Психология взрослости презентация

Содержание


Презентации» Разное» Психология взрослости
Психология взрослостиПсихология взрослостиПсихология взрослостиПсихология взрослостиСтруктура курса Психология взрослостиВзрослость как предмет научного исследования
 Взрослый человек как объект исследования вТемперамент
 Темперамент
 Характер
 Способности
 Мотивы и потребности (направленность) 
 Эмоции
 ВоляМетодологические основы изучения личности взрослого человека были заложены С.Л.Рубинштейном
 Методологические основыПозднее разрабатывались и другие подходы:
 Позднее разрабатывались и другие подходы:
 Стратегияэто многомерное состояние взрослого человека
 это многомерное состояние взрослого человека
 показывает,новая наука – 1980 гг.
 новая наука – 1980 гг.
 закрываеткак этап онтогенеза человека
 как этап онтогенеза человекараздел психологии развития, изучающий закономерности развития психики взрослого человека:
 раздел психологииВзрослость как самостоятельный возраст: 
 Взрослость как самостоятельный возраст: 
 социальнаяТрудности исследования:
 Трудности исследования:
 Наиболее длительный период развития
 Взрослость – этоМножество признаков:
 Множество признаков:
 новый характер развития – саморазвитие, самосовершенствование
 развитиеПсихология возрастных кризисов (К.Юнг, Д.Левинсон, В.И. Слободчиков), 
 Психология возрастных кризисов2. Исследования взрослости в отечественной науке
 завершение процессов развития, стационарное состояние2. Исследования взрослости в отечественной науке
 Впервые задача изучения взрослости была2. Исследования взрослости в отечественной науке
 Первым организовал широкомасштабные исследования психического2. Исследования взрослости в отечественной науке
 Выборка и организация исследования
 18002. Исследования взрослости в отечественной науке
 развитие человека носит непрерывный характер
2. Исследования взрослости в отечественной науке
 процесс обучения в период взрослости2. Исследования взрослости в отечественной науке
 В современной отечественной науке исследования2. Проблема психологии взрослости в зарубежной науке 
 изучена в большейКарл Юнг о взрослости 
 Первым обратил внимание на специфику развитияКарл Юнг о взрослости
 Ранняя взрослость - человек энергичен, импульсивен, страстен,Карл Юнг о взрослости
 Середина жизни – достигнуты две цели: определенныйКарл Юнг о взрослости
 К концу тридцатых – началу сороковых годовКарл Юнг о взрослости 
 Во второй половине жизни и уКарл Юнг о взрослости
 Люди во второй половине жизни начинают использоватьКарл Юнг о взрослости
 Во второй половине жизни человек воссоединяется сТеория Э. Эриксона
 Эго психология 
 Ключевое понятие - идентичность личности
Теория Э. Эриксона
 "Средний возраст", по Эриксону, охватывает период от 30Генеративность
 Забота о воспитании нового поколения
 Продуктивная трудовая деятельность
 Индивидуальное творчествоТеория Э. Эриксона
 Во все, что делает человек, вкладывается частичка его3. Проблема возрастной периодизации развития взрослого человека
 Периодизация - выделение вДревняя китайская классификацияКлассификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э)
 Первый период	Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.) 
 ПериодСтадии развития личности по Э.ЭриксонуПериодизация развития взрослого человека Ш.Бюлер (1893 – 1974, Германия)Периодизация психического развития человека Дж . Биррена (1964, США)Периодизация психического развития человека  Д.Бромлей (1966, Англия)
 В классификации Д.Периодизация психического развития В.И. Слободчикова 
 субъектность - основа личности
 интегральнаяПериодизация психического развития В.И. Слободчикова
 4. Стадия индивидуализация:
 кризис юности: Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве вПериодизация психического развития взрослого человека 
 Нижняя граница колеблется от 16Периодизация психического развития взрослого человека
 Осуществление периодизации взрослости связано с определенными4. Взрослость как особый возраст
 Социальная ситуация развития – система отношений,4. Взрослость как особый возраст4. Взрослость как особый возраст
 Ранняя взрослость 21-25
 Полное включение во4. Взрослость как особый возраст
 Средняя взрослость 25-40
 Годы пик для4. Взрослость как особый возраст
 Поздняя взрослость 40-55
 Продолжение установления специальных4. Взрослость как особый возраст
 переходная стадия - 55-65
 Предпенсионный возраст4. Взрослость как особый возраст
 Максимальная реализация сущностных сил человека
 Стремление4. Взрослость как особый возраст и
 Опыт (30-40)
 Мастерство (40-50)
 Авторитет
4. Взрослость как особый возраст
 Профессиональных качествСоотношение понятий
 Многие ученые используют термины взрослость и зрелость как синонимы
5. Зрелость и ее критерии
 заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума5. Зрелость и ее критерии
 Словарь русского языка: «зрелость»:
 1)состояние организма5. Зрелость и ее критерии
 Прямое значение - полнота развития организма,5. Зрелость и ее критерии
 Понятие «зрелость» используется многими признанными исследователями5. Зрелость и ее критерии 
 К. Г. Юнг – принятие5. Зрелость и ее критерии 
 Г. Олпорт 
 широкие границы5. Зрелость и ее критерии 
 Ананьев Б.Г. - свойства зрелой5. Зрелость и ее критерии 
 Характеристиками зрелой личности называют: 
5. Зрелость и ее критерии
 В рамках одной парадигмы проблема зрелости6. Возрастные задачи развития в период взрослости
 Э. Эриксон 
 Достижение6. Возрастные задачи развития в период взрослости
 Роберт Хейвигхерст (Havighurst) выделил6. Возрастные задачи развития в период взрослости
 •Задачи периода ранней взрослости



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Психология взрослости


Слайд 2
Описание слайда:
Психология взрослости

Слайд 3
Описание слайда:
Психология взрослости

Слайд 4
Описание слайда:
Психология взрослости

Слайд 5
Описание слайда:
Структура курса Психология взрослости

Слайд 6
Описание слайда:
Взрослость как предмет научного исследования Взрослый человек как объект исследования в психологии Исследования взрослости в отечественной и зарубежной науке Проблема возрастной периодизации Взрослость как особый возраст Понятие «зрелость» и ее критерии Возрастные задачи развития в период взрослости

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:
Темперамент Темперамент Характер Способности Мотивы и потребности (направленность) Эмоции Воля

Слайд 9
Описание слайда:
Методологические основы изучения личности взрослого человека были заложены С.Л.Рубинштейном Методологические основы изучения личности взрослого человека были заложены С.Л.Рубинштейном «Психология жизненного пути»

Слайд 10
Описание слайда:
Позднее разрабатывались и другие подходы: Позднее разрабатывались и другие подходы: Стратегия жизни (К.А.Абульханова) Психология жизненных событий (А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров ) Психологическое время личности (Е.И.Головаха) Психология судьбы человека (Е.Ю Коржова)

Слайд 11
Описание слайда:
это многомерное состояние взрослого человека это многомерное состояние взрослого человека показывает, насколько он состоялся как: физический индивид личность (гражданин, супруг, родитель и т.д.) специалист в какой либо деятельности

Слайд 12
Описание слайда:
новая наука – 1980 гг. новая наука – 1980 гг. закрывает "белое пятно« в человекознании изучает процесс развития человека на этапе взрослости: закономерности факторы условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности

Слайд 13
Описание слайда:
как этап онтогенеза человека как этап онтогенеза человека

Слайд 14
Описание слайда:
раздел психологии развития, изучающий закономерности развития психики взрослого человека: раздел психологии развития, изучающий закономерности развития психики взрослого человека:

Слайд 15
Описание слайда:
Взрослость как самостоятельный возраст: Взрослость как самостоятельный возраст: социальная ситуация развития ведущая деятельность особенности общения новообразования в личностной и интеллектуальной сферах кризисы развития

Слайд 16
Описание слайда:
Трудности исследования: Трудности исследования: Наиболее длительный период развития Взрослость – это многомерное состояние Много видов (социальная, психологическая, биологическая и т.д) Гетерохронность достижений в разных сферах

Слайд 17
Описание слайда:
Множество признаков: Множество признаков: новый характер развития – саморазвитие, самосовершенствование развитие в меньшей степени связан с физическим ростом и когнитивном совершенствованием способность успешно преодолевать трудности преодоление зависимости развитое чувство ответственности самостоятельность в постановке задач и целей новые черты характера: инициативность, уверенность,целеустремленность

Слайд 18
Описание слайда:
Психология возрастных кризисов (К.Юнг, Д.Левинсон, В.И. Слободчиков), Психология возрастных кризисов (К.Юнг, Д.Левинсон, В.И. Слободчиков), Этот подход позволяет выделить стабильные и кризисные развития

Слайд 19
Описание слайда:
2. Исследования взрослости в отечественной науке завершение процессов развития, стационарное состояние

Слайд 20
Описание слайда:
2. Исследования взрослости в отечественной науке Впервые задача изучения взрослости была поставлена в 1928 г. Без взрослости невозможно создать целостную картину развития человека и построить полную возрастную периодизацию Зрелость – особый этап в жизни Главный критерий – высокая эффективность в разных сферах жизни и профессиональной деятельности (акме)

Слайд 21
Описание слайда:
2. Исследования взрослости в отечественной науке Первым организовал широкомасштабные исследования психического развития человека в период взрослости (1965 – 1968 гг.)

Слайд 22
Описание слайда:
2. Исследования взрослости в отечественной науке Выборка и организация исследования 1800 человек от 20 до 65 лет развитие человека изучалось по отдельным годам жизни использовался лонгитюд

Слайд 23
Описание слайда:
2. Исследования взрослости в отечественной науке развитие человека носит непрерывный характер природа изменений психофизиологических функций в период взрослости разнородна и противоречива: повышение, стабилизация, понижение и вновь повышение изменения различных функций происходят неравномерно

Слайд 24
Описание слайда:
2. Исследования взрослости в отечественной науке процесс обучения в период взрослости оказывает положительное воздействие на людей: совершенствуется интеллект, психическая регуляция задерживается процесс старения не только на интеллектуальном уровне, но и психофизиологическом

Слайд 25
Описание слайда:
2. Исследования взрослости в отечественной науке В современной отечественной науке исследования в области возрастной психологии взрослости связаны с изучением: психофизиологических изменений в период взрослости (Б.Г. Ананьев) внутриличностной, мотивационно-смысловой динамики (Б.Г.Братусь) особенностей обучения и профессионализации взрослых (Л.И.Анцыферова, .И.Подольский)

Слайд 26
Описание слайда:
2. Проблема психологии взрослости в зарубежной науке изучена в большей степени несколько направлений: психологическое содержание стадий возрастного развития взрослых и механизмы развития (Д.Левинсон,Дж. Хейвигхерст, М. Пек, Э.Эриксон, К.Юнг) адаптивность взрослого человека, влияние событий жизни на индивидуальное развитие (Cni, Vaillant, Hultsch and Plemons, Lieberman) соотношение постоянного и изменяющегося в личности на протяжении жизненного пути (Б. Нюгартен . P.Costa, R.R.McRae)

Слайд 27
Описание слайда:
Карл Юнг о взрослости Первым обратил внимание на специфику развития личности в зрелом возрасте Сравнивал жизнь человека с движением солнца: 4 периода

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:
Карл Юнг о взрослости Ранняя взрослость - человек энергичен, импульсивен, страстен, но еще зависим от других Это – период жизни, когда человек овладевает профессией, женится, заводит детей, обретает общественное положение

Слайд 30
Описание слайда:
Карл Юнг о взрослости Середина жизни – достигнуты две цели: определенный финансовый статус и продолжения рода Возникает опрос: "Что же является целью во второй половине жизни?»

Слайд 31
Описание слайда:
Карл Юнг о взрослости К концу тридцатых – началу сороковых годов жизни происходит радикальная смена ценностей Юношеские интересы и стремления заменяются новыми, более культурными и менее биологическими Человек среднего возраста становится более интровертированным и менее импульсивным

Слайд 32
Описание слайда:
Карл Юнг о взрослости Во второй половине жизни и у мужчин, и у женщин ярче проявляются черты противоположного пола Женщины: конкурентность, решительность, жесткость, агрессивность Мужчины: мягкость, зависимость, сентиментальность

Слайд 33
Описание слайда:
Карл Юнг о взрослости Люди во второй половине жизни начинают использовать психологический резерв свойств противоположного пола, который был нереализован ранее, когда личность осваивала и расходовала гораздо больше гендерно-специфичных черт

Слайд 34
Описание слайда:
Карл Юнг о взрослости Во второй половине жизни человек воссоединяется с человеческим родом, снова становится его частью начинает с большей охотой делиться чем-то с другими (добровольно посвящать свое время общим делам, заниматься строительством, садоводством, искусством), чем разрушать обращает больше внимания на свои чувства — осознаваемые и неосознаваемые Для молодости характерна тема поиска своей настоящей сути, а для целостной личности ведущей является идея вклада в общий опыт Юнг предполагал, что конечная цель коллективного бессознательного и самореализации — достижение высочайшего, то есть, духовного уровня опыта

Слайд 35
Описание слайда:
Теория Э. Эриксона Эго психология Ключевое понятие - идентичность личности Каждый человек от рождения до смерти проходит через восемь стадий развития идентичности Каждый возраст характеризуется определенной эволюционной задачей и двумя возможными полюсами становления личностной идентичности - положительным и отрицательным

Слайд 36
Описание слайда:
Теория Э. Эриксона "Средний возраст", по Эриксону, охватывает период от 30 до 60-65 лет Позитивный полюс –развития это время является формирование производительности (generativity), которая у мужчин выражается преимущественно в творчестве, а у женщин - в рождении и воспитании детей

Слайд 37
Описание слайда:
Генеративность Забота о воспитании нового поколения Продуктивная трудовая деятельность Индивидуальное творчество

Слайд 38
Описание слайда:
Теория Э. Эриксона Во все, что делает человек, вкладывается частичка его "Я", и это приводит к личностному обогащению Отрицательный полюс идентичности - сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою (stagnation) В этом случае возникает "физическая и психологическая инвалидизация" личности

Слайд 39
Описание слайда:
3. Проблема возрастной периодизации развития взрослого человека Периодизация - выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития Существует много периодизаций взрослости, при этом ученые выделяют различные основания в качестве критерия периодизации Но экспериментальных подтверждений они не имеют

Слайд 40
Описание слайда:
Древняя китайская классификация

Слайд 41
Описание слайда:
Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э) Первый период 0-7 лет Второй период 7-14 лет Третий период 14-21 год Четвертый период 21-28 лет Пятый период 28 - 35 лет Шестой период 35-42 года Седьмой период 42- 49 лет Восьмой период 49-56 лет Девятый период 56 – 63 лет Десятый период 63-70 лет

Слайд 42
Описание слайда:
Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.) Период становления 0-20 лет (весна) Молодость 20-40 лет (лето) Расцвет сил 40-60 лет (осень) Старость и угасание 60-80 лет (зима)

Слайд 43
Описание слайда:
Стадии развития личности по Э.Эриксону

Слайд 44
Описание слайда:
Периодизация развития взрослого человека Ш.Бюлер (1893 – 1974, Германия)

Слайд 45
Описание слайда:
Периодизация психического развития человека Дж . Биррена (1964, США)

Слайд 46
Описание слайда:
Периодизация психического развития человека Д.Бромлей (1966, Англия) В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются пять циклов развития: 1.внутриутробный 2.детство 3.юность 4.взрослость 5. старость При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий

Слайд 47
Описание слайда:
Периодизация психического развития В.И. Слободчикова субъектность - основа личности интегральная способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности и своего я (индивид, личность, индивидуальность)

Слайд 48
Описание слайда:
Периодизация психического развития В.И. Слободчикова 4. Стадия индивидуализация: кризис юности: 17–21 год молодость: 19–28 лет кризис молодости: 27 -33 года взрослость: 32–42 года 5. Стадия универсализация: кризис взрослости: 39–45 лет зрелость: 44 года-66 лет кризис зрелости: 55–65 лет старость: 62 года

Слайд 49
Описание слайда:
Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.

Слайд 50
Описание слайда:
Периодизация психического развития взрослого человека Нижняя граница колеблется от 16 до 25, средняя - от 20 до 55, верхняя - от 55 до 75 Границы очень условны и размыты Это объясняется разными принципами построения Четкие методологические основания периодизации взрослости все еще остаются малоразработанными Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития

Слайд 51
Описание слайда:
Периодизация психического развития взрослого человека Осуществление периодизации взрослости связано с определенными трудностями: нахождение объективных критериев неравномерность и гетерохронность развития (психологическое, социальное, физиологическое) влияние социокультурных условий жизни взрослого человека развитие в период взрослости приобретает качественно новую форму саморазвития сочетание процессов эволюции и инволюции роль духовного аспекта - начала в жизни взрослого человека

Слайд 52
Описание слайда:
4. Взрослость как особый возраст Социальная ситуация развития – система отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности человека Понятие введено в науку Л.С. Выготским Рассматривается учеными в качестве основного условия личностного развития, т.к. меняется самим человеком в соответствии с возможностями

Слайд 53
Описание слайда:
4. Взрослость как особый возраст

Слайд 54
Описание слайда:
4. Взрослость как особый возраст Ранняя взрослость 21-25 Полное включение во все виды социальной активности: овладение ролью взрослого человека правовая зрелость избирательные права экономическая самостоятельность и ответственность Отделение от родительской семьи Продолжается профессиональная подготовка, освоение профессии и начало трудовой деятельности Стремление к признанию в референтных группах и к близким дружеским связям с другими людьми Поиск партнера для жизни Возникновение собственной семьи и освоение семейных ролей Рождение ребенка и освоение родительской роли

Слайд 55
Описание слайда:
4. Взрослость как особый возраст Средняя взрослость 25-40 Годы пик для интеллектуальных достижений Консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы Профессиональное мастерство Лидерство и старшинство среди сотрудников

Слайд 56
Описание слайда:
4. Взрослость как особый возраст Поздняя взрослость 40-55 Продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других Уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни (возвращение некоторых женщин к служебной роли) Менопауза Дальнейший упадок физических и умственных функций

Слайд 57
Описание слайда:
4. Взрослость как особый возраст переходная стадия - 55-65 Предпенсионный возраст Более очевидный упадок физических и умственных функций, Дальнейшее ослабление сексуальных функций и интересов Это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета Частичная освобожденность от занятий и отбор наиболее интересных для личности общественных дел Изменение всей мотивации в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни Ожидание старости или сопротивление ее наступлению

Слайд 58
Описание слайда:
4. Взрослость как особый возраст Максимальная реализация сущностных сил человека Стремление к высшим достижениям в разных областях: физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной

Слайд 59
Описание слайда:
4. Взрослость как особый возраст и Опыт (30-40) Мастерство (40-50) Авторитет Наставничество

Слайд 60
Описание слайда:
4. Взрослость как особый возраст Профессиональных качеств

Слайд 61
Описание слайда:

Слайд 62
Описание слайда:
Соотношение понятий Многие ученые используют термины взрослость и зрелость как синонимы Взрослость часто называют периодом зрелости За этой синонимичностью стоит предположение, что взрослость нормативно является возрастом достижения зрелости Взрослость как возраст это самый продолжительный период Это самый социально активный и продуктивный период жизни человека

Слайд 63
Описание слайда:
5. Зрелость и ее критерии заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание изменяется система отношений с окружающим миром – включение во все сферы общественной жизни определяется жизненный путь наступает расцвет творческих сил наблюдается проявлений того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества этот период интеллектуальных достижений, социальной активности это возраст достижения зрелости

Слайд 64
Описание слайда:
5. Зрелость и ее критерии Словарь русского языка: «зрелость»: 1)состояние организма достигшего полного развития; зрелый возраст; 2) перен.: высокая степень развития, совершенства; зрелость мысли

Слайд 65
Описание слайда:
5. Зрелость и ее критерии Прямое значение - полнота развития организма, развития того, что было Переносное значение - «обдуманный», «тщательно взвешенный»: зрелый человек, зрелое решение, зрелый поступок Этот смысл относится скорее к проявлениям характера человека, его поведению, поступкам, мыслям, ценностной позиции, выполнению ролей, установкам

Слайд 66
Описание слайда:
5. Зрелость и ее критерии Понятие «зрелость» используется многими признанными исследователями развития взрослой личности Адлер, Гоулд Ловингер, Олпорт, Фрейд, Эриксон, Юнг и др. Б.Г. Ананьев, К.А.Абульханова Славская, В.И.Слободчиков, А.А. Реан, Братусь

Слайд 67
Описание слайда:
5. Зрелость и ее критерии К. Г. Юнг – принятие ответственности Э. Фромму - забота, ответственность, уважение и знание К. Роджерс - осознанность, свобода быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором

Слайд 68
Описание слайда:
5. Зрелость и ее критерии Г. Олпорт широкие границы «Я» (активность в разных сферах) способность к теплым социальным отношениям наличие самопринятия реалистичное восприятие опыта способность к самопознанию чувство юмора наличие определенной жизненной философии

Слайд 69
Описание слайда:
5. Зрелость и ее критерии Ананьев Б.Г. - свойства зрелой личности : 1. Ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идёт не так. 2. Способность оставаться верным своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения). 3. Живёт спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью. 4. Высокая степень принятия себя и других, в том числе различных сложностей человеческой натуры и т.д.

Слайд 70
Описание слайда:
5. Зрелость и ее критерии Характеристиками зрелой личности называют: 1) развитое чувство ответственности 2) потребность в заботе о других людях 3) способности к: активному участию в жизни общества; эффективному использованию своих знаний; психологической близости с другим человеком; конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации

Слайд 71
Описание слайда:
5. Зрелость и ее критерии В рамках одной парадигмы проблема зрелости рассматривается на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и познания Б.Г.Ананьев выделяет зрелость человека как: индивида – физическая зрелость личности – социальная, (гражданская) зрелость субъекта познания и труда - умственная зрелость Эти виды зрелости во времени не совпадают

Слайд 72
Описание слайда:
6. Возрастные задачи развития в период взрослости Э. Эриксон Достижение интимности и близости в отношениях Физическая близость двоих людей Способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя Достижение идентичности

Слайд 73
Описание слайда:
6. Возрастные задачи развития в период взрослости Роберт Хейвигхерст (Havighurst) выделил в жизни человека в период средней взрослости основные события, обозначив их как жизненные задачи:

Слайд 74
Описание слайда:
6. Возрастные задачи развития в период взрослости •Задачи периода ранней взрослости • Выбрать супруга • Научиться жить с партнером по браку • Начать семейную жизнь • Воспитать детей • Вести домашнее хозяйство • Начать профессиональную деятельность • Принять гражданскую ответственность • Найти близкую по духу социальную группу


Скачать презентацию на тему Психология взрослости можно ниже:

Похожие презентации