Современное толкование антропологии, как универсальной науки о человеке. (Лекция 1) презентация

Содержание


Презентации» Геометрия» Современное толкование антропологии, как универсальной науки о человеке. (Лекция 1)
Антропология
 Чухрова Марина Геннадьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологииЦель дисциплины: дать  современное толкование антропологии как универсальной науки оМесто дисциплины в структуре основной образовательной программы  
 Антропология входитВ результате изучения дисциплины «Антропология» студент должен: 
 Знать: 
 -В разделе первом «Антропогенез» изучаются:
 основные сведения по истории возникновения иРаздел второй  «Возрастная и конституциональная антропология» посвящен:
 изучению основ морфологииТема 1.  История возникновения и развития антропологии
 Вопросы:
 1. СтановлениеТермин "Антропология"
 имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает "наукаАристотель (384-322 гг. до н.э.) 
     Магнус Хундт, 1501 г.Галеаццо-Флавио Капелла (Caprа, чаще Capella; 1487 — 1537) 
 "Антропология, илиЭВОЛЮЦИОНИЗМ     "Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организацииПредмет науки антропологии
 Предметом изучения антропологии является многообразие человека во времениантропология историческая и антропология географическая 
 задача физической антропологии - выявлениеСтановление антропологии в России 
 …изучение коллективного человека, во всем разнообразииПо инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое"Официальной" датой рождения антропологии в России считается 1864 г. 
 ПоБогданов Анатолий Петрович  (1834-1896) 
 Крупнейший русский антрополог XIX в.,Биография
 А. П. Богданов родился в 1834 году в Нижнедевицком уездеПо инициативе Богданова были организованы:
 В Московском университете А. П. БогдановСущественным этапом развития антропологии было начало исследования Сибири, Дальнего Востока иАнтропологические характеристики различных народов Российской империи продолжают поступать на протяжении XVIII-XIXКрашенинников Степан Петрович (1711-1755)
 русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, автор знаменитой книги «ОписаниеГлавный труд С.П. Крашенинникова — «Описание земли Камчатской» — вышел в свет через несколько дней после1776-1777 гг. сочинение И.Г.Георги "Описание всех в Российском государстве обитающих народов"В последние десятилетия XVIII в. были проведены русские экспедиции на АлеутскиеВ то время как накопление данных о физическом типе народов РоссииАнтропологическая "школа"   А.П. Богданова 
 	60-е и 70-е гг.Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеиСтановление антропологии в России
 	
 	В качестве самостоятельной научной дисциплины физическаяКарл Максимович Бэр (1792-1876) 
 Известен как основоположник современной эмбриологии (егоК.М. Бэр ( предшественник Дарвина в утверждении идеи эволюции) он открылСтановление антропологии в России
 	К периоду становления физической антропологии относится разработкаСтановление антропологии в России
 	
 	Российская антропологическая наука уже к началуСловарь терминов 
 Антропология (антропологическая наука) 
 Антропогенез 
 Биологическая (илиСписок литературы 
 Обязательная
 Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Антропология Чухрова Марина Геннадьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии


Слайд 2
Описание слайда:
Цель дисциплины: дать современное толкование антропологии как универсальной науки о человеке Задачами дисциплины являются: - изучение основных этапов эволюции человека и определение его места в системе животного мира; - изучение основных этапов постнатального онтогенеза, факторов роста и развития, эпохальных колебаний темпов развития; - изучение морфофункциональных, психофизиологических, медицинских и экологических аспектов конституции человека; - рассмотрение географических локализаций и характеристик антропологических типов.

Слайд 3
Описание слайда:
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Антропология входит в состав базовой части Математического и естественнонаучного цикла (С. 2. 1. 5.). Дисциплина является самостоятельной, не требует изучения предшествующих дисциплин и обеспечивает изучение дисциплин: - Социальная психология - Этнопсихология - Психология конфликта - Педагогическая психология - Психогенетика - Психология стресса и стрессоустойчивости.

Слайд 4
Описание слайда:
В результате изучения дисциплины «Антропология» студент должен: Знать: - основные факторы расообразования и популяционные признаки этнических особенностей; - последовательность морфологических, функциональных и психологических изменений людей в процессе жизни; - методы исследования морфологии. Уметь: - обосновывать связь психических свойств с особенностями их телосложения. Владеть: - навыками проведения основных антропометрических измерений.

Слайд 5
Описание слайда:
В разделе первом «Антропогенез» изучаются: основные сведения по истории возникновения и развития антропологии; категориальный аппарат науки и её структура; основные положения теории антропогенеза; хронология антропогена и биологические предпосылки очеловечивания; основные факторы формирования человека в древнем каменном веке, кроманьонскую эпоху и в неолите; социальная жизнедеятельность как антропогенный фактор.

Слайд 6
Описание слайда:
Раздел второй «Возрастная и конституциональная антропология» посвящен: изучению основ морфологии человека; связи общих и частных условий индивидуального развития и конституциональных особенностей; факторов, влияющих на формирование рас и расовых признаков; факторов роста, физического и умственного развития людей в первобытности, в традиционном обществе и в современности.

Слайд 7
Описание слайда:
Тема 1. История возникновения и развития антропологии Вопросы: 1. Становление антропологических знаний 2. Антропология в современном мире.

Слайд 8
Описание слайда:
Термин "Антропология" имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает "наука о человеке" (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Таким образом, антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое содержание.

Слайд 9
Описание слайда:
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Первым употребил термин «антропология» применительно к изучению духовной стороны человеческой природы

Слайд 10
Описание слайда:
Магнус Хундт, 1501 г.

Слайд 11
Описание слайда:
Галеаццо-Флавио Капелла (Caprа, чаще Capella; 1487 — 1537) "Антропология, или рассуждение о человеческой природе" :

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
     "Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас" (Рогинский, Левин, 1963. С. 6).

Слайд 16
Описание слайда:
Предмет науки антропологии Предметом изучения антропологии является многообразие человека во времени и пространстве. Это многообразие складывается из проявлений большого числа самых разных черт - антропологических признаков.

Слайд 17
Описание слайда:
антропология историческая и антропология географическая задача физической антропологии - выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) биологических признаков человека и их систем - решается в двух основных плоскостях: его истории и праистории; его географической вариабельности.

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
Становление антропологии в России …изучение коллективного человека, во всем разнообразии его типов в пространстве и времени…       (Анучин, 1900. С. 33) Истоки антропологических исследований в России (XVIII в.) Антропологические работы К.М. Бэра (первая половина XIX в.) Антропология в XIX в.: общественный и научный интерес к науке Антропологическая "школа" А.П. Богданова Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи Начало "советского периода" российской антропологии

Слайд 20
Описание слайда:
По инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество процесс накопления антропологических знаний включал в себя: изучение особенностей физического типа народов (современные этническая антропология и расоведение); развитие общетеоретических представлений о происхождении человека (сейчас - теория антропогенеза).

Слайд 21
Описание слайда:
"Официальной" датой рождения антропологии в России считается 1864 г. По инициативе "первого российского антрополога" А.П. Богданова был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии - ОЛЕАЭ).

Слайд 22
Описание слайда:
Богданов Анатолий Петрович (1834-1896) Крупнейший русский антрополог XIX в., зоолог и историк зоологии. один из основателей российской антропологии, основатель первых антропологических учреждений в России, популяризатор естественных наук, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1890), профессор Московского университета (с 1867).

Слайд 23
Описание слайда:
Биография А. П. Богданов родился в 1834 году в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии; Среднее образование получил в Воронежской гимназии; После поступил на физико-математический факультет Московского университета, на отделение естественных наук; В 1856—1857 годах состоял преподавателем в земледельческой школе Императорского общества сельского хозяйства. В 1857 году отправился за свой счёт за границу; В 1858 году Богданов защитил диссертацию на степень магистра зоологии на тему «О цветности пера птиц»; В 1859 году он совершил вторую поездку за границу для осмотра зоологических садов и музеев Берлина, Лейдена, Брюсселя, Лондона и Парижа; В 1860 году утверждён адъюнктом; C 1865 по 1866 годы производил раскопки курганов в Московской губернии и написал докторскую диссертацию «О московском курганном племени»; В 1867 году назначен ординарным профессором и получил звание почётного доктора; В 1883 году А. П. Богданов получил звание заслуженного профессора; С 1863 года заведовал зоологическим музеем, с 1872 года был директором отдела прикладной зоологии в Московском музее прикладных знаний и директором Комитета шелководства. По зоологии Богданов напечатал около 30 частью специальных, частью популярных работ, по антропологии более 40, не считая мелких статей и докладов.

Слайд 24
Описание слайда:
По инициативе Богданова были организованы: В Московском университете А. П. Богданов впервые организовал лабораторные занятия на своей кафедре — Зоологический практикум. Комитет акклиматизации животных при Императорском московском обществе сельского хозяйства, где он и был первым ученым секретарем с 1856—1858 г., Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, президентом которого состоял с 1886 год; Русская ассоциация для развития наук — учреждена на VIII съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1889—1890 году.

Слайд 25
Описание слайда:
Существенным этапом развития антропологии было начало исследования Сибири, Дальнего Востока и Северных территорий России Следуя за В.Н. Татищевым, участник Великой Северной Экспедиции 1733-1743 гг. историк Г.Ф. Миллер разработал первую подробную анкету (фактически - антропологический бланк), содержавшую десятки вопросов: рост, телосложение, форма и цвет волос, цвет глаз, размеры и форма лица, носа, рта, подбородка, ушей, величина, посадка и цвет зубов и так далее. Большинство из этих признаков входит и в современные антропологические бланки, правда, в унифицированной форме.

Слайд 26
Описание слайда:
Антропологические характеристики различных народов Российской империи продолжают поступать на протяжении XVIII-XIX вв.

Слайд 27
Описание слайда:
Крашенинников Степан Петрович (1711-1755) русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки» (1756). 1733 году был зачислен в состав так называемой «академической свиты» второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Это крупнейшее научное предприятие должно было дать ответ на один из главнейших научных и политических вопросов начала XVIII столетия — соединяется ли Сибирь с Америкой. Первая экспедиция Беринга 1725–1730 годов не смогла решить этот вопрос. Поэтому русское правительство решило повторить экспедицию, которая продолжалась почти десять лет — с 1733 по 1743 год. За это время был открыт пролив между Сибирью и Аляской, а россияне высадились на берегу Америки. Крашенинников сопровождал И. Г. Гмелина в его трёхлетнем путешествии по Сибири (1733—1736). Путевой дневник, который он вёл, и отчёты о путешествии содержат сведения по ботанике, этнографии, зоологии, истории, географии Сибири, словари тунгусского и бурятского языков. Уже в ходе путешествия по Сибири Гмелин и Миллер выделяли Крашенинникова среди прочих студентов по его уровню подготовки и человеческим качествам. И когда в 1737 году встал вопрос об исследовании Камчатки, они отправили туда Крашенинникова, ибо академики испугались неизвестного пути.

Слайд 28
Описание слайда:
Главный труд С.П. Крашенинникова — «Описание земли Камчатской» — вышел в свет через несколько дней после его смерти. Это комплексное монографическое описание громадной территории и ее истории, написанное на основе личных наблюдений, а также выписок из различных исторических документов, которые он видел и читал в Якутске, Охотске и на самой Камчатке. Они ценны тем, что многие из них погибли позднее во время пожаров. С.П. Крашенинников прибыл на Камчатку в 1737 году и до 1741 года занимался всесторонним ее исследованием. Он пересек Камчатку в десяти маршрутах, впервые описал гейзеры, долину реки Камчатки, озера, высочайшие вулканы, собрал сведения о местных жителях — ительменах и камчадалах. В 1740 году к нему присоединился Г. Стеллер, который помог в последних исследованиях. Они были первыми учеными, увидевшими здесь большое морское животное, которое назвали «стеллеровой коровой» (во второй половине XVIII века она была полностью уничтожена местными жителями). Собрав бесценные материалы, они покинули Камчатку в июне 1741 года и только в 1743 году добрались до столицы России. Представив Академии наук результаты своих путешествий, С.П. Крашенинников получил указание подготовить их для публикации, так как в его лице русская наука приобрела исключительно талантливого ученого и тонкого наблюдателя. В 1745 году Крашенинникова избирают адъюнктом Академии наук. В 1747 году он становится заведующим Ботаническим садом. В 1750 году С.П. Крашенинников был избран профессором Академии наук, позднее — ректором Академического университета и директором Академической гимназии.

Слайд 29
Описание слайда:
1776-1777 гг. сочинение И.Г.Георги "Описание всех в Российском государстве обитающих народов"

Слайд 30
Описание слайда:
В последние десятилетия XVIII в. были проведены русские экспедиции на Алеутские острова, Аляску, основаны русские поселения на Тихоокеанском побережье Северной Америки. Начиная с первого кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гг.), русские моряки совершили более 30 кругосветных путешествий, ознаменовавшихся не только важнейшими географическими открытиями, но и доставивших первые сведения о населении тихоокеанских островов. В трудах Ю.Ф. Лисянского, О.Е. Коцебу, В.М. Головнина, Ф.П. Литке и других русских мореплавателей заключены ценнейшие этнографические материалы и наряду с ними первые в науке описания физического типа многих народов.

Слайд 31
Описание слайда:
В то время как накопление данных о физическом типе народов России и зарубежных стран шло параллельно с этнографическими исследованиями, другая область антропологии, трактующая вопросы происхождения человека и его места в системе животного мира, развивалась в связи с "натуральной историей".      Работы А.П. Протасова, С.Г. Забелина, А.М. Шумлянского, Д.И. Иванова и других русских анатомов еще в XVIII в. заложили прочные основы для развития отечественной анатомии. Представителем анатомии начала XIX в. был выдающийся анатом и физиолог П.А. Загорский - автор ряда тератологических исследований.

Слайд 32
Описание слайда:
Антропологическая "школа" А.П. Богданова 60-е и 70-е гг. в развитии русской антропологии справедливо называют "богдановским периодом". Профессор Московского университета А.П. Богданов (1834-1896) был не только инициатором и организатором Общества любителей естествознания при Московском университете, руководимого им в течение 30 лет с момента основания в 1863 г. Именно школа А.П. Богданова стала тем "научным центром", с работами которого связана непрерывная линия дальнейшего развития всей российской антропологической науки.

Слайд 33
Описание слайда:
Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи

Слайд 34
Описание слайда:
Становление антропологии в России В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. Практически одновременно в странах Западной Европы и в России были учреждены первые научные антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. Среди основоположников научной антропологии - созвездие выдающихся учёных своего времени: П. Брока, П. Топинар, Р. Мартин, И. Деникер, К.М. Бэр, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин и другие.

Слайд 35
Описание слайда:
Карл Максимович Бэр (1792-1876) Известен как основоположник современной эмбриологии (его классический труд — «История развития животных»), биолог, географ, антрополог, этнограф. Свою энциклопедическую научную деятельность Бэр сочетал с активной работой в течение 27 лет в качестве директора II отделения Библиотеки Академии наук.

Слайд 36
Описание слайда:
К.М. Бэр ( предшественник Дарвина в утверждении идеи эволюции) он открыл законы онтогенеза, хорду у позвоночных, яйцо у млекопитающих (1826 г.), а также дал объяснение образованию высоких правых берегов у рек и даже оставил рецепт засолки каспийской сельди. К. Бэр — участник многочисленных научных экспедиций. К.М. Бэр ( предшественник Дарвина в утверждении идеи эволюции) он открыл законы онтогенеза, хорду у позвоночных, яйцо у млекопитающих (1826 г.), а также дал объяснение образованию высоких правых берегов у рек и даже оставил рецепт засолки каспийской сельди. К. Бэр — участник многочисленных научных экспедиций. K. Бэр установил, что в процессе эмбрионального развития сначала проявляются самые общие признаки (типа, к которому относится данное животное). Затем последовательно появляются признаки класса, отряда, семейства, рода, вида и, наконец, индивидуальные признаки особи. Признав эволюцию, Бэр распространил свои взгляды и на классификацию наук. К. Бэр отрицал революции и был приверженцем эволюционного развития. Он был противником крепостного права, не одобрял официальную церковность, но и не был материалистом. Резкой критике с его стороны подверглось разделение некоторыми учеными человеческих рас на низшие и высшие.

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:
Становление антропологии в России К периоду становления физической антропологии относится разработка общих и частных антропологических методик, формируется специфическая терминология и сами принципы исследований, происходит накопление и систематизация материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия человека как биологического вида.

Слайд 39
Описание слайда:
Становление антропологии в России Российская антропологическая наука уже к началу XX в. представляла собой самостоятельную дисциплину и имела в своем основании непрерывную научную традицию, связанную с комплексным подходом к исследованию человека.

Слайд 40
Описание слайда:
Словарь терминов Антропология (антропологическая наука) Антропогенез Биологическая (или физическая) антропология Изменчивость (или вариабельность) в антропологии Историческая антропология Полиморфизм в антропологии Эволюционизм

Слайд 41
Описание слайда:
Список литературы Обязательная Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.


Скачать презентацию на тему Современное толкование антропологии, как универсальной науки о человеке. (Лекция 1) можно ниже:

Похожие презентации