«Зачем», «что» и «как» в исследовании коллокаций. Вопросы и возможные ответы презентация

Содержание


Презентации» Медицина» «Зачем», «что» и «как» в исследовании коллокаций. Вопросы и возможные ответы
«Зачем», «что» и «как» в исследовании коллокаций. Вопросы и возможные ответы
место доклада в миниконференции
 	В рамках мини-конференции «Коллокации и сочетаемостные особенности: методыЧто -1 (у других)
 чаще всего – коллокации как несвободные сочетания,Что -2 (у нас)
 Коллокации: неслучайное сочетание двух и более лексическихЗачем??? 
 Исследование
 характеристик единиц языка,
 и/или
 характеристик текстов и ихЧто-1? Зачем-1
 рассматриваются большие массивы текстов
 изучаются характеристики языка,
 исследуемые единицыЧто-1? Зачем-1 (примеры)
 Корпусной словарь неоднословных лексических единиц (оборотов) http://ruscorpora.ru/obgrams.html 
Корпусной словарь неоднословных лексических единиц (оборотов). Плюсы и минусы
 Есть закрытыйЧто-1? Зачем-1 (примеры)
 на http://dict.ruslang.ru/ 
 Г. И. Кустова СЛОВАРЬ РУССКОЙПример алфавитного списка всех сочетаний слов со значением высокой степени 
Что-1? Зачем-1 (примеры)
 О. Л. Бирюк, В. Ю. Гусев, Е. Ю.Пример списка (параметры не выбраны), выход на запрос в НКРЯ
 (не)особенности этого подхода
 Заданность списка анализируемых коллокаций (частичная или по параметрам)
Что-2? Зачем-2
 рассматриваются большие массивы текстов 
 тексты разных функциональных стилейразные ФС текстов и различие списков коллокаций
 http://corpus.leeds.ac.uk/ruscorpora.html 
 A queryразные ФС текстов, разные стат. меры и различие списков коллокаций
 AЗачем-2 и Что-2 и Как-2?
 Если коллокации не заданы списком,
 еслиТекст и коллокации
 текст есть структурированная последовательность единиц разных уровней, 
Текстовые коллекции и коллокации
 Мы не привязаны к заданной коллекции илиЧто мы можем получить, на разных коллекциях-корпусах? 
 Варьируя коллекции, мыЧто мы можем получить, на разных коллокциях-корпусах? 
 Например, вложенные другЧто мы можем получить,
 используя разные
 статистические меры (напр., MI, t-score,используя разные параметры,
 Мы получаем разные типы коллокаций = типы структурныхиспользуя разные параметры, (продолжение)
 Мы получаем еще другие типы коллокаций =статистические меры (напр., MI vs. t-score)-1
 Новостные тексты (напр., на материалестатистические меры (напр., MI vs. t-score)-2
 Научные тексты (напр., на материалеТаблица 1. Биграммы (MI-score), выделяющиеся и для лексем, и для словоформ.Биграммы (MI-score), выделяющиеся и для лексем, и для словоформ. Табл. 1Таблица 2а. Терминологические биграммы (MI-score), выделяющиеся и для лексем, и дляБиграммы (MI-score), выделяющиеся и для лексем, и для словоформ. Почему мыСтатистические меры (напр., MI vs. t-score)-3. Дельта. Порог
 Новостные тексты (напр.,Выделении основных тем новостной коллекции. Мера. Дельта. Порог
 Гипотеза об иерархииДополнительная проверка гипотезы. Дельта. Порог 
 Еще раз про гипотезу: t-scoreзачем? что? как?
 Сейчас мы не ставим перед собой задачу практическиЗачем-2 и Что-2 и Как-2? продолжение… на будущее
 что задано дляЛитература 
 Бирюк О. Л., Гусев В. Ю., Калинина Е. Ю.Литература (продолжение)
 Пивоварова Л.М., Ягунова Е.В. Извлечение и классификация терминологических коллокацийЛитература (продолжение)
 Degand L., Bestgen Y.Towards automatic retrieval of idioms in



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
«Зачем», «что» и «как» в исследовании коллокаций. Вопросы и возможные ответы Размышления на тему Елены Ягуновой & Co iagounova.elena@gmail.com


Слайд 2
Описание слайда:
место доклада в миниконференции В рамках мини-конференции «Коллокации и сочетаемостные особенности: методы исследования» мой доклад взаимосвязан с докладом Л.М. Пивоваровой «Подводные камни статистических мер»: определяет цели, задачи, гипотезы работы; задает критерии выбора и описание материала (новостных и научных коллекций); задает критерии выбора статистических мер; предлагает обсуждение полученных результатов; т.е. подготавливает к обсуждению «подводных камней статистических мер» в контексте конктретного цикла работ

Слайд 3
Описание слайда:
Что -1 (у других) чаще всего – коллокации как несвободные сочетания, не относящиеся к идиомам: ключевое слово этих сочетаний может появляться в контексте разных языковых единиц, эти единицы (т.е. контекст ключевого слова) можно перечислить в виде закрытого списка

Слайд 4
Описание слайда:
Что -2 (у нас) Коллокации: неслучайное сочетание двух и более лексических единиц, характерное как для языка в целом (текстов любого типа), так и определенного типа текстов (или даже (под)выборки текстов).

Слайд 5
Описание слайда:
Зачем??? Исследование характеристик единиц языка, и/или характеристик текстов и их структурных составляющих

Слайд 6
Описание слайда:
Что-1? Зачем-1 рассматриваются большие массивы текстов изучаются характеристики языка, исследуемые единицы можно перечислить в виде закрытого списка, напр., работы, которые ведутся на базе НКРЯ

Слайд 7
Описание слайда:
Что-1? Зачем-1 (примеры) Корпусной словарь неоднословных лексических единиц (оборотов) http://ruscorpora.ru/obgrams.html При каждом обороте указано количество употреблений в НКРЯ (по данным на сентябрь 2008 г.). Словарь составлен на основе базы данных частотных коллокаций НКРЯ, с дополнениями из словарей Р.П.Рогожниковой (Толковый словарь сочетаний, эквивалентных слову, М., 2003) и МАС (Словарь русского языка в 4-х томах под ред. А.П.Евгеньевой, М., 1999). Обороты в функции предлога Наречные и предикативные обороты Вводные обороты Обороты в функции союза и союзного слова Обороты в функции частиц

Слайд 8
Описание слайда:
Корпусной словарь неоднословных лексических единиц (оборотов). Плюсы и минусы Есть закрытый список коллокаций (по словарям), требуется оценить количество – в абсолютных единицах! – соответствующих коллокаций в корпусе, нет стат. оценки степени связанности коллокаций, возможен выход на контексты (на запрос в НКРЯ), но неоднозначность не снимается (напр., может быть, в качестве) автоматически снять неоднозначность свободное сочетание vs. неоднословная лексическая единица практически невозможно Вы́явленная осо́бенность мо́жет быть ва́жной при прогнози́ровании исхо́да заболева́ния. (пример свободного сочетания из НКРЯ)

Слайд 9
Описание слайда:
Что-1? Зачем-1 (примеры) на http://dict.ruslang.ru/ Г. И. Кустова СЛОВАРЬ РУССКОЙ ИДИОМАТИКИ (выход на запрос в НКРЯ) Сочетания слов со значением высокой степени Алфавитный список всех сочетаний Алфавитный общий список степенных слов Алфавитный список прилагательных Алфавитный список наречий и наречных выражений Степенное слово: Характеризуемое слово:

Слайд 10
Описание слайда:
Пример алфавитного списка всех сочетаний слов со значением высокой степени абсолютная анархия  абсолютная бездарность  абсолютная безопасность  абсолютная безысходность  абсолютная бесперспективность  абсолютная беспечность  абсолютная беспомощность  абсолютная беспринципность  абсолютная беспристрастность  абсолютная бессмыслица  абсолютная бесспорность  абсолютная бесцеремонность 

Слайд 11
Описание слайда:
Что-1? Зачем-1 (примеры) О. Л. Бирюк, В. Ю. Гусев, Е. Ю. Калинина СЛОВАРЬ ГЛАГОЛЬНОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ  НЕПРЕДМЕТНЫХ ИМЕН РУССКОГО ЯЗЫКА Выбор параметров: существительное фазовое значение прилагательное оценка глагол количество абстрактное значение отрицание конкретное значение порядок слов синтаксические отношения

Слайд 12
Описание слайда:
Пример списка (параметры не выбраны), выход на запрос в НКРЯ (не) ведать стыда действие (не) видеть логики знание понимание (не) видеть надобности знание понимание (не) видеть оснований знание понимание (не) видеть причины знание понимание (не) видеть разницы Neg знание понимание (не) внушать доверия действие каузация (не) возникает сомнения действие субъект начало (не) встретить сопротивления действие получатель (не) встречать сопротивления действие получатель (не) выдержать напряжения объект оценка соответствие (не) выдержать характера прерывание демонстрация (не) выдерживать критики действие объект мало соответствие

Слайд 13
Описание слайда:
особенности этого подхода Заданность списка анализируемых коллокаций (частичная или по параметрам) Отношение к текстовым коллекциям работает с материалом репрезентативного корпуса (что это такое?) относится безразлично к типу текстов, входящих в корпус

Слайд 14
Описание слайда:
Что-2? Зачем-2 рассматриваются большие массивы текстов тексты разных функциональных стилей и предметных областей, список потенциальных коллокаций для них принципиально не задан, этот список является отражением тех характеристик, которые заложены в анализируемых текстах.

Слайд 15
Описание слайда:
разные ФС текстов и различие списков коллокаций http://corpus.leeds.ac.uk/ruscorpora.html A query to Russian corpora Выбор: Russian National Corpus (2009 version)  Russian Fiction (disambiguated)  Russian Newspapers Russian Internet Corpus RNC+NEWS-RU+I-RU (for rare words) Russian Business Internet Corpus 

Слайд 16
Описание слайда:
разные ФС текстов, разные стат. меры и различие списков коллокаций A query to Russian corpora Collocation scores:   Mutual Information     T-score      Loglikelihood score Context:   ? words on the left  ? words on the right Но нет порогов отсечения, практически нет возможности работать со словоформными биграммами, очень грязная морфологическая разметка

Слайд 17
Описание слайда:
Зачем-2 и Что-2 и Как-2? Если коллокации не заданы списком, если коллокации не заданы правилами, то что такое «коллокация»? Какова природа коллокации? Как понимать: неслучайное сочетание двух и более лексических единиц, характерное для языка в целом (текстов любого типа)? для определенного типа текстов (или даже (под)выборки текстов)?

Слайд 18
Описание слайда:
Текст и коллокации текст есть структурированная последовательность единиц разных уровней, Коллокации как сложносоставные подструктуры текста – важный объект при исследовании процедур анализа (и синтеза) текста. Выделяя и исследуя коллокации мы исследуем текст: структурные единицы текста разных языковых – и текстовых – уровней их роль в процедурах анализа и синтеза речи (текстов).

Слайд 19
Описание слайда:
Текстовые коллекции и коллокации Мы не привязаны к заданной коллекции или Корпусу На коллекциях разных текстов мы можем изучать характеристики наиболее связанных структурных составляющих, и через них выходить на структуру разных текстов Прежде всего, текстов разных функциональных стилей (новостные, научные, деловые, художественные)

Слайд 20
Описание слайда:
Что мы можем получить, на разных коллекциях-корпусах? Варьируя коллекции, мы можем организовать систему вложенных друг в друга корпусов: тексты определенного функционального стиля, тексты определенного источника, тексты определенной предметной области, однородная выборка текстов определенных источников и предметной области, и т.д.

Слайд 21
Описание слайда:
Что мы можем получить, на разных коллокциях-корпусах? Например, вложенные друг в друга: научные тексты, лингвистические научные тексты, научные тексты предметной области «Теоретическая и прикладная лингвистика» (материалы конференции «Диалог»), научные тексты предметной области «Корпусная лингвистика».

Слайд 22
Описание слайда:
Что мы можем получить, используя разные статистические меры (напр., MI, t-score, LL), а может где-то и абсолютные частоты коллокаций? пороги отсечения, разные единицы (коллокации из словоформ и/или лексем), … расстояния между коллокатами

Слайд 23
Описание слайда:
используя разные параметры, Мы получаем разные типы коллокаций = типы структурных составляющих текста: неоднословных номинаций в новостном тексте – наименования персон (Бенедикт XVI, Бритни Спирс, президент Венесуэллы Уго Чавес), организации (РИА Новости, Арбат Престиж), географические наименования (Саудовская Аравия, Соединенные Штаты, Нижнем Новгороде), в новостном тексте – наименования событий или ?? (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, защищать принадлежащий ему титул чемпиона), в научном тексте – термины (корпусная лингвистика, часть речи, машинный перевод);

Слайд 24
Описание слайда:
используя разные параметры, (продолжение) Мы получаем еще другие типы коллокаций = типы структурных составляющих текста: составные слова (в качестве, в связи, в результате), газетные клише (по словам, сообщает РИА, как сообщает или сообщает Интерфакс со ссылкой на), конструкции с управлением глаголов (зависит от, состоит в, а также – имеет место, обращать внимание), и т.д.

Слайд 25
Описание слайда:
статистические меры (напр., MI vs. t-score)-1 Новостные тексты (напр., на материале lenta.ru за 2009) мера MI (порог 40): определение наименования объектов, терминов, сложных номинаций, отражающих предметную область (– как?) , мера t-score (порог 40) – выделение: «общеязыковых устойчивых сочетаний» (производных служебных слов, дискурсивных слов) «устойчивых конструкций», где и те, и другие характеризуют стилистические особенности новостных текстов

Слайд 26
Описание слайда:
статистические меры (напр., MI vs. t-score)-2 Научные тексты (напр., на материале «Диалог 2003-2009» и «Корпусная лингвистика» (2004, 2006, 2008)) мера MI: «ключевые» неоднословные термины, которые характеризуют предметную область коллекции; t-score: «общеязыковых устойчивых сочетаний» (производных служебных слов, дискурсивных слов), «устойчивых конструкций», где и те, и другие характеризуют стилистические особенности научных текстов, коллокации, общие для всех (или подавляющего большинства) текстов коллекции Степень тематической однородности коллекции научных текстов соотносится с однородностью множества выделяемых коллокаций

Слайд 27
Описание слайда:
Таблица 1. Биграммы (MI-score), выделяющиеся и для лексем, и для словоформ. Материал конференции «Диалог» (из доклада на симпозиуме "Терминология и знание" -- Пивоварова, Ягунова 2010)

Слайд 28
Описание слайда:
Биграммы (MI-score), выделяющиеся и для лексем, и для словоформ. Табл. 1 и 2а. Пояснения Пороги для коллекций «Корпусная лингвистика» и «Диалог»: 16 и 40 Курсивом в таблице выделены сочетания, которые были удалены на этапе выделения терминологических коллокаций с использованием морфологического фильтра. Подчеркиванием выделены те сочетания, которые на основании формальных критериев должны были быть ошибочно отнесены к терминологическим.

Слайд 29
Описание слайда:
Таблица 2а. Терминологические биграммы (MI-score), выделяющиеся и для лексем, и для словоформ. Материал конференции «Корпусная лингвистика» (из доклада на симпозиуме "Терминология и знание" -- Пивоварова, Ягунова 2010)

Слайд 30
Описание слайда:
Биграммы (MI-score), выделяющиеся и для лексем, и для словоформ. Почему мы выбрали этот список? В список 1 попадают составные номинации, характеризуемые максимальной свободой (максимальным разнообразием, минимальной ограниченностью) набора выполняемых ими в предложении семантико-синтаксических ролей. Примеры: 9 винительный падеж, 17 именительный падеж, 24 актуальный членение, 29 инструментальный среда. Биграммы списка 2 – номинации в определенной синтаксической позиции. Примеры: 10 речевой акт, 50 речевых актов, 19 именная группа, 65 именных групп, 27 коммуникативного акта, 62 коммуникативных актов, 77 просодических характеристик, 78 прошедшего времени, 74 речевого сигнала. Кроме того, биграммы этого подкласса могут относиться к части целостной номинации, напр., сочетание речевых актов часто является частью триграммы «теории речевых актов». У биграмм списка 3 (см.табл.1 и 2а) наиболее простая структура: нет ни закрепленности, ни противоречий между смысловыми, лексическими и синтаксическими связями. Биграммы этого класса занимают в текущем словарном составе некое промежуточное место между биграммами класса «1» и биграммами класса «2». Анализ разных списков показал, что список 3 является наиболее адекватным при решении задачи определения ключевых тем (неоднословных терминов), характерных для рассматриваемых коллекций.

Слайд 31
Описание слайда:
Статистические меры (напр., MI vs. t-score)-3. Дельта. Порог Новостные тексты (напр., на материале lenta.ru), в которых представлена коллекция за год и подколлекции за каждый месяц (дельта за месяц) Дельты за месяц имеют гораздо большую однородность тем! MI (порог 3): в списках коллокаций за разные месяцы – небольшое число пересечений, ок. 50% биграмм появляется только в одном списке, менее 50% процентов из первой сотни годового списка попали в первую сотню какого-либо из месячных списков, мера лучше отражает тематику текстов, а темы новостных текстов непрерывно меняются. t-score (порог 3): в списках коллокаций за разные месяцы – большое число пересечений, первые сто биграмм из «года» повторяются в нескольких месячных списках (часто во всех двенадцати списках), мера лучше отражает стратегию выбора тем (?) и стилистку текстов, а они в рамках одного и того же СМИ меняется сравнительно медленнее

Слайд 32
Описание слайда:
Выделении основных тем новостной коллекции. Мера. Дельта. Порог Гипотеза об иерархии используемых мер (с учетом дельт (списков по месяцам) и разных порогов) для новостных коллекций: См. еще раз слайд 26 на материале научных коллекций. традиционно – использование t-score для выделения основных тем новостных коллекций гораздо хуже MI, НО пересечения списков коллокаций, полученных для разных месяцев (тематически более однородных выборок) с помощью t-score (Δt-score) -- дают представление о ведущих темах более, чем списки, традиционно полученные с помощью меры MI; MI с высоким порогом отсечения – при прочих равных -- более информативна для определения тематики коллекции, чем Δt-score. Пересечение списков, полученных для разных месяцев с использованием меры MI (ΔMI), – почти пустое

Слайд 33
Описание слайда:
Дополнительная проверка гипотезы. Дельта. Порог Еще раз про гипотезу: t-score < MI < Δt-score < MIT (подробнее про стат. обоснование в докладе Л.М.Пивоваровой) Дельта нужда для увеличения тематической однородности выборки. КАК лучше определять дельту? Порог нужен для отсечения редких для коллекции коллокаций. Он зависит от объема коллекции и степени тематической однородности. КАК определять порог в каждом конкретном случае?

Слайд 34
Описание слайда:
зачем? что? как? Сейчас мы не ставим перед собой задачу практически востребованного метода напр., извлечения всех терминов или тестирования разных методик (см., напр., [Браславский, Соколов 2006]). Задача – изучение возможности выделения формальных признаков, необходимых для определения предметной области коллекций текстов и ключевых слов, описывающих рассматриваемые коллекции; формирование наборов информационно значимых для коллекции коллокаций и выделение общих для текстов коллекции коллокаций.

Слайд 35
Описание слайда:
Зачем-2 и Что-2 и Как-2? продолжение… на будущее что задано для списка потенциальных коллокаций ?? не заданы даже ключевые слова, ключевые слова заданы, варьируют коллокаты, задан морфолого-синтаксический шаблон (в комбинации с п.1. или 2), заданы ключевые слова, вместо слова-коллоката и т.д.

Слайд 36
Описание слайда:
Литература Бирюк О. Л., Гусев В. Ю., Калинина Е. Ю. Словарь глагольной сочетаемости непредметных имен русского языка М., 2008 http://dict.ruslang.ru/abstr_noun.php Браславский П., Соколов Е. Сравнение четырех методов автоматического извлечения двухсловных терминов из текса // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды международной конференции «Диалог 2006» (Бекасово, 31 мая – 4 июня 2006 г.) / Под ред. Н.И. Лауфер, А. С. Нариньяни, В. П. Селегея. – М.: Изд-во РГГУ, 2006. Добров Б.В., Лукашевич Н.В., Сыромятников С.В. Формирование базы терминологических словосочетаний по текстам предметной области // Труды пятой Всероссийской научной конференции "Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции" - RCDL2003, Санкт-Петербург, 2003 Иорданская Л. Н., Мельчук И. А.. Смысл и сочетаемость в словаре. М.: Языки славянских культур, 2007 Кобрицов Б.П., Ляшевская О.Н., Шеманаева О.Ю. Поверхностные фильтры для разрешения семантической омонимии в текстовом корпусе // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды международной конференции "Диалог'2005" (Звенигород, 1-6 июня, 2005 г.)/ Под ред. И.М. Кобозевой, А.С. Нариньяни, В.П. Селегея. - М.: Наука, 2005. Кустова Г. И. Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени М., 2008 http://dict.ruslang.ru/magn.php Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Новый частотный словарь русской лексики 2008 http://dict.ruslang.ru/freq.php

Слайд 37
Описание слайда:
Литература (продолжение) Пивоварова Л.М., Ягунова Е.В. Извлечение и классификация терминологических коллокаций на материале лингвистических научных текстов. Предварительные наблюдения // Материалы второго Международного симпозиума “Терминология и знание” М., 2010 (в печати) Шайкевич А.Я., Андрющенко В.М., Ребецкая Н.А. Статистический словарь русской газеты (1990 гг.) М., 1998 Хохлова М.В. Экспериментальная проверка методов выделения коллокаций // Slavica Helsingiensia 34. Инструментарий русистики: Корпусные подходы. Под ред. А. Мустайоки, М.В. Копотева, Л.А. Бирюлина, Е.Ю. Протасовой. Хельсинки, 2008. С.343–357 Ягунова Е.В. Вариативность стратегий восприятия звучащего текста (экспериментальное исследование на материале русскоязычных текстов разных функциональных стилей). Пермь, 2008. Ягунова Е.В. Формальные и неформальные критерии вычленения ключевых слов из научных и новостных текстов // Материалы IV Международного конгресса исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». М., 2010 Ягунова Е.В., Пивоварова Л.М. Природа коллокаций в русском языке. Опыт автоматического извлечения и классификации на материале новостных текстов – Сб. НТИ, Сер.2, №5. М., 2010 (в печати)

Слайд 38
Описание слайда:
Литература (продолжение) Degand L., Bestgen Y.Towards automatic retrieval of idioms in French newspaper corpora // Literary and Linguistic Computing, 18, 2003, 249-259 Iordanskaja, L., Paperno, S.: A Russian-English Collocational Dictionary of the Human Body, Columbus/Ohio 1996 Khokhlova M. Extracting Collocations in Russian: Statistics vs. Dictionary // JADT 2008: actes des 9es Journées Internationales d’Analyse Statistique des Données Textuelles, Lyon, 12-14 mars 2008 : Proceedings of 9th International Conference on Textual Data statistical Analysis, Lyon, March 12-14, 2008 (editors : Serge Heiden, Bénédicte Pincemin). P. 613–624. Petrovic S., Snajder J., Basic B.D., Kolar M. Comparison of collocation extraction for document indexing // Journal of Computing and information technology – CIT 14, 2006, 4, 321-327 Stubbs M. Collocations and semantic profiles: om the case of the trouble with quantitative studies.Functions of language 2:11, 23-55, Benjamins, 1995. Manning C., Schutze H. Collocations // Manning C., Schutze H. Foundations of Statictical Natural Language Processing, 2002, pp.151-189 Rayson, Paul & Roger Garside (2000). Comparing corpora using frequency profiling // Proceedings of the Comparing Corpora Workshop at ACL 2000. Hong Kong, 2000. P. 1-6.


Скачать презентацию на тему «Зачем», «что» и «как» в исследовании коллокаций. Вопросы и возможные ответы можно ниже:

Похожие презентации