Текстовая задача и процесс ее решения презентация

Содержание


Презентации» Математика» Текстовая задача и процесс ее решения
Учебный модуль 1 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ
 Тема 1.3. Текстовая задача иСтруктура текстовой задачи
 Любая задача состоит из предметной области, отношений, которыеСтруктура текстовой задачи
 Например: «На уроке труда использовали 25 листов бархатнойСтруктура текстовой задачи
 С множествами, составляющими предметную область, их числовыми характеристикамиСтруктура текстовой задачи
 Без вопроса задачи нет. В результате решения задачиМетоды и способы решения текстовых задач
 Обычно используются два основных способаАрифметический способ 
 Арифметический способ решения задач состоит в том, чтобы найти неизвестнуюАлгебраический способ
 Алгебраический способ основан на использовании уравнений и систем уравненийГрафический способ 
 Графический способ решения представляет собой получение результата путем применения различныхПрактический способ 
 Практический способ решения предусматривает манипуляции с предметами, о которых говоритсяПодбор
 Рассмотрим применение подбора при решении задач в начальных классах.
 ДанаСхематическое моделирование
 Способ решения задачи при помощи схематического моделирования позволяет получать решениеКомбинированный способ решения задачи
 Кроме вышеперечисленных способов могут быть использованы различныеКомбинированный способ решения задачи
 Решение:
 Пусть весь объем работы составляет единицу.Этапы решения задачи и приемы их выполнения: анализ решения задачи
 выделяютсяПамятка по решению задачи
 1.        Прочитай задачу, представь то, о чемРешение текстовых задач различными методами и способами
 Рассмотрим задачу: «Два велосипедистаРешение текстовых задач различными методами и способами
 Её решим алгебраически, ноЗадача. «Утром ушли в море 20 маленьких и 8 больших рыбачьихЗадача. За 3 дня в парке посадили 30 деревьев.  В первыйЗадача (из "Арифметики" Л.Н. Толстого).
 Задача (из "Арифметики" Л.Н. Толстого).
 У одного хозяинаРешение комбинированным способом
 Рассмотрим следующую задачу: «Когда из портфеля вынули 6Самостоятельная работа
 Выполнение домашней практической работы



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Учебный модуль 1 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ Тема 1.3. Текстовая задача и процесс ее решения


Слайд 2
Описание слайда:
Структура текстовой задачи Любая задача состоит из предметной области, отношений, которые связывают объекты этой области, требования задачи и оператора (решения). Под предметной областью понимают множество рассмотренных в задаче объектов, которые вместе со связывающими их отношениями образуют условие задачи. Требование задачи – то, что необходимо найти в результате ее решения. Под оператором задачи понимают совокупность действий, которые необходимо выполнить в соответствии с условием задачи над ее данными 

Слайд 3
Описание слайда:
Структура текстовой задачи Например: «На уроке труда использовали 25 листов бархатной бумаги и 4 листа гофрированной бумаги. Сколько всего листов бумаги использовали на уроке?» Предметная область данной задачи состоит из листов бархатной бумаги, листов гофрированной бумаги, из общего количества листов бумаги. Элементы этой предметной области связаны в данной задаче отношением суммы количества листов каждого вида. Известны следующие числовые характеристики предметной области: количество листов бархатной бумаги и количество листов гофрированной бумаги. Неизвестным выступает общее количество листов. 

Слайд 4
Описание слайда:
Структура текстовой задачи С множествами, составляющими предметную область, их числовыми характеристиками можно проводить следующую работу: §   Перечисли все, что известно в задаче. (Известно, что израсходовали 25 листов бархатной бумаги и 4 листа гофрированной бумаги). §   Перечисли все, что в задаче неизвестно. (Неизвестно, сколько всего листов бумаги израсходовали). В начальной школе в текстовой задаче выделяют условие и требование (вопрос).

Слайд 5
Описание слайда:
Структура текстовой задачи Без вопроса задачи нет. В результате решения задачи должно быть найдено искомое число (числа), либо показано, что такого числа не может быть (задачи с некорректными данными), либо установлены связи или отношения между числами. Этот результат получается при использовании числовых данных из условия, либо, если условие задачи не содержит явных числовых данных, из анализа условия.

Слайд 6
Описание слайда:
Методы и способы решения текстовых задач Обычно используются два основных способа решения задач: арифметический и алгебраический. Однако, кроме этих способов, рассматриваются еще и способ подбора, графический способ решения, практический способ. В принципе, все эти способы решения имеют равные права на применение их при решении задач, однако, арифметический и алгебраический являются наиболее универсальными, так как не все задачи можно корректно решить остальными способами.

Слайд 7
Описание слайда:
Арифметический способ Арифметический способ решения задач состоит в том, чтобы найти неизвестную величину составлением числовых выражений (числовых формул) и подсчета результата. Этот способ решения задач имеет важное методическое значение. Прочное усвоение методов решения задач арифметически позволяет подготовить учащихся к осознанному решению задач составлением уравнений. Рассмотрим задачу: «Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу с одинаковой скоростью. Через какое время они встретятся, если расстояние между ними 60 км, а скорость 12 км/ч?» Арифметически эту задачу можно решить так: 1. Какова скорость сближения велосипедистов? 12+12 = 24(км/ч). 2. Через какое время велосипедисты встретятся? 60:24 = 2,5(ч). Ответ: велосипедисты встретятся через 2,5 часа.

Слайд 8
Описание слайда:
Алгебраический способ Алгебраический способ основан на использовании уравнений и систем уравнений при решении текстовых задач. Известный американский педагог и математик Д. Пойа в своей книге по проблемам обучения решению задач пишет, что «составить уравнение – значит выразить математическими символами условие, сформулированное словами. Это перевод с обычного языка на язык математических формул. Трудности, которые могут встретиться при составлении уравнений, являются трудностями перевода». Это же в полной мере, на наш взгляд, можно отнести к записи решения выражением. В начальных классах за неизвестное обычно принимается то число, о котором спрашивается в задаче, и что уравнения решаются детьми только на основе связей компонентов и результатов арифметических действий.

Слайд 9
Описание слайда:
Графический способ Графический способ решения представляет собой получение результата путем применения различных схем и геометрической интерпретации задачи. Решение задач графическим способом можно осуществлять и при помощи отрезков, графиков, построений.

Слайд 10
Описание слайда:
Практический способ Практический способ решения предусматривает манипуляции с предметами, о которых говорится в задаче или с их изображениями и позволяет дать ответ на вопрос задачи, не выполняя при этом арифметических действий. Например, рассмотрим задачу: « В коробке лежало 12 конфет. Мама дала дочери 2 конфеты и еще 2 конфеты сыну. Сколько конфет осталось в коробке?» При решении этой задачи практическим способом можно выложить на парту 12 палочек, иллюстрирующих общее количество конфет, затем удалить сначала 2 палочки (2 конфеты дочке), а потом еще 2 палочки (2 конфеты сыну). Пересчитать остаток – 8 палочек (8 конфет). Этот результат и будет ответом задачи.

Слайд 11
Описание слайда:
Подбор Рассмотрим применение подбора при решении задач в начальных классах. Дана задача «На столе лежали 6 груш и 4 яблока. Саша взял со стола 5 фруктов. Сколько яблок и груш отдельно мог взять Саша?». При решении этой задачи можно рассуждать таким образом, основываясь на знании состава числа 5: Саша мог взять либо только яблоки, либо только груши (5=0+5=5+0). Тогда ответ будет или 5 яблок и 0 груш, или 0 яблок и пять груш. Дальше анализируются остальные случаи состава числа 5, формулируется ответ (5=1+4=4+1; 5=2+3=3+2).

Слайд 12
Описание слайда:
Схематическое моделирование Способ решения задачи при помощи схематического моделирования позволяет получать решение задачи моделированием схемы отношений между данными и искомыми. Схема может выступать как способ решения задачи, так и как форма записи решения задачи Например: «На двух тарелках было по 18 яблок. На десерт из одной тарелки взяли несколько яблок, а из второй – столько, сколько осталось на первой тарелке. Сколько яблок осталось на двух тарелках?»

Слайд 13
Описание слайда:
Комбинированный способ решения задачи Кроме вышеперечисленных способов могут быть использованы различные их комбинации, т.е. комбинированный способ решения задачи. Например, рассмотрим следующую задачу: «Один рабочий может выполнить работу за 4 ч, а другой эту работу может выполнить за 6 ч. Какую часть всей работы выполнит каждый рабочий, если они будут работать вместе?»

Слайд 14
Описание слайда:
Комбинированный способ решения задачи Решение: Пусть весь объем работы составляет единицу. Тогда за 1 час первый рабочий выполнит 1:4=1/4 часть, а второй 1:6=1/6 часть всей работы. Время, за которое рабочие выполнят все задание при совместной работе, обозначим через х ч, тогда первый выполнит (¼)х часть всей работы, а второй (1/6 )х часть всей работы. Так как вся работа составляет единицу, составим уравнение: 1/4х+1/6х = 1 (¼+1/6)х = 1 х = 2 2/5 (ч). Тогда первый рабочий выполнит ¼×2 2/5 = 3/5, а второй – 1/6×2 2/5 =2/5. Ответ: первый рабочий выполнит 3/5 всей работы, а второй – 2/5 всей работы. В данной задаче сначала используется алгебраический способ решения, а потом – арифметический. Таким образом, задача решена комбинированным способом.

Слайд 15
Описание слайда:
Этапы решения задачи и приемы их выполнения: анализ решения задачи выделяются следующие этапы решения задачи: а) ознакомление с содержанием задачи, анализ содержания задачи; б) составление краткой записи, схемы задачи; в) поиск способа решения задачи, составление плана; г) выполнение плана решения задачи; д) проверка полученного решения; е) исследование задачи; ж) формулировка ответа к задаче; з) последующая работа над задачей.

Слайд 16
Описание слайда:
Памятка по решению задачи 1.        Прочитай задачу, представь то, о чем говорится в задаче. 2.        Запиши задачу кратко, если необходимо, сделай чертеж или схему. 3.        Объясни, что показывает каждое число и назови вопрос задачи. 4.        Подумай, какое число должно получиться в результате (например, больше или меньше, чем данные числа и т.д.) 5.        Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? Составь план решения задачи. 6.        Выполни решение. 7.        Проверь ответ и ответь на вопрос задачи. 8.        Подумай, можно ли решить задачу другим способом? 9.        Подумай, при каких условиях ответ задачи получился бы больше? Меньше?

Слайд 17
Описание слайда:
Решение текстовых задач различными методами и способами Рассмотрим задачу: «Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу с одинаковой скоростью. Через какое время они встретятся, если расстояние между ними 60 км, а скорость 12 км/ч?»

Слайд 18
Описание слайда:
Решение текстовых задач различными методами и способами Её решим алгебраически, но двумя способами: 1 способ: Примем за х ч время, через которое встретятся велосипедисты, тогда, учитывая, что они двигались навстречу друг к другу с одинаковой скоростью 12 км/ч и прошли вместе 60 км можно составить уравнение: (12+12)х=60, где (12+12) км/ч – скорость сближения. (12+12)х=60 24х=60 х=60:24 х=2,5 (ч) Ответ: велосипедисты встретятся через 2,5 часа. 2 способ: Примем за х ч время, через которое они встретятся. Тогда первый до встречи пройдет 12х (км) и второй тоже 12х (км). Так как вместе они прошли 60 км, то можно составить уравнение: 12х + 12х = 60. 12х+12х=60 24х=60 х=60:24 х=2,5 (ч) Ответ: велосипедисты встретятся через 2,5 часа.

Слайд 19
Описание слайда:
Задача. «Утром ушли в море 20 маленьких и 8 больших рыбачьих лодок, 6 лодок вернулись. Сколько лодок с рыбаками должно вернуться?» Задача. «Утром ушли в море 20 маленьких и 8 больших рыбачьих лодок, 6 лодок вернулись. Сколько лодок с рыбаками должно вернуться?» I способ.     1. 20+8=28(л.) ушли в море.                    2. 28-6=14(л.) должны вернуться.                    Выражение.(20+8)-6=14(л.) II способ.     1. Сколько больших лодок должно вернуться? 20-6=14(л.)                    2. Сколько всего лодок должно вернуться? 14+8=22(л.)                    Выражение.(20-6)+8=14(л.) III способ.   1. Сколько маленьких лодок должно вернуться? 8-6=2(л.)                          2.Сколько всего лодок должно вернуться? 20+2=22(л.)                         Выражение.(8-6)+20=14(л.)     Ответ: должно ещё вернуться 22 лодки.

Слайд 20
Описание слайда:
Задача. За 3 дня в парке посадили 30 деревьев.  В первый день посадили 15 деревьев, во второй – 7 деревьев. Сколько деревьев посадили в третий день? Задача. За 3 дня в парке посадили 30 деревьев.  В первый день посадили 15 деревьев, во второй – 7 деревьев. Сколько деревьев посадили в третий день? I способ: 1) 30 – 15 = 15 (д.) – посадили деревьев во второй и третий дни. 2) 15 – 7 = 8 (д.) – посадили деревьев в третий день. II способ: 1) 30 – 7 = 23 (д.) – посадили деревьев в первый и третий дни. 2) 23 – 15 = 8 (д.) – посадили деревьев в третий день. III способ: 1) 15 + 7 = 22 (д.) – посадили деревьев в первые два дня. 2) 30 – 22 = 8 (д.) – посадили деревьев в третий день.

Слайд 21
Описание слайда:
Задача (из "Арифметики" Л.Н. Толстого). Задача (из "Арифметики" Л.Н. Толстого). У одного хозяина 23 овцы, а у другого на 7 больше. Сколько у них овец вместе? I способ: 1) 23 + 7 = 30 (ов.) – столько овец у второго хозяина. 2) 23 + 30 = 53 (ов.) – столько овец у двух хозяев. II способ: 1) 23 + 23 = 46 (ов.) – столько овец было бы у двух хозяев, если бы у второго было столько же овец, сколько у первого. 2) 46 + 7 = 53 (ов.) – столько овец было у двух хозяев в действительности. III способ: 1) 23 x 2 = 46 (ов.) – столько овец было бы у двух хозяев, если бы у второго было столько же овец, сколько у первого. 2) 46 + 7 = 53 (ов.) – столько овец было у двух хозяев в действительности.

Слайд 22
Описание слайда:
Решение комбинированным способом Рассмотрим следующую задачу: «Когда из портфеля вынули 6 тетрадей, в нем осталось в три раза меньше тетрадей, чем было. Сколько тетрадей было в портфеле?» Решение: 1) 6:2=3 (т.) 2) 3×3=9 (т.) Ответ: было 9 тетрадей. В данном решении комбинированы схематическое моделирование и арифметический способы решения задачи. Из модели видно, что на 6 тетрадей приходится две одинаковые части, значит можно найти, сколько приходится на одну часть, а дальше используется арифметический способ решения.

Слайд 23
Описание слайда:
Самостоятельная работа Выполнение домашней практической работы


Скачать презентацию на тему Текстовая задача и процесс ее решения можно ниже:

Похожие презентации