы не задумываясь,Гиперкинетическое расстройство
 
 Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя наГиперкинетическое расстройство 
 Гиперкинетическое расстройство встречается в несколько раз чаще уГиперкинетическое расстройство 
 Перинатальное или постнатальное повреждение головного мозга
 Генетическая предрасположенностьГиперкинетическое растройство. Лечение.
 Психостимуляторы:
 Атомоксетин (Страттера)
 Метилфенидат (Риталин)
 Мордафинил
 Сиднокарб
 Церебропротекторы:
Умственная отсталость
   Сборная группа различных по этиологии, патогенезу иЭпидемиология
  У 0,7% - 1% населения отмечаются признаки умственной отсталости
Этиологические факторы развития умственной отсталости
 ЭкзогенныеОбщие диагностические критерии умственной отсталости
 Снижение потребности в познании
 Неполное илиКлассификация умственной отсталости  (МКБ-10)
 
 Лёгкая умственная отсталость (F70)
 
Лёгкая умственная отсталость (дебильность)
 Уровень когнитивных способностей (IQ) = 50-69 балловВнешний вид больных с лёгкой умственной отсталостьюУмеренная умственная отсталость (имбецильность)
 Уровень IQ = 35-49 баллов
 Уровень нарушенияВнешний вид больных с умеренной умственной отсталостьюТяжёлая умственная отсталость 
 Уровень IQ соответствует 20-34 баллам
 Уровень нарушенияГлубокая умственная отсталость (идиотия)
 Уровень IQ до 20 баллов
 Уровень нарушенияВнешний вид больных с глубокой умственной отсталостьюЛечение умственной отсталости
 МедикаментозноеПринципы работы с семьёй ребенка с УО
 Формирование принятия родителями фактаПрофилактика умственной отсталости
    Первичная
 Медико-генетическое консультирование
 Мероприятия поНАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯНарушения психологического развития 
   
 Начало обязательно в младенчествеЭтиология
 Наследственная отягощенность
 Генетические пороки развития
 Поражение или дисфункция головного мозга
Классификация нарушений психологического развития
 Специфические расстройства развития речи
 Специфические расстройства школьныхСпецифические расстройства развития речи
 Распространённость - 5-10% детей школьного возраста
 ВстречаетсяСпецифические расстройства школьных навыков 
 Специфическое расстройство чтения (дислексия)
 Изолированное расстройствоСпецифическое расстройство чтения (дислексия)
 Распространённость - 5-10% детей школьного возраста
 ВстречаетсяИзолированное расстройство правописания (дисграфия)
 Преобладание нарушений у мальчиков (4:1)
 Трудности правописанияРасстройство счёта (дискалькулия)
 Трудности в сложении однозначных чисел
 Затруднение элементарных арифметическихСпецифическое расстройство развития двигательных функций (диспраксия)
 Распространённость составляет около 6% детейОбщие расстройства психологического развития
 Детский аутизм (F84.0)
 Атипичный аутизм (F84.1) 
 СиндромРанний детский аутизмРанний детский аутизм
    Л. Каннер (1943)Ранний детский аутизм
   Г. Аспергер (1944)Ранний детский аутизм
 С.С. Мнухин (1947)Расстройства аутистического спектра (РАС)Творчество больных аутизмом
 Ларри Биссоннет: 
 «У меня с вами большеТворчество больных аутизмом
    «Птицы», Дэвид Барт (10 лет)
 Творчество больных аутизмом
    «Воображаемая карта города», Феликс (11 лет)Творчество больных аутизмом
   «Друзья» Уил Си Кернер (12 лет)Ранний детский аутизм
   хроническое первазивное расстройство, характеризующееся отрывом от реальности, отгороженностью
 Этиологические факторы детского аутизма
 Генетические факторы
 Хромосомная патология
 Врожденные дефекты обмена
Этиопатогенез РДА (пример)Особенности психического развития детей с РДА
 Аутизм
 Нарушение чувства самосохранения
 ОсобенностиАутизм 
 Отрешенность, игнорирование окружающего
 Отсутствие или слабое выражение комплекса оживления
Аутизм
 «Феномен тождества»Аутизм
 СтрахиРечь
 Часто наличие определённой вербальной одарённости
 Мутизм или распад речи
 ОтсутствиеИгра
 Длительное время сохраняются манипулятивные игры
 Предпочтение неигровых предметов
 Игры отчётливоИнтеллект
 Контраст между развитием абстрактно-логического мышления и выраженным запаздыванием конкретно-практических сторонДругие симптомы
 Моторика угловатая
 Движения неритмичные, «закостенелые» или неточные
 Моторные стереотипииКлинические признаки РДАЧто должно настораживать в поведении ребенка в возрасте до 2х лет?
Ранние проявления РДАМетоды лечения
 
 Психолого-педагогическая коррекция
 Семейная психотерапия
 
 Нейролептики ( Рисполепт,Синдром Аспергера
 Характеризуется нарушениями социального поведения в сочетании со стереотипными, повторяющимисяБЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии Умственная отсталость. Нарушения психологического и раннего детского развития. Лектор: профессор, д.мед.н. Ряполова Т.Л.


Слайд 2
Описание слайда:
Гиперкинетическое расстройство Заболевание, которое характеризуется: - ранним началом - сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач Эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают постоянство во времени

Слайд 3
Описание слайда:
Гиперкинетическое расстройство Трудность концентрации внимания Импульсивность Гиперактивность Начало до 7ми лет Объективная информация о нарушенном поведении из разных источников Нарушение социального, учебного функционирования

Слайд 4
Описание слайда:
Гиперкинетическое расстройство Неспособность удерживать внимание на деталях С трудом сохраняется внимание при выполнении заданий или во время игр Невозможность придерживаться предлагаемых инструкций, дети не могут справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы Значительные сложности в организации самостоятельного выполнения домашнего задания и других видов деятельности

Слайд 5
Описание слайда:
Гиперкинетическое расстройство Избегание выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (школьные задания, домашняя работа) Частые потери вещей, необходимых в школе и дома (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты) Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы Частая забывчивость в повседневных ситуациях

Слайд 6
Описание слайда:
Гиперкинетическое расстройство Дети часто отвечают на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца Обычно с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях Часто мешают другим детям, пристают к окружающим (вмешиваются в беседы или игры)

Слайд 7
Описание слайда:
Гиперкинетическое расстройство Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, крутятся, вертятся) Дети часто встают со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте Часто проявляют бесцельную двигательную активность (бегают, крутятся, пытаются куда-то залезть)

Слайд 8
Описание слайда:
Гиперкинетическое расстройство Гиперкинетическое расстройство встречается в несколько раз чаще у мальчиков (3:1), чем у девочек (9:1) В начальной школе расстройство наблюдается у 4-12% детей

Слайд 9
Описание слайда:
Гиперкинетическое расстройство Перинатальное или постнатальное повреждение головного мозга Генетическая предрасположенность к данному расстройству: 20-30% родителей больных страдали или страдают нарушениями активности и внимания Социально-бытовые факторы (проживание в неблагоприятных жилищных условиях, злоупотребление родителями ПАВ, расстройство личности и аффективные расстройства у родственников) Пищевая аллергия, длительная интоксикация свинцом, воздействие некоторых пищевых добавок

Слайд 10
Описание слайда:
Гиперкинетическое растройство. Лечение. Психостимуляторы: Атомоксетин (Страттера) Метилфенидат (Риталин) Мордафинил Сиднокарб Церебропротекторы: Церебролизин Когитум Ноотропы Корректоры поведения Сонапакс Терален

Слайд 11
Описание слайда:
Умственная отсталость Сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью когнитивных, интеллектуальных и социальных способностей

Слайд 12
Описание слайда:
Эпидемиология У 0,7% - 1% населения отмечаются признаки умственной отсталости От 35% до 50% детей, поступающих в первый класс, обнаруживают трудности обучения Из них у 60%-80% имеют место проявления интеллектуальной недостаточности Соотношение у мальчиков и девочек с умственной отсталостью составляет 1,5:1

Слайд 13
Описание слайда:
Этиологические факторы развития умственной отсталости Экзогенные

Слайд 14
Описание слайда:
Общие диагностические критерии умственной отсталости Снижение потребности в познании Неполное или искаженное представление об окружающем Нарушение мышления (недостаточная сформированность мыслительных операций, преобладание конкретного мышления) Нарушение внимания (проблемы с произвольным вниманием) Нарушение памяти (затруднение опосредованного запоминания, воспроизведения новой информации) Нарушение эмоций (уменьшение дифференциации эмоций) Нарушение воли (снижение побуждения и инициативности) Снижение или отсутствие критики

Слайд 15
Описание слайда:
Классификация умственной отсталости (МКБ-10) Лёгкая умственная отсталость (F70) Умеренная умственная отсталость (F71) Тяжелая умственная отсталость (F72) Глубокая умственная отсталость (F73)

Слайд 16
Описание слайда:
Лёгкая умственная отсталость (дебильность) Уровень когнитивных способностей (IQ) = 50-69 баллов Уровень нарушения соответствует возрасту 9-12 лет Мышление предметно-конкретное Задержка развития речи с использованием ее в повседневной жизни Задержка обучаемости чтению и письму Затруднение школьной успеваемости Эмоциональная и социальная незрелость Ограничение социального функционирования Независимость в уходе за собой (приём пищи, умывание, одевание, контроль за витальными функциями) Возможность трудоустройства больных

Слайд 17
Описание слайда:
Внешний вид больных с лёгкой умственной отсталостью

Слайд 18
Описание слайда:
Умеренная умственная отсталость (имбецильность) Уровень IQ = 35-49 баллов Уровень нарушения соответствуют возрасту 6-9 лет Отставание в развитии понимания, использования речи и навыков самообслуживания и моторики Фразовая речь слабо развита, речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях Выраженное ограничение школьных навыков, необходимых для чтения, письма и счёта Развитие только базисных навыков жизнедеятельности Ограничение социального функционирования пределами семьи или специальной группы Необходимость в уходе на протяжении всей жизни

Слайд 19
Описание слайда:
Внешний вид больных с умеренной умственной отсталостью

Слайд 20
Описание слайда:
Тяжёлая умственная отсталость Уровень IQ соответствует 20-34 баллам Уровень нарушения соответствует возрасту 3-6 лет Клинически значимое повреждение или аномалия развития ЦНС Выраженные моторные нарушения Низкие коммуникативные способности Низкий уровень социального функционирования

Слайд 21
Описание слайда:
Глубокая умственная отсталость (идиотия) Уровень IQ до 20 баллов Уровень нарушения соответствует возрасту до 3-х лет Резкое ограничение понимания и выполнения требований или инструкций Рудиментарные формы невербальной коммуникации Понимание и использование речи ограничиваются выполнением основных команд Грубое нарушение моторики Тяжёлые неврологические нарушения Могут приобретаться базисные навыки при адекватном уходе за больным Недержание мочи и кала Нуждаются в постоянной посторонней помощи и надзоре

Слайд 22
Описание слайда:
Внешний вид больных с глубокой умственной отсталостью

Слайд 23
Описание слайда:
Лечение умственной отсталости Медикаментозное

Слайд 24
Описание слайда:
Принципы работы с семьёй ребенка с УО Формирование принятия родителями факта наличия у их ребёнка умственной отсталости Формирование адекватного уровня притязаний к умственно отсталому ребёнку во избежание формирования невротических реакций, аффективных нарушений, расстройства поведения Постоянное наблюдение ребёнка у психиатра, психолога Развитие социальных навыков

Слайд 25
Описание слайда:
Профилактика умственной отсталости Первичная Медико-генетическое консультирование Мероприятия по охране беременности, безопасности родов и периода новорожденности Обучение родителей правильному воспитанию детей и гармоничным отношениям в обществе Третичная Адекватная профориентация лиц с невыраженными проявлениями умственной отсталости Адаптация в трудовом коллективе

Слайд 26
Описание слайда:
НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 27
Описание слайда:
Нарушения психологического развития Начало обязательно в младенчестве или детстве Повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы Постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств

Слайд 28
Описание слайда:
Этиология Наследственная отягощенность Генетические пороки развития Поражение или дисфункция головного мозга Соматическая патология Социально-экономические факторы Культуральные особенности

Слайд 29
Описание слайда:
Классификация нарушений психологического развития Специфические расстройства развития речи Специфические расстройства школьных навыков Специфические расстройства двигательных функций Смешанные специфические расстройства психологического развития Общие расстройства психологического развития

Слайд 30
Описание слайда:
Специфические расстройства развития речи Распространённость - 5-10% детей школьного возраста Встречается в 3-4 раза чаще у мальчиков Позднее овладение разговорной речью Трудности в чтении и письме Нарушение артикуляции речи Расстройство экспрессивной речи Нарушение рецептивной речи Нарушение межличностных отношений

Слайд 31
Описание слайда:
Специфические расстройства школьных навыков Специфическое расстройство чтения (дислексия) Изолированное расстройство правописания (дисграфия) Расстройство счёта (дискалькулия)

Слайд 32
Описание слайда:
Специфическое расстройство чтения (дислексия) Распространённость - 5-10% детей школьного возраста Встречается в 3-4 раза чаще у мальчиков Трудности в узнавании слов и понимания написанной речи Резкое замедление темпа чтения Плохое запоминание название букв и звуков Искажение слов при чтении Добавление или замена букв

Слайд 33
Описание слайда:
Изолированное расстройство правописания (дисграфия) Преобладание нарушений у мальчиков (4:1) Трудности правописания букв, слов и выражения мыслей Письменная речь характеризуется грамматическими и стилистическими ошибками Множественные зачёркивания и переписывания текста, отказ закончить упражнение Трудности в произношении букв и слов

Слайд 34
Описание слайда:
Расстройство счёта (дискалькулия) Трудности в сложении однозначных чисел Затруднение элементарных арифметических операций (счёт, использование таблицы умножения, нахождение последовательности операций) Трудности при переписывании цифр

Слайд 35
Описание слайда:
Специфическое расстройство развития двигательных функций (диспраксия) Распространённость составляет около 6% детей в возрасте от 5 до 11 лет Преобладание мальчиков Задержка двигательного развития ребёнка Проблемы при выполнении элементарных навыков (застёгивание пуговиц, смена одежды, ходьба) Неловкость и неуклюжесть двигательных актов Трудности при использовании различных предметов (ручка, карандаш, игрушки)

Слайд 36
Описание слайда:
Общие расстройства психологического развития Детский аутизм (F84.0) Атипичный аутизм (F84.1)  Синдром Ретта (F84.2)   Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (F84.3)  Синдром Аспергера (F84.5) 

Слайд 37
Описание слайда:
Ранний детский аутизм

Слайд 38
Описание слайда:
Ранний детский аутизм Л. Каннер (1943)

Слайд 39
Описание слайда:
Ранний детский аутизм Г. Аспергер (1944)

Слайд 40
Описание слайда:
Ранний детский аутизм С.С. Мнухин (1947)

Слайд 41
Описание слайда:
Расстройства аутистического спектра (РАС)

Слайд 42
Описание слайда:
Творчество больных аутизмом Ларри Биссоннет: «У меня с вами больше общего, чем отличий» «Мой стиль -размазывать руками по холсту как можно больше краски. Этот стиль – прямое следствие моей жизни в интернате».

Слайд 43
Описание слайда:
Творчество больных аутизмом «Птицы», Дэвид Барт (10 лет) Из письма его матери: «...на рисунке почти 400 птиц и он знает имена и латинские названия большинства из них»

Слайд 44
Описание слайда:
Творчество больных аутизмом «Воображаемая карта города», Феликс (11 лет)

Слайд 45
Описание слайда:
Творчество больных аутизмом «Друзья» Уил Си Кернер (12 лет)

Слайд 46
Описание слайда:
Ранний детский аутизм хроническое первазивное расстройство, характеризующееся отрывом от реальности, отгороженностью от внешнего мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние раздражители, нарушением адекватной эмоциональной связи со средой

Слайд 47
Описание слайда:
Этиологические факторы детского аутизма Генетические факторы Хромосомная патология Врожденные дефекты обмена Перинатальные вредности (инфекции, интоксикация и др.) Накопление консервантов и ртути Гипотеза аутоиммунности Более 60 нозологических единиц – вероятных причин РДА

Слайд 48
Описание слайда:
Этиопатогенез РДА (пример)

Слайд 49
Описание слайда:
Особенности психического развития детей с РДА Аутизм Нарушение чувства самосохранения Особенности интеллекта Стереотипии

Слайд 50
Описание слайда:
Аутизм Отрешенность, игнорирование окружающего Отсутствие или слабое выражение комплекса оживления Неспособность к формированию общения Неспособность к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов (протодиакризис) Отсутствие подражания Отсутствие реакций на комфорт и дискомфорт Монотонно-однообразное поведение с «симптомами тождества» Отсутствие единства и внутренней логики в поведении Ареагирование на близких («аффективная блокада») Неприязнь к контактам или быстрое пресыщение в контактах Может быть симбиотическая привязанность к матери Отсутствие адекватного контакта с детьми При обычной миловидности - взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, «взгляд мимо», с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения

Слайд 51
Описание слайда:
Аутизм «Феномен тождества»

Слайд 52
Описание слайда:
Аутизм Страхи

Слайд 53
Описание слайда:
Речь Часто наличие определённой вербальной одарённости Мутизм или распад речи Отсутствие отклика на голос при гиперсинзитивности к другим звукам Речь не направлена к собеседнику Отсутствует экспрессия, жестикуляция Голос то тихий, то громкий Рроизношение звуков варьирует от правильного до неправильного Отклонения тональности, скорости, ритма Отсутствие интонационного переноса Эхолалии, бессвязность Невозможность вести диалог Тенденция к манерному словотворчеству Краткие фразы с «рыхлыми» ассоциациями, смещением мыслей Отсутствие личных глагольных и местоименных форм

Слайд 54
Описание слайда:
Игра Длительное время сохраняются манипулятивные игры Предпочтение неигровых предметов Игры отчётливо некоммуникативны Игры-фантазии с идеями перевоплощения, часто с агрессивной фабулой

Слайд 55
Описание слайда:
Интеллект Контраст между развитием абстрактно-логического мышления и выраженным запаздыванием конкретно-практических сторон интеллекта Гнозис опережает в развитии праксис Могут быть феноменальные способности в какой либо области Наличие достаточно отвлечённых для данного возраста знаний Склонность к обобщению Грубое недоразвитие предметной деятельности

Слайд 56
Описание слайда:
Другие симптомы Моторика угловатая Движения неритмичные, «закостенелые» или неточные Моторные стереотипии в пальцах, кистях рук Ходьба на цыпочках Однообразный бег Прыжки с опорой не на всю ступню Инверсия цикла сна Иерверзность аппетита Изменчивость  мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии

Слайд 57
Описание слайда:
Клинические признаки РДА

Слайд 58
Описание слайда:
Что должно настораживать в поведении ребенка в возрасте до 2х лет? Не удерживает сколько-нибудь длительного контакта «глаза в глаза» Не откликается на имя при сохранном слухе Обнаруживает дефицит совместного внимания (не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету) Не обращается за помощью Не пытается чем-то поделиться Использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет

Слайд 59
Описание слайда:
Ранние проявления РДА

Слайд 60
Описание слайда:
Методы лечения Психолого-педагогическая коррекция Семейная психотерапия Нейролептики ( Рисполепт, Сонапакс) Ноотропы (Пантогам, Когитум)

Слайд 61
Описание слайда:
Синдром Аспергера Характеризуется нарушениями социального поведения в сочетании со стереотипными, повторяющимися действиями на фоне нормального когнитивного развития и речи Редкая встречаемость (0,5:10000), чаще болеют мальчики Качественные нарушения социального взаимодействия (коммуникативно-социальные проблемы) Ограниченные поведенческие стереотипии и занятия Дефицит эмоций, творческого мышления и воображения Сложности чувственного и пространственного восприятия мира

Слайд 62
Описание слайда:
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать презентацию на тему Умственная отсталость. Нарушения психологического и раннего детского развития можно ниже:

Похожие презентации