Информационно-семиотическое понимание культуры презентация

Содержание


Презентации» Логистика» Информационно-семиотическое понимание культуры
       ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ  КУЛЬТУРЫФормирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в XX веке было вОсновные направления разработки теоретических взглядов на культуру в XX веке
 1.Информационно-семиотическая концепция культуры
 Исходный пункт: в культуре воплощаются средства, способы иВ основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности вПредметы культуры обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, какКультура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творенияВыступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи,Мы живем не только в мире вещей, но и в миреКультура – особый тип информационного обмена
 С возникновением культуры у людейС информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах:Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле.1. Естественные знаки
 Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы.
2. Функциональные знаки
 Связь функциональных знаков с тем, на что ониИконические знаки
 Знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают;
 Функция3. Конвенциональные знаки
 Служат обозначением предмета «по условию» – потому, чтоОсновные виды конвенциональных знаков 
 Сигналы — знаки извещения или предупреждения.4. Вербальные (словесные) знаковые системы
 Важнейшие из созданных людьми знаковых систем.6. Знаковые системы записи
 Важнейшим из знаковых систем записи выступает -Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира - Уорфа)
 Язык есть не простоФакты, опровергающие гипотезу
 Содержание наших мыслей и представлений определяется их предметом,Спасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
       ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ


Слайд 2
Описание слайда:
Формирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в XX веке было в значительной мере следствием стремления преодолеть пестроту и разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию. Формирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в XX веке было в значительной мере следствием стремления преодолеть пестроту и разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию.

Слайд 3
Описание слайда:
Основные направления разработки теоретических взглядов на культуру в XX веке 1. Адаптационизм

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Информационно-семиотическая концепция культуры Исходный пункт: в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности (адаптационистский тезис ). Особенности человеческой деятельности: Сознательная постановка цели; Создание средств деятельности.

Слайд 6
Описание слайда:
В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства. В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства. Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную» среду обитания. Человечество живет как бы на грани двух миров — существующего не зависимо от него мира природы и созданного им мира материальной куль туры, причем в ходе исторической развития человеческого общества пер вый все больше заслоняется вторым. Артефакты (феномены культуры) - сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий.

Слайд 7
Описание слайда:
Предметы культуры обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Предметы культуры обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека (тезис идеационизма).

Слайд 8
Описание слайда:
Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, все более общих и абстрактных смыслов. Основные виды смыслов: знания (то, что дается познанием); ценности (то, что устанавливается с помощью оценки) ; регулятивы (то, чем регулируются действия).

Слайд 9
Описание слайда:
Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак - предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Семиотика – наука о знаках и системах знаков.

Слайд 10
Описание слайда:
Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.

Слайд 11
Описание слайда:
Культура – особый тип информационного обмена С возникновением культуры у людей появляется особая, отсутствующая у животных, «надбиологическая» форма хранения и передачи информации. Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» ее наследования — социальную наследственность.

Слайд 12
Описание слайда:
С информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: С информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир смыслов и мир знаков. Феномены культуры - это любые артефакты (искусственно созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация

Слайд 13
Описание слайда:
Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем: Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем: естественные; функциональные; конвенциональные; вербальные (естественные языки); знаковые системы записи.

Слайд 14
Описание слайда:
1. Естественные знаки Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки — это знаки-признаки. Пример: дым – знак огня.

Слайд 15
Описание слайда:
2. Функциональные знаки Связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Примеры систем функциональных знаков: производственная техника (любой механизм или деталь — знак, который несет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является); предметы обстановки городского или сельского быта; одежда; «язык тела» — мимика, жесты, позы.

Слайд 16
Описание слайда:
Иконические знаки Знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают; Функция знака является главной и основной; Как правило, создаются искусственно.

Слайд 17
Описание слайда:
3. Конвенциональные знаки Служат обозначением предмета «по условию» – потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.

Слайд 18
Описание слайда:
Основные виды конвенциональных знаков Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Индексы — условные обозначения каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Символы – это знаки, которые не только обозначают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Всякий символ имеет двуслойное строение. Его внешний, «первичный» слой – образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может, в свою очередь, содержать в себе идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме.

Слайд 19
Описание слайда:
4. Вербальные (словесные) знаковые системы Важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Любой из нескольких тысяч естественных языков - это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Язык формируется и развивается людьми только благодаря совместной, общественной жизни, т.е. является социальным феноменом. История развития культуры отражается в истории развития языка. Наряду с быстро изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словарный фонд - лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками.

Слайд 20
Описание слайда:
6. Знаковые системы записи Важнейшим из знаковых систем записи выступает - письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. Знаковые системы этого типа возникают на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки, танца, - и вторичны по отношению к ним. Стадии развития письменности: Пиктография – письмо в рисунках; Иероглифы; Алфавитное письмо.

Слайд 21
Описание слайда:
Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира - Уорфа) Язык есть не просто средство выражения и оформления мыслей - он определяет ход наших мыслительных процессов и их результаты. Различия между языками наиболее заметно проявляются в том, что в каждом из них есть так называемая безэквивалентная лексика, т.е. слова, которые не переводятся на другие языки однословно. Отсутствие в языке слов, соответствующих безэквивалентной лексике другого языка, называют лакунами.

Слайд 22
Описание слайда:
Факты, опровергающие гипотезу Содержание наших мыслей и представлений определяется их предметом, а не языком. Язык обслуживает культуру, а не определяет ее. Языки отличаются друг от друга, но не настолько сильно, как предполагает гипотеза Сепира - Уорфа. На одном языке может быть легче выразить одни свойства и отношения вещей, а на другом - другие. Категорично утверждать, что мышление и создаваемая в той или иной культуре картина мира всецело зависят от языка неверно. Но если ограничиться тезисом о том, что язык оказывает влияние на наше мышление и наши представления о мире, то в этом виде гипотеза представляется оправданной.

Слайд 23
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Информационно-семиотическое понимание культуры можно ниже:

Похожие презентации