Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживания населения

Содержание


Презентации» Технология» Презентация Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживания населения
Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживанияДля справки
 В последние годы доля пожилых людей в общем составеЦель работы с пожилыми людьми – поддержание их активности, знергетических возможностей,Старость – это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связаноВозрастная классификация 
 допроизводительный возраст от 0 до 17 лет;
 производительныйВ пожилом возрасте проявляется «заострение» личностных черт. Типичны также характерологические измененияНовые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными переживаниями,Ценится старый опыт. Любые изменения вызывают негативную реакцию. Уменьшается значение идентификацииСложна адаптация. Часто отмечается уход в болезнь (преувеличение болезни, стремление вызвать5 видов приспособления личности к старости: 
 Конструктивное отношение. Пожилые людиОтношение зависимости. Люди, не имеющие слишком высоких жизненных претензий, охотно уходящиеОтношение враждебности к окружающим. Агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить на другихОтношение враждебности к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний. ОниВ целом, среди людей пожилого возраста чаще всего наблюдаются  дваПротивоположный тип людей пожилого возраста достоин всяческого восхищения. С годами ониСтарость в сказкахПозитивное старение. 
 «Госпожа Метелица»:
 
 «Когда от моей перины перья«Серебряное копытце»:
 «Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка ДаренкаНегативное старение. 
 «Сказка о рыбаке и рыбке»:
 «Старик ловил неводомИногда отрицательных, нелицеприятных стариков описывают в образах старых ведьм, злых сил,Опекунство, наставничество.  Как выход из старческого одиночества, показаны такие прекрасные«Снегурочка»:
 «Снегурочка»:
 «И как это, живешь-живешь на свете, А все себе«Золотой ключик»:
 «Золотой ключик»:
 «Карло был уже стар и болен, иХэппи-энд в сказках обычно выражается словами: «И жили они долго иПо мнению Эриксона, основная задача старости – достижение ценности, осознание иСчастливая старость — особо благоприятная форма старения. Как пишет Н. Ф.Позитивный стереотип — в его основе лежат ценность жизненного опыта иЛ. Брейтспраак (Breytspraak L. M., 1991) выделяет для специалистов три основныхЧтобы понять пожилого человека, необходимо увидеть его в контексте всей жизни,Практические рекомендации по общению с людьми пожилого и старческого возраста:
 СоциальныйСледует учитывать, что многие пожилые и старые люди страдают от одиночества,Особого внимания требуют пожилые и старые люди, недавно потерявшие близких, выписанныеВо время посещения на дому опрос пожилых и старых людей требуетРечь должна быть четкой, ясной и несколько замедленной.
 Речь должна бытьУпражнение
 Представьте себя пожилым. Составьте два списка, какие аспекты старения дляОтветьте на вопросы:
 Как вы работаете с пожилыми людьми? Какова цель4. Вы обижаетесь на пожилых людей, смотрите на них свысока илиУпражнение на релаксацию. Музыкотерапия.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживания населения Психолог Кашина М.В.


Слайд 2
Описание слайда:
Для справки В последние годы доля пожилых людей в общем составе населения существенно возросла. Если на сегодня она в экономически развитых странах составляет 14%, то к 2030 г., по прогнозам социологов, достигнет 25%. По классификации ООН, нация считается «старой», если более 7% ее численности составляют люди, перешагнувшие 65-летний рубеж. В Германии таковых 14,9%, в США - 12,6%, в Японии - 12,5%, в России - более 20% .

Слайд 3
Описание слайда:
Цель работы с пожилыми людьми – поддержание их активности, знергетических возможностей, способности к самообслуживанию, помощь в осознании ценности и приятии прожитой жизни. Цель работы с пожилыми людьми – поддержание их активности, знергетических возможностей, способности к самообслуживанию, помощь в осознании ценности и приятии прожитой жизни.

Слайд 4
Описание слайда:
Старость – это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Старость – это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Слайд 5
Описание слайда:
Возрастная классификация допроизводительный возраст от 0 до 17 лет; производительный возраст (мужчины 18-64 года, женщины 18-59 лет); послепроизводительный возраст (мужчины старше 65, женщины – 60 лет); старость (мужчины 65-79 лет, женщины – 60-79 лет); глубокая старость (старше 80 лет).

Слайд 6
Описание слайда:
В пожилом возрасте проявляется «заострение» личностных черт. Типичны также характерологические изменения личности, отличающиеся своеобразной полярностью: упрямство, ригидность суждений сочетаются с повышенной внушаемостью и легковерием, сниженная эмоциональная отзывчивость — с чувствительностью и слезливым слабодушием. В пожилом возрасте проявляется «заострение» личностных черт. Типичны также характерологические изменения личности, отличающиеся своеобразной полярностью: упрямство, ригидность суждений сочетаются с повышенной внушаемостью и легковерием, сниженная эмоциональная отзывчивость — с чувствительностью и слезливым слабодушием.

Слайд 7
Описание слайда:
Новые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными переживаниями, сформировать новые мотивы. Плохо формируются новые ролевые отношения, трудно привыкают к новым ценностям, к новым представлениям о себе и других. Новые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными переживаниями, сформировать новые мотивы. Плохо формируются новые ролевые отношения, трудно привыкают к новым ценностям, к новым представлениям о себе и других.

Слайд 8
Описание слайда:
Ценится старый опыт. Любые изменения вызывают негативную реакцию. Уменьшается значение идентификации (старые друзья). Социальная идентификация затруднена (нет нового социума). Ценится старый опыт. Любые изменения вызывают негативную реакцию. Уменьшается значение идентификации (старые друзья). Социальная идентификация затруднена (нет нового социума).

Слайд 9
Описание слайда:
Сложна адаптация. Часто отмечается уход в болезнь (преувеличение болезни, стремление вызвать жалость, привлечение внимания, попытка добиться материальных привилегий). Сложна адаптация. Часто отмечается уход в болезнь (преувеличение болезни, стремление вызвать жалость, привлечение внимания, попытка добиться материальных привилегий).

Слайд 10
Описание слайда:
5 видов приспособления личности к старости: Конструктивное отношение. Пожилые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены контактом с окружающими

Слайд 11
Описание слайда:
Отношение зависимости. Люди, не имеющие слишком высоких жизненных претензий, охотно уходящие от среды. Отношение зависимости. Люди, не имеющие слишком высоких жизненных претензий, охотно уходящие от среды. Оборонительное отношение, для которого характерно преувеличено эмоциональная сдержанность и неохотное принятие помощи от других.

Слайд 12
Описание слайда:
Отношение враждебности к окружающим. Агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи. Отношение враждебности к окружающим. Агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи.

Слайд 13
Описание слайда:
Отношение враждебности к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний. Они пассивны, склонны к депрессии и печали. Отношение враждебности к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний. Они пассивны, склонны к депрессии и печали.

Слайд 14
Описание слайда:
В целом, среди людей пожилого возраста чаще всего наблюдаются два основных типа. К первому относятся люди сварливые и тяжелые в общении. Никто не хочет находиться рядом с ними, потому что они, кажется, сознательно стремятся самым невыносимым образом выставить напоказ наиболее неприглядные черты своего характера.

Слайд 15
Описание слайда:
Противоположный тип людей пожилого возраста достоин всяческого восхищения. С годами они словно становятся лучше и демонстрируют все более привлекательные черты своего характера. Противоположный тип людей пожилого возраста достоин всяческого восхищения. С годами они словно становятся лучше и демонстрируют все более привлекательные черты своего характера.

Слайд 16
Описание слайда:
Старость в сказках

Слайд 17
Описание слайда:
Позитивное старение. «Госпожа Метелица»: «Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет» - у неё обо всём белом свете забота.

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
«Серебряное копытце»: «Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать…»

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:
Негативное старение. «Сказка о рыбаке и рыбке»: «Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу» - унылые однообразные занятия, не требующие общения, социального взаимодействия. «Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась: Опять к рыбке старика посылает».

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
Иногда отрицательных, нелицеприятных стариков описывают в образах старых ведьм, злых сил, оборотней: Иногда отрицательных, нелицеприятных стариков описывают в образах старых ведьм, злых сил, оборотней:

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:
Опекунство, наставничество. Как выход из старческого одиночества, показаны такие прекрасные способы, как наставничество, опекунство над сиротами, убогими, слабыми, непохожими на других… Одиночество в старости.

Слайд 27
Описание слайда:
«Снегурочка»: «Снегурочка»: «И как это, живешь-живешь на свете, А все себе цены не знаешь, право. Возьмем, Бобыль, Снегурочку, пойдем! Дорогу нам, народ! Посторонитесь». «На радость взяли дочку, Все ждем-пождем, что счастье поплывет».

Слайд 28
Описание слайда:
«Золотой ключик»: «Золотой ключик»: «Карло был уже стар и болен, и шарманка его давно сломалась. … — Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так... Только ты живи на здоровье». И в конце сказки: «Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло. … Папа Карло в новой бархатной куртке вертел шарманку и весело подмигивал почтеннейшей публике».

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:
Хэппи-энд в сказках обычно выражается словами: «И жили они долго и счастливо».

Слайд 31
Описание слайда:
По мнению Эриксона, основная задача старости – достижение ценности, осознание и приятие прожитой жизни и людей. По мнению Эриксона, основная задача старости – достижение ценности, осознание и приятие прожитой жизни и людей.

Слайд 32
Описание слайда:
Счастливая старость — особо благоприятная форма старения. Как пишет Н. Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают незнакомые им по прошлой жизни чувства и радости, они впервые испытывают довольство собой и окружающими. Счастливая старость — это удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни Счастливая старость — особо благоприятная форма старения. Как пишет Н. Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают незнакомые им по прошлой жизни чувства и радости, они впервые испытывают довольство собой и окружающими. Счастливая старость — это удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни

Слайд 33
Описание слайда:
Позитивный стереотип — в его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости старых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке. Негативный стереотип — на старого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент

Слайд 34
Описание слайда:
Л. Брейтспраак (Breytspraak L. M., 1991) выделяет для специалистов три основных принципа работы с пожилыми людьми: не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения, например, нужно помогать им увидеть и понять, что источник их проблем лежит в ситуации, но не в них самих; требовать от пожилых брать ответственность за свою жизнь там, где это возможно; стимулировать деятельность пожилых людей, которая поддерживает ощущение интеграции и целостности жизни.

Слайд 35
Описание слайда:
Чтобы понять пожилого человека, необходимо увидеть его в контексте всей жизни, включающей в себя все проблемы, успешно или неудачно решенные на более ранних этапах его жизненного пути. Старость каждого человека индивидуальна и неповторима, поэтому и подходы в социальной работе с пожилыми людьми должны быть строго индивидуальны.

Слайд 36
Описание слайда:
Практические рекомендации по общению с людьми пожилого и старческого возраста: Социальный работник должен учитывать особенности психики людей пожилого и старческого возраста, расположить к себе клиента, завоевать его доверие. В разговоре необходимо проявлять внимание и заинтересованность. Следует ободрить клиента, создать у него хорошее настроение. Отсутствие сострадания, нетерпение, спешка, небрежные жесты вызывают отрицательные эмоции, резко снижают жизненный тонус, могут спровоцировать обострение заболевания, вызвать агрессию.

Слайд 37
Описание слайда:
Следует учитывать, что многие пожилые и старые люди страдают от одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, отношений с близкими людьми — часто основные факторы, способствующие нормализации состояния их здоровья. Следует учитывать, что многие пожилые и старые люди страдают от одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, отношений с близкими людьми — часто основные факторы, способствующие нормализации состояния их здоровья.

Слайд 38
Описание слайда:
Особого внимания требуют пожилые и старые люди, недавно потерявшие близких, выписанные из больницы, одинокие (особенно те, кто не может себя обслужить), недавно ушедшие на пенсию и еще не адаптировавшиеся к новому положению в семье и обществе. Это так называемая группа угрожаемых. В эту группу входят и все лица в возрасте от 70 лет и старше. Особого внимания требуют пожилые и старые люди, недавно потерявшие близких, выписанные из больницы, одинокие (особенно те, кто не может себя обслужить), недавно ушедшие на пенсию и еще не адаптировавшиеся к новому положению в семье и обществе. Это так называемая группа угрожаемых. В эту группу входят и все лица в возрасте от 70 лет и старше.

Слайд 39
Описание слайда:
Во время посещения на дому опрос пожилых и старых людей требует большего времени по сравнению с опросом лиц молодого возраста. Необходимо учитывать возможные нарушения слуха, зрения, замедленность реакций. Во время посещения на дому опрос пожилых и старых людей требует большего времени по сравнению с опросом лиц молодого возраста. Необходимо учитывать возможные нарушения слуха, зрения, замедленность реакций.

Слайд 40
Описание слайда:
Речь должна быть четкой, ясной и несколько замедленной. Речь должна быть четкой, ясной и несколько замедленной. Первичный опрос клиента с признаками старческого слабоумия должен проводиться только с участием родственников.

Слайд 41
Описание слайда:
Упражнение Представьте себя пожилым. Составьте два списка, какие аспекты старения для вас…: привлекательны; вызывают беспокойство. Обратите внимание на параллели с "позитивными" и "негативными" характеристиками

Слайд 42
Описание слайда:
Ответьте на вопросы: Как вы работаете с пожилыми людьми? Какова цель вашей работы? Каково ваше отношение к пожилым людям? Придерживаетесь ли вы некоторых стереотипов, в которых старики представляются некомпетентными, бесполезными, ребячливыми, ригидными, капризными и озабоченными физическими болями и недомоганиями?

Слайд 43
Описание слайда:
4. Вы обижаетесь на пожилых людей, смотрите на них свысока или стараетесь избегать их? 4. Вы обижаетесь на пожилых людей, смотрите на них свысока или стараетесь избегать их? 5. Вы пришли к выводу, что работать с пожилыми людьми - пустая трата времени? 6. Что вас привлекает в работе с пожилыми людьми?

Слайд 44
Описание слайда:
Упражнение на релаксацию. Музыкотерапия.

Слайд 45
Описание слайда:


Презентация на тему Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживания населения доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации