Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения презентация

Содержание


Презентации» Разное» Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения
Тема:  Русская лексика с точки зрения её происхождения
 Преподаватель:
 АфанасьеваЦели занятия:
 ознакомиться с основными пластами лексики в зависимости от еёРабота по развитию речи:
 Конструирование предложений
 Определение основной мысли высказывания
 КомплекснаяПовторение:
 Лексическая система русского языка
 Художественно-выразительные средства русского языка
 Сферы употребленияКлючевые слова:
 Лексика
 Исконно русские слова (общеславянские, восточнославянские, собственно русские)
 ЗаимствованныеЭпиграф:
 Люблю обычные слова,
 Как неизведанные страны,
 Они понятны лишь сперва,
Эпиграф:
 Докапываемся до смысла слов,
 
     ДокапываемсяЭпиграф:
 Ржавеет золото, и истлевает сталь,
 Крошится мрамор. К смерти всёОбъяснительный диктант:
   …Слово – Со…нце языковой вселенной: в нём,Лексический разбор текста: 
 Сколько смысла в старинных словах!
 Сколько сПлан лексического разбора текста:
 Прочитать выразительно текст.
 Найти ключевые слова (словосочетания).
Исконно русская лексика (слова, которые образовались непосредственно  в русском языке)
Заимствованная лексика (слова, пришедшие в русский язык из других языков)
 Старославянизмы
Влияние старославянского языка  на развитие русского языка:
 обогатил словами, имеющимиИспользование  старославянского языка:
 на нём написаны богослужебные книги, проповеди, молитвы;Значение старославянизмов  в речи:
 придают речи особую выразительность (А.С.Пушкин «Пророк»,Как музыканту нельзя 
 Как музыканту нельзя 
 без музыкального
 слуха,Нужно знать свой родной
 Нужно знать свой родной
 язык и уметь



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения Преподаватель: Афанасьева Елена Григорьевна, ГБОУ СПО Тольяттинский социально-экономический колледж


Слайд 2
Описание слайда:
Цели занятия: ознакомиться с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения; научиться различать исконно русскую и заимствованную лексику; научиться отличать старославянизмы от исконно русских слов; научиться производить лексический разбор текста; совершенствовать навыки написания орфограмм «Непроизносимый согласный в корне слова», «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Приставки на З и С», «Н и НН в суффиксах прилагательных», «Правописание предлогов со словами»; работать над развитием речи студентов; совершенствовать навыки публичного выступления.

Слайд 3
Описание слайда:
Работа по развитию речи: Конструирование предложений Определение основной мысли высказывания Комплексная работа с текстом

Слайд 4
Описание слайда:
Повторение: Лексическая система русского языка Художественно-выразительные средства русского языка Сферы употребления русской лексики Активный и пассивный словарный запас

Слайд 5
Описание слайда:
Ключевые слова: Лексика Исконно русские слова (общеславянские, восточнославянские, собственно русские) Заимствованные слова (старославянизмы)

Слайд 6
Описание слайда:
Эпиграф: Люблю обычные слова, Как неизведанные страны, Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло. Д.Самойлов «Слова»

Слайд 7
Описание слайда:
Эпиграф: Докапываемся до смысла слов, Докапываемся до основ, Докапываемся до истины! Л.Мартынов «Смысл слов»

Слайд 8
Описание слайда:
Эпиграф: Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово. Анна Ахматова.

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Объяснительный диктант: …Слово – Со…нце языковой вселенной: в нём, как в Со…нце, при гр…мадных д…влении и температуре прои(з,с)ходит соед…нение и ра(з,с)пад элементов, а и(з,с)лучения, исх…дящие (от)него, достигают самых отдалё(н,нн)ых уголков языковой вселенной, обеспечивая движение, г…рмонию и жизнь всего, что в ней есть движущегося и ж…вого. (Л.Ю.Максимов)

Слайд 13
Описание слайда:
Лексический разбор текста: Сколько смысла в старинных словах! Сколько с ними забыто напрасно. Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!» - Как свечу засвечу… Как я прежде была неправа, Не о том и не так говорила! Только в давнее дверь отворила – Обрела и открыла слова. Что за чудо – и молвить, и речь, И словами одаривать – чудо. Словно музыку, слушаю речь – Ну, откуда такое, откуда?.. (В.Творогова)

Слайд 14
Описание слайда:
План лексического разбора текста: Прочитать выразительно текст. Найти ключевые слова (словосочетания). Найти слова, употреблённые в переносном значении. Найти синонимы, антонимы ( в том числе контекстуальные), омонимы. Найти слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.). Найти заимствованные слова, устаревшие (архаизмы, историзмы), неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы. Объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию. Уточнить (обратиться к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте. Подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова. Провести наблюдение над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно обратите внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях. Показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных). Указать средства художественной выразительности (использование тропов и стилистических фигур).

Слайд 15
Описание слайда:
Исконно русская лексика (слова, которые образовались непосредственно в русском языке) Общеславянские слова (сущ. до V-VI вв.) Названия лиц по родству; Названия занятий и орудий труда; Названия жилища, одежды, домашней утвари; Названия пищи, продуктов; Названия предметов с/х, растений, животных; Названия предметов и явлений природы

Слайд 16
Описание слайда:
Заимствованная лексика (слова, пришедшие в русский язык из других языков) Старославянизмы (слова, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян) – распространился в конце X века на Руси

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
Влияние старославянского языка на развитие русского языка: обогатил словами, имеющими отвлечённое значение; пополнил научную терминологию; увеличил количество приставок и суффиксов; обогатил синтаксис русского языка; обогатил стилистические средства русского языка.

Слайд 20
Описание слайда:
Использование старославянского языка: на нём написаны богослужебные книги, проповеди, молитвы;

Слайд 21
Описание слайда:
Значение старославянизмов в речи: придают речи особую выразительность (А.С.Пушкин «Пророк», «Анчар»); служат средством для создания юмора, иронии, сатиры (произведения М.Салтыкова-Щедрина, А.Чехова); воссоздают события прошлого; используются для стилизации языка отдалённой эпохи; используются для речевой характеристики действующих лиц произведения.

Слайд 22
Описание слайда:
Как музыканту нельзя Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и людям, работающим со словом, нельзя без любовного отношения к слову, без живого чувства языка. Г.А.Золотова. Слово и штамп

Слайд 23
Описание слайда:
Нужно знать свой родной Нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами. А.Ф.Кони. Приёмы и задачи прокуратуры


Скачать презентацию на тему Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения можно ниже:

Похожие презентации